Научная статья на тему 'Проблема легитимности власти транснациональных элит'

Проблема легитимности власти транснациональных элит Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
451
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭЛИТЫ / МИРОВАЯ ПОЛИТИКА / ТНК / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЙ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ КЛАСС / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ БЮРОКРАТИЯ / ООН / КОРРУПЦИЯ / ВОЙНА / РЕСУРСЫ / ДЕМОКРАТИЯ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ / ЛЕГИТИМНОСТЬ / ВЛАСТЬ / TRANSNATIONAL ELITES / WORLD POLITICS / TNC / TRANSNATIONAL CAPITALIST CLASS / TRANSNATIONAL BUREAUCRACY / UN / CORRUPTION / WAR / RESOURCES / DEMOCRACY / DISTRIBUTION / LEGITIMACY / POWER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шебанова Мария Андреевна

Статья посвящена проблеме легитимности власти транснациональных элит в связи с проблемой их социальной роли. В различных продуктах рефлексии мирового развития проявляется критическое отношение, порой даже переходящее в «демонизацию» этих социальных сил. Данная проблема разрабатывается не только в науке, но и в публицистике, а также в различных жанрах научного и документального кино – что отражает живой интерес к ней со стороны широких аудиторий. Автор систематизирует разнородный материал по теме своего исследования и, полагаясь на обширную фактологическую базу, проводит анализ факторов недостатка легитимности агентов транснациональной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF LEGITIMACY OF THE TRANSNATIONAL ELITES’ POWER

The article is devoted to the problem of the transnational elites’ power, in connection with their social role. In various products of reflection of world development becomes apparent critical attitude, sometimes even turning into «demonization» of these social powers. This problem has been developing not only in science, but also in political journalism, and in different genres of scientific and documentary films – which reflects lively interest in it from the part of wide audiences. The author systematizes the heterogeneous material in the field of her investigation, and relying on extensive factological basis, analyses the factors of the lack of legitimacy of the transnational power agents.

Текст научной работы на тему «Проблема легитимности власти транснациональных элит»

М.А. Шебанова ПРОБЛЕМА

ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ

ЭЛИТ

Аннотация:

Статья посвящена проблеме легитимности власти транснациональных элит в связи с проблемой их социальной роли. В различных продуктах рефлексии мирового развития проявляется критическое отношение, порой даже переходящее в «демонизацию» этих социальных сил. Данная проблема разрабатывается не только в науке, но и в публицистике, а также в различных жанрах научного и документального кино - что отражает живой интерес к ней со стороны широких аудиторий. Автор систематизирует разнородный материал по теме своего исследования и, полагаясь на обширную фактологическую базу, проводит анализ факторов недостатка легитимности агентов транснациональной власти.

Ключевые слова:

транснациональные элиты, мировая политика, ТНК, транснациональный капиталистический класс, транснациональная бюрократия, ООН, коррупция, война, ресурсы, демократия, распределение, легитимность, власть

M.A. Shebanova

THE PROBLEM OF LEGITIMACY OF THE TRANSNATIONAL ELITES' POWER

Abstract:

The article is devoted to the problem of the transnational elites' power, in connection with their social role. In various products of reflection of world development becomes apparent critical attitude, sometimes even turning into «demoniza-tion» of these social powers. This problem has been developing not only in science, but also in political journalism, and in different genres of scientific and documentary films - which reflects lively interest in it from the part of wide audiences. The author systematizes the heterogeneous material in the field of her investigation, and relying on extensive factological basis, analyses the factors of the lack of legitimacy of the transnational power agents.

Key words:

transnational elites, world politics, TNC, transnational capitalist class, transnational bureaucracy, UN, corruption, war, resources, democracy, distribution, legitimacy, power.

Описывая роль агентов транснациональной власти в современном мире, исследователи характеризуют их функции в становлении и поддержании общественных порядков, в развитии инфраструктуры для трансграничных обменов, инновационной деятельности и т.д. Однако чаще всего политика транснациональных элит рассматривается с точки зрения представлений о социальной справедливости. Причем, как правило, подчеркивается конфликт интересов элит и масс, а также транснациональных общностей и наций. В таком ключе видится проблема доступа различных общественных групп к ресурсам, а также к власти и управлению. Поднимается вопрос о том, насколько демократично распределяется власть в сфере транснацио-

нальной политики, существуют ли возможности для не элит влиять на процесс принятия наиболее важных решений, затрагивающих их интересы.

Нередко высказываются идеи, что усиление транснациональных сил в мировой политике одновременно усиливает разрыв между властвующими и подвластными. Например, Т. Фотопоулос (он, как и многие другие исследователи, видит главную роль транснациональных элит в поддержке «Нового мирового порядка», основанного на неолиберальной капиталистической глобализации и полиархии) утверждает, что транснациональные элиты поддерживают огромную асимметрию власти, как между нациями, так и внутри них, в том числе и насильственными методами, которые при этом используются под демократическими лозунгами [26].

