Научная статья на тему 'Проблема коррупции в России: историко-правовой анализ'

Проблема коррупции в России: историко-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
319
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОНЕРЫ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема коррупции в России: историко-правовой анализ»

Постановление Правительства Пермского края от 5 марта 2008 г. № 43-п «О реализации комплексного проекта модернизации образования» // СПС КонсультантПлюс.

Постановление Правительства Пермского края от 5 июня 2008 г. № 145-п «О пилотном проекте «Внедрение новой системы оплаты труда в общеобразовательных учреждениях» // СПС КонсультантПлюс.

Приказ Министерства образования Пермского края «О распределении стимулирующей части фонда оплаты труда» от 11.06.2008 г. № СЭД-26-01-04-51 // СПС КонсультантПлюс.

Вотинова A.C., исторический факультет Научный руководитель: д.ю.н., профессор В.И. Омигов

Проблема коррупции в России: историко-правовой анализ

«...Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет

положенного ему предела».

Ш. Монтескье.

Сегодня много говорится о коррупции, статьи многих российских газет пестрят заголовками «коррупция», «коррупционеры», «продажная власть» и др. Люди всерьез обеспокоены этой проблемой, потому что она разрушает наше общество, разбивает все представления о демократическом государстве, которым «является» наша Россия. В наше время ни справедливость, ни заинтересованность в защите прав и интересов граждан, ни обязанность следования законам, ни даже сами законы практически не имеют никакой роли! Имеет значение лишь цена вопроса. Честность попросту неконкурентоспособна, а принципиальность - убыточна. Ряд государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов не стыдясь, открыто говорят, «сколько нужно дать, чтобы Ваш вопрос решился», иначе его попросту никто не будет решать. Люди, попав в сложную жизненную ситуацию, просто вынуждены выполнять условия «белых бандитов».

Пораженное коррупцией государство не только тормозит экономический рост, но и порождает проблемы и угрозы для стабильности и безопасности общества, что подрывает демократические институты и ценности, этические ценности и справедливость и наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку. Коррупция также принципиально меняет саму природу предпринимательства. Дальнейший рост коррупции грозит тем, что отнюдь не технологические инновации и не грамотное управление компаниями, а навыки выстраивания и использования связей с чиновниками и силовиками становятся источниками конкурентных преимуществ. В такой ситуации честные предприниматели просто выбывают из игры.

По данным ООН, в 2005 г. доходы от коррупции во всем мире составили 1,2 трлн долларов и превысили доходы от продажи оружия и наркотиков, вместе взятых (Константинов, 2006, с. 19). Коррупция уже не представляет собой локальную проблему, она превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран.

В рейтинге, ежегодно составляемом международным агентством Transparency international на основе индекса воспринимаемой коррупции, Россия опускается все ниже. В 2003 г. Россия занимала 86 место (из 133) между Мозамбиком и Алжиром. В 2004 г. ее опустили на 90 место, поставив между Непалом и Таназией. В 2005 г. Россия заняла 126 место (из 159), приблизившись к Нигеру, а в 2008 г. заняла 147 место (из 180) между Кенией и Бангладешем (http://www.rb.ru/inforrn/95437.html).

Первое упоминание о «посуле» как незаконном вознаграждении за осуществление официальных властных полномочий в законодательстве Руси связано с Двинской уставной грамотой 1397 - 1398 гг. В Псковской судной грамоте понятие «посула» употребляется в смысле взятки (Российское законодательство ..., 1984, с. 332). Дальнейшие ограничения коррупционных действий принадлежит Ивану III в Судебнике 1497 г. Его внук - Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках. Взяточничество осуждалось и в Соборном Уложении 1649 г., которое действовало более двух веков. В российских правовых документах коррупционное поведение лиц, состоявших на госслужбе, именовалось «лихоимством» (Гладких, 2001, с. 31). С взяточничеством боролся и Петр I. В его указе «О воспрещении взяток и посулов» взяточничество квалифицировалось как преступление, подлежащее строжайшему наказанию. Петр I старался всеми возможными методами и средствами навести порядок в делах государственной службы, воздействуя на мздоимцев, лихоимцев и вымогателей, однако применяемы меры положительного эффекта не давали.

