Научная статья на тему 'Проблема квалификационного пробела в современном российском образовании'

Проблема квалификационного пробела в современном российском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TEACHER EDUCATION / ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ / APPLIED BACHELOR''S COURSE / МАГИСТРАТУРА / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORKING / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ДИАГНОСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / DIAGNOSIS OF ARTISTIC AND CREATIVE ABILITIES / ЭТНОХУДО-ЖЕСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ETHNOART EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MASTER''S COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабанова Ольга Петровна, Шабанов Николай Константинович

В статье дается анализ проблем, связанных с несоответствием подготовки педагогических кадров стратегическим направлениям современного российского образования. В частности, в ней отмечается, что в педагогическом образовании сформировался квалификационный пробел: не хватает специалистов, сочетающих достойный уровень теоретических знаний и практикоориентированный характер их реализации. Выпускники педагогического профиля слабо подготовлены к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В профессиональном арсенале выпускников педвузов отсутствует инструментарий выявления одаренных детей в раннем возрасте. Ряд этих остро стоящих перед российским образованием проблем определяет появление концептуальных идей создания инновационных моделей и технологий педагогического образования, успешно реализуемых в сетевом взаимодействии вуза, колледжа и других образовательных организаций. Новизна поставленной задачи состоит в том, что в ходе реализации пилотного проекта будет использован потенциал единой информационной образовательной среды Центра научных инноваций в педагогическом образовании, направленной на повышение эффективности подготовки педагогических кадров, и реализуемой в сетевом взаимодействии вуза, колледжа и других образовательных организаций. Также предполагается разработать и апробировать основную образовательную программу высшего образования уровня бакалавриата, предусматривающую присвоение выпускникам квалификации СПО «прикладной бакалавр»; организовать единую базу кадровых, информационных, материально-технических, учебно-методических ресурсов «сторон партнеров» на основе договора; разработать перечень дополнительных педагогических квалификаций в ходе получения основной, с возможностью их пополнения в рамках педагогической интернатуры на базе Центра; сформировать компетенции обучаемых к получаемым квалификациями и установить их соответствие требованиям квалификационных испытаний при аттестации в сфере общего образования; снизить риск нетрудоустройства выпускников за счет партнерства с работодателем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабанова Ольга Петровна, Шабанов Николай Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Qualification Gap in Modern Russian Education

The article analyzes the problems associated with inconsistency between teacher training and strategic directions of modern Russian education. In particular it is noted that qualification gap was formed in teacher education: lack of specialists combining a decent level of theoretical knowledge and the practice-oriented nature of its implementation. Graduates of teacher education are poorly prepared for the work with children with disabilities. Professional Arsenal of graduates of pedagogical universities has no tools to identify gifted and talented children at early age. A number of these problems, which are particularly acute for Russian education defines emergence of conceptual ideas concerning creation of innovation models and technologies of pedagogical education which are successfully embodied in the network interaction of higher educational establishments, colleges and other educational organizations. Novelty of the task which is set lies in the fact that in the course of realization of the pilot project will be used the potential of united information of the educational environment which belongs to the Centre of scientific innovations in pedagogical education This environment aims to increase effectiveness of pedagogical staff preparation and is nc realized in the network interaction of higher educational institutions, colleges and other educational organizations. It is also supposed to develop and approve the basic educational program of higher education of bachelor level, which provides awarding qualification "applied bachelor" to graduates; to organize unified basis of staff, information, material and technical, educational and methodic resources of "partners" on the basis of the agreement; to work out a list of additional pedagogical qualifications in the course of getting the basic one, with possibility of their replenishment in the framework of pedagogical internship on the basis of the Centre; to form competences of trainees to the received qualifications and to determine their compliance to the demands of qualification tests in certification in the sphere of general education; to reduce the risk of job displacement of graduates due to the partnership with employer.