В этой связи одной из проблем также является культивация транснационально-ориентированных компрадорских элит внутри национальных политических систем [34]. Эта проблема актуальна для многих стран, в том числе для России. Среди ряда аналитиков и представителей общественности укоренилось понимание, что с 1990-х гг. большая часть российской политической элиты могла быть названа так лишь условно, и что она в большей степени напоминала «колониальную администрацию» [16], так как ее представители не связывали свое будущее и будущее своих детей с «этой страной» и отстаивали интересы не нации, а транснационального капитала - и во внешней, и во внутренней политике. Сегодня во всем мире найдется множество примеров партнерства транснационального капитала и местных элит, которые называют «компрадорскими» и которые не только не способствуют, но и препятствуют национальному строительству и благосостоянию широких слоев общества. Например, в их числе скандал, связанный с получением Народной национальной партией (People's National Party, PNP) Джа-майки (имевшей и имеющей сегодня парламентское большинство) «в подарок» 31 млн. долларов от одной из крупнейших независимых трейдинговых компаний «Трафигура», эксплуатировавшей в этой стране месторождения нефти [37]. Очевидно, что такие «подарки» правящим «народным» партиям со стороны транснациональных корпораций предполагают контроль транснационального бизнеса над наднациональной политикой в сфере его интересов. В целом, подобные формы включения национальных элит в транснациональные альянсы зачастую ведут к обострению конфликта интересов наций и правящих кругов, увеличение властной асимметрии.

Одновременно, как показывает практика, возможности влияния на власть со стороны широких слоев общества ограничиваются с «передачей части суверенитета» государств на наднациональный уровень [19; 20]. В связи с этим европейская общественность опасается воплощения «опасной идеи о том, что вполне можно обойтись без демократической подотчетности национальных правительств в угоду «глобальным соглашениям»» [25]. Например, в английских СМИ было много обсуждений того, что бывший пре-

мьер-министр Великобритании Гордон Браун отказал народу в референдуме за конституцию ЕС, считая это делом парламента.

Еще одним важным фактором элитарности транснациональной политики является преобладание неформальных механизмов согласования интересов и принятия политических решений, практически полное отсутствие процедур включения широких слоев общества в транснациональную политику, а также публичного контроля над деятельностью элит - не говоря уже о реальных рычагах воздействия. В сфере транснациональной политики эта проблема закрытости элит стоит еще острее, чем на уровне государств.

В целом, в расширении сферы транснациональной политики можно увидеть угрозы принципам демократического политического устройства, под лозунгами которых продвигаются выгодные элитам реформы. В результате транснациональной политики «продвижения демократии» и неолиберальных реформ в различных странах, по выражению профессора Лондонской школы экономики Д. Грея, устанавливается режим «анархо-капитализма» [27, с. 133]. Происходит масштабная приватизация государственной собственности, которая относительно легко переходит в распоряжение глобального рынка и транснационального капитала. Через изменение прав собственности, а также с ростом зависимости стран от мирэкономки, происходит перераспределение власти в мире в пользу транснациональных элит.

Как следствие (и одновременно причина) усиления асимметрии властных отношений, обсуждается проблема неравномерного («недемократичного») распределения благ и ресурсов. Так, анализируя опыт разных стран последних десятилетий, У.И.Робинсон указывает, что продвижение транснациональными элитами нэолиберализма, структурных реформ в экономике, а также полиархии, в качестве политического дополнения, «служило беспрепятственному приобретению собственности транснациональными корпорациями» [34]. По словам Д.Г.Черника, «введение в практику идей неолибералов обеспечивало опережающий рост доходов наиболее богатых слоев населения» [17]. В целом, роль транснациональных элит зачастую видится в увеличении диспропорций в отношениях собственности в мировых масштабах.