Указ Петра I «О воспрещении взяток и посулов» был развит в законодательных актах правительств Екатерины II, Александра I, Александра III и других государей. Однако фактами коррупции, казнокрадства и взяточничества перенасыщены все последующие царствования, вплоть до последнего императора. Однако ни репрессии Петра I, ни снисходительность Екатерины II не привели к искоренению лихоимства и мздоимства. Основным средством борьбы с продажностью чиновничества признавалось создание правовой базы, повышение денежного содержания госслужащих, установление соразмерных с должностным нарушением мер наказания.

В эпоху расцвета капитализма коррупция охватила чиновничество с новой силой. В.И. Ленин говорил о необходимости искоренения взяточничества и строгого наказания взяточников и других лиц, причастных к этому преступлению. 8 мая 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял декрет «О взяточничестве», а 16 августа 1921 г. Декрет «О борьбе с взяточничеством». Вместе с тем, НЭП сопровождался значительным i

увеличением взяточничества, коррупция была и в среде частного предпринимательства.

На рубеже 60 - 70 гт. XX в. коррупция проникла в структуры правящей партии, усиливалась экономическая и должностная преступность. Коррупция превращается в социальный институт, элемент системы управления, тесно взаимосвязанный с другими социальными институтами - политическими, экономическими, культурологическими. Происходит институционализация коррупции - это превращение ее из ряда преступлений отдельных чиновников в массовое социальное явление, которое становиться привычным элементом социально-экономической системы.

Термин «коррупция» впервые появился в международных документах в 50-х гг. XX в.; при этом его содержание не раскрывалось. В конце 70-х гг. была предпринята первая попытка выработать международное определение коррупции. В России первое определение понятия коррупции мы видим только в ФЗ «О противодействии коррупции» №273-Ф3 от 25. 12.2008. В соответствии с этим законом коррупция определяется как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Удивительно, что коррупция имеет место в нашем государстве уже множество веков, а определение дано лишь в 2008 году.

При подготовке данной статьи мы попытались сформулировать понятие коррупции и коррупционного преступления, смотря на них как на социальные явления, поразившие все «уголки» общественных отношений. Итак, в нашем понимании коррупция - это поразившее публичный аппарат социальное явление, выражающееся в разложении власти, умышленном использование государственными и муниципальными служащими, а также иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего статуса и связанных с ним возможностей для получения материальных или иных благ и преимуществ физическими и юридическими лицами. Стоит также сформулировать понятия «коррупционного преступления» - это деяние, посягающее на нормальную, регламентированную законом деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, совершенное должностными лицами этих органов с использованием служебных полномочий, повлекшее существенные нарушения прав и законных интересов граждан, общества, государства.

Рассмотрим более подробно состав коррупционного преступления -его объективные и субъективные признаки.

Объектом коррупционных преступлений могут выступать общественные отношения, обеспечивающие законную деятельность

государственных и муниципальных органов и учреждений, законные права граждан, интересы и законные права коммерческих и иных организаций. Объективной стороной коррупционных преступлений такие признаки, как незаконное использование публичного статуса сопряженное с извлечением прибыли, незаконное предоставление выгоды лицу, предусмотренное законом общественно опасное последствие, причинная связь между деянием и последствием и иные, предусмотренные диспозицией соответствующей уголовной нормы объективные признаки.

Субъектом коррупционных преступлений в соответствии с нормами Российского уголовного права является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции, либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах и органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях. Субъективная сторона предполагает вину, в форме прямого умысла.

Существуют различные формы коррупции.

