Научная статья на тему 'Проблема корреляции исламизма и псевдоисламского экстремизма'

Проблема корреляции исламизма и псевдоисламского экстремизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
162
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ИСЛАМИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ISLAM / ISLAMISM / EXTREMISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Якупов М. Т.

Статья посвящена анализу теоретических источников формирования экстремизма, прикрывающегося исламской риторикой. Практическая значимость заключается в использовании ее выводов в процессе профилактики экстремистского мировоззрения у молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF CORRELATION OF ISLAMISM AND PSEUDO-ISLAMIC EXTREMISM

The article analyzes the theoretical sources of extremism, drop Islamic rhetoric. Practical significance is the use of its findings in the prevention of extremist ideology among the youth.

Текст научной работы на тему «Проблема корреляции исламизма и псевдоисламского экстремизма»

нового времени, в России с самого начала относились отрицательно, видя в этом выражение человеческой гордыни, то есть греховности. В России государственная власть никогда не отказывалась от приоритета в навязывании нравственных норм обществу и отдельному человеку: свобода совести в западном смысле всегда была более или менее ущемлена. В России в силу священности государства не мог развиться общественный плюрализм, ставший предпосылкой западного индивидуализма. Приоритет государства в решении всех социальных конфликтов сохранялся весь период существования России: в допетровские, петровские, послепетровские времена и в послереволюционной России.

Эта особенность русского общества связана с реализацией характерного для русского менталитета приоритета идеи коллективности над индивидуальным, общинного над единичным, народного над личностным. Выражением этой ментальной черты является народная мудрость «на миру и смерть красна». Западная ментальность выражена в другом суждении экзистенциальной окраски: «каждый умирает в одиночку». Надо сказать, что и в реальном социокультурном контексте российский человек всегда существует в массе, в общине и традиционно ориентируется не на закон и, уж тем более, не на личную ответственность, а на мнение властных, силовых структур. И. Бунин приводит слова, сказанные ему орловским мужиком: «Мы, батюшка, не можем себе воли давать... Я хорош, добр, пока мне воли не даешь. А то я первым разбойником, первым грабителем, первым вором, первым пьяницей окажусь» [3, с. 20].

Преобразование части социокультурного пространства, в котором существовали православные ментальные практики, выраженное в разрушении храмов в послереволюционный период, в ломке православно-церковного распорядка жизни людей, тем не менее, не могло полностью размыть складывавшийся веками менталитет. Это было связано с тем, что для его существования было создано новое социокультурное пространство: жизнь стала регламентироваться не церковью, а производством, которое как бы реализовывало интересы всех, потому что принадлежало как бы всем. Производство духовно объединяло людей через совместные собрания, дворцы и дома культуры, на производстве решались все проблемы: политические, семейные, бытовые. Человек по-прежнему находился в системе коллективного контроля и зависимости. Производственный коллективизм заменил православную соборность, закрепляя ментальную практику взаимосвязи, взаимозависимости. Ломка экономической системы общественной собственности в постперестроечный период повлекла определенную ломку ментальных оснований жизни русского человека. Рыночные экономические структуры с трудом внедряются в повседневную жизнь россиян не потому, что они не соответствуют существовавшей несколько десятилетий экономической системе, а потому, что они тесны для пространства русского менталитета, что не могут понять многие менеджеры, стремящиеся организовать производственные процессы и выстроить отношения персонала по западному образцу. Рыночные структуры связаны с ментальностью индивидуализма, характерного для обществ западного типа. В настоящее время через новые экономические структуры, стандарты образа жизни, массовую культуру в Россию экспансируются ментальные практики западного образца, ядро которых составляют идеи рационализма, обусловливающие практицизм и расчетливость, не характерные для русской духовности. Происходит латентный, но неуклонный распад традиционной российской ментальности, выражающийся, прежде всего в изменении ценностных ориентаций и жизненных приоритетов (прежде всего молодежи), образцов поведения. Распад ментальных практик, ориентированных на толерантность, доверие, уважение к власти, коллектиность (соборность) в конечном итоге можно рассматривать как духовную основу разрушения единства российского общества, нарастающей интенции на индивидуализм. Этот вывод базируется на особенности российского менталитета, называемой В. С. Барулиным «комплексом долготерпеливости» [4, с. 196]. Суть этого, в целом, по нашему мнению, положительного комплекса, заключается в способности длительное время выносить трудности бытия. Это означает, что при возникающих трудностях и сложностях жизни человек не впадает ни в депресию отчаяния, ни в экзальтацию борьбы, а продолжает, как и прежде, длительное время делать свое жизненное дело, несмотря на выпавшие на его долю невзгоды. Вместе с тем, можно согласиться с В.С. Барулиным в оценке противоречивых последствий этого комплекса [4, с. 197]. В контексте рассматриваемой проблемы важно отметить, что способность человека адаптироваться к самым различным условиям ослабляет его импульс к переменам, снижает его энергию и инициативу к преобразованию действительности. Долготерпеливость становится почвой социальной пассивности человека, его установки довольствоваться тем, что есть. Она означает определенное примирение с недостатками, изъянами, несправедливостями бытия. Трагичность социальной пассивности проявляется в том, что уродства, несправедливости жизни не возникают сразу, вдруг, они произрастают постепенно, набирают силу в обществе. Долготерпеливость людей, их готовность смиренно сносить любые трудности, является той благоприятной средой, в которой негативные, уродливые явления жизни могут утвердиться и окрепнуть.

