Научная статья на тему 'Проблема молодежи и ее ценност ные ориентации в современных условиях'

Проблема молодежи и ее ценност ные ориентации в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9469
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Головченко Е.

Сложившаяся ситуация в сфере развития молодого поколения неоднозначна. С одной стороны современную молодежь отличают рост самостоятельности, практичности и мобильности, ответственности за свою судьбу, резкое повышение заинтересованности в получении качественного образования и профессиональной подготовки, влияющей на дальнейшее трудоустройство и карьеру. Молодые люди стремятся к интеграции в международное молодежное сообщество, в общемировые экономические, политические и гуманитарные процессы. С другой стороны молодым людям присущ низкий уровень интереса и участия в событиях политической, экономической и культурной жизни. Расширяются криминализация молодежной среды, влияние в ней деструктивных субкультур и сообществ. Остается острой проблема социальной интеграции молодых людей с ограниченными возможностями, детей-сирот, подростков из неблагополучных семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Головченко Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема молодежи и ее ценност ные ориентации в современных условиях»

07’2007______________________ВЛАСТЬ______________________________51

Елена ГОЛОВЧЕНКО

ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ И ЕЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

(на примере Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа)

Сложившаяся ситуация в сфере развития молодого поколения неоднозначна.

С одной стороны - современную молодежь отличают рост самостоятельности, практичности и мобильности, ответственности за свою судьбу, резкое повышение заинтересованности в получении качественного образования и профессиональной подготовки, влияющей на дальнейшее трудоустройство и карьеру. Молодые люди стремятся к интеграции в международное молодежное сообщество, в общемировые экономические, политические и гуманитарные процессы.

С другой стороны - молодым людям присущ низкий уровень интереса и участия в событиях политической, экономической и культурной жизни. Расширяются криминализация молодежной среды, влияние в ней деструктивных субкультур и сообществ. Остается острой проблема социальной интеграции молодых людей с ограниченными возможностями, детей-сирот, подростков из неблагополучных семей.

ГОЛОВЧЕНКО

Елена

Ивановна — начальник управления по культуре и молодежной политике муниципального образования Красносельккпгкий район ЯмалоНенецкого оврпономноео округа

Исследуя современное состояние ценностных ориентаций молодежи Крайнего Севера, автор провела социологическое исследование по данной теме в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа. Основной целью исследования явилось изучение комплекса интегрирующих и дифференцирующих социальных ценностей молодежи Красноселькупского района. Были изучены ориентации молодежи Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа в 2006 году. В основу исследования положен анализ результатов реализации муниципальной молодежной политики в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России (2001—2005 годы)».

В опросе участвовали 150 респондентов, из которых 61% — женского пола и 39% — мужского. Опросом были охвачены все возрастные категории молодежи. В процентном отношении это выглядело следующим образом: молодых людей в возрасте от 14 до 17 лет

— 52%, от 18 до 24 лет — 11%, от 25 до 30 лет — 25% и от 30 до 35 лет

— 12%, что позволило получить ответы респондентов для проведения объективного анализа социального самочувствия молодежи, ее ценностных ориентаций на примере отдельного муниципального образования.

Исследование показало, что ценностные ориентации молодежи Красноселькупского района обусловлены степенью адаптации различных социальных групп молодых людей к новым социальноэкономическим условиям, так как социальная адаптация является важнейшим источником изменений в ценностных ориентациях.

Полученные данные свидетельствовали о том, что переход к рыночным отношениям молодежь района оценивает как объективную социальную реальность, возможность проявления способностей молодых людей к адаптации в новых исторических условиях. Так, 70,8% респондентов отметили свою успешную приспособленность к происходящим в стране переменам. Причем 75% обследуемых высказались о том, что в условиях перемен имеющаяся профессия способствовала полностью (или в значительной степени) раскрытию их индивидуальных возможностей, что создает

условия 29,3% опрошенных зарабатывать без ограничений, 16% — приобрести все, что хочется. При этом лишь 10% респондентов отметили незначительное раскрытие способностей.

Все это свидетельствует о том, что в районах Крайнего Севера очень важно своевременно проводить целенаправленную работу по созданию условий для самореализации молодежи.