Текст научной работы на тему «Проблема квалификационного пробела в современном российском образовании»

ББК 74.4 УДК 37.01

ПРОБЛЕМА КВАЛИФИКАЦИОННОГО ПРОБЕЛА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

I О.П. Шабанова, Н.К. Шабанов

34

Аннотация. В статье дается анализ проблем, связанных с несоответствием подготовки педагогических кадров стратегическим направлениям современного российского образования. В частности, в ней отмечается, что в педагогическом образовании сформировался квалификационный пробел: не хватает специалистов, сочетающих достойный уровень теоретических знаний и практикоориентированный характер их реализации. Выпускники педагогического профиля слабо подготовлены к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В профессиональном арсенале выпускников педвузов отсутствует инструментарий выявления одаренных детей в раннем возрасте. Ряд этих остро стоящих перед российским образованием проблем определяет появление концептуальных идей создания инновационных моделей и технологий педагогического образования, успешно реализуемых в сетевом взаимодействии вуза, колледжа и других образовательных организаций. Новизна поставленной задачи состоит в том, что в ходе реализации пилотного проекта будет использован потенциал единой информационной образовательной среды Центра научных инноваций в педагогическом образовании, направленной на повышение эффективности подготовки педагогических кадров, и реализуемой в сетевом взаимодействии вуза, колледжа и других образовательных организаций. Также предполагается разработать и апробировать основную образовательную программу высшего образования уровня бакалавриата, предусматривающую присвоение выпускникам квалификации СПО «прикладной бакалавр»; организовать единую базу кадровых, информационных, материально-технических, учебно-методических ресурсов «сторон партнеров» на основе договора; разработать перечень дополнительных педагогических квалификаций в ходе получения основной, с возможностью их пополнения в рамках педагогической интернатуры на базе Центра; сформировать компетенции обучаемых к получаемым квалификациями и установить их соответствие требованиям квалификационных испытаний при аттестации в сфере общего образования; снизить риск нетрудоустройства выпускников за счет партнерства с работодателем.

Ключевые слова: педагогическое образование, прикладной бакалавриат, магистратура, сетевое взаимодействие, инклюзивное образование, диагностика художественно-творческих способностей, этнохудо-жественная образовательная среда.

THE PROBLEM OF QUALIFICATION GAP IN MODERN RUSSIAN EDUCATION

| O.P. Shabanova, N.K. Shabanov

Abstract. The article analyzes the problems associated with inconsistency between teacher training and strategic directions of modern Russian education. In particular it is noted that qualification gap was formed in teacher education: lack of specialists combining a decent level of theoretical knowledge and the practice-oriented nature of its implementation. Graduates of teacher education are poorly prepared for the work with children with disabilities. Professional Arsenal of graduates of pedagogical universities has no tools to identify gifted and talented children at early age. A number of these problems, which are particularly acute for Russian education defines emergence of conceptual ideas concerning creation of innovation models and technologies of pedagogical education which are successfully embodied in the network interaction of higher educational establishments, colleges and other educational organizations. Novelty of the task which is set lies in the fact that in the course of realization of the pilot project will be used the potential of united information of the educational environment which belongs to the Centre of scientific innovations in pedagogical education This environment aims to increase effectiveness of pedagogical staff preparation and is realized in the network interaction of higher educational institutions, colleges and other educational organizations. It is also supposed to develop and approve the basic educational program of higher education of bachelor level, which provides awarding qualification "applied bachelor" to graduates; to organize unified basis of staff, information, material and technical, educational and methodic resources of "partners" on the basis of the agreement; to work out a list of additional pedagogical qualifications in the course of getting the basic one, with possibility of their replenishment in the framework of pedagogical internship on the basis of the Centre; to form competences of trainees to the received qualifications and to determine their compliance to the demands of qualification tests in certification in the sphere of general education; to reduce the risk of job displacement of graduates due to the partnership with employer.

35

Keywords: teacher education, applied bachelor's course, master's course, networking, inclusive education, diagnosis of artistic and creative abilities, ethnoart educational environment.

