Научная статья на тему 'Проблема «Мигрантизации» трудовых отношений в России в период подготовки к международным спортивным соревнованиям'

Проблема «Мигрантизации» трудовых отношений в России в период подготовки к международным спортивным соревнованиям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешние трудовые мигранты / внутренние трудовые мигранты / трудовые отношения / международные спортивные соревнования / Олимпийские игры / Чемпионат мира по футболу / мигрантизация / international labor migrants / internal labor migrants / labor relations / international sport events / Olympic Games / FIFA World Cup / migrantization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева (Большева) Анна Андреевна

Такие международные спортивные соревнования как Олимпиада‑2014 в Сочи, Универсиада‑2013 в Казани и др. обычно рассматриваются российскими исследователями с точки зрения их влияния на экономику, местные сообщества, общество в целом. Автор статьи фокусируется на трудовых отношениях работников, задействованных при их подготовке. Основной тезис состоит в том, что при подготовке к международным спортивным соревнованиям происходит «мигрантизация» трудовых отношений российских рабочих: работодатели вместо того, чтобы в соответствии с трудовым законодательством создавать достойные рабочие места для внешних трудовых мигрантов, игнорируют трудовые права как иностранных граждан, так и российских работников. Данный тезис раскрывается на материалах сравнительного анализа условий труда при подготовке к Олимпиаде‑2014 и Чемпионату мира по футболу‑2018 в Сочи. В первом случае рассматривались внешние и внутренние трудовые мигранты, во втором — только внутренние трудовые мигранты. Анализ законодательства и неформальных практик организации трудового процесса позволил сделать вывод, что в связи с использованием труда внешних мигрантов российские работники теряют не рабочие места, а качество трудовых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«MIGRANTIZATION» OF LABOR RELATIONS IN RUSSIA DURING PREPARATION FOR THE INTERNATIONAL SPORT EVENTS

Russian researchers are used to consider international sports events (such as the 2014 Sochi Winter Olympics and the 2013 Summer Universiade in Kazan) in terms of their impact on economy, local communities and Russian society in general. This article is focused on the labor relations of workers involved in the preparation of such events. The article explores the «migrantization» of labor relations during the preparation for the international sports events. Instead of creating worthy workplaces for international labor migrants, employers ignore the rights of both foreign citizens and Russian workers. This conclusion is based on a comparative analysis of the working conditions during preparation for the 2014 Olympics and the 2018 FIFA World Cup in Sochi. In the former case both internal and external migrants are studied; in the latter case there are only internal labor migrants. The analysis of legislation and of informal practices in the labor processes demonstrates that international labor migration to Russia causes not the loss of workplaces by the Russian citizens but the poor quality of labor relations.

Текст научной работы на тему «Проблема «Мигрантизации» трудовых отношений в России в период подготовки к международным спортивным соревнованиям»

СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА, ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОФЕССИИ

DOI: 10.14515/monitoring.2017.1.11 Правильная ссылка на статью:

Андреева А. А. (Большева). Проблема «мигрантизации» трудовых отношений в России в период подготовки к международным спортивным соревнованиям // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2017. № 1. С. 171—181. For citation:

Andreeva (Bolsheva) A. A. "Migrantization" of labor relations during Russia in preparation for the international sport events. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2017. № 1. P. 171—181.

А. А. Андреева (Большева) ПРОБЛЕМА «МИГРАНТИЗАЦИИ» ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К МЕЖДУНАРОДНЫМ СПОРТИВНЫМ

СОРЕВНОВАНИЯМ

ПРОБЛЕМА «МИГРАНТИЗАЦИИ» ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К МЕЖДУНАРОДНЫМ СПОРТИВНЫМ СОРЕВНОВАНИЯМ

АНДРЕЕВА (БОЛЬШЕВА) Анна Андреевна — сотрудник лаборатории «Транснационализм и миграционные процессы» Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия; специалист Глобальной федерации профсоюзов «Интернационал строительства и деревообработки» (BWI). E-MAIL: a-bolsheva@yandex.ru ORCID: 0000-0002-5459-5279

