Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН'

ПРОБЛЕМА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
74
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / РЕФЛЕКСИВНЫЕ МЕТОДИКИ / ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / МОТИВАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крушельницкая Ольга Игоревна, Третьякова Антонина Николаевна

Наша страна в настоящее время находится в очень динамичной ситуации. Стремительные изменения в обществе требуют оперативной диагностики психологического состояния больших и малых социальных групп, что, в свою очередь, делает актуальной проблему инструментария. В статье проведен сравнительный анализ двух различных по своим характеристикам типов методик, применяемых в исследованиях мотивации и ценностных ориентаций: традиционных и рефлексивных. Выделены достоинства и недостатки каждого типа методик. Важное достоинство рефлексивных методик состоит в том, что они минимизируют проблему эквивалентности смыслов исследователя и респондентов, а также позволяют осуществлять интеграцию качественного и количественного анализа данных. Традиционные методики ориентированы на количественный анализ результатов. Их легко создавать и использовать. Возможна автоматизация обработки данных. В конце статьи сделаны выводы о том, что использование методик рефлексивного типа является необходимым в период кризисов и быстрых перемен, а разработка традиционных методик должна опираться на результаты, полученные качественными методами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Крушельницкая Ольга Игоревна, Третьякова Антонина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE RESEARCH METHODS OF THE VALUE-MOTIVATIONAL SPHERE OF PERSONALITY IN THE TIMES OF TRANSFORMATIONS

Our country is currently in a very dynamic situation. Rapid changes in a society demand prompt and timely diagnostics of the psychological condition of large and small social groups, that, in turn, makes the problem of toolkit relevant. In the article the comparative analysis of two various types of techniques used in the studies of motivation and value orientations - the traditional method and the reflexive one - is carried out. The advantages and disadvantages of each type of techniques are highlighted. The important advantage of reflexive techniques is that they minimize the problem of equivalence of meanings of the researcher and the respondents. Reflexive techniques also allow for the integration of qualitative and quantitative data analysis. Traditional techniques and methodologies are focused on a quantitative analysis of results. They are easy to create and use. Automation of data processing is possible. Conclusions are made, that use of techniques of reflective type is necessary during crises and rapid changes; and the development of traditional techniques should be based on the results received by qualitative methods.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН»

оригинальная статья

DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-3-44-51 УДК 159.9.072.5(045)

Проблема методов исследования ценностно-мотивационной сферы личности в эпоху перемен

О. И. Крушельницкая, А. Н. Третьякова

Финансовый университет, Москва, Россия

аннотация

Наша страна в настоящее время находится в очень динамичной ситуации. Стремительные изменения в обществе требуют оперативной диагностики психологического состояния больших и малых социальных групп, что, в свою очередь, делает актуальной проблему инструментария. В статье проведен сравнительный анализ двух различных по своим характеристикам типов методик, применяемых в исследованиях мотивации и ценностных ориентаций: традиционных и рефлексивных. Выделены достоинства и недостатки каждого типа методик. Важное достоинство рефлексивных методик состоит в том, что они минимизируют проблему эквивалентности смыслов исследователя и респондентов, а также позволяют осуществлять интеграцию качественного и количественного анализа данных. Традиционные методики ориентированы на количественный анализ результатов. Их легко создавать и использовать. Возможна автоматизация обработки данных. В конце статьи сделаны выводы о том, что использование методик рефлексивного типа является необходимым в период кризисов и быстрых перемен, а разработка традиционных методик должна опираться на результаты, полученные качественными методами.