1) Самой элементарной является взятка, т.е. действие, в процессе которого какое-либо решение или услуга должностного лица, в чьей компетенции находится это решение, оплачивается заинтересованным лицом. При этом тот, кто платит взятку, считает ее необходимыми тратами, подразумевая, что взамен получит сверхдоход или новые возможности. Здесь нет принуждения: «ты мне - я тебе». Причем чаще всего должностное лицо выполняет свои прямые обязанности, не нанося явного ущерба государству. Такую форму коррупции легче узаконить, чем побороть.

2) Сумма «отката» гораздо больше, а способ передачи гораздо сложнее. Это сделка, в которой заинтересованы обе стороны: «Я тебе - выгодный контракт. Ты мне — несколько процентов от его стоимости». Но эта форма взятки наносит существенный ущерб государству и экономике в целом.

3) Третьей формой коррупции различные формы уменьшения ущерба по формуле выбирай. Условно говоря: «или 200 официально, или 100 сейчас». Главная задача должностного лица - поставить «клиента» в альтернативную ситуацию. Этой формой пользуются сотрудники ГИБДД, налоговой инспекции. Явного вымогательства здесь якобы нет. Человек нарушил правила, просто хотел бы уменьшить ущерб и ему идут на встречу.

4) Бюрократическое вымогательство или рэкет силовиков, которые используют для заработка их полномочия «закрывать, приостанавливать, изымать, судить, сажать». Как правило, это главы администрации любого уровня, работники судебной, правоохранительной системы, пожарные, налоговые служащие. Здесь меняется сама суть правоохранительной деятельности: на первое место здесь ставится предоставление услуг, используя свои силовые ресурсы. Милицейские подразделения работают наподобие фирм, вне административного контроля.

5) Коррупция на уровне младшего милицейского состава - то дополнительные заработки за счет более мелкого вымогательства или неформальных охранных услуг. По данным социологического исследования

(руков. проф. Л. Колас), примерно половина сотрудников МВД получают дополнительные доходы, занимаются бизнесом в нерабочее время, а около 18-29 % в рабочее. Дополнительные доходы работников милиции оцениваются в сумму от 1,5-3 млрд долларов.

6) Более скрытая и опасная сфера коррупции - покупка законодательства и принятие «взяткоемких» законов. Это называется «захват государства». Законы и постановления заказывают две большие заинтересованные группы, отраслевые бизнес - группы и ведомства, а принимают депутаты различных дум и законодательных собраний. Внешне закон регулирует, например, земельные отношения, налоги или фармацевтический рынок и принимают такие законы народные избранники. Но в действительности народные избранники быстро превращаются в лоббистов крупных компаний, и, как следствие, законы получают свои ценники.

7) Отдельное явление - повседневная или бытовая коррупция. Здесь лидирует сфера высшего образования, здравоохранения, военкоматов и ГАИ. По оценкам Фонда ИНДЕМ, в 2005 г. - бесплатное мед. обслуживание стоит 603 млн долларов взяток в год. Высшее образовании - 500 млн, сотрудники ГАИ - 368,4 млн долларов, суды - 268 млн долларов. Общий объем рынка бытовой коррупции - 2,79 млрд долларов в год. Это означает, что в действительности, бесплатной медицины, образования практически не существует.

Итак, мы видим, что коррупция присутствует во всех сферах общественной жизни, складывается впечатление, что всё в нашей стране можно купить. Антикоррупционная политика не должна быть спонтанным явлением, планируя программы борьбы с коррупцией, необходимо исходить из следующих предпосылок:

1) Ограничение коррупции не может быть разовой кампанией. Борьба с коррупцией достигает успеха, если она всеохватна, комплексна, ведется постоянно, на это направлено все силы власти и общества.

2) Коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями. В условиях, когда коррупция достигла больших масштабов и забралась на высокие уровни власти, более эффективна борьба против условий, порождающих коррупцию, чем подготовленная атака на ее проявления.

3) Потери, которые несут от коррупции государство и общество в России, на столько велики, что любые разумные затраты на реализацию антикоррупционной программы обеспечат быструю отдачу, в несколько раз превышающую вложения.