Аннотация. Такие международные спортивные соревнования как Олим-пиада-2014 в Сочи, Универсиада-2013 в Казани и др. обычно рассматриваются российскими исследователями с точки зрения их влияния на экономику, местные сообщества, общество в целом. Автор статьи фокусируется на трудовых отношениях работников,

«MIGRANTIZATION» OF LABOR RELATIONS IN RUSSIA DURING PREPARATION FOR THE INTERNATIONAL SPORT EVENTS

Anna A. ANDREEVA (BOLSHEVA)1 2 — Researcher; Specialist E-MAIL: a-bolsheva@yandex.ru ORCID: 0000-0002-5459-5279

1 «Transnationalism and Migration Processes» Laboratory, Saint-Petersburg State University, St. Petersburg, Russia

2 Building And Wood Workers' International

Abstract. Russian researchers are used to consider international sports events (such as the 2014 Sochi Winter Olympics and the 2013 Summer Universiade in Kazan) in terms of their impact on economy, local communities and Russian society in general. This article is focused on the labor relations of workers involved in the preparation of such events. The

задействованных при их подготовке. Основной тезис состоит в том, что при подготовке к международным спортивным соревнованиям происходит «ми-грантизация» трудовых отношений российских рабочих: работодатели вместо того, чтобы в соответствии с трудовым законодательством создавать достойные рабочие места для внешних трудовых мигрантов, игнорируют трудовые права как иностранных граждан, так и российских работников. Данный тезис раскрывается на материалах сравнительного анализа условий труда при подготовке к 0лимпиаде-2014 и Чемпионату мира по футболу-2018 в Сочи. В первом случае рассматривались внешние и внутренние трудовые мигранты, во втором — только внутренние трудовые мигранты. Анализ законодательства и неформальных практик организации трудового процесса позволил сделать вывод, что в связи с использованием труда внешних мигрантов российские работники теряют не рабочие места, а качество трудовых отношений.

Ключевые слова: внешние трудовые мигранты, внутренние трудовые мигранты, трудовые отношения, международные спортивные соревнования, Олимпийские игры, Чемпионат мира по футболу, мигрантизация

Благодарность. Статья подготовлена при поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда, проект № 16-33-01123

article explores the «migrantization» of labor relations during the preparation for the international sports events. Instead of creating worthy workplaces for international labor migrants, employers ignore the rights of both foreign citizens and Russian workers. This conclusion is based on a comparative analysis of the working conditions during preparation for the 2014 Olympics and the 2018 FIFA World Cup in Sochi. In the former case both internal and external migrants are studied; in the latter case there are only internal labor migrants. The analysis of legislation and of informal practices in the labor processes demonstrates that international labor migration to Russia causes not the loss of workplaces by the Russian citizens but the poor quality of labor relations.

Keywords: international labor migrants, internal labor migrants, labor relations, international sport events, Olympic Games, FIFA World Cup, migrantization

Acknowledgment. The paper is supported by the Russian Humanitarian Science Foundation, project no. 16-33-01123

Международные спортивные соревнования оказывают непосредственное влияние как на трудовые отношения, так и на рынок труда государства проведения. Подготовка к проведению масштабных спортивных мероприятий сопряжена с созданием новых рабочих мест и привлечением рабочей силы. Как правило,

рынок труда региона, в котором проходят подобные соревнования, не в состоянии обеспечить достаточное количество трудовых ресурсов для организации процесса их подготовки и проведения. В связи с этим используется труд внешних и внутренних мигрантов. Как показывает мировая практика, баланс между количеством и качеством рабочих мест для мигрантов соблюдается далеко не всегда.