Ключевые слова: методы исследования; рефлексивные методики; проективные методы; мотивация; ценностные ориентации

Для цитирования: Крушельницкая О. И., Третьякова А. Н. Проблема методов исследования ценностно-мотивационной сферы личности в эпоху перемен. Гуманитарные науки. 2023;13(3):44-51. DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-3-44-51

oRiGiNAL PAPER

The Problem оf the Research Methods

оf the Value-Motivational sphere оf Personality

in the times оf transformations

o. i. Krushelnitskaya, A. N. Tretyakova

Financial University, Moscow, Russia

abstract

Our country is currently in a very dynamic situation. Rapid changes in a society demand prompt and timely diagnostics of the psychological condition of large and small social groups, that, in turn, makes the problem of toolkit relevant. In the article the comparative analysis of two various types of techniques used in the studies of motivation and value orientations - the traditional method and the reflexive one - is carried out. The advantages and disadvantages of each type of techniques are highlighted. The important advantage of reflexive techniques is that they minimize the problem of equivalence of meanings of the researcher and the respondents. Reflexive techniques also allow for the integration of qualitative and quantitative data analysis. Traditional techniques and methodologies are focused on a quantitative analysis of results. They are easy to create and use. Automation of data processing is possible. Conclusions are made, that use of techniques of reflective type is necessary during crises and rapid changes; and the development of traditional techniques should be based on the results received by qualitative methods.

Keywords: research methods; reflexive methods; projective methods; motivation; value orientations

For citation: Krushelnitskaya o. i., Tretyakova A. N. The problem of the research methods of the value-motivational sphere of personality in the times of transformations. Humanitarian sciences. 2023;13(3):44-51. Doi: 10.26794/2226-78672023-13-3-44-51

© Крушельницкая О. И., Третьякова А. Н., 2023

введение

Масштабные изменения в экономической, политической, социальной и духовной сферах, происходящие сейчас в нашей стране, влияют на мотивы, ценности и установки людей,— в первую очередь молодежи. На данный момент общество далеко не едино перед лицом экономических, политических и культурных вызовов, которые стоят перед страной.

Разногласия, особенно связанные со специальной военной операцией, настолько очевидны, что для осознания их наличия и значительности не нужны никакие специальные методы. Раскол в обществе крайне нежелателен в то время, когда стране для преодоления проблем и выхода на новый уровень развития необходимо единение ее граждан. Ведь именно люди являются главными акторами происходящих перемен. От того, какой выбор сделают сейчас те или иные социальные группы и конкретные личности, зависят перспективы социального, экономического и политического развития нашей страны на ближайшие десятилетия.

Стремительные изменения в обществе требуют оперативной диагностики психологического состояния больших и малых социальных групп, общества в целом. В настоящее время особую значимость приобретает изучение особенностей ценност-но-мотивационной сферы личности. Государству, социальным институтам важно понимать, куда направлен вектор активности людей и насколько она энергетически заряжена. От этого во многом зависит государственная политика и разработка конкретных программ в области экономики, социального развития, идеологической работы и пр.

Скорость изменений, происходящих в стране, и необходимость мониторинга психологического состояния людей делает актуальной проблему инструментария, пригодного для оперативных исследований.

В данной статье мы проводим сравнительный анализ традиционных методик опросного типа и рефлексивных методик исследования ценностных ориентаций и мотивации с точки зрения преимуществ и недостатков их применения в период динамичного развития общества.

понятие традиционных и рефлексивных методов в исследованиях ценностей и мотивации

Традиционные методы исследования ценностных ориентаций обычно представляют собой стандартизированные опросники или тесты с использо-

ванием вопросов закрытого типа с ограниченным выбором ответов. К ним, например, относятся давно ставшая классической методика «Ценностный опросник» (ЦО) Ш. Шварца [1] или тест А. А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи» [2]. Методики традиционного типа предполагают, что респонденты ранжируют ответы по уровню значимости или выбирают их из предложенных авторами вариантов.

