Научная статья на тему 'Проблема межполушарной асимметрии в определении индивидуальных латеральных предпочтений у детей с интеллектуальными нарушениями'

Проблема межполушарной асимметрии в определении индивидуальных латеральных предпочтений у детей с интеллектуальными нарушениями Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
636
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ / ЛАТЕРАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / НЕДОСТАТОЧНОСТЬ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ ПРИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЯХ / INTERHEMISPHERIC ASYMMETRY / LATERAL PREFERENCES / INSUFFICIENCY OF INTERHEMISPHERIC INTERACTION / FEATURES OF THE ORGANIZATION OF MOVEMENTS WITH INTELLECTUAL VIOLATIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Уромова Светлана Евгеньевна, Медведева Елена Юрьевна

Данная статья посвящена теоретическому обзору проблемы изучения межполушарной асимметрии и латеральных предпочтений у детей с интеллектуальными нарушениями. Анализ представленных научных подходов и фактических исследований позволили констатировать наличие скрытых противоречий в вопросах определения корреляций межполушарной асимметрии при нарушенном развитии. Авторами произведена попытка объективно доказать актуальность озвученной проблемы и необходимость преломления полученных данных в сторону возможностей выбора технологий обучения двигательным навыкам детей с интеллектуальными нарушениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Уромова Светлана Евгеньевна, Медведева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of interhemispheric asymmetry in the definition of individual lateral preferences in children with intellectual disabilities

This article is devoted to a theoretical review of the problem of studying interhemispheric asymmetry and lateral preferences in children with intellectual disabilities. The analysis of the presented scientific approaches and actual studies made it possible to state the presence of hidden contradictions in the issues of determining correlations of interhemispheric asymmetry in the case of disturbed development. The authors made an attempt to objectively prove the relevance of the problem and the need for refraction of the data received in the direction of the choice of technologies for teaching motor skills to children with intellectual disabilities.

Текст научной работы на тему «Проблема межполушарной асимметрии в определении индивидуальных латеральных предпочтений у детей с интеллектуальными нарушениями»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Дата публикации: 1.01.2018 № 6 (30). С. 97-101.

УДК 378.2 С

С. Е. УромовА, Е. Ю. Медведева

Проблема межполушарнои асимметрии в определении индивидуальных латеральных предпочтений у детей с интеллектуальными нарушениями

Данная статья посвящена теоретическому обзору проблемы изучения межполушарной асимметрии и латеральных предпочтений у детей с интеллектуальными нарушениями. Анализ представленных научных подходов и фактических исследований позволили констатировать наличие скрытых противоречий в вопросах определения корреляций межполушарной асимметрии при нарушенном развитии. Авторами произведена попытка объективно доказать актуальность озвученной проблемы и необходимость преломления полученных данных в сторону возможностей выбора технологий обучения двигательным навыкам детей с интеллектуальными нарушениями.

Ключевые слова: межполушарная асимметрия, латеральные предпочтения, недостаточность межполушарного взаимодействия, особенности организации движений при интеллектуальных нарушениях

The problem of interhemispheric asymmetry in the definition of individual lateral preferences in children with intellectual disabilities

This article is devoted to a theoretical review of the problem of studying interhemispheric asymmetry and lateral preferences in children with intellectual disabilities. The analysis of the presented scientific approaches and actual studies made it possible to state the presence of hidden contradictions in the issues of determining correlations of interhemispheric asymmetry in the case of disturbed development. The authors made an attempt to objectively prove the relevance of the problem and the need for refraction of the data received in the direction of the choice of technologies for teaching motor skills to children with intellectual disabilities.

Keywords: interhemispheric asymmetry, lateral preferences, insufficiency of interhemispheric interaction, features of the organization of movements with intellectual violations

Perspectives of Science & Education. 2017. 6 (30)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Accepted: 17 November 2017 Published: 1 January 2017 No. 6 (30). pp. 97-101.

S. E. Uromova, E. Y. Medvedeva

настоящее время в связи с изменениями в сторону интеграции, которые мы наблюдаем не только в области школьного образования, но и в системе дополнительного образования особую значимость приобретают проблемы поиска новых технологий воздействия на психику ребенка. Эти технологии должны отвечать одновременно как минимум двум требованиям: экономии энергетических и временных ресурсов и максимальной успешности с позиции решения целого комплекса задач в единицу времени. Решение данной задачи осложняется рядом объективных обстоятельств: по данным психофизиологических и нейрофизиологических исследований, к началу обучения в школе у подавляющего большинства современных детей 6-7 лет не сформированы школьно-значимые функции. Обнаруженная функциональная незрелость коры и регуляторных структур мозга становятся более чем в половине случаев причиной стойких трудностей обучения, ригидных по отношению к коррекции. Поэтому пристальное внимание педагогов-практиков обращено к достижениям тех, наук, которые отвечают на вопрос: откуда появилась проблема и каковы механизмы ее компенсации [18].