В статье рассматривается феномен «мигрантизации» на примере анализа трудовых отношений внешних (иностранные работники) и внутренних трудовых мигрантов (граждане России) в строительном секторе в период подготовки к международным спортивным соревнованиям (Олимпийские игры 2014 г. и Чемпионат мира по футболу 2018 г.) в Сочи в 2012 и 2016 гг. В первой части статьи предложены теоретико-методологические основания исследования трудовых отношений внешних и внутренних трудовых мигрантов, описывается актуальность темы и основные понятия исследования. Во второй — представлены результаты анализа эмпирических данных по двум кейсам подготовки к крупным международным спортивным соревнованиям в Сочи.

Теоретико-методологические основания исследования

Международные спортивные события, также называемые спортивными мегасо-бытиями, привлекли внимание российских социологов недавно. Это объясняется тем, что начиная с 2013 г. Россия регулярно принимает крупные международные спортивные соревнования: Универсиада в Казани в 2013 г., Олимпиада в Сочи в 2014 г., Гран-при Формула-1 в 2015 г., которые рассматривались российскими исследователями с точки зрения влияния на экономику, местные сообщества, российское общество в целом. Так в 2013 г. «Журнал социологии и социальной антропологии» посвятил специальный выпуск спортивным мегасобытиям в России, охватив широкий спектр исследовательских проблем. Например, И. Б. Кузнецова рассматривала отношение горожан к мегасобытиям на примере Универсиады [Кузнецова, 2013]; Е. В. Корчагина и А. В. Варнаев сопоставили динамику развития Сочи и других олимпийских столиц: авторы отметили, что при грамотной организации процессов подготовки и проведения Олимпийских игр принимающий регион может получить долговременные преимущества, связанные как с развитием инфраструктуры, так и с рекламой [Корчагина, Варнаев, 2013]. Д. Е. Воинов изучал вопрос о взаимосвязи международных спортивных соревнований и политики, на примере Олимпийских игр в Сочи [Воинов, 2013]. П. О. Ермолаева исследовала социально-экологические барьеры при подготовке городов постсоветской России к спортивному мегасобытию, на примере Универсиады-2013 в Казани [Ермолаева, 2013].

Но несмотря на интерес отечественных исследователей к спортивным мероприятиям, в российской научной практике отсутствуют исследования трудовой миграции, возникающей в связи с организацией и проведением международных спортивных соревнований. Актуальность настоящей статьи заключается в заполнении этого пробела.

Термин «мигрантизация» предложен П. В. Бизюковым и В. И. Мукомелем в рамках обсуждения исследования «Анализ практик трудовых отношений иностранных граждан (трудовых мигрантов) и их влияние на трансформацию трудовых отно-

шений российских граждан», проводенного Центром социально-трудовых прав и Центром этнополитических и региональных исследований (2013 г.): опрашивались российские работники и внешние трудовые мигранты, работающие на одних и тех же предприятиях в 22-х регионах. Авторы пришли к выводу, что на российском рынке труда сложился своеобразный симбиоз, при котором россияне и внешние трудовые мигранты дополняют друг друга на конкретных предприятиях, занимая разные по качеству рабочие места. Тем не менее низкое качество рабочих мест у внешних трудовых мигрантов приводит к снижению качества рабочих мест у российских работников. Этот процесс получил название «мигрантизация» трудовых отношений» [Бизюков, Мукомель, 2013].

Мы сфокусируемся на анализе трудовых отношений внешних и внутренних трудовых мигрантов, которые были заняты в секторе строительства при подготовке к Олимпийским играм 2014 и Чемпионату мира по футболу 2018 в Сочи. Следует отметить, что традиционно в структуре регионального ВВП Краснодарского края, где находится Сочи, доминирующими секторами экономики были сельскохозяйственный и транспортный. В связи с тем, что Краснодарский край принимал в Сочи Олимпийские игры 2014 г. и готовится принять Чемпионат в 2018 г., региональная структура ВВП изменилась, и строительный сектор переместился на лидирующую позицию [Большева, 2015]. Таким образом, в секторе строительства в Краснодарском крае появилась острая необходимость в дополнительной рабочей силе, которая была компенсирована за счет труда внутренних и внешних трудовых мигрантов.