Так как же все-таки бороться с этой разрушающей силой? Мы предлагаем следующие варианты решения данной проблемы:

1) организация эффективной деятельности правоохранительных служб, увеличение вероятности выявления коррупционных преступлений и наказание за причиненный ими вред;

2) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

3) включение надлежащей процедуры отбора и подготовки кадров для занятия публичных должностей, которые считаются особенно уязвимыми с точки зрения коррупции, и ротации, в надлежащих случаях, таких кадров на таких должностях;

4) способствование выплате надлежащего вознаграждения и установлению справедливых окладов с учетом уровня экономического развития государства.

5) проведение социологических опросов и исследований для выявления отношения людей к коррупции, лиц, участвующих в даче или получении взяток;

6) привлечение СМИ для опубликование статистики коррупционных преступлений в России;

7) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

8) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

В соответствии с Указом президента РФ «О мерах противодействию коррупции» № 815 от 19 мая 2008 г., создан Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции, основными задачами которого являются:

- подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.

Безусловно, в нашей стране существует законодательная база для борьбы с коррупцией, но вопрос в том, как они действуют и исполняются ли они вообще? Ведь если тебя поймали за взятку, можно же просто дать новую и все! Значит, это замкнутый круг, - нет! Нужно бороться с этим, предпринимать соответствующие меры и бороться, бороться с этой «болезнью», которая просто уничтожит нас!!! Как нравственно, так и физически. Скоро нас не нужно будет завоевывать, мы сами себя уничтожаем... уничтожаем с каждым днем, с каждой взяткой. Мы говорим о «коррупции», о «продажных властях», всячески их осуждая, но в последние годы коррупция приобрела уже системный вид. Отдельная взятка с готовностью может быть морально оправдана объективной необходимостью: «не я такой, система такая». Так давайте же не будем подчиняться этой гнилой системе, не будем следовать ей как стадо баранов, не дадим ей нас уничтожить.

Список источников

О противодействии коррупции Федеральный закон от 25.12.2008. № 27Э-ФЗ.

Конвенция ООН против коррупции от 9.12.2003.

О мерах противодействию коррупции от 19.05.2008. №815-ФЗ.

Список литературы

Бинецкий, А. К вопросу о коррупции в России // Следователь. 2007. №3.

Гладких, В.И. Коррупция в России: генезис, детерминанты и пути преодоления // Российский следователь. 2001. №3.

Драпкин, Л.Я., Злоченко, Я.М Российская коррупция: системный подход к исследованию проблемы // Коррупция - коррозия общества и государства. - М., 2001.

Константинов, А.Д. Коррумпированная Россия. OJIMA Медиа - М.,

2006..

Полное собрание законов Российской империи T.V. № 2871.

Российское законодательство Х-ХХ вв. Т.1. - М., 1984.

Российское законодательство Х-ХХ вв. Т.З. - М, 1985.

Сыроватко, В. В Антикоррупционная политика государства и ее реализация в деятельности органов внутренних дел. Академия управления МВД РФ.-М., 2007.

Трошин, Л.Л., Горянин А.Б. Борьба с коррупцией. Системная задача // Следователь. 2007. №2.

Ресурсы сети Интернет

http://www.rb.ru/inform/95437.html

Мировчикова Ю.А., исторический факультет Научный руководитель: ст. преп. A.A. Масалева

Защита прав несовершеннолетних как субъекта договора купли-продажи жилого помещения

Несовершеннолетние - это особые субъекты жилищных правоотношений. В настоящее время все большее значение приобретает одно из существенных прав несовершеннолетних, а именно право на жилье. Статья 40 Конституции РФ закрепляет право каждого гражданина на жилище, и несовершеннолетние здесь не исключение.

В данном случае жилье рассматривается как изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.

Несовершеннолетние наряду с другими физическими лицами включены в гражданский оборот, что говорит о наделении их гражданскими правами. Однако в силу возраста они не обладают полной дееспособностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.