Данные многочисленных исследований в области нейропсихологии позволили по-новому взглянуть на возможности выработки компенсирующих механизмов при различных нарушениях высших психических функций с особенностями типов профиля латеральной организации моторных и сенсорных функций, играющих базисную роль в развитии психики детей с ограниченными возможностями здоровья (Н.А. Бернштейн, 1947; А.Р. Лурия, 1966; Л.С. Цветкова, 1985; И.В. Ефимова, 1991; Е.Д. Хомская, 1996, 1997; Т.Г. Ви-зель, 2000; А.В. Семенович, 2007; Ю.В. Микадзе, 1999, 2008; В.А. Москвин, 2011 и мн.др.).

Исходя из исследований проблемы индивидуальных различий выше перечисленных авторов нам представляется интересным преломление полученных данных в сторону возможностей выбора технологий обучения двигательным навыкам детей с интеллектуальными нарушениями. Несмотря на достаточную представленность нейропсихологии индивидуальных различий в литературе проблема выстраивания и использования профиля латеральной организации сенсомоторных функций является актуальным направлением в специальном образовании. Это обусловлено целым рядом обстоятельств:

- в отечественной дефектологии известны лишь единичные работы, посвященные изучению функциональных асимметрий у умственно отсталых детей [5, 12, 15];

- в настоящее время не существует универсальной методики описания вариантов «индивидуального профиля латеральности» [12];

- в представленных исследованиях данные касаются в основном когнитивных функций и

эмоционально-личностных поведенческих проблем но не отражаются механизмы формирования двигательных навыков, в частности у лиц с интеллектуальными нарушениями [11, 10, 17].

Анализ литературы позволил с достоверностью констатировать тот факт, что в настоящее время накоплен большой материал, основанный на клинике локальных поражений головного мозга, свидетельствующий о зависимости эмоционально-личностных нарушений от локализации поражения. В этих работах показано, что нарушения высших психических функций связаны с патологией функций корковых и подкорковых отделов мозга, относящихся к системам разного уровня: стволовые и лимбические структуры, медиобазальные отделы лобных и височных отделов коры обоих полушарий. Кроме того, во многих работах подчеркивается важная роль межполушарной асимметрии при поражении мозговых структур правого и левого полушарий мозга в появлении тех или иных личностных особенностей [6, 7, 11, 13].

Таким образом, сложный характер межполу-шарного взаимодействия и латеральных предпочтений, формирующихся под воздействием функционирования каждого звена, отдела, блока подкорковых образований и коры как единого целого, у каждого конкретного человека будет иметь уникальность и отражать его психологические особенности, в т.ч. недостатки. Анализ литературы демонстрирует, что на этот процесс оказывает влияние и время воздействия патологического фактора, т.к. развитие каждого следующего уровня двигательной организации невозможно без достижения определенной степени зрелости каждого предыдущего. Поражение нижних отделов центральной нервной системы влечет за собой нарушение элементарных движений, высших отделов - сложных двигательных актов, требующих осмысления [2, 3]. Это происходит при интеллектуальных нарушениях и влияет на стратегию выбора компенсаторного пути.

Теоретический обзор рассматриваемой проблемы позволил выявить отсутствие единых подходов к диагностике межполушарной асимметрии сенсорных и моторных сфер. Данная проблема особенно остро стоит в отношении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Так, в работах Е.Н. Правдиной-Винар-ской, 1959; В.И. Лубовского, 1968; Е.С. Черника, 1992; Н.А.Козленко, 1994;Р.Д.Бабенковой, 1997; А.А. Дмитриева, 1997; Н.Л. Литоша, 1998; В.М.Мозгового, 2004 была раскрыта специфика развития двигательной сферы детей с интеллектуальными нарушениями [2, 5, 7].