Временные рамки исследования охватывают период подготовки к международным спортивным соревнованиям, который является наиболее интенсивным с точки зрения использования рабочей силы: 2012 г. для подготовки к Олимпийским играм 2014 г. и 2016 г. для подготовки к Чемпионату 2018 г.

В качестве методологического основания исследования выступает сравнительная социология, понимаемая как стратегия реализации социологического исследования, основанного на постоянных сравнениях [Резаев и др., 2014].

Мы рассмотрим два кейса трудовых отношений внешних и внутренних трудовых мигрантов, занятых в строительном секторе при подготовке к международным спортивным соревнованиям в Сочи:

— трудовые отношения внешних и внутренних трудовых мигрантов, занятых в подготовке к Олимпийским играм в 2012 г.;

— трудовые отношения внутренних трудовых мигрантов, занятых в реконструкции стадиона «Фишт» к Чемпионату мира в 2016 г.

В рамках кейсов проанализируем нормативно-правовое (законодательное) регулирование трудовой деятельности внешних и внутренних трудовых мигрантов в России и сравним законодательные нормы с практикой трудовых отношений внешних и внутренних трудовых мигрантов, задействованных в подготовке к Олимпийским играм и Чемпионату мира в Сочи.

Под термином «внешний трудовой мигрант» мы понимаем «гражданина одной страны, который временно прибывает на территории другой страны с целью поиска работы и осуществления трудовой деятельности»; под термином «внутренний трудовой мигрант» — «гражданина страны, который с целью осуществления трудовой деятельности или поиска работы временно переезжает в другой регион

своей страны» [Андреева, 2015]. Придерживаясь законодательного определения трудовых отношений, мы анализируем: а) порядок найма на работу внешних и внутренних трудовых мигрантов, включая наличие трудового или гражданско-правового договора; б) условия труда, включая продолжительность рабочего времени и безопасность на рабочих местах; в) своевременность и полноту выполнения работодателями обязанности по выплате заработной платы.

Анализ практики трудовых отношений проведен на основании материалов отчетов российских и международных правозащитных организаций об условиях труда мигрантов при подготовке к Олимпийским играм, публикаций СМИ, а также материалов мониторинга условий труда при реконструкции стадиона «Фишт», проводимого BWI в 2016 г. Мониторинг условий труда при реконструкции стадиона проходил при участии автора статьи. В рамках мониторинга автор проводила интервьюирование внутренних мигрантов, осмотр строительной площадки, работала с документацией, имеющей отношение к условиям труда внутренних трудовых мигрантов, а также интервьюировала представителей работодателей.

Формальное (законодательное) регулирование трудовых отношений внешних и внутренних трудовых мигрантов в России

Законодательство РФ предусматривает разный порядок найма российских и иностранных работников. Принципиальным отличием является необходимость получения разрешительных документов иностранными работниками для работы в любом регионе России. Так, в период подготовки к Олимпийским играм, к внешним трудовым мигрантам из стран с безвизовым режимом предъявлялись обязательные требования о постановке на миграционный учет и получении разрешения для работы у юридических лиц и патента для работы у физических лиц; внешние трудовые мигранты из стран с визовым режимом для работы у юридических лиц в РФ предварительно должны были получить рабочую визу. В 2015 г. миграционное законодательство РФ изменилось, и внешних трудовых мигрантов из стран с безвизовым режимом обязали получать патенты на работу у юридических и физических лиц. Российским гражданам для работы в регионе, отличном от региона его постоянного проживания, необходимо лишь оформить временную регистрацию по месту пребывания.

В соответствии с законодательством, внутренние и внешние трудовые мигранты могут работать в России, заключив письменный трудовой договор или гражданско-правовой договор (договор подряда или оказания услуг) с работодателем. Наличие трудового договора обеспечивает защиту работника в соответствии с Трудовым Кодексом РФ. В частности, работник имеет право на оплату труда не ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ); восьмичасовой рабочий день и 40-часовую рабочую неделю; дополнительную оплату переработок в полуторном размере за первые два часа работы, и в двойном размере в последующие часы переработки. Работодатель не имеет права без согласия работника заставить его работать сверх нормы рабочего времени. Трудовой Кодекс (ТК) предусматривает компенсацию за работу в тяжелых и вредных условиях, компенсацию за профессиональные заболевания и производственные травмы, 28 дней оплачиваемого отпуска, обеспечение безопасных условий труда и другие гарантии.