В рефлексивных методиках, ориентированных на открытые развернутые ответы, исследователи обычно формулируют вопросы, но оставляют возможность респондентам самостоятельно формулировать ответы. Респондент отвечает сам в удобной ему форме, сообразуясь со своей манерой мышления и мировосприятия. Примером использования рефлексивной методики является исследование ценностей молодежи, проведенное Г. И. Саганенко и А. Э. Гегер. Первичные данные собирались авторами с помощью следующего задания для респондентов: «Что САМОЕ ГЛАВНОЕ для вас в жизни: 1. Напишите 10 наиболее важных для вас жизненных ценностей. 2. Поясните СМЫСЛ, который вы вкладываете в каждую ценность. 3. Оцените по шкале из 100 баллов каждую свою ценность: (А) насколько она ЗНАЧИМА для вас и (Б) насколько вы УДОВЛЕТВОРЕНЫ ее состоянием» [3, с. 24]. Бланк для ответов представлял собой таблицу из десяти строк (по количеству ценностей) и нескольких столбцов (по количеству поставленных задач). Испытуемые самостоятельно формулировали свои ценности и поясняли их смысл.

традиционные методы исследования ценностей и мотивации

В настоящее время наиболее часто в психологических исследованиях ценностных ориентаций и мотивации используются опросники и тесты традиционного типа. Например, В. А. Климчук осуществил обзор методик исследования различных аспектов внутренней мотивации, где привел примеры семнадцати используемых в этих целях методик. Только две из них носят рефлексивный характер, остальные пятнадцать — традиционные методики опросного типа [4]. В 2021 г., анализируя различные исследования мотивации получения высшего образования, мы также обнаружили резкое преобладание методик опросного типа [5] — исследователи используют как стандартизированные опросники, так и собственные, ори-

гинальные, построенные по традиционному типу.

Очевидным достоинством традиционных методик является то, что их легко создавать и использовать. Они удобны для работы с большими выборками респондентов. Обработку результатов, выявленных с помощью традиционных методик, легко автоматизировать — они представляют собой набор количественных данных, которые можно анализировать статистическими методами с целью получения непредвзятого результата. При этом от исследователя не требуется высокой квалификации, которая необходима для анализа и интерпретации качественных данных. Кроме того, на данный момент использование методов математической статистики весьма популярно.

Главным недостатком традиционных методик является то, что при их использовании существует проблема подтверждения полноты и адекватности репрезентации исследуемых феноменов. Г. И. Саганенко и А. Э. Гегер в своей работе убедительно продемонстрировали методическую ограниченность использования традиционных опросников. Авторы сравнили позиции различных ценностей в исследованиях с использованием разного типа методик. Например, такую ценность, как «вера в бога / религия» при использовании рефлексивной методики сформулировали для себя 5% респондентов. А когда она была включена в пакет обязательного оценивания стандартизированной методики, доля верующих в России составила 29%Ч Похожая ситуация наблюдалась и с другими ценностями. «Стандартизированные опросные методики порождают искусственные ситуации наличия/отсутствия социального феномена: квазиналичия, когда феномена, по сути, нет, но он представлен в методике, и квазиотсутствия — когда феномен в реальной ситуации есть, но он не упомянут в опросном списке методики» [3, с. 30].

Л. В. Трубицина также считает, что «большая стандартизация процедуры исследования может вести к меньшей его валидности, так как заранее подготовленные вопросы ограничивают возможные ответы, то есть мы можем получить предвзятые ответы на предвзятые вопросы» [6, с. 2].

Второй недостаток стандартизированных опросников — проблема языка общения исследователя и респондентов, эквивалентности смыслов. Участники опроса могут неверно понимать

1 Всемирное исследование ценностей. 2011 г. URL: https:// www.worldvaluessurvey.org/WVSDocumentationWV6.jsp