Клинические наблюдения и практический опыт отечественных врачей и дефектологов показывают, что ученики специальной (коррек-ционной) школы VIII вида характеризуются не-

достаточным уровнем развития двигательных способностей. Существуют различные точки зрения на причины двигательной недостаточности при олигофрении. Так, экспериментальное исследование, проведенное Н.Л. Литош в 1998, позволило выделить наличие гендерных отличий в формировании таких двигательных качеств, как скоростно-силовые, гибкость, выносливость. Недоразвитие моторики проявляется в наличии синкинезий, неловкости движений, неустойчивости мышечного тонуса и т.д. при отсутствии первичного поражения двигательного аппарата [9, 19].

Несмотря на изученность проблемы развития двигательной сферы при умственной отсталости, мы практически не встретили работ, раскрывающих роль межполушарного взаимодействия в этих процессах. Кроме того, имеющиеся фактические данные, представленные в литературе, и полученные на разном клиническом и экспериментальном материале, многочисленны и нередко противоречивы. Так, по мнению Е.Н. Правдиной-Винарской, недостаточность двигательной сферы обусловлена стертыми паретиче-скими состояниями различных мышц. Б.И. Пинский, Н.А. Козленко и др. авторы объясняют её недоразвитием морфофизиологических систем мозга, связанных с двигательной функцией [5].

Нарушения согласованности, точности и темпа движений наблюдаемые практически у всех умственно отсталых школьников, можно объяснить с точки зрения следующих нейрофизиологических причин со стороны центрального аппарата управления движениями:

- недостаточность межполушарного взаимодействия на фоне аномально маленьких размеров мозолистого тела и различных нарушений в пирамидной системе, обеспечивающей иннервацию мышц противоположной стороны тела может привести к рассогласованности при совершении симметричных действий и нарушению согласованной работы в системе «глаз» - «рука». Кроме того при нарушениях, возникающих в пирамидном пути, распадаются сложные «серийно организованные» движения.

- замедленность двигательных реакций при умственной отсталости могут быть обусловлены низкими показателями переработки информации в правом полушарии. Об этом говорят и результаты исследований скорости переработки зрительной информации правым полушарием у олигофренов, проведенных в 1978 г. С.А. Генкиной [8].

- нарушение точности движений при умственной отсталости могут быть обусловлены недостаточной иннервацией мышечного аппарата. Кроме того, исследования Н.В.Москвина продемонстрировали сглаженность латеральных предпочтений, что может свидетельствовать о незавершенности процессов функционального развития каждого из полушарий и недостатках

физиологических признаков в левой гемисфе-ре особенно в лобных структурах. Это также не способствует развитию произвольного контроля за движениями. Доминирование правосторонней гемисферы или сглаженность латеральных сенсомоторных предпочтений по сравнению с выборкой здоровых детей приводит к тому, что умственно отсталые дети тяготеют к синтетическому способу восприятия информации в его глобальном образе, не выделяющем специфику функций каждого звена (части) [12].

- незавершенность (нарушения) в уровнях В, С организации движений (по Н.А. Бернштей-ну) в связи в ранним иррадиирущим тотальным поражением центральной нервной системы и задержкой формирования основных локомоторных навыков нарушаются координация движений, пространственная организация движений. Вследствие этого нарушается равновесие, точность дифференцирования временных интервалов и мышечных усилий, становятся трудновыполнимыми сложные координированные движения, нарушается возможность выполнения рассогласованных движений даже при достижении возраста, когда в норме наблюдается четкая асимметрия и выбор доминант в полушариях (левой гемисферы) [3, 16]. Это подтверждается исследованиями которые указывали на замедленность и неуклюжесть движений школьников с умственной отсталостью [4]. О нарушении двигательной сферы уже на уровне В свидетельствует тот факт, что даже в подростковом возрасте школьники с трудом принимают и удерживают заданную позу, дифференцируют свои усилия, переключаются на другой вид физических упражнений. А при попытках удержания статических поз во многих случаях фиксируются синкинезии, нарушения переключа-емости движений, неустойчивость мышечного тонуса (недостаточность интеграции уровней А и В), трудности выработки сложных двигательных формул. Последняя особенность может говорить о доминировании правополушарных структур, ответственных за глобальное восприятие и анализ информации, что тормозит возможность членения целого на части с их последующим соединением [3, 5].

- наличие недоразвития левого полушария, сглаженность межполушарного доминирования, наблюдаемые при умственной отсталости приводят к затруднениям воспроизведения по образцу последовательностей положения рук и их запоминания, замедленности движений, наличию персевераций и лишних движений [14].

