Секция
«ОСВОЕНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ »
УДК 629.7
А. В. Воейкова Научный руководитель - Е. А. Шушканова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРОБЛЕМА КОСМИЧЕСКОГО МУСОРА
Рассматривается проблема космического мусора и пути ее решения.
В процессе освоения космоса человечество, хотя и не сразу, столкнулось с проблемой космического мусора. Под космическим мусором подразумеваются все искусственные объекты и их фрагменты в космосе, которые уже неисправны, не функционируют и никогда более не смогут служить никаким полезным целям: отработавшие свое спутники, разгонные блоки ракет-носителей, обломки взорвавшихся ракет и др. Все эти объекты образуют вокруг нашей планеты плотные слои, которые называют космической свалкой. В октябре 1979 года в Космическом центре имени Джонсона (США) по инициативе NASA было создано первое специализированное подразделение для проведения исследований по «мусорной» тематике. Международное сообщество признало нарастающую опасность космического мусора и настоятельную необходимость мер по предупреждению его образования. Наконец, в 1993 г. был создан Межагентский координационный комитет по проблеме техногенного засорения космического пространства ( IADC). Это наиболее авторитетная организация, деятельность которой охватывает полный круг проблем, связанных с космическим мусором.
В рейтинге стран, которые больше всего намусорили в космосе на третьем месте Китай (3 700 деталей неработающих спутников), Вторая позиция у США (они оставили в космосе 4 627 искусственных объектов). Россия находится на первой позиции рейтинга (6 125 фрагментов ракетоносителей и спутников).
Космический мусор таит в себе множество угроз. Прежде всего, угроза безопасности космических полетов. Частица размером с вишневую косточку с легкостью пробивает обшивку любого спутника - ведь она летит в 20, а то и в 30 раз быстрее пули, так что кинетическая энергия, высвобождающаяся при ее столкновении с космическим аппаратом, сравнима с энергией взрыва гранаты. Например, в 1983 году песчинка попала в иллюминатор шаттла Challenger. Не пробила, но оставила заметный след. После приземления корабля специалисты тщательно осмотрели повреждения и пришли к выводу, что это была даже не песчинка, а микрочастичка краски, отслоившаяся от какого-то другого космического аппарата.
Другой проблемой является эффективность функционирования спутников на околоземной орбите.
Число их неуклонно растёт, и земная цивилизация становится все более зависимой от работы спутников. Сегодня спутники приходится регулярно «уводить» от столкновения с опасными для их функционирования обломками. А это в свою очередь ведет к расходу запасов топлива и сокращению срока службы спутников. В настоящее время потери европейских спутниковых операторов из-за космического мусора ежегодно оцениваются в 140 млн евро. При этом уже в следующем десятилетии данная цифра может вырасти до 210 млн евро в год. Ученые считают, что уже лет через 50 мусор будет чинить серьезные препятствия спутникам. И, наконец, космический мусор представляет экологическую угрозу Земле и прямую опасность для её жителей. Иногда на Землю «возвращаются» части ракет с топливом, что негативно влияет в местах их падения. При этом происходит загрязнение твердыми фрагментами, что приводит к перенасыщению почвы соединениями алюминия, которое снижает урожайность сельскохозяйственных культур. Кроме этого, происходит быстрое проникновение ракетного топлива в почву, что тоже негативно сказывается. Некоторые вредные соединения хорошо сохраняются растительностью и переходят в мясо травоядных животных. Таким способом они могут попадать в организм человека. Далее есть опасность падения фрагментов мусора на жилые районы. Некоторые ученые утверждаю, что более крупный мусор, способен пройти через все слои атмосферы и достигнуть земной поверхности. Так, например, в 1978 году на территорию Канады упал советский спутник «Космос-594», а через год над Австралией рассыпались обломки американской космической станции.
Как видится на сегодня решение указанных проблем? В первую очередь, космический мусор должен контролироваться и отслеживаться. На данный момент в мире существуют две системы контроля космического пространства. Это системы (СККП) России и США. Однако на сегодня мы располагаем лишь скудными данными о состоянии космической среды. Хорошо известно распределение лишь крупных космических объектов. Мелких еще больше, но их трудно обнаружить, хотя и развернута целая международная сеть слежения за этими объектами. Поэтому требуется разработка карты космических свалок. Ученые
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки
не только пытаются обнаружить мусор, но и «прибрать» космическое пространство. Например, Марк Мэтни, ученый из Космического центра NASA имени Джонсона, разработал проект нового аппарата для уборки космического мусора. Уникальность данного устройства заключается в том, что неисчерпаемым источником топлива для него станут верхние разреженные слои атмосферы Земли.