В ходе исследования определились приоритетные ценности молодежи. И одной из ведущих таких ценностей стало материальное положение молодых северян, которое влияет на их настроение, политические установки, поведенческие предпочтения. Настоящее материальное положение 89% молодежи позволило ей констатировать о том, что современная жизнь их вполне устраивает или в основном устраивает. Лишь 9% опрошенных заявили — в основном не устраивает, а 1%

— совершенно не устраивает, что позволяет 40% молодых людей тратить на удовлетворение своих культурных потребностей до 5% личного бюджета, 26% — 5— 10% и 34% — свыше 10% своего бюджета. Важно отметить, что основным источником доходов у 55% респондентов является заработная плата по месту основной работы. Лишь для 4% опрошенных зарплата не стала основным доходом, у 11% — преобладают «случайные заработки». Таким образом, можно сделать вывод: органы местного самоуправления постоянно уделяют внимание созданию рабочих мест для молодежи, что благоприятно сказывается на решении других социальных проблем.

Вместе с тем все же в новых рыночных условиях 57% молодых людей опасаются ухудшения материального положения, 47% — болезней, 34% — неясного будущего, 20% — безработицы. Не случайно исследование зафиксировало такое явление, как страх перед будущим. 34% респондентов боятся будущего. Это во многом связано с неустойчивостью социально-экономического развития отдельных муниципальных образований Крайнего Севера.

В этой связи показательны проблемы, которые беспокоят молодежь Красноселькупского района и через которые осуществляется оценка ценностных ориентаций молодежи. У 61% респондентов вызывают тревогу инфляция и рост

цен, у 37% — экологические проблемы, у 24% — разрушение отечественной культуры, у 22% — социальное расслоение общества, у 19% — рост преступности, у 15% — состояние социальной сферы.

Таким образом, материальное благополучие — одна из самых значимых ценностей для молодежи.

Здоровье — вторая по значимости ценность для молодых людей. В ее пользу высказались 43% респондентов. Третья по значимости ценность — возможность получения образования (33% опрошенных). Далее — квалификация (11%) и карьера (6,2%). Научный анализ и наблюдения в целом показали, что данные социальные ценности молодежи являются одними из основополагающих в ее жизнеустройстве и личностном росте в условиях Крайнего Севера.

Исследуя потребности, желания и надежды молодежи, целесообразно подчеркнуть, что в ее ориентациях наблюдаются прагматические настроения, устремленность в сферы деятельности, позволяющие изменить к лучшему материальный и социальный статус, а для некоторой части молодежи — просто выжить (10%). Закономерно, что она предъявляет высокие требования к качеству жизни: гарантированность жизненной безопасности и благополучия, что лежит в основе требований северян к органам власти разных уровней.

Анализ системы социально значимых ценностей молодежи Красноселькупского района позволяет выделить три группы тенденций в ценностных ориентациях молодых людей.

Первая по значимости группа касается безопасности жизни, физического, душевного и духовного здоровья молодежи. Проведенные исследования показали, что 62% боятся потери близкого человека, 19% молодежи беспокоит проблема преступности, 35% — распространение наркомании, 39% — загрязнение окружающей среды, возможное экологическое бедствие, которые могут угрожать здоровью человека.

Вторая группа относится к жизненным перспективам молодых людей, то есть к тому, к чему молодежь стремится и чего хочет добиться в жизни. Важно подчеркнуть, что данная группа тенденций в ценностных ориентациях молодежи обусловлена экономическим положением

#

07’2007__________________ВЛАСТЬ_________________________53

не только страны, региона, района, но и материальным состоянием отдельно взятой семьи.

Третья группа ориентирована на проблемы социального участия молодежи в жизни района. Социологическое исследование показало, что молодое поколение района больше всего ценит создание условий для осуществления гражданских и политических прав.

Несмотря на весьма значительные трудности, с которыми сталкиваются молодые люди, они сохраняют оптимизм и веру в то, что в будущем предвидятся положительные изменения в социальноэкономической и общественной жизни.

Изучение ценностных ориентаций молодежи Красноселькупского района предусматривало не только выявление современных проблем и ценностных приоритетов молодежи, но и изучение процесса трансформации ее ценностных ориентаций.

