Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА МАСС И МАССОВОГО СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА'

ПРОБЛЕМА МАСС И МАССОВОГО СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
129
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / МАССЫ / ТОЛПА / ВОССТАНИЕ МАСС / ВЛАСТЬ ТОЛПЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Наумова Е.И.

В статье рассматриваются идеи философов и психологов о сущности и природе массового сознания, как одного из главных феноменов, характеризующих особенности развития современной цивилизации. Проанализированы различные взгляды на данное явление, на их основе выделены основные причины его распространения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF MASS AND MASS CONSCIOUSNESS IN THE PHILOSOPHY OF THE XX CENTURY

In this article the views of philosophers of the XIX-XX centuries concerning the spreading mass consciousness are considered, which also exists in modern society. Various views on this phenomenon have been analyzed and the main reasons for its spread have been identified on their basis.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА МАСС И МАССОВОГО СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА»

УДК 1.13

Наумова Е.И. студент лечебный факультет СГМУ им. В.И. Разумовского научный руководитель: Чебан А. Г.

ассистент Россия, г. Саратов ПРОБЛЕМА МАСС И МАССОВОГО СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ

XX ВЕКА

Аннотация: В статье рассматриваются идеи философов и психологов о сущности и природе массового сознания, как одного из главных феноменов, характеризующих особенности развития современной цивилизации. Проанализированы различные взгляды на данное явление, на их основе выделены основные причины его распространения.

Ключевые слова: массовое сознание, массы, толпа, восстание масс, власть толпы.

Naumova E.I. Student of the Medical Faculty Saratov State Medical University V.I. Razumovsky

Russia, Saratov The supervisor of studies : Cheban A. G.

THE PROBLEM OF MASS AND MASS CONSCIOUSNESS IN THE PHILOSOPHY OF THE XX CENTURY

Abstract: In this article the views of philosophers of the XIX-XX centuries concerning the spreading mass consciousness are considered, which also exists in modern society. Various views on this phenomenon have been analyzed and the main reasons for its spread have been identified on their basis.

Key words: mass consciousness, masses, crowd, mass revolt, power of the crowd.

В эпоху Просвещения многие мыслители верили, что уничтожение сословного строя и научный прогресс обеспечат свободное развитие личности и позволят каждому раскрыть свою индивидуальность. Однако в начале XX века, когда социально-экономический, политический и технический прогресс достигает ощутимых и убедительных результатов, человечество не становится сообществом индивидуальностей; наблюдается противоположное явление - торжество масс. Интеллектуальной реакцией на этот факт стало появление большого числа работ философов, психологов и социологов по проблеме масс. С тех пор понятия «массы», «массовое сознание», «массовая культура» стали одними из самых распространенных в социально-философском дискурсе. В XXI веке, когда каждый член общества пользуется плодами революции в сфере информационных

технологий и массовых коммуникаций, мы видим, что тенденция к распространению массового сознания только усилилась. Благодаря информационной революции процесс массовизации сознания захватывает все слои общества и активно глобализируется, подчиняя себе людей из разных уголков мира, стирая локальные культуры и традиции. Поэтому обращение к идеям философов и психологов о сущности и природе данного феномена является сегодня особенно актуальным.

Цель данной работы заключается в изучении философских представлений о сущности масс и массового сознания как феномена современной цивилизации. В процессе реализации цели необходимо решить следующие задачи: 1) проанализировать работы философов и на их основе выявить ключевые причины возникновения масс; 2) выделить различные философские позиции по проблеме распространения массового сознания.

Не смотря на то, что массы и массовое сознание - это социальный феномен XX века, некоторые философы предсказывали его возникновение и распространение уже в XIX столетии. На наличие таких прогнозов обращает внимание Х. Ортега-и-Гассет: "Прозорливые умы уже в 1820, 1850 и 1880 годах при помощи чисто априорного мышления сумели предвидеть серьезность нынешнего положения. «Массы двинулись вперед!» — заявил Гегель апокалиптическим тоном... «Без новой духовной силы наш век — век революций — придет к катастрофе!» — возвестил Огюст Конт... «Я вижу растущий прилив нигилизма», — крикнул с Энгадинской скалы Ницше" [1, С. 25].

Первые теоретические подступы к изучению коллективных форм сознания следует связывать с работами французского социолога и философа Давида Эмиля Дюркгейма, который выделил индивидуальное и коллективное сознание.

В основе его исследований - социальные факты, то есть образы действий, не зависящие от индивидов. Существуя сами по себе, они принудительно оказывают влияние на поведение людей. Например: правовое регулирование, религиозные, семейные и другие нормы. Общество он рассматривает как множество социальных фактов, и главной силой, обеспечивающей единство общества, считает коллективное сознание: «Совокупность убеждений и настроений, знакомых рядовым членам общества, формирует детерминированную систему, живущую собственной жизнью. Её можно назвать коллективным или общим сознанием» [2, Р. 104].