Исследователи часто подчеркивают конфликт между национальным и транснациональным капиталом и политическими силами, представляющими их интересы на мировой политической арене. (Причем «национальные интересы» отождествляются с интересами широких общественных групп, а интересы транснационального капитала видятся как узкогрупповые [18] - соответственно транснационализация властных отношений для многих теоретиков означает поляризацию обществ.) К примеру, А.А. Дягтерев отмечает, что «деятельность ТНК нередко разоряет и маргинализирует часть местной буржуазии и рабочего класса, не связанных с международными корпорациями, что порождает внутренние противоречия и политическую нестабильность, порой даже приводящие к военным переворотам. Кроме того, в этих проти-

воречивых процессах заметную роль нередко играют такие международные организации, как Организация американских государств, Мировой Банк, Международный валютный фонд, требующие от правительств проведения довольно жесткой социально-экономической политики и, в частности, сокращения расходов на социальные нужды, а также оказания поддержки лишь предприятиям с современными технологиями» [4, с. 216]. В значительной мере ассоциируя наднациональные институты с интересами транснационального капитала, многие другие исследователи указывают на, казалось бы, парадоксальный факт: практически все рекомендации ВТО и Всемирного банка по реформированию национальных экономик имели для них деструктивные последствия, буквально приводили к их обрушению и к кризисам. Дж. Стиглиц признает, что восточноазиатское экономическое чудо произошло именно потому, что страны этого региона не исполняли настойчивых рекомендаций международных организаций [36]. Отметим, что экономические реформы под названием «эффективной антикризисной политики», а также негласно и другие преобразования являются условием получения кредитов государствами в МВФ. Поэтому вполне оправданы высказывания о навязывании заведомо разрушительных реформ государствам со стороны международных организаций.

У. Робинсон, анализируя политику этих организаций с точки зрения интересов правящих групп, утверждает, что «программы МВФ направлены на открытие национальных рынков для транснациональных капиталов с использованием местного труда для обогащения транснациональных капиталистов» [33]. Представителям транснационального капиталистического класса нередко (возможно, отчасти утрировано) отводится крайне негативная роль в обществе. Например, А.С. Панарин так описывает агента транснациональной власти: «глобальный буржуа-флибустьер, облагающий целые народы данью и вывозящий национальные богатства» [13].

В такой же роли часто видятся представители транснациональной бюрократии. К примеру, журналисты, выступая в роли представителей общественного мнения, возмущаются, что «избалованные бюрократы МВФ получают не облагаемые налогом зарплаты, при этом сами постоянно ратуют за повышение налогов для всех нас» [31]. В СМИ обсуждается вопрос о том, почему налогоплательщики должны содержать этот слой чиновников, и какую пользу они приносят.

Однако основным фактором асимметрии в распределении благ признается не налоговая политика, а коррупция, проникающая в публичные структуры - что фактически означает сращивание власти и криминала. Этот феномен описывают современные теории бюрократии - бюрократии для себя («self-interested bureaucracy»). Они характеризуют этот слой политической элиты как коррумпированный в своей сущности, определяя его дисфунк-циональность (то есть несоответствие принимаемых бюрократами решений

формальным целям организации, что ведет к снижению их эффективности) через понятие ренты [24], более мягкое по сравнению с имеющим в том числе и юридическое определение термином «взятка». Исследователи утверждают, что везде, где есть общественные деньги, процветает административная коррупция. Стоимость общественных благ неоправданно завышается, поскольку чиновники закладывают в нее свою ренту [22]. Основные теоретические подходы выработаны на уровне анализа государственной бюрократии, но легко экстраполируются учеными на наднациональный уровень. Признается, что коррупция в международных организациях существует в силу общих для этого класса причин: в них чиновники распределяют ресурсы, не являющиеся их собственными [14]. Дополнительным фактором, способствующим коррупции в международных структурах, эксперты считают несовершенство механизмов контроля со стороны финансирующих их деятельность государств - о чем публично заявляют сами политические лидеры. Поэтому, «в силу специфики работы международных организаций», их чиновники «находится в зоне значительно меньшего риска для участников коррупционных сделок» [14]. Как отмечают эксперты, они имеют доступ к огромным финансовым ресурсам. Практически все, кто обращается к теме международной бюрократии, отмечают значительный объем выделяемых в ее распоряжение средств при низких возможностях контроля за их распределением.

Так, по оценкам СМИ, «международные бюрократические структуры за последние десятилетия расплодились в невиданных в мировой истории количествах и прочно оседлали многомиллиардные денежные потоки, идущие, согласно официальной версии, на решение разного рода глобальных гуманитарных и прочих проблем. О том, на что эти бешеные деньги тратятся в действительности нет практически никакой информации». И «речь идет о многих миллиардах долларов» [10]. Например, на программу ООН для Ирака «Нефть в обмен на продовольствие», которая прославилась не одним коррупционным скандалом с участием высокопоставленных лиц, было выделено 64 млрд. долл. [9]. (В этом скандале также фигурировала упоминавшаяся уже компания «Трафигура» - в связи с хищением иракской нефти).