задаваемые вопросы, неправильно их интерпретировать. Эта проблема очевидна в кросс-культурных исследованиях и менее очевидна при проведении исследований в рамках одной культуры. Но она существует. Быстрая смена жизненных реалий привела к существенным различиям в мировоззрении и языке представителей разных поколений. Современная молодежь имеет специфический опыт, связанный с погруженностью в цифровую среду, иными способами обработки информации, особенностями когнитивных процессов. Абстрактные понятия для молодых людей часто наполнены иным содержанием, нежели у представителей старших поколений. Адаптацию известных методик к реалиям жизни современной молодежи или включение этих реалий в составляемые опросники исследователи осуществляют редко, а иногда даже не осознают такой необходимости. Проблема устаревания классических методик существует давно и касается не только опросников и анкет. Например, известный тест Леонгарда-Шмишека для выявления акцентуаций характера был опубликован 1970 г. В нем есть, в частности, вопрос: «Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в ящик?». Множество сайтов в интернете предлагают этот тест для психологического тестирования. Часть сайтов указывают, что тест адаптирован для детей и подростков. Казалось бы, компьютерные технологии, современный подход, современная молодежь со смартфонами в руках... Но в содержании теста все те же бумажные письма и почтовые ящики, о которых молодежь имеет смутное представление. Квалифицированный специалист, используя в исследовании стандартизированные методики, постарается заменить вопросы, где присутствуют жетоны метро, телефоны-автоматы, почтовые ящики и прочие вышедшие из повседневного обихода вещи. И, тем не менее, те исследователи, кто проводит тестирование с возможностью обратной связи, знают, как часто молодые люди просят пояснить слова и выражения, смысл которых представителю старшего поколения кажется совершенно очевидным.

Третья проблема — несравнимость результатов научных исследований по одной и той же проблематике. Она возникла, в частности, в результате попыток преодолеть проблему устаревания классических методик и тестов. Ученые вынуждены разрабатывать обновленные варианты известных

опросников или собственные опросники для решения актуальных исследовательских задач. Создаваемые исследователями списки ценностей, мотивов, целей не совпадают между собой. Разнообразие теоретических и методологических подходов, разный личный опыт и интересы исследователей приводят к тому, что состав предлагаемых списков, формулировки вопросов, которые используют авторы, существенно разнятся. Часто различен и предмет исследования, имплицитно заложенный в методический инструментарий. В результате количественное сравнение данных исследований разных авторов становится затруднительным. Если учесть, что психологические исследования, особенно актуального характера часто проводятся на небольших выборках, результаты могут быть признаны валидными только для локальных групп. В результате научная ценность исследований существенно снижается.

Таким образом, необходимость уйти от строгой формализации и стандартизации в исследованиях становится все более очевидной. Время жизни опросников может стать меньше, чем затраченное на их составление и апробацию. Создание валидных методик с высокой надежностью и достоверностью требует больших временных затрат и значительного вложения сил. В наше время исследуемые с помощью методики реалии могут стремительно меняться, — когнитивные и мотивационные искажения, которые ее авторы пытались снизить, возникнут вновь в результате временного фактора.

Излишняя ориентация на стандартизированные тесты и опросные методики напоминают ситуацию в современной медицине, когда пациенту для постановки диагноза назначают множество анализов и аппаратных исследований, хотя для квалифицированного клинициста диагноз ясен на этапе первичного приема. В соблюдении стандарта диагностики есть несомненные плюсы, но существуют и минусы: потеря времени (что может быть критично для конкретного пациента), денежных средств, снижение профессиональной квалификации специалистов. Похожее происходит и с результатами психологических исследований.

рефлексивные методы исследования ценностей и мотивации

Перечисленные проблемы и ряд других обстоятельств привели к тому, что в настоящее время

все активнее проявляется интерес к методам, где приоритет отдается качественному анализу данных. В. Н. Носуленко обращает внимание на необходимость интеграции качественных и количественных методов, особенно в социальных и поведенческих науках, так как там «актуальными становятся требования приближения эмпирических исследований к естественным ситуациям жизни и деятельности человека» [7, с. 5]. В условиях, когда среда обитания человека крайне динамична, актуальность качественного подхода в исследованиях возрастает.