Одним из главных аспектов эволюции ценностных ориентаций современной молодежи является реально существующая социокультурная ситуация. Здесь следует выделить общепоколенческие особенности и проблемы, характерные для современной молодежи. Среди них можно отметить: динамичное изменение участия молодежи во многих областях ее жизни; проявление патернализма к молодым людям и как их ответная реакция — наличие элементов разрыва поколений; проявление сегрегации в молодежной среде; утрата прежних идеалов и неумение ставить цели в жизни, что ведет к асоциальному поведению; специфика социальной адаптации; неоднозначное и по-разному воспринимаемое в обществе проявление молодежной субкультуры; аполитичность среди молодых людей; проявление агрессивности, насилия; расширение девиантности в молодежной среде и протестных настроений.

Целесообразно отметить, что сегодня происходит вымывание традиционных ценностных ориентаций, в результате чего образуется как ценностный вакуум, так и их хаотическое смешение. Подобные изменения затрагивают в первую очередь переосмысление связи личности и культуры. Не случайно 64% респондентов отметили, что культура России переживает кризис, и лишь 17% отметили, что такого кризиса не наблю-

дается. Тревожит тот факт, что 29% опрошенных, то есть почти третья их часть, затруднились ответить на вопрос «Как вы считаете, переживает ли культура России кризис?». Неопределенность данной категории молодых людей не позволяет им ясно определить степень личной удовлетворенности культурной политикой, проводимой на уровне государства. Таких респондентов оказалось 45%. Лишь 27% опрошенных удовлетворены уровнем культурной политики и 28% ответили отрицательно на вопрос, связанный со степенью удовлетворения культурной политикой в России.

В этой связи особое внимание необходимо обратить на работу с молодежью из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих в районе. Учитывая их специфический образ жизни, самобытность и место проживания, национальные традиции и культуру, род занятий, возрастные, физиологические и психологические особенности, формы и методы работы с молодыми людьми должны носить более индивидуальный характер, направленный на возрождение, сохранение их самобытности и культуры, создание условий для развития молодежи этих народов.

Участники исследования на вопрос «Что можно сделать, на ваш взгляд, для сохранения культуры коренных малочисленных народов, проживающих в вашем поселке, районе?» дали следующие ответы (см. таблицу).

Данные социологического опроса свидетельствуют о том, что одним из важнейших направлений деятельности органов местного самоуправления Крайнего Севера может стать работа по развитию культурных ценностей молодых людей из числа коренных малочисленных народов. Оптимизировать деятельность в этом русле можно при помощи формирования и развития нормативной базы, позволяющей решать основополагающие вопросы жизнедеятельности молодежи из числа упомянутых народов — представителей уникальных этносов.

Важно подчеркнуть: кризис ценностных ориентаций молодежи усугубляется недостатками в деятельности институтов социализации. Существенными симптомами являются растущая неэффективность работы данных институтов, навязывание молодым людям прежних,

Таблица

1. Создавать музеи, выставки, клубы, школы национальной культуры 33 %

2. Всячески поддерживать культурные традиции 35 %

3. Оказывать материальную помощь 16 %

4. У делять больше внимания 29 %

5. Поддерживать изучение родного языка 26 %

традиционных ценностей. По мере обострения кризиса внешнее воздействие на молодежь становится все более разнонаправленным. Такая ситуация усложняет процесс социализации молодежи, выработку ее определенных ориентиров и установок.

Данное исследование показало: своевременный учет ценностных ориентаций молодежи района — необходимая предпосылка эффективной муниципальной мол одежной политики. Анализ существующих ценностей у молодых людей позволяет делать практические выводы, разрабатывать социальные технологии, направленные на решение проблем молодежи. Знание того, что волнует молодых людей Крайнего Севера, во что они верят или не верят, создает предпосылки для

эффективной самореализации молодежи.

Изучение ценностных ориентаций молодежи района показало, что работа по их формированию во многом определяется информационным взаимодействием органов муниципальной власти и молодого поколения, общим информированием молодежи о решении ее проблем. Динамика развития молодежной политики предполагает интерактивный характер такого взаимодействия — доступность информации для молодежи, оперативность информационного обеспечения политики в отношении молодых людей через активизацию местных средств массовой информации и как результат

— наличие обратной связи со стороны молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.