Включенность элит в транснациональные криминальные сети приводит к усилению социального неравенства в мировом масштабе в результате незаконного распределения общественных благ. Так, например, конгрессмены США публично высказываются о коррупции в пределах всей организации ООН - одного из центральных институтов, координирующих и распределяющих трансграничные финансовые потоки. «В ООН не существует институционных запретов и сигналов тревоги, которые необходимы для предупреждения о неправильном поведении чиновников, - сказал конгрессмен Кристофер Шейс (Christopher Shays), республиканец от штата Коннектикут. -Отсутствие контроля позволило коррупции отдельных чиновников процве-

тать в масштабе всей системы» [цит. по 9]. В итоге деятельность транснациональной бюрократии порой приводит не к решению, а к усугублению социальных проблем. Это отмечают не только радикально настроенные СМИ, считающие, что бедняки, которым помогает транснациональная бюрократия, «становятся еще беднее» [8], но и лояльные по отношению к международным институтам ученые, говоря, например, что «реальная эффективность... усилий по глобальному регулированию бедности была не слишком большой» [1], и т.п. В журналистских расследованиях описаны коррупционные схемы, например, списание чиновниками ООН и продажа дорогостоящей техники на черном рынке местным предпринимателям во время операций в Косово, и др. [10]. Уже упоминался освещенный в прессе эпизод масштабной коррупции в рамках гуманитарной программы ООН, направленной на смягчение для населения Ирака последствий международных экономических санкций. «Благодаря множеству серых схем выделения квот на поставки иракской нефти это благое начинание быстро превратилось в настоящую кормушку для большого числа чиновников. В том числе из аппарата ООН» [2]. Кроме того, было установлено, что помимо хищений, большая часть продовольствия, поставлявшегося в Ирак в обмен на нефть, «была непригодной для употребления в пищу» [32]. Как это ни цинично, коррупционные схемы под вывесками социальных инициатив позволяют уводить в тень колоссальные суммы, зачастую на основе партнерства предпринимателей и должностных лиц. До 2001 г. деньги программы «Нефть в обмен на продовольствие» проводились через банк «BNP Paribas», чьим основным акционером был уроженец Ирака Надми Аучи, занимающий 13 место в списке богатейших людей Великобритании согласно «The Guardian». Ранее он уже получал условный срок за причастность к одному из крупнейших мошенничеств в современной Европе. На фоне обогащения элит в Ираке погибали люди от нехватки продовольствия и медикаментов, в том числе 150 детей ежедневно. Подобные факты, попадая в СМИ, обуславливают острый недостаток легитимности транснациональной элиты.

Критическое отношение к этой социальной общности иллюстрирует выступление президента Республики Сенегал, Абдулая Вада, на продовольственном форуме ООН в Риме в 2008 г. Его довольно резкая критика «паразитической сущности некоторых хваленых международных организаций» нашла живой отклик в СМИ. Журналисты так прокомментировали его высказывание: «Рано или поздно кто-то должен был приподнять завесу изощренной лжи, окружающую деятельность мировой наднациональной элиты» [10]. Эти слова отражают далеко не единичное мнение. Исследователи рассматривают многочисленные примеры, когда вместо действительной помощи в решении серьезных проблем (например, на преодоление последствий стихийных бедствий в бедных странах) огромные бюджеты международных организаций тратятся на сомнительные, пустые цели. «Чиновники вынуждены,

конечно, изображать бурную деятельность. Они постоянно фонтанируют всевозможными проектами, без которых человечеству якобы никак не обойтись. Однако в большинстве случаев эти предельно забюрократизированные инициативы не дают и не могут дать заметного позитивного эффекта...» [10].

Один из примеров того, как воспринимаются обществом гуманитарные проекты ООН, - оценка миссии MINUSTAH (United Nation Stabilization Mission in Haiti - Стабилизационной миссии ООН в Гаити) гаитянцами. Этот вопрос исследовала М. Латынина. которая указывает, что эта организация в 2004 г. насчитывала более 10 тысяч человек, а годовой ее бюджет составлял $612 млн. При этом ее деятельность отличалась крайней неэффективностью. В блогах и на форумах гаитянцев не встречалось ни одной благодарности за международную помощь во время стихийных бедствий и преодоления их последствий. Напротив, встречалась только критика. По мнению гаитянцев, международные организации являются подрывными элементами, нарочно задерживающими помощь в аэропорту, чтобы «создать фальшивый образ хаоса, который сделает более приемлемым для общественного мнения будущее вторжение и оккупацию». MINUSTAH ассоциируется в общественном мнении гаитянцев с «проклятым западом», который стремится осуществить интервенцию на их территории [8].

В целом, представители мировой общественности делают порой жесткие заявления, утверждая, например, что «глобальная бюрократия - в лице ООН, ЮНЕСКО, МВФ, Всемирного банка - не решила ни одной задачи, для которой создавалась» [7]. Транснациональную бюрократию осуждают за оттягивание на себя ресурсов общества, недостаточно эффективное выполнение своих функций в организациях, наделяющих их властными полномочиями; а также за продвижение интересов узких групп, отдельных (агрессивных) игроков мировой политики, а не широких общностей, которые формально выдвинули их во власть; за нарушение властвующими принципов мирного сосуществования людей на планете.