На форуме INNOVUS показали перспективный космический корабль. Пилотируемая система предназначена для совершения полетов на лунную и земную орбиты, уборки космического мусора, а также ремонта орбитальных аппаратов. Предполагается, что корабль будет иметь несколько модификаций, в зависимости от целей полетов: для уборки мусора с околоземной орбиты, лунных экспедиций или ремонта других космических аппаратов. Выпуск опытного образца и проведение его испытаний намечены на 2017 год. Надо отметить, что все предлагаемые меры удаления крупного космического мусора из околоземного пространства крайне дороги при довольно низкой эффек-
тивности, а реальных способов удаления мелкого и среднеразмерного космического мусора вообще нет. Поэтому на ближайшие десятилетия проблема космического мусора станет одной из самых глобальных и потребует объединения усилий многих стран.
Библиографические ссылки
1. Прондера. Настоящие новости [Электронный ресурс]. URL: http://pronedra.ru/ (дата обращения: 20.03.2014).
2. Secret worlds [Электронный ресурс]. URL: http://secretworlds.ru/ (дата обращения: 20.03.2014).
3. Мусорная угроза из космоса: Беларусь сегодня [Электронный ресурс]. URL: http://www.sb.by/post/ 160606/ (дата обращения: 20.03.2014).
4. Новости Науки iScience.ru [Электронный ресурс]. URL: http://iscience.ru/2010/05/04/skolko-musora-na-orbite/ (дата обращения: 20.03.2014).
© Воейкова А. В., 2014
УДК 629.73
Н. С. Исаков Научный руководитель - А. В. Лонин Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
Р. Л. БАРТИНИ КАК АВИАКОНСТРУКТОР
Доклад посвящен великому авиаконструктору Роберту Бартини. В докладе рассматривается его краткая биография и основные достижения.
Роберт Людвигович Бартини - итальянский аристократ, коммунист, уехавший из фашистской Италии в СССР, где стал известным авиаконструктором. В анкетах, в графе «национальность» писал: «русский».
Малоизвестный широкому кругу общественности и также авиационным специалистам, был не только выдающимся конструктором и ученым, но и тайным вдохновителем советской космической программы.
Помимо авиации и физики, Роберт занимался космогонией и философией [2].
В 1900 году жена вице-губернатора Фиуме (сейчас город Риека в Хорватии) барона Лодовико Ороса ди Бартини решила взять на воспитание трехлетнего Ро-берто [1].
Владел несколькими европейскими языками. Участник Первой мировой войны. Окончил офицерскую школу, после чего был отправлен на Восточный фронт, в ходе Брусиловского прорыва попал в лагерь под Хабаровском, где впервые встретился с большевиками. В 1920 году Роберто вернулся на родину [2].
С 1921 года - член Итальянской коммунистической партии (ИКП) [2] Как бывшего офицера-фронтовика его ввели в группу, обеспечивающую охрану руководителей коммунистической партии от фашистов. Группа Бартини также опекала советскую делегацию во главе с наркомом иностранных дел Г. В. Чичериным на Генуэзской конференции 1922 года [1].
После фашистского переворота в 1922 году ИКП направила его в Советский Союз.
В 1938 году Бартини был арестован. Ему предъявили обвинение в связях с Тухачевским и шпионаже в пользу Муссолини [2].
В этот период ученый мог ознакомиться с возможностями всех интересующих его конструкторских организаций.
Основная часть физических и философских исследований Бартини была проведена в конце 1930-х и в 1940-х годах.
На тему авиации известно более 100 публикаций Бартини.
Всего на счету Роберта Бартини было свыше 60 законченных проектов самолетов, все они были оригинальными [2].
Общетеоретические воззрения ученого, по его собственным оценкам, могут быть восприняты и осознаны через 200-300 лет. Об этом Роберт написал в своем завещании, предлагая законсервировать свой архив и начать работать с ним после 2197 года [2].
В 1946 году был освобожден.
С 1948 года работал в ОКБ-86 на территории завода имени Димитрова в Таганроге. С 1952 года Барти-ни - главный инженер перспективных схем летательных аппаратов в Сибирском НИИ имени С. А. Чаплыгина.