Переход педагогического образования на двухуровневую систему подготовки, с одной стороны, довольно четко определил цель каждого уровня, с другой — породил ряд проблем.

Профессиональное поле деятельности магистра — старшая школа. Магистр должен проектировать индивидуальные маршруты обучающихся, обеспечивая профессиональные ориентиры. Опыт научного исследования, полученный в рамках магистерской диссертации, позволяет ему повысить профессиональный уровень в аспирантуре и докторантуре.

Интересы же бакалавра педагогического образования, особенно дошкольного и начального школьного образования, сталкиваются с профессиональными интересами выпускников педагогических колледжей. Преимущество выпускника вуза перед выпускником СПО — фундаментальная теоретическая база, однако он характеризуется более слабой практической подготовкой.

36 В системе СПО больше внимания уделяется развитию практических профессиональных умений и меньше — теории. Поэтому обе эти ветви педагогического образования являются не соответствующими современным требованиям образования.

Несмотря на практикоориен-тированный признак российского среднего профессионального образования, значимого в модернизации педагогического образования, его жизнеспособность вызывает сомнение. Работодатель ориентирован на кадры с высшим образованием. В отличие от бакалавра педагогического образования системы высшего образ-

вания, повысить уровень подготовки которому помогает магистратура, выпускник СПО сегодня такой возможности не имеет. Его путь профессионального соответствия современным запросам более длительный и во многом дублирующий содержание программы предыдущего уровня (продолжение обучения по программе бакалавриата в системе вуза). В то же время окончивший магистратуру бакалавр системы высшего образования не очень стремится к работе в школе.

Таким образом, в педагогическом образовании сформировался квалификационный пробел: не хватает специалистов, сочетающих в себе достойный уровень теоретических знаний и практикоориентированный характер их реализации.

Отсутствие прикладного педагогического бакалавриата, реализуемого в сетевом взаимодействии СПО и ВО, делает эту проблему неразрешимой.

Кроме вышеназванных проблем в подготовке педагогических кадров, появляется еще одна, требующая незамедлительного решения, — это проблема инклюзивного образования. Умение создавать условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в детских садах и школах общеразви-вающего вида сегодня должно стать составляющей профессиональной готовности выпускника педагогического образования. К сожалению, к решению этой проблемы он сегодня не готов.

Проблема низкого процента трудоустройства выпускников, на наш взгляд, связана с отсутствием системы долгосрочного прогнозирования

потребностей региона в педагогических кадрах и продуктивных механизмов взаимодействия педагогического образования и работодателя, который и должен определять квалификационный уровень педагога. Отсутствие представителей работодателей, курирующих практическую составляющую подготовки, и слабая база площадок практик не позволяют качественно выполнять требования новых стандартов. Отчужденность работодателя от подготовки педагогических кадров приводит иногда к парадоксальным ситуациям, когда в школе введен предмет, а учителя еще нет (предмет «Искусство»).

К тому же, образовательная деятельность — это не только воспроизводство социального опыта, накопленного предыдущими поколениями, но и развитие этнокультурных особенностей и традиций региональной культуры. Проблемы духовно-нравственного, этнокультурного развития и воспитания дошкольников и школьников во многом зависят от профессиональной готовности учителя к «...формированию активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и лич-ностно значимой ценности» (ФГОС ООО). Отсутствие этнохудожествен-ной образовательной среды будущего учителя или воспитателя не может обеспечить им высокий уровень владения, оперирования и прогнозирование путей сохранения ценностей этнохудожественной культуры, тем более ретрансляции ее будущим поколениям в среде поликультурного общения и толерантности.

Еще одной проблемой подготовки учителей и воспитателей яв-

ляется неготовность к выявлению одаренных детей в раннем возрасте, отсутствие в их профессиональном арсенале инструментария первичной диагностики задатков способностей к изобразительной, музыкальной, спортивной деятельности. Творчество в дошкольном и младшем школьном возрасте, являясь механизмом адаптации ребенка к миру, себя не проявляет, так как учитель не способен создать условия его проявления.