Анализ динамики слоя транснациональных элит позволяет выявить общность интересов бюрократии и транснационального бизнеса. Бизнес нуждается в административном ресурсе, в свою очередь бюрократы заинтересованы в финансовом ресурсе, в извлечении рентных доходов из своей деятельности, поэтому активно лоббируют интересы корпораций. (Можно упомянуть пример, когда Б.Севан, бывший глава программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», обвинялся в том, что неоднократно добивался от иракских властей выделения нефтяных квот для базировавшейся в Швейцарии частной компании «Африкэн Миддл Ист Петролиум» [2]).

Философия современного бизнеса (а практически любой масштабный бизнес-проект с высокой нормой прибыли обеспечен в том числе властью) основывается на принципе, что «взятки во всем мире стали неизбежной платой за деловую активность» [15]. Коррупция является нормой в реализации

трансграничных коммерческих, а также гуманитарных проектов, особенно если в них задействованы публичные институты. Она проявляется в различных формах - «при создании предприятий с участием иностранного капитала, при реализации инвестиционных проектов и приватизации государственной собственности, при решении проблем раздела продукции и в других формах. От этого вида коррупции не защищена ни одна страна. Так, авторы доклада, сделанного экспертами США, утверждают, что в 1994 г. при заключении крупных контрактов в 80% случаях они достались иностранным компаниям, предлагавшим взятки» [14] (и это только официальные данные). Американские фирмы-экспортёры утверждают, что они часто проигрывают выгодные контракты из-за того, что национальное законодательство не позволяет им платить взятки иностранным должностным лицам. В то же время, до недавнего времени в большинстве стран Европы законы не только не запрещали предлагать взятки иностранным контрагентам, но и позволяли учитывать эти расходы при уплате налогов. Например, по официальным данным, у немецких корпораций такие расходы составляли около 5,63 млрд. долл. в год [23]. Практики легализации этих расходов прекратились, когда 21 ноября 1997 г. Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была принята «Конвенция о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций».

В связи с тем, что преступность (в форме коррупции, а также и в других формах) укоренилась в отношениях власти, ученые говорят о «предательстве элитами демократии» [13]. Фигурантами по делам о международных преступлениях выступают авторитетные деятели, олицетворяющие высшую власть, в том числе действующие и бывшие генеральные секретари ООН [2], главы международных банков и советники президентов (например, Ж. Аттали фигурировал в деле о незаконной продаже оружия в Анголу). Описывая роль транснациональных элит в современном обществе, приведем высказывание президента Всемирного банка Д. Вульфенсона, произнесенного во время его приезда в Москву в 1996 г.: «После окончания холодной войны коррупция стала главным тормозом на пути демократического развития» [15]. Он говорил это применительно к России, но такая характеристика соответствует мировому порядку в целом.

Незаконные операции транснациональных элит связаны не только с коррупцией. Иногда раскрываются другие преступления, совершаемые в интересах прибыли, вплоть до массовых убийств и нанесения увечий тысячам людей. Рассмотрим еще один пример, связный с деятельностью транснациональной трейдинговой компании «Трафигура» (третьей в мире в сфере торговли углеводородным сырьем, имеющей 81 филиалов в 54 странах [12]). В 2006 г. компания приобрела нафту (один из продуктов перегонки нефти), в ходе транспортировки которой в танкерах образовался ядовитый

