Научная статья на тему 'Проблема культуры в философии Живой Этики'

Проблема культуры в философии Живой Этики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
86
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема культуры в философии Живой Этики»

ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРЫ В ФИЛОСОФИИ ЖИВОЙ ЭТИКИ

А. А. НОВИКОВ, кафедра философии

Проблема культуры является одной из глобальных проблем, которые привлекают внимание исследователей и мыслителей как настоящего времени, так и прошедших веков. К области культуры относятся разнообразные проявления человеческого творчества. Музыка, живопись, архитектура, скульптура, литература, философия и наука раскрывают сферу культуры.

В настоящее время насчитывается свыше двухсот определений понятия «культура». Это указывает на то, что само это явление представляет собой весьма сложную и глубокую область для познания. Сравнивая различные концепции культуры и стремясь выявить их сходство и различия, исследователь сталкивается с мнением, что культура заключает в себе многие аспекты духовной деятельности и жизни человека.

Среди разнообразных концепций культуры выделяется концепция, представленная в синтетическом философском учении Живой Этики и в других трудах Николая Константиновича Рериха и Елены Ивановны Рерих. В своем наследии эти авторы проводят специфический, определенным образом отличающийся от других, анализ понятия «культура». В одной из статей, посвященной культуре, Н.К. Рерих пишет: «Культ всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь» [1].

Огонь в философии Живой Этики является символом Духа и высших аспектов одухотворенной материи. С огнем связываются все духовные и высоконравственные проявления человеческой деятельности. Свет и огонь символизируют собой мировое добро. Рассматривая проблему добра и зла, Рерихи исходят из представлений о космической эволюции человека. Все, что соответствует и способствует эволюции - добро, а все, что противодействует ей - зло.

Они рассматривают в качестве основания жизни человека эволюцию или совершенствование человеческого духа. Природа человека, согласно их представлениям, является многомерной. Она подразделяется на семь основных принципов. Три из них составляют нетленную (непреходящую) часть человеческого существа и сохраняются после смерти физического тела, а четыре других - временны и прекращают свое существование после завершения каждой земной жизни.

В данном аспекте философские взгляды Рерихов тесно переплетаются с представлениями о перманентном существовании духовного начала человека в некоторых направлениях восточной философии. Так, например, философия буддизма и индуизма содержит в себе в качестве одного из основополагающих принципов закон перевоплощения или реинкарнации. Он заключается в том, что человек представляет собой существо, состоявшее из временного (преходящего) и вечного (непреходящего) начал, последнее из которых периодически воплощается в физическую форму и сбрасывает ее после завершения каждой земной жизни, оставаясь при этом бессмертным.

Основываясь на подобных представлениях, Н.К. и Е.И. Рерихи развивают свои взгляды дальше. Согласно их концепции, смысл человеческой жизни заключается в непрерывном постоянном развитии непреходящей части человеческого существа -высшей Триады, для реализации чего и служат временные (преходящие) принципы человеческой природы. Они считают, что вырабатывая и развивая в себе различные положительные качества, такие как доброжелательство, любовь к людям, устремленность к познанию, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, способности в различных областях науки и искусства, человек совершенствует свое духовное начало

(высшую Триаду) и обретает эти достижения на все последующие жизни. В качестве примеров, иллюстрирующих указанную мысль, приводят случаи, связанные с проявлением некоторыми детьми уже в раннем возрасте определенных талантов, которые присущи лишь людям, называемым гениями.

Культура в философии Живой Этики определяется как культ Света или почитание и творение Света. Свет или огонь символизируют собой Дух и мировое добро. Добро непосредственно связывается с космической эволюцией человека, с совершенствованием его вечного духовного начала. Все человеческие действия и устремления, направленные в сторону космической эволюции, рассматриваются как проявление почитания Света или культуры.

В Живой Этике понятие «культура» неразрывно связывается с проявлением и функционированием духовного разума. Развитие духовного разума (или «сердца»), согласно взглядам Н.К. и Е.И. Рерихов, является требованием очередной ступени эволюции человечества. В отличие от ума или интеллекта (рассудка), духовный разум связан с целостным, синтетическим восприятием действительности. Его деятельность соотносится с работой и действием интуиции. Духовный разум есть один из трех принципов, составляющих непреходящую часть человеческого существа. В Живой Этике этот принцип очень часто встречается под названием «сердце». С работой сердца связывают наступающий этап космической эволюции человека. С позиции проявления духовного разума («сердца») в Живой Этике рассматривается проблема культуры. «Солнце есть Сердце Системы, также сердце человека есть солнце организма. Много солнц - сердец, и Вселенная представляет систему сердец, потому культ Света есть культ Сердца» [2], «... понятия сердца и культуры неотделимы» [3].