Кроме того, в соответствии с ТК РФ «работодатель обязан обеспечивать безопасность условий труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату» в установленные законодательством сроки и т. д.

Неформальные практики в трудовых отношениях внешних и внутренних трудовых мигрантов при подготовке к Олимпийским играм в Сочи в 2012 г.

При сравнении правовых гарантий трудовых прав внешних и внутренних трудовых мигрантов с неформальными практиками трудовых отношений этих категорий работников при подготовке к Олимпийским играм было выявлено несоблюдение норм закона.

Большая часть внутренних и внешних трудовых мигрантов не получала вторых экземпляров трудовых договоров (либо трудовые договора не оформлялись). В 2012 г. в Сочи была открыта общественная приемная координационной Сети «Миграция и права» (МиП Сочи). За полтора года в «МиП Сочи» с заявлениями обратились около 1300 работников из Узбекистана, Таджикистана, Турции, Молдовы, Армении, Украины, Киргизии, Сербии и других стран, а также около 200 граждан России, работавших вместе с внешними трудовыми мигрантами и нуждавшихся в поддержке правозащитников. Только в трёх случаях у обратившихся был на руках второй экземпляр трудового договора [Симонов и др., 2014].

Иностранные работники находились в еще более уязвимом положении, чем российские граждане. При оформлении на работу работодатели требовали у них паспорта и миграционные карты с целью оформления разрешений на работу, которые впоследствии не возвращали. Многие иностранные работники оказывались без документов, дающих право находиться и осуществлять трудовую деятельность на территории России, могли быть задержаны сотрудниками полиции и миграционной службы. Этим пользовались работодатели и угрожали работникам, что в случае жалоб на невыплату зарплаты или плохие условия труда они могут известить органы власти, которые выдворят работника из страны [Симонов и др., 2014].

По информации приемной «МиП Сочи» внешние и внутренние трудовые мигранты проводили на строительных объектах в тяжелых условиях труда не менее десяти-двенадцати часов в день. Работники были согласны на переработку, так как работодатель обещал дополнительные выплаты. Однако, ввиду отсутствия у подавляющего большинства трудовых договоров, письменные обязательства работодателя об оплате переработок отсутствовали [Симонов и др., 2014].

Международная правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) опубликовала отчет об условиях труда мигрантов, работавших на строительстве объектов Олимпиады в Сочи. Правозащитники провели беседы с 66 внешними трудовыми мигрантами, участвующими в олимпийском строительстве в 2012 г. Все трудовые мигранты, проинтервьюированные HRW в Сочи, утверждали, что работали подолгу и почти без выходных. На объектах практиковался сменный режим по двенадцать часов, с началом первой смены в восемь утра, второй — в восемь

вечера. Работа обычно продолжалась семь дней в неделю с одним выходным раз в две недели.

Одна из проблем трудовых мигрантов в рамках подготовки к Олимпийским играм связана с невыплатой заработной платы. Так, средства массовой информации неоднократно публиковали информацию о протестах российских работников с требованиями выплаты задолженности по заработной плате. В ряде случаев работодатели выплачивали работникам гораздо меньшую заработную плату, чем было обещано при найме на работу. Так, в отчете Human Rights Watch приводится информация о 13 гражданах Украины, которые приехали в Сочи в марте 2012 г. Компания MonArch обещала выплачивать заработную плату размером в 1,5 тыс. долл. США в месяц, а также обеспечить проживание и питание работников. За более чем два месяца работы каждый из работников получил не более 420 долл. США. В мае 2012 г. работники вернулись домой. По данным отчета Human Rights Watch и информации приемной «МиП Сочи» невыплата заработной платы трудовым мигрантам в Сочи носила массовый характер. На момент окончания подготовки к Олимпийским играм долг работодателей перед работниками, исходя из сумм, указанных в заявлениях работников, составлял порядка 35—40 млн руб. [Симонов и др., 2014].