Таким образом, синтез общественных представлений происходит не только на основе индивидуального сознания, но и понятий, норм, т.е. вне индивидуальных образований, которые, став самостоятельными внешними факторами, определяют сознание и действия индивидов.

Понятия "массы", "толпа" стали более распространенными после работы философа и психолога Г. Лебона "Психология масс". По его

мнению, толпа представляет собой не просто собрание людей. Она имеет свои, отличительные от каждого ее индивида, черты, при этом их чувства и мысли принимают одно направление. Возникшее образование, он называет "коллективной душой", "одухотворенной толпой", подчиняющейся закону духовного единства толпы.

Чтобы понять основные факторы формирования масс, рассмотрим подробнее работу Г. Лебона.

Он пишет: "Одухотворенная толпа представляет собой временный организм, образовавшийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе, подобно тому, как соединяются клетки, входящие в состав живого тела и образующие посредством этого соединения новое существо..." [2, С. 7-8]

Так, это существо образуется не из-за общего пространственного и временного нахождения, главное - общие эмоции, возникающие в ответ на какое-либо событие. Эти эмоции настолько сильны, что легко могут переходить в поступки, которые в одиночку индивид, может быть, никогда и не совершил.

В чем причина? Что становится с человеком, когда он, объединяясь с другими людьми какой-либо одной частью (будь то эмоция, желание, мысль), забывает обо всем остальном и идёт безостановочно вперед?

По Г. Лебону, дело в бессознательном, лежащем внутри каждого из нас. Это и есть объединяющая сила, способная соединить умы самых разных уровней и дать волю инстинктам, страстям и желаниям - тем животным началам, что подчиняли себе еще наших далеких предков. Бессознательное в каждом контролируется умом, а в толпе "интеллектуальные способности индивидов и, следовательно, их индивидуальность исчезают; разнородное утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества." [3, С. 8]

Поддаться инстинктам становится легко благодаря численности: индивид ощущает непреодолимую силу, которая поглощает его, позволяя забыть об ответственности.

Природа человека такова, что он легко внушаем, а при отсутствии умственного контроля, чувства и слова становятся более заразительными, и, словно под гипнозом, член толпы становится рабом бессознательной деятельности своего спинного мозга.

Так, став частью толпы, человек "спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации". Дав волю своим инстинктам, он выпускает наружу зверские чувства: буйство, свирепость, неоправданное стремление к действию.

Немецкий писатель Фридрих Георг Юнгер рассматривает понятие масс, как «механизированное общество», в котором человек является придатком машины, дегуманизированным элементом «суммы социальных технологий»

В своей работе «Совершенство техники» он утверждает, что

возникновение масс теснейшим образом связано с техническим прогрессом. Становление и развитие этих явлений - одновременные процессы, к тому же их сила и мощность находятся в прямо пропорциональной зависимости.

Масса достаточно пластична, поэтому легко и послушно способна участвовать в автоматизированном рабочем процессе, способствуя техническому совершенствованию.

Смысл понятия «масса» Ф. Г. Юнгер связывает с пассивностью, механической подвижностью и способностью легко поддаваться внешней организации. Основной признак, характеризующий массу - искусственность существования, т.к. она полностью зависит от внешних условий и не может существовать без внешней поддержки: «С понятием массы мы связываем представления о тяжести, давящем гнете и зависимости. Такое представление оправданно, однако не следует упускать из вида, что на высоком уровне развития массе свойственна быстрая, переменчивая подвижность, а главное, механический автоматизм, который особенно наглядно наблюдается в крупных городах» [4, С. 89].

Следовательно, масса, выступая в качестве рабочей силы технического прогресса, является зависимой структурой, действия которой в большей степени автоматизированы. Машинальность действий возникает именно под влиянием управляющих организаций, которые устанавливают правила для масс, предоставляя «мало свободы и произвольного выбора».

Связь технического прогресса и развития масс заключается в следующем: с развитием техники человек получил возможность быстрого перемещения в пространстве, он стал мобилен, а мобильность-признак развития массовости (прослеживается прямо пропорциональная зависимость). В чем же сущность этой зависимости?

Техника подчиняет человека рациональным связям, в условиях развития техники подвижность человека становится пассивной. Подчинившись ей физически, он становится восприимчив и к идеологическим воздействиям, т.е. повышается внушаемость.

Рассматривая существование масс через призму технического прогресса, Ф.Г. Юнгер определил причину их формирования, как ответ на механизацию общества. Технический прогресс позволил человеку быть менее задействованным в физическом труде, а человек, совсем расслабившись, стал более восприимчив духовно к внешним воздействиям.

Испанский публицист и философ Х. Ортега-и-Гассет рассуждает над данной темой в своем произведении «Восстание масс». В нем он рассматривает причины формирования масс в соответствии с историческим развитием.

Формирование масс стало последствием распространения «скопления» или «скученности». Эти явления стали основными в новой исторической эпохе XIX века. Большое количество скоплений людей позволило некоторым из них выбраться с незаметных позиций на главные места социальной сцены. "Герои исчезли — остался хор" [1, С. 7].