Главное достоинство рефлексивных методов заключается в том, что они позволяют получить более актуальную и адекватную информацию о мотивах и ценностях респондентов. Снимается проблема привнесенности собственного видения ситуации составителями исследования, имплицитно заложенного в содержание опросников. Например, в известных нам исследованиях мотивации и ценностей молодежи, осуществленных традиционными методами до 2022 г., мы не видели такого мотива, как свободное перемещение по миру, эмиграция. Этот мотив опросники просто не предлагали респондентам для выбора. Во-первых, для самих исследователей это тема социально нежелательна, «не патриотична» (ее избегают), а во-вторых, на такой прямой вопрос вряд ли был бы получен достоверный ответ. Между тем в нашем исследовании мотивационных приоритетов выпускников вузов мотив свободного перемещения по миру (в качестве туриста, для работы или учебы, с целью эмиграции) был выявлен у 12,6% респондентов. Опрос проводился рефлексивным методом — выпускников просили назвать желательные события их будущего и те, которых они постараются избежать [8]. Похожую тенденцию в исследовании целеполагания студентов выявили Д. А. Севостянов и А. Р. Гайнанова. Испытуемые в свободной форме описывали свои жизненные цели, и в результате выяснилось, что 7,3% опрошенных планируют выезд за пределы России на постоянное место жительства [9]. Эти данные в некоторой мере объясняют, почему так много молодых людей уехали за рубеж вследствие начала специальной военной операции и частичной мобилизации. Данный пример иллюстрирует, с нашей точки зрения, большую диагностическую и прогностическую ценность рефлексивных методов.

Рефлексивные методы также позволяют осуществить интеграцию качественного и коли-

чественного подхода к исследованиям. Собрав первичные данные с помощью рефлексивной методики, далее необходимо проводить большую аналитическую работу, группируя высказывания респондентов в смысловые блоки, после чего приходит время статистического анализа.

Использование рефлексивных методов позволяет в значительной степени снять проблему эквивалентности смыслов. Респонденты, опираясь на собственное представление о реальности, говорят своим языком о том, что наиболее важно с их точки зрения.

И, наконец, отметим, что у методик рефлексивного типа есть позитивный побочный эффект. Они заставляют думать, повышают уровень осознания испытуемыми своих интересов, ценностей, значимых мотивов. Г. И. Саганенко и А. Э. Гегер отмечают, что рефлексивные методы «помогают индивиду разобраться со своими ценностными представлениями» [3, с. 25]. Ту же мысль проводит Л. В. Трубицина. Пропагандируя метод слабоструктурированного интервью, автор отмечает, что в процессе взаимодействия с интервьюером респондент часто «отыскивает» смысл. «Интервью часто помогает человеку осознать свое отношение к различным аспектам феномена, сформулировать возможный смысл этого феномена для себя в разных условиях» [6, с. 78].

Приведем несколько примеров. К рефлексивным можно отнести вариацию метода неоконченных предложений, которую использовали О. И. Крушельницкая и М. В. Полевая для исследования отношения студентов к получению диплома вуза. Студенты должны были закончить предложение: «В наше время, если человек к 30 годам не имеет диплома о высшем образовании, то это...». Полученные данные позволили выяснить, что, с точки зрения студентов, наличие диплома всего лишь гарантирует лояльность общества. «Отсутствие диплома. негативно влияет на социальный статус взрослого человека. Студенты. не рассматривают диплом как документ, который отражает квалификацию и уровень образованности владельца, определяет перспективы трудоустройства и карьерного роста» [10, с. 55].

Еще одна методика рефлексивного типа, направленная на исследование мотивации, — лестничное интервью, которое было использовано Ю. Мелантиу с соавторами для изучения мотивов, побуждающих кипрских абитуриентов поступать в колледжи и университеты. Оно начинается с вопроса, а затем интервьюер задает следую-

щий, касающийся полученного ответа. Например, спросив: «Почему ты собираешься поступать в университет?» и получив ответ: «Я хочу стать инженером», опрашивающий интересуется: «Почему ты хочешь стать инженером?» и т.д. [11].