Важная проблема педагогического образования в системе СПО — научные кадры: доктора и кандидаты наук, профессиональный опыт которых будет способствовать созданию продуктивной научно-методической базы и приобщению обучаемых к научно-исследовательской и диагностической деятельности.

Не учтены на сегодняшний день и особенности подготовки учителя сельской школы, который, получая основную педагогическую квалификацию, мог бы осваивать и дополнительные. Опыт работы в рамках дополнительной профессиональной об- 37 разовательной программы профессиональной переподготовки учителей убедил нас в том, что малокомплектной сельской школе нужен учитель с несколькими квалификациями. Отсутствие понимания потребностей реальной школы не позволяют решать эту проблему.

Задачи, связанные с серьезными изменениями в сфере дополнительного образования, и отсутствие практикоориентированного подхода в программах подготовки делают выпускников системы СПО не готовыми к психолого-педагогическому мониторингу развития детей с особыми

38

образовательными потребностями и ОВЗ, к отработке образовательных, воспитательных моделей и технологий на профессиональных инновационных площадках.

Именно ряд этих остро стоящих перед российским образованием проблем определяет появление концептуальных идей создания инновационных моделей и технологий педагогического образования, успешно реализуемых в сетевом взаимодействии вуза, колледжа и других образовательных организаций.

Решение проблемы повышения уровня подготовки педагогических кадров в соответствии со стандартами профессиональной деятельности педагога и ФГОС общего образования, что может быть достигнуто:

• четкостью ориентиров педагогической подготовки: академический бакалавриат — система ВО, прикладной бакалавриат — система СПО;

• признанием прикладного педагогического бакалавриата основной моделью подготовки педагогических кадров, соответствующей уровню высшего образования;

• фундаментальностью программ подготовки прикладного бакалавра, наполненных добротной научно-теоретической и превышающей ее современной практической базой;

• увеличением срока подготовки на базе среднего (полного) общего образования — 3 года 10 месяцев, на базе основного общего образования — 4 года 10 месяцев;

• мощностью консолидации образовательных ресурсов партнеров сети, научным потенциалом профессорско-преподавательского состава;

• доступностью и одновременностью достижения уровня магистратуры и аспирантуры для обучающихся, имеющих разные стартовые позиции (СПО и ВО), без дублирования содержания программ предыдущего уровня;

• свободой выбора студентом образовательной траектории и возможностью перехода в рамках сети с академического бакалавриата на прикладной;

• освоением дополнительных педагогических квалификаций в ходе получения основной, возможностью их пополнения в рамках педагогической интернатуры, планируемой на базе Центра;

• технологичностью новейших информационных и телекоммуникационных достижений, используемых в образовательном процессе;

• снижением риска нетрудоустройства выпускников за счет партнерства с работодателем и прогнозирования потребностей региона в педагогических кадрах;

• готовностью выпускников к решению проблем инклюзивного образования, через включение теоретической составляющей этого образования в профессиональные модули и отработку практической части на базе партнеров Центра;

• владением методиками диагностики и развития художественно-творческих способностей детей и выявления у них признаков одаренности, полученными обучающимися в лаборатории научно-педагогических исследований процесса творчества дошкольников и школьников, организованной на базе Центра;

• владением методиками работы с учащимися с девиантным поведе-

нием и умением преодолевать отклоняющееся поведение терапевтической функцией искусства;

• профессиональной готовностью выпускников к конструированию предметно-пространственной среды этнохудожественной культуры в школе, полученной через опыт погружения в образовательную среду, в которой ценности этнохудо-жественной культуры принимаются как ценности профессионального будущего;

• оказываемыми новыми образовательными услугами, освоив которые в студиях Центра бакалавр получает дополнительные возможности развития педагогической карьеры в сфере образования;

• сформированностью компетенций обучаемых к получаемым квалификациям и их соответствием требованиям квалификационных испытаний при аттестации в сфере общего образования;

• аналогичностью ситуаций образовательного процесса реальной профессиональной среде.

