Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ АНТУАНА ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ'

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ АНТУАНА ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
425
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗЮПЕРИ / "ЦИТАДЕЛЬ" / ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ильиных Михаил Вячеславович, Кучина Евгения Максимовна

В рамках статьи рассматривается творчество французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, а именно проблема личности в его произведениях. Выделены основные условия и пути решения данной проблемы, которые можно найти на страницах его книг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ АНТУАНА ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 821.133.1 06 + 17.021.2

Ильиных Михаил Вячеславович

студент 4 курса

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)

(Россия, г. Челябинск)

Кучина Евгения Максимовна

студентка 2 курса

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

(Россия, г. Челябинск)

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ АНТУАНА ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

В рамках статьи рассматривается творчество французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, а именно проблема личности в его произведениях. Выделены основные условия и пути решения данной проблемы, которые можно найти на страницах его книг.

Ключевые слова: Экзюпери, «Цитадель», проблема личности.

Антуан де Сент-Экзюпери известен нам как французский писатель двадцатого века, автор всеми любимой детской сказки «Маленький принц» и как военный летчик, героически погибший, сражаясь с фашисткой Германией. Но он так же является философом, хотя на сегодняшний день в этой роли Экзюпери мало изучен. Основными источниками философской мысли писателя являются его книги: «Маленький принц», «Южный почтовый», «Ночной полет», «Планета людей» и др. Мало популярное произведение «Цитадель», вышедшее после смерти писателя является попыткой собрать воедино все его философские мысли. В основном на эту книгу мы и будем ссылаться в рассуждениях.

Основной проблемой в произведениях Экзюпери является проблема бытия человека, а именно выбор ложного, чужого пути в жизни под воздействием различных факторов. К таким факторам относиться мнение общества, отсутствие осмысленной цели в жизни, инертность. Различные обстоятельства уводят человека от своего призвания, заставляя жить ложной судьбой. Такая жизнь не может сделать человека счастливым.

В своих произведениях Экзюпери создает некий идеал человеческого существования, которого можно достигнуть в пределах человеческой жизни. Такой идеал писатель называет одни словом «сбыться». Сбыться - значит найти свое место в мире, обрести внутреннюю свободу и следовать своим истинным потребностям. Сбывшийся человек имеет свою устоявшуюся систему ценностей и убеждений, которая не пошатнётся под влиянием общества.

«Все мы - кто смутно, кто яснее - ощущаем: нужно пробудиться к жизни. Но сколько открывается ложных путей...» [3, с. 103]. Как же тогда отличить верную дорогу от ложной? Экзюпери считает, что в каждом из нас заложена звезда, свет которой приведет человека к правильному решению. «Ты угадаешь своё призвание по той неотвязности, с какой оно тебе сопутствует. Предать его - значит покалечить себя.» [3, с. 103]. Если человек найдет и примет свою дорогу, то она поможет ему стать свободной и развитой личностью.

Писатель выделяет пять основных условий, дающих возможность решать проблему бытия человека.

Первое условие, на которое указывает писатель, существование человека в постоянной борьбе и противостоянии. Экзюпери полагает, что нет взлета без преодоления силы тяготения, «.неразрешимая проблема, непримиримое противоречие вынуждают тебя превозмочь себя, а значит, вырасти — иначе с ними не справишься» [3,с. 190]. Личность, существующая вне атмосферы высокого напряжения, не может развиваться. «Согласись, прими страдание, и оно поможет тебе подняться» [3,с. 190].

Второе условие это постоянная само растрата. Однако нужно понимать, что не всякая растрата равно продуктивна. Основные усердия человеческой деятельности должны быть направленны на дела, которые стремятся к высшим, великим целям. На дела, которые в конечном итоге перерастут во что -то большее, чем жизнь человека, потраченная на них. Экзюпери подчеркивает, что в таком случае растрата не означает потерю, а является, напротив, приобретением. Люди тратят себя, трудясь днем и ночью, «получают взамен вечность, избавившись от страха смерти» [3, с. 58]. Люди «становятся пустым местом» [3, с. 59], не растрачивая свои силы, пользуясь и восхищаясь трудами других людей.

Третьим требованием писатель выдвигает призыв людей к свободе. Экзюпери не говорит о свободе как о состоянии человека, в котором полностью отсутствует зависимость и ограничения. Настоящая свобода достигается путем самостоятельной, осознанной смены одних зависимостей на другие, а именно на те, что помогают личности сбыться. Это могут быть внутренние ограничения нравственного закона или внешние, делающие жизнь более продуктивной и осмысленной.

Четвертое условие - это смысл каждой индивидуальной жизни. Эта та истина, которая указывает личности на верный путь и преображает ее действительность. Между всеми вещами устанавливаться новые уникальные связи, благодаря силе индивидуального смысла жизни. Экзюпери приводит в качестве примера ребёнка, который играет в камешки. «Не камешки, не правила игры значимы для ребёнка - они всего лишь удобная ловушка, значима увлечённость игрой, своим желанием играть он преображает камни» [3, с. 263]. Так и сам смысл жизни второстепенен, если он выполняет свою роль. Через истину, которую выбирает человек на своем жизненном пути и на которую он тратит время и силы, раскрывается его сущность - вот что действительно важно, по мнению автора.

Заключительным условием писатель называет важность понимания того факта, что жизнь - это непрекращающееся движение, само расширение. Жизнь есть путь и восхождение, вне которого ничего не существует. «Главное - идти. Дорога не кончается, а цель - всегда обман зрения: странник поднялся на вершину, и ему уже видится другая цель. А достигнутая перестала ощущаться целью» [3, с. 143]. Данное суждение противоречит мнению и ожиданию многих людей, которые ждут того самого момента в их жизни, когда все станет проще. Ждут когда закончатся все вершины. Если человек перестал идти, перестал преодолевать новые сложности - он умер.

Проблемы, которые поднимает Экзюпери в своих произведениях, остаются актуальными и по сей

день.

Проблема выбора своего жизненного пути особенно остро стоит в современной действительности. В век информационных технологий, когда перед человеком открыты все двери и все меньше ограничений, легко сбиться с пути в поиске своего «я». Поддаться своей инертности или общественному мнению. Здесь и должны появиться ограничения, которые помогут человеку обрести свободу и максимально раскрыться, помогут сбыться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Грачёв Р. Антуан де Сент-Экзюпери // Писатели Франции / Под ред. Е. Г. Эткинда. - М.: Просвещение, 1964. - 667 с.

2. Сент-Экзюпери А. Маленький принц/ А. Сент-Экзюпери; Пер. А. Шаров, с рис. автора. — М.:Изд-во "Бамбук",2000. — 97с.

3. Сент-Экзюпери А. Цитадель: роман / Антуан де Сент-Экзюпери; [пер. с фр. М. Кожевниковой]. - М.: Эксмо, 2014. - 416 с.

4. Сент-Экзюпери А. Южный почтовый. Ночной полет. Планета людей. Военный летчик. Маленький принц. Цитадель: Сб.:Пер.с фр./ А.де Сент-Экзюпери. — М.:НФ "Пушкинская библиотека": ООО "Изд-во АСТ",2003. — 896с.

5. Википедия - свободная энциклопедия, статья "Сент-Экзюпери, Антуан де" [Электронный ресурс]. - http://wikipedia.org . - (дата обращения: 05.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.