А. Г. Бугрименко для исследования внутренней мотивации студентов использовала методику «Составление учебного плана». Испытуемым предлагался перечень учебных предметов, входящих в их учебный план, и ряд дополнительных. Каждого испытуемого просили составить проект своего личного учебного плана на текущий учебный год. Студент мог отметить дисциплины из реального учебного плана, вписать дополнительные, по своему усмотрению расставить количество часов на изучение того или иного предмета и обосновать свой выбор. Автор считает, что эта методика позволяет измерять «общий мотивационный фон» [12, с. 54].

Отмечая достоинства методик рефлексивного типа, мы, тем не менее, обнаруживаем те трудности, которые возникают при их использовании — это трудоемкость, значительные временные затраты, необходимые для получения диагностического результата, а также высокие требования к квалификации исследователя. В некоторых случаях можно стандартизировать процедуру сбора диагностического материала, а также привлекать большее количество респондентов.

В приведенных выше примерах исследований диагностический материал собирался в групповой форме, однако обработка полученных данных происходит вручную,— исследователю нужно в разрозненном материале обнаружить нечто общее и закономерное. Здесь, в некоторой мере, опять возникает проблема эквивалентности смыслов респондентов и исследователя: всегда ли экспериментатору понятна идея, высказанная человеком другого поколения, живущим в другой информационной и социальной среде? Поэтому в рефлексивных методиках от респондентов часто требуется уточнение или подробное объяснение высказанного тезиса. Это позволяет в значительной мере снизить проблему эквивалентности смыслов, но говорить о полном ее решении мы не рискнем. Подключать методы математической статистики при использовании рефлексивных методов в большинстве случаев возможно, но только после кропотливого анализа результатов самим исследователем.

Есть и внешние препятствия для широкого применения качественных методов исследова-

ния. В частности, Л. В. Трубицина отмечает, что многие научные журналы однозначно требуют использования методов математической статистики в статьях, посвященных эмпирическим исследованиям. В результате суть качественного исследования теряется, собранный материал представляется фрагментарно, неполно [7]. Утрачивается возможность акцентироваться на новом, уникальном, по сути, теряется возможность научного открытия. Хорошо известно, что многие психологические феномены были открыты в результате единичных случаев.

проективные методы исследований

Наша работа была бы неполной, если бы мы не затронули в ней проблему использования проективных методов исследования личности в отношении к рефлексивным.

В отличие от рефлексивных, проективные методы направлены на выявление неосознанных потребностей, мотивов, отношений. Истинная цель исследования респондентам не раскрывается. Это снижает риск получения социально желательных ответов и увеличивает вероятность обнаружения действительных личностных смыслов, мотивов, ценностей. К сожалению, это одновременно увеличивает риск неверного истолкования полученных результатов специалистами. Поэтому обычно эти методы используются как вспомогательные. С их помощью можно заметить проблемные зоны, какие-то особенности реакций респондента, которые незаметны при применении других методик. Но задействовать проективные методики как самостоятельные и единственные, с нашей точки зрения, нежелательно.

Приведем несколько интересных примеров применения проективных методов в исследовании мотивации.

Т. Ю. Удалова и З. А. Аксютина использовали проективную методику «Цветовые метафоры». В ее основе лежит соотнесение предлагаемых испытуемым понятий с цветными карточками из стандартного набора стимулов М. Люшера. Методика, с точки зрения авторов, позволяет выявлять потребности и мотивы, определять побуждения к конкретным видам деятельности, в частности познавательные, социальные, материальные и др.; выяснять содержание представлений человека, его переживаний; измерять его отношение к различным объектам. Испытуемым предлагалось определить, какой из стандартных

цветов теста М. Люшера лучше подходит для обозначения тех или иных понятий, например «моя профессия», «образование», «мои обязанности», «свобода», «творчество», «саморазвитие» и пр. Далее надо было разложить цвета в порядке привлекательности. Авторы анализировали понятия, попавшие в одну группу с понятиями «мое будущее», «мое настоящее», «мое прошлое» и отмеченные как наиболее приятные. В результате было выявлено, что мотивация первокурсников «ориентирована на социальные потребности», а у третьекурсников «детерминирована профессиональным и личностным (семейным) самоопределением» [13, с. 57].