В.М.Мозговой отмечает, что иерархичность поражения двигательной сферы при умственной отсталости выражается значительным недоразвитием точных и тонких движений (уровень С и Д по Н.А.Бернштейну), относительной сохранности элементарных движений (уровень В с заинтересованной правополушарной гемисферой), нару-

шениях переключаемости, трудностях выработки сложных двигательных формул (причина - недоразвитие премоторных отделов лобных долей на фоне нарушений межполушарного взаимодействия) [14]. Исходя из данных особенностей недостаточности функционирования премоторных зон в случае тотального грубого поражения коркового уровня центральной нервной системы, мы можем наблюдать выраженные трудности при овладении цикличными движениями.

Изучая качества двигательной сферы детей специальных (коррекционных) школ, Р.Д. Бабен-кова отмечает, что при выполнении двигательной задачи они преимущественно прибегают к методу проб и ошибок, очень часто отходящих от требований инструкции, т.е. опираются на перцептивный уровень построения движения, а не на смысловой, что может свидетельствовать о

наличии большей заинтересованности правого полушария или амбидекстрии [1].

Таким образом, представленный в данной статье обзор литературы, раскрывающей особенности межполушарного взаимодействии и организации движений, а также роли правой и левой гемисфер в двигательном развитии доказывают наличие у школьников с умственной отсталостью качественного своеобразия мозговой организации движений. Вместе с тем в ходе теоретического анализа нами обнаружилось отсутствие единства мнений по вопросу влияния латеральных предпочтений в возникающих трудностях, что и определяет актуальность и необходимость дальнейшего поиска возможностей использования нейроп-сихологических данных и ИПЛ в развитии двигательных навыков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабенкова Р.Д., Юровский С.Ю., Захарин Б.И. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе: метод. пособие. / Под ред. Р.Д. Бабенковой. М.: Просвещение, 1997. С.48.

2. Барабаш О.А. Возрастная динамика формирования двигательных умений и навыков у детей и подростков с умственной отсталостью // Образование и наука. 2006. № 5 (41). С.29.

3. Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Книга по Требованию, 2012.

4. Бударин М.В., Кейно А.Ю. Воздействие средствами плавания на двигательную программу детей 8-12 лет с умственной отсталостью // Вестник ТГУ. 2013. № 4 (120). С.279

5. Вайзман, Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н. П. Вайзман. М.: Аграф, 1997. 128 с.

6. Игнатова Ю.П. Современные аспекты изучения функциональной межполушарной асимметрии мозга (обзор литературы) / Ю.П. Игнатова, И.И. Макарова, О.Ю. Зенина, А.В. Аксенова // Экологическая физиология. Экология человека. Сентябрь 2016. С.30-39

7. Ковязина М.С., Балашова Е.Ю. Межполушарное взаимодействие при нормальном и отклоняющемся развитии: мозговые механизмы и психологические особенности / М.С. Ковязина, Е.Ю. Балашова // Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. М.: Научный мир, 2009. Гл. 7. С. 185-206.

8. Коган А.Б. Зрительно-моторная реакция у детей и взрослых с односторонним и парциальным доминированием функций / А.Б. Коган, Т.А. Кураев // Физиология человека. 1986. Т.12. № 3. С. 375.

9. Литош Н.Л. Спортивная подготовка умственно отсталых школьников в легкоатлетическом многоборье: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.Л. Литош. Омск, 1998.

10. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. М.: МГУ. 1973. 374 с.

11. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие / Ю.В. Микадзе. СПб.: Питер, 2008. С.13-16

12. Москвина Н.В., Москвин В.А. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека. 2011. URL: https:// www.litmir.co/br/?b=203703 (дата обращения: 1.12.2017)

13. Нейропсихология индивидуальных различий: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.Д.Хомская, И.В.Ефимова, Е.В. Будыка и др. М.: «Академия», 2011.

14. Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Т.1 / пер. с англ. Д.В.Ермолаев, Н.Н. Заваденко, Н.Н.Полонская; под ред. Н.Н. Заваденко. М.: «Теревинф», 2012. С.62

15. Павлова Л. П., Баскакова Г. Н., Январева И. Н. Экология школьного образования: доминанты мозга и «проблемные» дети // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2008. No 5 (12). C. 95-97. - URL: www.gramota.net/ materials/1/2008/5/42.html (дата обращения: 1.12.2017)

16. Санташова О.В. Уровневый подход Н.А. Бернштейна в изучении психомоторики младших школьников с нарушениями слуха // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 102. С.391

17. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей / А.В. Семенович. М.: Изд-во Моск. унта, 1991. 112 с.