осадок. Трейдеры компании добились от поставщика значительного дисконта в связи с тем, что товар не соответствовал спецификациям. Получив его «так дешево, что невозможно себе представить», компания рассчитывала получить «серьезные доллары» (по словам трейдера МакНикола) - около 7 млн. долларов с каждого танкера [30]. Однако для этого требовалось с минимальными затратами избавиться от осевшего на дно танкеров яда. Вместо безопасной утилизации 400 тонн химических отходов [28], которую руководители компании посчитали «слишком дорогой», было решено «заплатить кому-нибудь, чтобы кто-то их забрал» (по словам лондонского руководителя нефтетрейдингого отдела Леона Кристофилопулоса). После нескольких неудачных попыток дешево избавиться от яда в разных странах, скрывая, насколько он опасен, компания доставила контейнер с отходами в Кот-д'Ивуар и передала «за очень низкую цену» местному контрагенту «Salomon Ugborugbo», не имевшему ни какого-либо опыта, ни оборудования, необходимого для их переработки. Лицензия была приобретена им сомнительным путем незадолго до совершения этой сделки [30]. Ядовитые отходы были, по образным выражениям журналистов, «закопаны под забором Абиджана» [29] (столицы Кот-д'Ивуар и одного из крупнейших потов Африки). Это обернулось экологической и гуманитарной катастрофой, в результате которой пострадало более 30000 человек (в том числе были погибшие). Кроме того, захоронение отходов повлекло за собой заражение огромной территории, что нанесло вред окружающей среде, а также имущественный ущерб и без того нищим жителям этой страны. Первоначально менеджеры и акционеры «Трафигуры» отрицали свою вину в произошедшем, обвиняли во лжи европейские СМИ и угрожали журналистам, расследовавшим преступление компании. «Трафигура» и ее руководители были привлечены к ответственности лишь после того, как был взломан ее почтовый сервер, и была опубликована переписка по поводу сделки. Несмотря на выплату значительной компенсации «Трафигурой» правительству Берега слоновой кости после длительных судебных тяжб, эта история, получившая широкую огласку в СМИ, явилась очередным фактором остро критического восприятия обществом верхушки транснационального капиталистического класса, спровоцировала дискуссии о том, что крупный транснациональный бизнес в принципе не уважает права человека и правила охраны окружающей среды, и т.д.

Обществоведы также заявляют, что «во всем мире сфера «прав человека» растворилась в правах инвесторов» [38]. Такие обобщения подтверждаются исследованиями других аспектов функционирования «глобального капитализма» - например, феномена «запланированного устаревания товаров» в основе современной экономической модели. В результате многочисленных картельных сговоров (объединяющих игроков глобального капитализма по всему миру) по сокращению срока службы продуктов с целью увеличения объемов продаж, формируется модель «экономики отходов». Поми-

мо производства большого объема потребительских благ, она непрерывно производит тонны мусора. Это ведет к ускоренному исчерпанию ресурсов планеты, и одновременно к превращению бедных стран во всемирную свалку. Характерен пример Ганы, куда под видом гуманитарной помощи в виде подержанных компьютеров, якобы для «повышения уровня компьютеризации» (поскольку международный закон запрещает вывозить электронный мусор) приходят тысячи тонн мусора. В интервью жители страны с горечью говорят о том, как в связи с этим изменился их мир [3].

Все эти злоупотребления правящих групп, а также продвигаемая транснациональным капиталистическим классом культура-идеология консюмеризма [35] еще больше осуждаются на фоне разительных социальных контрастов современного мира, в котором миллионы людей живут далеко за чертой бедности и, учитывая условия их существования, практически лишены возможностей адаптации к «мировому беспорядку».

В общественно-политических дискуссиях укрепляется идея о том, что политика транснациональных элит противоречит гуманности. Об этом свидетельствуют непрерывные войны в интересах капитала. Правящие элиты и субэлиты заинтересованы, с одной стороны, в освоении ресурсов государств, которые еще мало включены в систему глобального капитализма, а с другой стороны, в получении от государств и международных организаций «многомиллиардных контрактов» на поставки оружия, обеспечение инфраструктуры для военных операций и др. [21]. Одновременно, как было показано, зоны военно-политических конфликтов часто становятся «золотым дном» для транснациональной бюрократии.

Кроме того, многие современные войны, в том числе так называемую «войну против терроризма», политологи рассматривают как новую форму насилия, властного принуждения со стороны транснациональной элиты. Она реализуется как бы от имени и в интересах всех людей, разделяющих либеральные ценности, однако в действительности является механизмом продвижения интересов правящих групп, а также, как полагают некоторые исследователи, инструментом «подавления любого сопротивления» устанавливаемому ими порядку [26].

Многочисленные несоответствия порой едва прикрытой агрессии и злоупотреблений высших должностных лиц влиятельных политических организаций их риторике, становятся очевидными не только экспертам, но и широкой публике. Несостоятельность официальных версий важных политических событий является поводом для независимых журналистских расследований. Они предлагают точку зрения на важнейшие политические события, отличную от официальной, ставя задачу «открыть правду» о современной мировой политике. Так, в ряде публикаций и документальных фильмов довольно обосновано развенчивается «миф» о терактах 11 сентября 2001 г. в США [6; 5], а также, подчеркивается закрытость любой информации об этой

трагедии, которую порой называют поворотным моментом в мировой истории. Следственная комиссия не провела должного расследования и не дала ответы на многие вопросы в связи с ней. При этом научные дебаты и публичные обсуждения причин обрушения зданий жестко преследуются. Например, французскому писателю и журналисту Т. Мейсану, после выхода его книги «11 сентября 2001 года. Чудовищная махинация» запрещено жить в каких-либо странах НАТО, где он признан «врагом номер один» [11].