Новизна поставленной задачи состоит в том, что в ходе реализации пилотного проекта будет использован потенциал единой информационной образовательной среды Центра научных инноваций в педагогическом образовании, направленной на повышение эффективности подготовки педагогических кадров и реализуемой в сетевом взаимодействии вуза, колледжа и других образовательных организаций.

Ожидаемые результаты и их значимость:

• В ходе реализации проекта предполагается разработать и апробировать основную образовательную

программу высшего образования уровня бакалавриата, предусматривающую присвоение выпускникам квалификации «прикладной бакалавр»; организовать единую базу кадровых, информационных, материально-технических, учебно-методических ресурсов «сторон партнеров» на основе договора; разработать перечень дополнительных педагогических квалификаций в ходе получения основной, с возможностью их пополнения в рамках педагогической интернатуры на базе Центра; сформировать компетенции обучаемых к получаемым квалификациями и установить их соответствие требованиям квалификационных испытаний при аттестации в сфере общего образования; снизить риск нетрудоустройства выпускников за счет партнерства с работодателем.

• В качестве планируемых способов обнародования результатов планируется: издание учебно-методических пособий, серия статей, сборник учебно-методических рекомендаций, проведение семинаров по результатам этапов проекта; обще- 39 ственное обсуждение проекта.

• Проведенное исследование позволит ликвидировать квалификационный пробел и подготовить педагогические кадры в соответствии со стандартами профессиональной деятельности педагога и ФГОС общего образования, что обеспечит возможность развития их педагогической карьеры в сфере образования.

список источников

И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7

классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство.

8-9 классы: проект [Текст]. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с. - (Стандарты второго поколения).

2. Художественная педагогика XXI века: опыт, проблемы, инновации: сб. науч. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию худож.-граф. факультета Курск. гос. ун-та. 14-15 окт. 2010 г. [Текст] / Под ред. Н.К. Шабанова, Т.Д. Прониной; Курск. гос. ун-т. - Курск, 2010. - 335 с.

3. Художественно-педагогический словарь [Текст] / Сост. Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова, М.С. Тарасова, Т.Д. Пронина. - М.: Академический Проект: Трикста, 2005. -480 с., 16 с. цв. вкл. - (Фундаментальный учебник).

4. Шабанов, Н.К. Художественно-педагогическая подготовка учителя изобразительного искусства в вузе [Текст] / Н.К. Шабанов; Курск. гос. ун-т. - Курск, 2008. - 146 с.

REFERENCES

1. Primernye programmy po uchebnym predme-tam. Izobrazitelnoe iskusstvo, 5-7 klassy. Mu-zyka, 5-7 klassy. Iskusstvo. 8-9 klassy: proekt, Moscow, 2011, 176 p.

2. Hudozhestvennaja pedagogika XXI veka: opyt, problemy, innovativ, sb. nauch. st., Kursk, 2010, 335 p.

3. Hudozhestvenno-pedagogicheskij slovar, Moscow, 2005, 480 p.

4. Shabanov N.K., Hudozhestvenno-pedagogi-cheskaja podgotovka uchitelja izobrazitel-nogo iskusstva v vuze, Kursk, 2008, 146 p.

Шабанова Ольга Петровна, профессор, кафедра художественного образования и истории

искусств, Курский государственный университет, Shabanova.O.P@gmail.com Shabanova O.P., Professor, Art Education and Art History Department, Kursk State University, Shabanova.O.P@gmail.com

Шабанов Николай Константинович, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой, кафедра художественного образования и истории искусств, Курский государственный университет, Shabanov.N.K@gmail.com Shabanov N.K., ScD in Pedagogy, Chairperson, Art Education and Art History Department, Kursk State University, Shabanov.N.K@gmail.com

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.