18. Сичко Н.О. Активизация межполушарного взаимодействия коры головного как основа успешного обучения и воспитания подрастающего поколения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 4. С. 310.

REFERENCES

1. Babenkova R.D., Yurovsky S. Yu., Zakharin B.I. Out-of-class work on physical training at auxiliary school: method. grant / Under the editorship of R.D. Babenkova. Moscow, Education, 1997. p. 48.

2. Barabash O.A. Age dynamics of formation of motive skills at children and mentally retarded teenagers. Science and education. 2006. No. 5 (41). P. 29.

3. Bernstein N.A. About creation of movements. Moscow, Book on demand, 2012.

4. Budarin M.V., Keyno A.Yu. Influence by funds of swimming for the motive program of children of 8-12 mentally retarded years. TGU Bulletin. 2013. No. 4 (120). P. 279

5. Wiseman, N.P. Psikhomotorika of mentally retarded children / N.P. Wiseman. Moscow, Agraffe, 1997. 128 p.

6. Ignatova Yu.P. Modern aspects of studying of functional mezhpolusharny asymmetry of a brain (review of literature) / Yu.P.

10. 11. 12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

Ignatova, I.I. Makarova, O.Yu. Zenina, A.V. Aksenova. Ecological physiology. Ecology of the person. September, 2016. pp. 30-39. Kovyazina M.S., Balashov E.Yu. Mezhpolusharnoye interaction at the normal and deviating development: brain mechanisms and psychological features / M.S. Kovyazina, E.Yu. Balashova. Guide to functional mezhpolusharny asymmetry. Moscow, Scientific world, 2009. No. 7. pp. 185-206.

Kogan A.B. Visual and motor reaction at children and adults with unilateral and partial domination of functions / A.B. Kogan, T.A. Kurayev. Human physiology. 1986. T.12. No. 3. p. 375.

Litosh N.L. Sports training of mentally retarded school students in track and field athletics all-round: Diss. Ped Sci. / N.L. Litosh. Omsk, 1998.

Luriya A.R. Neuropsychology bases / A.R. Luriya. Moscow, MSU. 1973. 374 p.

Mikadze Yu.V. Neuropsychology of children's age: Manual / Yu.V. Mikadze. Saint -Petersburg, 2008. pp. 13-16

Moskvina N.V., Moskvin V.A. Megalocornea asymmetry and individual distinctions of the person. 2011. URL: https://www.litmir.

co/br/? b=203703 (Available at 12.01.2017)

Neuropsychology of individual distinctions: studies. a grant for student. institutions high prof. of education / E.D. Homskaya, I.V. Yefimova, E.V. Budyka, etc. Moscow, Academy, 2011.

Nyokiktyen Ch. Children's behavioural neurology. In two volumes. T.1 / lane with English D.V. Yermolaev, N.N. Zavadenko, N.N. Polonskaya; under the editorship of N.N. Zavadenko. Moscow, Terevinf, 2012. p. 62

Pavlova L. P., Baskakova G. N., Yanvareva I. N. Ecology of school education: dominants of a brain and "problem" children. Almanac of modern science and education. Tambov: Diploma, 2008. No 5 (12). C. 95-97. - URL: www.gramota.net/materials/1/2008/5/42. html (Available at 12.01.2017)

Santashova O.V.-Level approach of N.A. Bernstein in studying of psychomotility of younger school students with a hearing disorder. News of the Russian state pedagogical university of A.I. Herzen. 2009. No. 102. p. 391.

Semyonovich A.V. Mezhpolusharnaya the organization of mental processes at lefthanders / A.V. Semenovich. Moscow, Mosk publishing house. un-that, 1991. 112 p.

Sichko N.O. Activization of mezhpolusharny interaction of bark head as basis of successful training and education of younger generation. Bulletin of the Adygei state university. Series 3: Pedagogics and psychology. 2009. No. 4. p. 310.

Информация об авторах Уромова Светлана Евгеньевна

(Россия, Нижний Новгород) Старший преподаватель ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» E-mail: somur76@mail.ru

Information on authors

Uromova Svetlana Evgenyevna

(Russia, Nizhny Novgorod) Senior teacher Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: somur76@mail.ru

Медведева Елена Юрьевна

(Россия, Нижний Новгород) Канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» E-mail: medvedeva4278@yandex.ru

Medvedeva Elena Yurevna

(Russia, Nizhny Novgorod) PhD in Psychological Sciences, Associate professor Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: medvedeva4278@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.