В этом и других эпизодах проявляется теневой характер деятельности элит, что, во-первых, вызывает еще большее их неприятие обществом, а во-вторых, рождает непонимание их мотивов и порой утрированные подозрения, вплоть до домыслов о том, что миром правят некие скрытые демонические силы, которым подчиняются публичные политические лидеры. В связи с недостатком четких официальных и научных объяснений феноменов транснациональной политики, образ транснациональных элит в общественном мнении обрастает множеством фантастических идей. Формируется своего рода мифология вокруг этого уровня власти, что во многом объясняется его закрытостью, преобладанием неформальных механизмов выработки решений, элитарностью сферы транснациональной политики. Кроме того, проблема легитимности транснациональной власти усугубляется в связи с многочисленными злоупотреблениями, которые объективно формируют в общественном мнении ее негативный имидж - однако, он едва персонифицирован из-за нечеткой идентификации ее агентов.

Литература

1. Барабанов О.Н. Глобальное управление как тема для научного анализа // Песков Д.Н. ред. Антиглобализм и глобальное управление. Доклады, дискуссии, справочные материалы. Сб. М.: 2006.

2. Воробьев В. «Черные» взятки. // Российская газета - Федеральный выпуск №4271-1801. 2007. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.rg.ru/2007/01/18/oon-chinovnik.html (дата обращения: 25.10.2012)

3. Данноритцер К. Заговор вокруг лампочки. (The Light Bulb Conspiracy) // Документальный фильм. Франция. 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://video.yandex.ru/users/ngc3000/view/271/ (дата обращения: 25.10.2012)

4. Дегтярев А.А. Основы политической теории: Учеб. Пособие // Ин-т «Открытое о-во». М.: Высш. шк., 1998.

5. Джозеф П. Дух времени (Zeitgeist). Фильм 1-й // Документальный фильм. США. 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://zeitgeistmovie.ru (дата обращения: 25.10.2012)

6. Кьеза Д. и др. 9/11. Расследование с нуля // Документальный фильм. Телемако. Италия. 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://video.mail.ru/mail/ded-ka/47966/52564.html

7. Латынина Ю. Нет глобального потепления - есть глобальная бюрократия. // Комсомольская правда. 18.G2.2G1G. [Электронный ресурс]. URL: http://alt.kp.ru/daily/24444.3/6G8895/ (дата обращения: 25.1G.2G12)

8. Латынина Ю. Новая Палестина // Газета.ру. 22.G1.2G1G. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazeta.ru/column/latynina/33149G3.shtml (дата обращения: 25.1G.2G12)

9. Линч К. Чиновник, отвечавший за программу ООН для Ирака «Нефть в обмен на продовольствие», признал себя виновным в мошенничестве // The Washington Post. G9.G8.2GG5 (перевод). [Электронный ресурс]. URL: http://www.neftegaz.ru/press/view/6172 (дата обращения: 25.1G.2G12)

1G. Международная бюрократия - новый паразитический класс // Телекомпания «Академия». [Электронный ресурс]. URL:

http://www.odessa36.tv/main/content/view/1G12/43 (дата обращения: 25.1G.2G12)

11. Мейсан Т. Интервью в телепередаче «Закрытый показ» // ОРТ. 12.G9.2GG8. [Электронный ресурс]. URL: http://www.1tv.ru/videoarchive/ 4G36&p=268 (дата обращения: 25.1G.2G12)

12. Официальный сайт компании «Трафигура». [Электронный ресурс]. URL: http://www.trafigura.com (дата обращения: 25.1G.2G12)

13. Панарин A.C Искушение глобализмом. М.: Эксмо-Пресс, 2GG2.

14. Россия и коррупция: кто кого // Совет по внешней и оборонной политике. Программа «Россия и мир». Фонд ИНДЕМ, 1998.[Электронный ресурс]. URL: http://www.indem.ru/indemfond/indfp2_r.html (дата обращения: 25.1G.2G12)

15. Теневая экономика и экономическая преступность / Электронный

учебник, созданный при поддержке Института «Открытое общество», Россия. [Электронный ресурс]. URL:

http://newasp.omskreg.ru/bekryash/index.htm (дата обращения: 25.1G.2G12)

16. Хазин М.Л. Прогноз на 2G12 год: Путин должен быстро принять стратегическое решение о «делиберализации» // Однако. G9.G4.2G12. [Электронный ресурс]. URL: http://www.odnako.org/blogs/show_17344/ (дата обращения: 25.1G.2G12)

17. Черник Д.Г. Налоговое планирование в условиях кризиса // Налоговый вестник, №9. 2GG9. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.naloglib.net/GG9/nalogovoe-planirovanie-v-usloviyakh-krizisa?page=G,G (дата обращения: 25.1G.2G12)

18. Шебанова МЛ. Концепт нации в транснациональном дискурсе // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2G12. Т. 8. №2.