По результатам проведенного анализа можно выделить ряд тенденций, характеризующих практику трудовых отношений между работодателями и трудовыми мигрантами при строительстве олимпийских объектов.

Во-первых, условия найма внутренних и внешних трудовых мигрантов на строительство были различны. К внешним трудовым мигрантам предъявлялись обязательные требования по получению разрешительных документов для работы в России. Во-вторых, несмотря на наличие требований законодательства о заключении письменного трудового или гражданско-правового договора с внешними и внутренними мигрантами, на практике трудовых договоров или гражданско-правовых договоров многие из внутренних и внешних трудовых мигрантов не получали на руки либо их не оформляли. В-третьих, мигранты работали в тяжелых условиях при регулярном отсутствии заработной платы и завышении пределов норм рабочего времени. В-четвертых, невыплата заработной платы мигрантам носила массовый характер. Эта проблема в равной степени коснулась российских и иностранных работников. В ряде случаев работодатели выплачивали гораздо меньшую заработную плату, чем было обещано при найме на работу.

Неформальные практики в трудовых отношениях внутренних трудовых мигрантов при подготовке к Чемпионату мира по футболу

После проведения Олимпийских игр в Сочи началась подготовка к следующему международному спортивному соревнованию — Чемпионату мира. Основная часть подготовительной работы была связана с реконструкцией стадиона «Фишт», которая началась в 2015 г.

Мониторинг условий труда при реконструкции стадиона, проведенный BWI в сентябре 2016 г., выявил, что на строительстве объекта работают только внутренние трудовые мигранты — 340 чел. В рамках мониторинга было опрошено

34 внутренних трудовых мигранта по вопросам трудовых прав; условий труда, включая вопросы заработной платы, содержания трудовых договоров, режима рабочего времени и отдыха; безопасности и охраны труда; условий проживания и питания работников. Работники не смогли четко ответить на вопросы о содержании трудовых договоров, условиях труда на рабочих местах, гарантиях и компенсациях. Внутренние трудовые мигранты также подтвердили, что работают больше нормы рабочего времени и считают, что такие переработки должны компенсироваться премиями. Однако работники заявили, что выплата премиальной заработной платы не производилась с апреля 2016 г.

В рамках мониторинга условий труда при реконструкции стадиона, также были проведены интервью с представителями работодателей (пяти строительных компаний) по вопросам трудовых прав. Им задавались вопросы, аналогичные тем, на которые отвечали работники. Кроме того, работодатели представили документы, регламентирующие трудовые отношения в строительных компаниях. Интервью с представителями работодателей и анализ документации, подтвердили факт, что работникам не выплачивалась премиальная часть заработной платы с апреля 2016 г. Кроме того, оплаты труда в пяти строительных компаниях не позволили точно определить размер премий, которые должны выплачиваться работникам. В нарушение действующего законодательства, заработная плата работникам выплачивалась один раз в месяц.

Осмотр строительной площадки, проведенный в рамках мониторинга условий труда при реконструкции стадиона, выявил нарушения норм охраны и техники безопасности при проведении строительных работ: были обнаружены не огражденные и не обозначенные знаками опасности проемы; работники находились на строительной площадке без средств индивидуальной защиты, спецодежды; строительные леса и заграждения были установлены с нарушением техники безопасности, что чревато рисками производственных травм. В предыдущие годы при реконструкции стадиона были зафиксированы несчастные случаи, включая случай со смертельным исходом.