Еще одна методика, которой пользовалась А. Г. Бугрименко,— «Оценка временных интервалов». «В ходе лекционных занятий через неравные интервалы времени (17, 43 и 63 минуты после начала занятия) экспериментатор просил испытуемых, не глядя на часы, отметить, сколько времени, как они думают, прошло с начала занятия» [12, с. 54]. В основе методики лежит идея, что внутренне мотивированному человеку кажется, что время течет быстрее. Расхождение между воспринимаемым и реальным временем, с точки зрения автора, отражает наличие и силу внутренней мотивации.

выводы

Несмотря на все сложности применения рефлексивных методов исследования, мы считаем, что без них невозможно обойтись в периоды существенных переломов в общественной жизни, кризисов и быстрых перемен. Рефлексивные методы дают возможность более тонкой, оперативной и адекватной диагностики направленности личности респондентов.

Отсюда вытекает задача подготовки специалистов-исследователей с ориентацией на разработку и применение методик рефлексивного и проективного типа. Качество подготовки исследователей — вопрос само собой разумеющийся. Смежный вопрос — привлечение молодежи к научно-исследовательской деятельности. Людям активного молодого возраста ближе и понятнее актуальные исследовательские задачи, для них не столь остро стоит проблема эквивалентности смыслов.

Мы ни в коем случае не отвергаем возможность и необходимость использования традиционных методик, ориентированных на количественный анализ результатов. Их

неоспоримое достоинство — легкость сбора и обработки больших массивов данных. Также важно, что использование стандартизированных опросников решает проблему сравнимости результатов, полученных в разных исследованиях. Но разработка традиционных методик,

формулировки вопросов и предлагаемых вариантов ответов должны опираться на результаты, полученные качественными методами, которые в этом случае будут гораздо точнее отражать актуальные ценности и значимые мотивы респондентов.

список источников

1. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь; 2004. 70 с.

2. Реан А. А. Психология изучения личности. СПб.: Изд-во Михайлова В. А.; 1999. 288 с.

3. Саганенко Г. И., Гегер А. Э. Сравнение ценностных ориентаций студентов на интервале в 10 лет: вопросы методологии и результаты. Высшее образование в России. 2016;(12):22-33.

4. Климчук В. А. Методики исследования внутренней мотивации. Вопросы психологии. 2012;(3):150-157.

5. Крушельницкая О. И., Полевая М. В., Третьякова А. Н. Мотивация к получению высшего образования у современных студентов. М.: Прометей; 2022. 182 с.

6. Трубицина Л. В. Слабоструктурированное интервью как метод качественного исследования в психологии. Теоретическая и экспериментальная психология. 2019;12(3):72-84.

7. Носуленко В. Н. Вопросы интеграции качественных и количественных методов в психологическом исследовании. Экспериментальная психология. 2021;(3):4-16. https://doi.org/10.17759/exppsy.2021140301

8. Крушельницкая О. И., Третьякова А. Н., Полевая М. В. Мотивационные приоритеты выпускников бакалавриата. Перспективы науки и образования. 2022;3(57):90-107. https://doi.Org/10.32744/pse.2022.3.6

9. Севостьянов Д. А., Гайнанова А. Р. Целеполагание современных студентов: инверсивный анализ. Высшее образование в России. 2019;28(7):43-53. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-43-53

10. Крушельницкая О. И., Полевая М. В. О ценности диплома с точки зрения студента бакалавриата. Высшее образование в России. 2018;(12):50-57.