В философии Рерихов подчеркивается, что развитие духовного разума или сердца, предполагает усовершенствование человеком своих личностных качеств. Считается, что сердце является вместилищем и храни-

лищем всех положительных, накопленных ранее, достижений человека. В Живой Этики сердце считается местом пребывания его высшего сознания. Оно рассматривается как центр, сосредоточивающий в себе потенциальную возможность к творчеству и созиданию. С сердцем связывается способность распознания добра и зла, истины и лжи, умения находить правильные и наиболее рациональные пути решения проблем.

В некоторых восточных религиях сердце считается престолом Бога. Оно символизирует собой подвиг, сострадание, самоотверженность. На сердце должны основываться все человеческие взаимоотношения и общение между людьми. В концепции Рерихов оно считается храмом человека, местом его непосредственного общения с Богом. «Сердце есть храм... Сердце есть средоточие, но менее всего эгоцентричность. Не самость живет в сердце, но общечеловеч-ность. Лишь рассудок окутывает сердце паутиною эгоцентричности» [4]. «Не нужно думать, что сердце только о нас самих страдает, конечно, оно болеет о мировом волнении» [5].

Сердце понимается как хранилище духовного опыта. Истинная сущность человека не умирает, оставаясь непреходящей во времени. Индивид, развивающий в себе ка-кое-нибудь качество или способность и достигший в этом направлении определенных успехов, не теряет приобретенного им уровня достижений и в последующих воплощениях. Он будет иметь возможность дальнейшего развития и совершенствования данного качества. Все проявленные человеком способности хранятся и накапливаются в его сердце. Поэтому развитие сердца или духовного разума, предполагает совершенствование предыдущих достижений и приобретение новых. Чем больше индивид утвердит в себе положительных качеств, тем более развитым станет его духовный разум.

Исходя из такой позиции, авторы Живой Этики в качестве неотъемлемого элемента человеческой эволюции и культуры утверждают необходимость сознательного, направленного на достижение общего

блага, высокого в своем качестве труда, так как именно сознательный труд способствует развитию и достижению многих духовных проявлений: трудолюбия, ответственности, дисциплинированности, устремления к познанию, внимательности, наблюдательности и других. Именно в процессе трудовой деятельности человек совершенствует свое тело и дух. Во время сознательного самоотверженного труда личность вовлекается в процесс проявления творчества и в целях совершенствования и улучшения своей деятельности обращается к познанию и саморазвитию.

Совершенствуя самих себя, развивая свои творческие способности, люди продвигаются по пути эволюции. Утверждая в себе духовные качества, проявляя их в отношении к окружающему миру, человек несет истинную культуру, осуществляет истинное почитание Света. При отсутствии таких духовных качеств как терпение, сердечность, способность к осознанию красоты, трудолюбие, стремление к познанию не может быть истинной культурой. «Корень слова Культура есть высшее служение совершенствованию, но это и есть наше обязательство по отношению к бытию» [6]. «Лучшее действие сердечно» [7]. «Понятие Культура, по значению самого корня своего, устремляет к самоотверженному изучению, познанию и наслоению всех исканий, возвышающих сознание» [8].

Культура в Живой Этике непосредственно соотносится с проявлениями и манифестациями Духа. Тогда как цивилизация отображает собой материальную полярность. Только при равновесии и единении культуры и цивилизации человечество может успешно продвигаться по пути эволюции и успешно решать все встающие перед собой проблемы.

Рассмотрение культуры как культа Духа, то есть почитания духовного начала, свойственно не только Рерихам. Так, напри-

мер, известный русский философ Н.А. Бердяев писал, что культура развивается из религиозного культа, что она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Всякая Культура есть «Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями» [9]. Бердяев, так же как и Рерихи, связывал культуру с духовным началом, с его проявлением и функционированием.

Еще ближе к рериховскому определению культуры подошел Андрей Белый, который отмечал: «Скорее, культура определима как деятельность сохранения и роста жизненных сил личности и расы путем развития этих сил в творческом преобразовании действительности; начало культуры поэтому коренится в росте индивидуальности» [10].

Итак, рассмотрение проблемы культуры в философии Живой Этики позволяет сделать вывод о том, что под этим термином в данном учении подразумевается способ жизнедеятельности человека, направленный на познание, развитие и совершенствование своего внутреннего духовного мира, который определенным образом обуславливает социальное поведение личности.

Литература

1. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. - М.: МЦР. 1994. -С. 109'

2. Агни Йога в 6-ти томах. Т.З. - М.: Русский духовный центр, 1992. - С. 116.

3. Там же, с. 213.

4. Там же, с. 104.

5. Там же, с. 107.

6. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. - М.: МЦР, 1994 - С. 80.

7. Агни Йога в 6-ти томах. Т. 4. - М.: Русский духовный центр, 1992. - С. 217.

8. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. - М.: МЦР. 1994. - С. 35.

9. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М: 1990. - С. 166.

10. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма в 2-х томах. Т. 1. - М.: Искусство, 1994. - С. 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.