Проведенный анализ позволяет сделать несколько выводов о трудовых отношениях на строительном объекте. Во-первых, на реконструкции стадиона «Фишт» работали только внутренние трудовые мигранты; жители Сочи и внешние трудовые мигранты не были вовлечены в процесс строительства стадиона в 2016 г. Во-вторых, как и в случае с подготовкой к Олимпийским играм, внутренние трудовые мигранты затруднялись с ответами на вопросы о содержании своих трудовых договоров. Что может свидетельствовать либо об их отсутствии, либо о формальном подходе к заключению трудового договора, когда до работника не доводится информация о трудовых правах и гарантиях, условиях труда. В-третьих, внутренние трудовые мигранты сталкивались с проблемой выплаты заработной платы в полном объеме и в установленные законом сроки. Оплата труда в строительных компаниях, задействованных в реконструкции стадиона, не позволяла работникам точно определить размер премии.

Наконец, на строительной площадке стадиона «Фишт» не соблюдались требования безопасности условий труда, что приводило к несчастным случаям во время строительного процесса.

Выводы

Сравнительный анализ двух кейсов условий труда внешних и внутренних трудовых мигрантов, занятых в подготовке к Олимпийским играм в Сочи в 2012 г., и условий труда внутренних трудовых мигрантов, занятых в реконструкции стадиона «Фишт» при подготовке к Чемпионату мира по футболу в Сочи в 2016 г., показал несоответствие норм закона сложившимся практикам. Сравнение условий труда внешних и внутренних трудовых мигрантов продемонстрировало, что законодательные нормы в равной мере не соблюдаются как в отношении российских граждан, так и в отношении иностранных работников. Положение внутренних трудовых мигрантов в России несколько лучше, чем внешних лишь благодаря отсутствию у них необходимости оформлять разрешительные документы на работу и знанию русского языка.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в связи с использованием труда внешних мигрантов, российские работники теряют не рабочие места, а качество трудовых отношений. Трудовые отношения внутренних (граждан России) и внешних трудовых мигрантов (иностранных граждан) нельзя определять с позиций «лучшие трудовые отношения» — «худшие трудовые отношения». Скорее к ним можно применить определения «худшие трудовые отношения» и «еще худшие трудовые отношения». Происходит «мигрантизация» трудовых отношений, когда работодатели вместо того, чтобы в соответствии с трудовым законодательством создавать достойные рабочие места для внешних трудовых мигрантов, игнорируют трудовые права как иностранных граждан, так и российских работников. Это позволяет сократить затраты работодателей на рабочую силу и, соответственно, значительно увеличить прибыль.

В России продолжается подготовка к Чемпионату мира, который пройдет в 11 городах (Санкт-Петербург, Москва, Сочи, Казань, Екатеринбург, Калининград, Ростов-на-Дону, Самара, Волгоград, Нижний Новгород, Саранск). В программу подготовки входит строительство и реконструкция 12 стадионов, 113 тренировочных площадок, 62 гостиниц, 11 аэропортов, объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры, инфраструктуры энергоснабжения, IT и связи. При этом строительство инфраструктуры для его проведения началось в условиях экономического спада, который привел к оттоку внешних трудовых мигрантов из России. Как показал кейс реконструкции стадиона в Сочи, в такой ситуации работодатели привлекают на строительство объектов внутренних трудовых мигрантов. Проведенный сравнительный анализ позволил сделать вывод, что условия труда внутренних и внешних трудовых мигрантов не соответствуют требованиям трудового законодательства. Таким образом, дальнейшая подготовка к Чемпионату мира, как и реализация других крупных инфраструктурных проектов в России в ближайшие годы, может пройти в условиях существенного ослабления трудовых прав и гарантий работников отрасли строительства.

Список литературы (References)

Андреева А. А. Определение понятий «внешняя трудовая миграция» и «внутренняя трудовая миграция» в рамках социологического исследования [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. URL: http://

teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/8/sociology/andreeva.pdf (дата обращения: 16.11.2016). [Andreeva A. A. (2015) Opredelenie ponyatii «vneshnyaya trudovaya migratsiya» [Definition of the notions «external labor migration»]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development]. No. 8. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/8/sociology/ andreeva.pdf (accessed: 16.11.2016). (In Russ.)].