11. Melanthiou Y., Thrassou A., Vrontis D. A value-based transcription of student choices into higher education branding practices. Global Business and Economics Review. 2017;19(2):121-126.

12. Бугрименко А. Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза. Психологическая наука и образование. 2006;(4):51-60.

13. Удалова Т. Ю., Аксютина З. А. Сравнительный анализ мотивации учебной деятельности студентов-психологов первого и третьего курсов. International Journal of Medicine and Psychology. 2021;4(2):52-60.

reference

1. Karandashev V. N. Schwartz's Methodology for Studying Personal Values: Concept and Methodological Guide. St. Petersburg: Speech; 2004. 70 p. (In Russ.).

2. Rean A. A. Psychology of the study of personality. St. Petersburg: Publishing House of Mikhailov V. A.; 1999. 288 p. (In Russ.).

3. Saganenko G. I., Geger A. E. Comparison of students' value orientations over a 10-year interval: questions of methodology and results. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia. 2016;(12):22-33. (In Russ.).

4. Klimchuk V. A. Methods for studying intrinsic motivation. Voprosy psihologii = Questions of psychology. 2012;(3):150-157. (In Russ.).

5. Krushelnitskaya O. I., Polevaya M. V., Tretyakova A. N. Motivation for higher education among modern students. Moscow: Prometheus; 2022. 182 p. (In Russ.).

6. Trubitsina L. V. Weakly structured interview as a method of qualitative research in psychology. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psihologiya = Theoretical and experimental psychology. 2019;12(3):72-84. (In Russ.).

7. Nosulenko V. N. Questions of integration of qualitative and quantitative methods in psychological research. Eksperimental'naya psihologiya = Experimental psychology. 2021;(3):4-16. DOI: https://doi.org/10.17759/ exppsy.2021140301 (In Russ.).

8. Krushelnitskaya O. I., Tretyakova A. N., Polevaya M. V. Motivational priorities of undergraduate graduates. Perspektivy nauki i obrazovaniya = Prospects for science and education. 2022;3(57):90-107. https://doi. org/10.32744/pse.2022.3.6 (In Russ.).

9. Sevostyanov D. A., Gainanova A. R. Goal-setting of modern students: inverse analysis. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia. 2019;28(7):43-53. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-43-53 (In Russ.).

10. Krushelnitskaya O. I., Polevaya M. V. On the value of a diploma from the point of view of a bachelor's student. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia. 2018;(12):50-57. (In Russ.).

11. Melanthiou Y., Thrassou A., Vrontis D. A value-based transcription of student choices into higher education branding practices. Global Business and Economics Review. 2017;19(2):121-126.

12. Bugrimenko A. G. Internal and external educational motivation among students of a pedagogical university. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological science and education. 2006;(4):51-60. (In Russ.).

13. Udalova T. Yu., Aksyutina Z. A. Comparative analysis of the motivation of educational activity of students-psychologists of the first and third courses. International Journal of Medicine and Psychology. 2021;4(2):52-60. (In Russ.).

информация об авторах / about the authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ольга Игоревна Крушельницкая — доцент, кандидат психологических наук, доцент департамента психологии и развития человеческого капитала, Финансовый университет, Москва, Россия Olga I. Krushelnitskaya — Associate Professor, Cand.Sci. (Psychological Sciences), Associate Professor, Department of Psychology and Human Capital Development, Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-2773-9839 oikrushelnitskaya@fa.ru

Антонина Николаевна Третьякова — доцент, кандидат психологических наук, доцент департамента

психологии и развития человеческого капитала, Финансовый университет, Москва, Россия

Antonina N. Tretyakova — Associate Professor, Cand.Sci. (Psychological Sciences), Associate Professor,

Department of Psychology and Human Capital Development, Finance University, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0002-6041-5705

Автор для корреспонденции / Corresponding author

antretyakova@fa.ru

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 10.04.2023; принята к публикации 10.05.2023. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received on 10.04.2023; accepted for publication on 10.05.2023. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.