Научная статья на тему 'Проблема крестьянской общины во внутренней политике царского правительства во второй половине xix в'

Проблема крестьянской общины во внутренней политике царского правительства во второй половине xix в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2224
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИНА / МАЛОЗЕМЕЛЬЕ / СЕЛЬСКИЙ СХОД / ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ / РЕКРУТЧИНА / РУССКИЙ СОЦИАЛИЗМ / МИНИСТЕРСТВО / ДЕПАРТАМЕНТ / УЗАКОНЕНИЕ / ЦИРКУЛЯР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шебзухова Фатима Хаджипаковна

Статья посвящена проблеме крестьянской поземельной общины, отношению к ней правительства на разных этапах отечественной истории II половины XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема крестьянской общины во внутренней политике царского правительства во второй половине xix в»

УДК 94(47)

ББК 63.3(2)522 Ш 36

Ф.Х. Шебзухова

Проблема крестьянской общины во внутренней политике царского правительства во второй половине XIX в.

Аннотация:

Статья посвящена проблеме крестьянской поземельной общины, отношению к ней правительства на разных этапах отечественной истории II половины XIX в.

:

Община, малоземелье, сельский сход, подушная подать, рекрутчина, русский социализм, министерство, департамент, узаконение, циркуляр.

Проблема крестьянской поземельной общины во внутренней политике самодержавия всегда занимала важное место. Это и понятно. Общинное владение землёй существовало в средние века и в Западной Европе. Оно сыграло огромную роль в защите крестьянина от натиска феодалов. Но после буржуазных революций XVIII - начала XIX вв. этот общественный институт был устранён, а крестьянин превратился в личного владельца, мелкого , . складывалась судьба русского крестьянства Оно и в XIX в. продолжало сохранять коренные общинные тра-.

Земля в деревнях и сёлах находилась в распоряже-, , . решались вопросы о переделе земли по едокам, на миру происходило избрание сельских властей, здесь совершался сбор средств на общие расходы, решались мелкие гражданские и уголовные дела, вопросы организации взаи-.

Община пользовалась известной самостоятельностью в выполнении государственных повинностей - по, . -ское самоуправление даже при крепостнических отношениях обеспечивало им известного рода независимость от , ,

.

самостоятельно раскладывать оброчную сумму, назначавшуюся на всё общество сразу. Вместе с раскладкой оброчной суммы помещик обычно предоставлял крестьянам до известной степени и внутреннее самоуправление. Крестьяне сами распределяли между собой подати и об, . Существование круговой поруки и самостоятельная раскладка оброчной суммы вели к соразмерности оброка с платёжной способностью крестьян [1].

Общинное владение землёй по мере возможности спасало каждого крестьянина от нищеты. В крестьянской общине каждый человек находился в зависимости от ос, -ждом. Более того, «самоуправление» общины охраняло личность крестьянина от произвола помещика Отдельная личность могла скрыться за мир: каждого отдельного крестьянина помещик мог притеснить, уговорить, но раз дело касалось мира, помещики должны были серьёзно бо-

роться с его стойкостью. Крестьяне были привязаны к общине и с трудом расставались с нею» [2].

К этому следует добавить, что община всегда выполняла стабилизирующие функции. Являясь регулятором хозяйственных и социальных основ крестьянской , -, -

,

иерархию, была хранителем духовно-нравственных ценностей, коллективным информатором, определяла усло-. -плены природоохранные функции, определение уровня совершенствования аграрной техники и технологии, способа оптимальной в тех условиях обработки земли [3].

Этим видимо объясняется то обстоятельство, что накануне отмены крепостного права судьба общины оказалась в центре внимания правительства и российского общества, как консерваторов, так и либералов.

,

крестьянской реформы 1861 г. на предмет сохранения или , -

.

- . , -- -

ния. Иного мнения придерживались революционеры. -ных общинных традиций придавало им уверенность, что грядущая крестьянская революция поможет России счастливо избежать <«звы» буржуазности, классические образцы которых открывали перед русскими общественными мыслителями современная им Западная Европа. Этой же точки зрения придерживались народники, свято верившие в русский социализм, в творческие силы крестьянской общины и крестьянской революции.

Таким образом, сохранившийся по Великой реформе 1861 г. этот институт крестьянской жизни в неизменном виде существовал до 80-90х гг. XIX в., когда под напором развивающегося капитализма стали разрушаться патриархальные устои в деревне, прежде всего семьи и общины.

В период капиталистической модернизации экономики возможности осуществления прежних функций ока. -

, ,

, -

,

экономике, нежели способствовала их внедрению. Общинные устои стали слабеть, в ней стали происходить частые переделы земли с нарушением определенных правил земле и природопользования. В этих условиях у правительства появилась необходимость укрепления кресть-.

В 1893 г. по инициативе двух министерств: внутренних дел и государственных имуществ были приняты два закона, направленных на сохранение общины. Из этих законов мы черпаем информацию о состоянии крестьянской общины и происходящих в ней процессах, о мерах правительства по ее спасению, о порядке отчуждения общинной земли, об условиях выкупа крестьянами своих наделов и т.д.

8 июня 1893 г. был принят закон «Об утверждении правил о переделах земли» [4], состоящий из 10 статей, который регулировал периодичность земельных переделов в общине. Согласно закону переделы производились не иначе, как с соблюдением условий, определенных в особом приговоре общества В условиях передела указывались: срок, на который совершается передел; расчет, по которому распределяется земля между домохозяевами (по душам ревизским или наличным, по тяглам и т.д.); наличие по этому расчету душевых или иных надельных участков; размер надела причитающегося на каждого из домохозяев. Срок передела определялся не раньше 12 (юш более) лет, но только при согласии 2/3 домохозяев [5].