Бизюков П. В., Мукомель В. И. Анализ практик трудовых мигрантов и их влияния на трудовые отношения российских граждан. М. : Центр Защиты Социально-Трудовых Прав, 2013. [Bizyukov P. V., Mukomel V. I. (2013) Analiz praktik trudovykh migrantov i ikh vliyaniya na trudovye otnosheniya rossiiskikh grazhdan [Analysis of practices of labor migrants and their influence on labor relations of the Russian citizens]. Moscow: Tsentr Zashchity Sotsialno-Trudovykh Prav. (In Russ.)].

Большева А. А. Анализ проблем развития политики в сфере заработной платы в Российской Федерации. М. : ILO, 2015. [Bolsheva A. A. (2015) Analiz problem razvitiya politiki v sfere zarabotnoi platy v Rossiiskoi Federatsii [Analysis of the problems of development of salary policy in the Russian Federation]. Мoscow: ILO. (In Russ.)].

Воинов Д. Е. Типологизация влияния политики на современные Олимпийские игры // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. № 5. С. 21—38. [Voinov D. E. (2013) Tipologizatsiya vliyaniya politiki na sovremennye Olimpiiskie igry [Typology of the impacts of polices on the modern Olympic Games]. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoi antropologii [Journal of Sociology and Social Anthropology]. No. 5. P. 21—38. (In Russ.)].

Ермолаева П. О. Социально-экологические барьеры при подготовке городов постсоветской России к спортивному мегасобытию (на примере Универсиады 2013 в Казани) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. № 5. С. 141—155. [Ermolaeva P. O. (2013) Sotsialno-ekologicheskie bariery pri podgotovke gorodov postsovetskoi Rossii k sportivnomu megasobytiyu (na primere Universiady 2013 v Kazani) [Social and economic barriers in the preparation of the post-Soviet Russia for sport mega event (2013 Kazan Universiade case study)]. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoi antropologii [Journal of Sociology and Social Anthropology]. No. 5. P. 141— 155. (In Russ.)].

Корчагина Е. В., Варнаев А. В. Олимпийские игры как инструмент формирования имиджа страны // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. № 5. С. 189—202. [Korchagina E. V., Varnaev A. V. (2013) Olimpiiskie igry kak instrument formirovaniya imidzha strany [The Olympic Games as a tool for shaping the image of the country]. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoi antropologii [Journal of Sociology and Social Anthropology]. No. 5. P. 189—202. (In Russ.)].

Кузнецова И. Б. Социальные последствия спортивных мегасобытий: между стимулом и симуляцией? Размышляя об Универсиаде 2013 в Казани // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. № 5. С. 124—140. [Kuznetsova I. B. (2013) Sotsialnye posledstviya sportivnykh megasobytii: mezhdu stimulom i simulyatsiei? Razmyshlyaya ob Universiade 2013 v Kazani [Social effects of sport mega-events:

between stimuli and simulation?]. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoi antropologii [Journal of Sociology and Social Anthropology]. No. 5. P. 124—140. (In Russ.)].

Резаев А.В, Трегубова Н.Д, Стариков В. С. Сравнительная социология: общая характеристика и перспективы развития // Социологический журнал. 2014. № 2. С. 89—112. [Rezaev A.V, Tregubova N.D, Starikov V. S. (2014) Sravnitelnaya sotsiologiya: obshchaya kharakteristika i perspektivy razvitiya [Comparative sociology: general characteristics and prospects of development]. Sotsiologicheskii Zhurnal [Sociological Journal]. No. 2. P. 89—112. (In Russ.)].

Симонов С., Попков А., Ганушкина С., Дорман Е. Олимпиада в Сочи любой ценой. М. : Правозащитный Центр «Мемориал» : Комитет «Гражданское Содействие», 2014. [Simonov S., Popkov A., Ganushkina S., Dorman E. (2014) Olimpiada v Sochi lyuboi tsenoi [Sochi Olympics at any cost]. Moscow: Pravozashchitnyi Tsentr «Memorial», Komitet «Grazhdanskoe Sodeistvie». (In Russ.)].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.