Каким же стало общество, в котором масса обрела власть?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в структуре общества. Согласно Х. Ортеги-и-Гассета "Всякое общество — это динамическое единство двух факторов, меньшинств и массы. Меньшинства — это личности или группы личностей особого, специального достоинства. Масса — это средний, заурядный человек" [1, С. 8].

Средний человек - это человек без индивидуальности, "общего типа", который в отличие от меньшинства не имеет ничего, хоть как то отличающего от других.

В предыдущие исторические эпохи все стояло на своих местах: меньшинства, обладающие особыми качествами, занимались важными делами, а массы поддерживали мнение меньшинств в действии. Сегодняшняя масса обрела могущественную власть, что позволяет ей самой диктовать правила, не подчиняться установкам, не уважать меньшинства. Стараясь отстранить и вытеснить их на задний план, она давит все непохожее, особое, личностное, избранное.

Возникает вопрос, откуда взялось это могущество? Первопричина, по мнению философа, стремление к равноправию - "благородная идея демократии".

Смысл равноправия заключался в освобождении человеческой души от внутреннего рабства, вселения чувства собственного достоинства и независимости. А что вышло на практике? Средний человек почувствовал себя хозяином жизни, "он распоясался, он требует развлечений, он решительно заявляет свою волю, он отказывается кому-либо помогать или служить, никого не хочет слушаться, он полон забот о себе самом, своих развлечениях, своей одежде" [1 , С. 11 -12]. Все эти качества теперь мы видим в массе, сложившейся из средних заурядных людей.

Но господство масс имеет и положительную сторону: оно способствует подъему исторического уровня и наглядно показывает повышение уровня жизни по сравнению с предыдущими эпохами.

Обратная сторона медали намного серьезнее. Новый мир с безграничными возможностями ни к чему не принуждает человека, не ставит запретов и правил, своим изобилием он только подпитывает бесконечно растущие желания.

Психология человека массы характеризуется двумя основными чертами: рост жизненных вожделений, и принципиальная неблагодарность ко всему, что позволило так хорошо жить. Ортега-и-Гассет обращает внимание, что эти черты наблюдаются в психологии избалованных детей.

Эта избалованность наивна, поскольку масса считает блага, находящиеся в свободном доступе, вполне естественными. Человек массы думает только о собственном благополучии, не желая видеть, откуда берутся все эти блага и каким трудом они создаются.

Таким образом, массы обрели значимость благодаря предоставленным правам людям "общего типа". Но человек среднего

уровня не смог использовать эти права рационально, превратившись в ненасытное существо, желающее все и сразу. К тому же, он стал не подчиняем главенствующим структурам.

Масса является замкнутым образованием по своей природе, вследствие чего члены массы лишены способности постигать окружающие события и мир, находящихся вне их узкого круга.

Неподчиняемость, независимость, стремление занять ведущие места в обществе, а так же постоянно растущие желания автор относит к основным показателям "Восстания масс", которое в дальнейшем может перерасти в нечто более серьезное.

На основе проведенного анализа можно сделать следующий вывод: понятия масс и массового сознания имеют не количественный, а качественный смысл. Природа массового сознания неоднородна, в своей структуре оно содержит политические, экономические, биосоциальные и психологические факторы.

По мнению Г. Лебона ключевая причина возникновения и распространения массового сознания кроется в самом человеке. Бессознательное, скрытое внутри, объединяет разносторонних личностей, а количественная составляющая лишь усиливает пробуждение наших животных инстинктов, "выключающих" разум и берущих власть над действиями. Ф. Юнгер отводит главную роль техническому прогрессу, ведь вместе с развитием техники человек становился все более пассивным членом общества, легко подчиняющимся и физически, и духовно внешней организации. Затрагивая исторический аспект, Х. Отрега-и-Гассет рассматривает данное явление как следствие демократической идеи предоставления равноправия. Неумение использовать предоставленную свободу привело к развитию безнравственной и скудной толпы, неблагодарной всему окружающему миру, требующей удовлетворения бесконечно растущих потребностей.

Очевидно, что в современном обществе действие всех перечисленных факторов не только не прекращается, но, наоборот, активно усиливается. Сегодня массы продолжают набирать силу, становятся влиятельнее, приводя к постепенной деградации и уничтожению индивидуальности.

Использованные источники:

1. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. 2016 — С. 6-35

2. Explorations in Classical Sociological Theory: Seeing the Social World. — Pine Forge Press. — P. 104.

3. Лебон Г. Психология масс // Психология народов и масс: Книга II Отдел 1, Гл.1-3 — СПБ: Изд. "Макет" 1995 г. - С.6-24

4. Юнгер Ф.Г. Совершенство техники // Совершенство техники. Машина и собственность: Кн. 1, Гл.35— СПБ: Изд. "Владимир Даль" 2002. - С.89-92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.