Следует отметить, что по этому закону правительство не только пыталось спасти общину, в не меньшей степени закон защищал и интересы крестьян-общинников. В этом плане представляет интерес статья 5, где отмечается, что со времени приведения в действие приговора об условиях передела до утверждения нового приговора участки отдельных домохозяев не могут быть отобраны обществом ни в полном объеме, ни по частям, за исключением случаев:

1) смерти домохозяина, увольнения его из общества, высылки по суду или общественному приговору, или безвестности его отлучки и оставления хозяйства без попечения, если при этом после умершего или выбывшего лица не осталось в обществе членов семейств, за которыми участок может быть оставлен;

2) -

;

3) неисправной платежеспособности хозяина.

О защите интересов крестьян говорит и статья 9, которая гласит, что при всяком переделе крестьянам (а равно и их преемникам), улучшившим качество своего надела, надел предоставлялся, по возможности, на прежнем месте. При его невозможности этим лицам отводился надел равного с прежним качества. В случаях отвода земли худшего качества назначалось вознаграждение, производимое посредством соответственной сбавки в уплате повинностей, либо на иных основаниях.

Ничем иным, как важностью и необходимостью урегулирования проблемы отчуждаемости земли объясняется и закон от 14 декабря 1893, [8], который запрещал залог крестьянского надела и затруднял его аренду и продажу. В частности с этого момента сдача надела в аренду

крестьянами ограничивалась пределами своей общины

[9], к тому же отменялась соответствующая статья «Положения о выкупе» 1861г., согласно которой крестьянин мог досрочно выкупить свои надел и выйти из общины

[10]. Эти искусственно создаваемые преграды можно объяснить тем, что правительство, с одной стороны, видело в этих наделах гарантию платежеспособности крестьянского двора, а, с другой, - такими мерами оно стремилось прикрепить крестьянина к наделу и ограничить его передвижение. Однако переделы, заклад, аренда, продажа земли продолжались. Правительство и его законы оказались бессильными остановить объективный процесс развития аграрного капитализма, который, проникая в общину, разрушал ее изнутри. Продолжалось разорение крестьянства, росло число недоимщиков и все больше крестьянских наделов уходило с торгов.

,

России, в 80-90-е гг. XIX в., поставили перед правительством ряд других вопросов. Одним из них был вопрос, подлежат ли лица сельского состояния в случаях поступления их на гражданскую службу, увольнению из сель, , их из податного оклада

Согласно действующим узаконениям о крестьянах, увольнение крестьян из сельских общин могло быть вызвано: во-первых, приёмом их в другие сельские и городские общества (ст. 216 и 217 Общих Положений), во-вторых, добровольным их переселением, и в-^етьих, прекращением их особых прав состояния, вследствие перехода в другое состояние или присуждения к наказанию, сопряжённому с лишением прав состояния. При этом в некоторых случаях для увольнения крестьян из сельских обществ требовалось предъявление ими увольнительных .

При существовании подушной подати, исключение из сельских обществ тех крестьян, которые поступали на

,

Российской империи исключение их из податного оклада считалось нераздельным с принадлежностью к составу .

Ввиду последовавшей потом отмены подушной подати в большинстве местностей Российской империи, согласно законов от 28 мая 1885 г. и 19 января 1898 г., вышеупомянутые правила об исключении крестьян из податного оклада могли сохранить своё действие лишь в тех , -дать (на^имер в Сибири). Поэтому эти условия оговаривались в новых изданиях Свода законов Российской империи в Уставе о прямых налогах [12].

Согласно нового циркуляра за исключением местно-, , лица сельского состояния на гражданскую службу не связывалось ни с их исключением из оклада, ни с их увольнением из состава тех сельских обществ, к которым они принадлежат [13].

,

разные периоды времени правительством ставилась по-разному. Если на протяжении XIX в. его волновал вопрос, как сохранить общину, то в начале XX в. правительство начинает понимать необходимость её разрушения. Первым такую мысль подал С.Ю. Витте, конкретное вопло-

щение она получила в период проведения столыпинской

аграрной реформы, в основе которой лежали Указ 9 ноября 1906 г., Законы 14 июня 1910 г. и от 29 мая 1911 г.

Примечания:

1. Козлов С А. Аграрные традиции и новации в дореформенной России (Цекально-чернозёмные губернии). / Отв. ред. А.В. Семёнова. - М., 2002. - С. 28-29.

2. Игнатович И.И. Помещичьи крестьяне после освобождения. - М., 1910. - С. 96.

3. Там же. - С. 98.

4. Закон «Об утверждении правил о переделах земли» от

8 1893 . // -

перии (Далее ПСЗ РИ). - Собр. Ш - Т. II. - № 939. -С. 205-207.

5. Там же. - С. 205.

6. Там же. - С. 206.

7. Там же. - С. 207.

8. Закон «О некоторых мерах к предупреждению отчуждаемости крестьянских надельных земель» от 14 декабря 1893 г. // ПСЗ. РИ. - Собр. III - Т. II. - № 1015-1. -

. 653-654.

9. Там же. - С. 654.

10. 1861 . -

тельных актов. - М., 1954. - С. 107.

11. ( -

гах) - СПб, 1896. - Т. Ш. - ст. 217.

12. Свод законов Российской империи. Изд. 1893 г. - Т. V. -ст. 482; Изд. 1903 г., - ст. 586.

13. Циркуляр № 3880 Министерства внутренних дел от 16 мая 1904 г. и циркуляр Департамента окладных сборов «О причислении и исключении из обществ и об усыновлении» от 24 июля 1904 г. - № 5393. // Сборник циркуляров министерства финансов за 1903 и 1904 г. - СПб., 1905. - С. 417.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.