19. Шебанова МА Международная бюрократия как слой транснациональных политических элит // Полис (политические исследования). 2G12. №1.

2G. Шумилов A^. Концепт глобализации: новый общественно-

политический феномен // Соціологія Другого модерну: проблема перевизна-

чення понять суспільствознавчого дискурсу. Луганськ: Вид-во ДЗ «ЛНУ імені Тараса Шевченка», 2GG9.

21. Briody D. Book extract: The Halliburton Agenda // The Guardian, July

22, 2GG4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.guardian.co.uk/

books/2GG4/jul/22/usa.politics (дата обращения: 25.1G.2G12)

22. Chowdhury F.L. Corrupt Bureaucracy and Privatisation of Tax Enforcement. // Pathak Samabesh, Dhaka: 2GG6.

23. Convention on combating bribery of foreign public officials in interna-

tional business transactions / 1G5th Congress, 2d Session, Senate. July 16, 1998. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fas.org/irp/congress/

1998_rpt/e1G5-19.htm (дата обращения: 25.1G.2G12)

24. Crozier M. The Bureaucratic Phenomenon. Chicago: University of Chicago Press, 1964.

25. Dаley J. There'll be nowhere to run from the new world government // The Telegraph. 19 Dec 2GG9. [Электронный ресурс] URL: http://www.telegraph.co.uk/comment/columnists/janetdaley/6845967/Therell-be-nowhere-to-run-from-the-new-world-government.html (дата обращения: 25.1G.2G12)

26. Fotopoulos T. The Global «War» of the Transnational Elite // Democracy & Nature: The International Journal of Inclusive Democracy. Vol. 8. №2. July 2GG2.

27. Gray J. False Dawn: The Delusions of Global Capitalism. London, Granta Books, 1998.

28. Leigh D. Ivory Coast poison claimants win first skirmish in Trafigura lawsuit // The Guardian. 1G July 2GG9. [Электронный ресурс]. URL: http://www.guardian.co.uk/environment/2GG9/jul/1G/ivory-coast-trafigura-oil-lawsuit?INTCMP=SRCH (дата обращения: 25.1G.2G12)

29. Leigh D. Trafigura faces criminal charges over attempt to offload toxic waste // The Guardian. 1 June 2G1G. [Электронный ресурс]. URL: http://www.guardian.co.uk/world/2G1G/jun/G1/trafigura-trial-toxic-waste-netherlands?INTCMP=SRCH (дата обращения: 25.1G.2G12)

3G. Leigh D. Trafigura hoped to make a fortune. Instead they cause a tragedy. // The Guardian. 16 September 2GG9. [Электронный ресурс]. URL: http://www.guardian.co.uk/world/2GG9/sep/16/trafigura-oil-pollution-fortune-tragedy?INTCMP=SRCH (дата обращения: 25.1G.2G12)

31. Mitchell D.J. The IMF Is Urging Governments to Impose Regulatory Tax

Cartels to Benefit Politicians // Cato Institute, Washington, 26.G4.2G1G. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cato-at-liberty.org/the-imf-is-urging-

governments-to-impose-regulatory-and-tax-cartels-to-benefit-politicians/ (дата обращения: 25.1G.2G12)

32. Oil-for-food chief «took bribes» // BBC News, G8.G8.2GG5. [Электронный ресурс]. URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/middle_east/41316G2.stm (дата обращения: 25.1G.2G12)

33. Robinson W.I. Beyond the Theory of Imperialism: Global Capitalism and the Transnational State // Societies without Borders, № 2, 2007.

34. Robinson W.I. What to expect from US democracy promotion in Iraq? // New Political Science. Vol. 26, №3. September 2004.

35. Sklair L. The Transnational Capitalist Class. Boston and Oxford: Blackwell, 2001. 335 p.

36. Stiglitz J. More Instruments and Broader Goals: Moving toward the

Post-Washington Consensus // WIDER Annual Lectures 2. Helsinki, 1998. [Электронный ресурс]. URL: http://pendientedemigracion.ucm.es/info/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

eid/pb/Stiglitz98wider.pdf (дата обращения: 25.10.2012)

37. Trafigura Hearing - Come On PNP, The People Of Jamaica Want An-

other Show Like Manhatt. // Jamaica News Talk. November 19, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.jamaicanewstalk.com/politics/trafigura-

hearing-come-on-pnp-the-people-of-jamaica-want-another-show-like-manhatt (дата обращения: 25.10.2012)

38. Van der Pijl K. Global Rivalries from the Cold War to Iraq. Pluto Press, London, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.