Литература

1. Резник Ю.М. Человек в системе или система в человеке // Спектр антропологических учений. Вып. 4. - М.: ИФРАН, 2012. - С. 76-98.

2. Достоевский Ф.М. Из дневника писателя // Возвращение человека. - М.: Политиздат, 1989. - 493 с.

3. Бунин И. Великий дурман. - М.: Совершенно секретно, 1997. - 352 с.

4. Барулин В.С. Российский человек в ХХ веке. Потери и обретение себя. - СПб.: Алетейя, 2000. - 431 с.

Якупов М.Т.

Доктор философских наук, профессор, Уфимский государственный авиационный технический университет ПРОБЛЕМА КОРРЕЛЯЦИИ ИСЛАМИЗМА И ПСЕВДОИСЛАМСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА

Аннотация

Статья посвящена анализу теоретических источников формирования экстремизма, прикрывающегося исламской риторикой. Практическая значимость заключается в использовании ее выводов в процессе профилактики экстремистского мировоззрения у молодежи.

Ключевые слова: Ислам, исламизм, экстремизм.

Yakupov M.T.

Doctor of Philosophy, Professor Ufa State Aircraft Technical University THE PROBLEM OF CORRELATION OF ISLAMISM AND PSEUDO-ISLAMIC EXTREMISM

Abstract

The article analyzes the theoretical sources of extremism, drop Islamic rhetoric. Practical significance is the use of its findings in the prevention of extremist ideology among the youth.

Keywords: Islam, Islamism, extremism.

Способность «человека разумного» к логическому мышлению, анализу явлений и формированию выводов закономерно приводит в совершенно оторванных от истины частных картин мира. В науке они называются мифами, первые из которых возникли тысячелетия назад. Однако, так как способность к фантазии остается на прежнем уровне, люди продолжают создавать все новые и новые мифологические произведения, выдвигая их как доказанные научные теории.

Например, в политической сфере современного общества часто можно встретить такие понятия, как «исламизм» и «политический ислам». Причем миф об исламизме во многом оказался предпосылкой зарождение следующего продукта

103

мифотворчества, например, доказывающего бытие «исламского экстремизма» и «исламского терроризма». Н.В. Володина следующим образом связывает экстремизм с исламизмом. «Религиозный экстремизм и религиозный радикализм тесно связаны с понятием исламизма. Исламизм-политический ислам. Представители этого движения требуют изменения места и роли религии в жизни общества, отвергая господствующую идеологию, политическую практику существующего государственного устройства и пытаясь внедрить нормы мусульманской религии» .

Несомненно, что перечисленные признаки исламизма относятся к политической сфере, причем автор речь ведет о наиболее агрессивной, экстремистской политике, направленной на изменение существующей политической системы. Нет необходимости доказывать, что любая организация, выступающая в какой-либо стране с упомянутыми задачами, была бы уничтоженной, как претендующая на государственный переворот. Таким образом, Володина и другие авторы, выдвигающие исламизм, подразумевают под этим понятием воинственную, экстремистскую теорию и практику определенных политических сил, ведущих борьбу за власть грубо вмешиваясь во внутреннюю и внешнюю политику суверенных государств.

Действительно, идеологи и вожди псевдоисламских экстремистских организаций используют принцип замещения нравственной основы мусульманства политическими доктринами для того, чтобы использовать ислам в своих властных амбициях. Например, один из видных теоретиков квазиислама - Сейид Кутб пишет: «Для религии не свойственно отделяться от материального мира. Неестественно, когда божественный путь ограничивается областью чувств и интуиции, морали и нравственности, культовыми обрядами или же узкой областью человеческой жизни - личной жизнью человека»17 18.

Лидеры «Хизб-ут-Тахрир», псевдоисламской протиовоправной экстремистской партии, не скрывают, что сущность всей их деятельности лежит в политической сфере. Они заявляют: «Деятельностью Хизб-ут-Тахрир является: распространение исламского призыва путём замены мыслей, чувств и законов общества таким образом, чтобы эти мысли стали общепринятой мыслью, побуждающей людей жить в соответствии с ней, будучи довольными тем, чем доволен Аллах. Взаимоотношения людей должны стать взаимоотношениями мусульман, строящимися их на основе исламских норм и законов. Это политическая деятельность (выделено «Хизб-ут-Тахрир»). Через неё Хизб добивается решения людских проблем на основе шариатских норм и законов. А решение проблем человечества на основе исламских норм и законов - это политическая деятельность»19.

Спонтанно возникает вопрос: «Если есть политический ислам, то есть, такой, который может быть определен и выделен совокупностью соответствующих признаков, то по логике, должен существовать другой ислам, отличающийся специфическими качествами от политического?». Однако проблема о наличии двух исламских религии относительно политики не возникала. Другое дело, что есть разные направления мусульманства: суннизм и шиизм, имеются четыре мазхаба, отличающиеся некоторыми аспектами. Однако принципы деления перечисленных разновидностей ислама не всегда вызваны наличием политических компонентов в религии. Например, возникновение суннизма и шиизма произошло благодаря отсутствию в исламе теории и практики передачи власти, то есть именно из-за отсутствия политического компонента в мусульманстве.

Далее Н.В. Володина уточняет: «В период становления ислама религия не была отделена от политики, права, философии. В ходе исторического развития такое разделение фактически произошло»20. Наука подтверждает истинность данной мысли: действительно, заложенная пророком Мухаммедом учение охватывало в себе все стороны жизнедеятельности, как личности, так и всего социума. На основе новых морально-этических требований среди арабских племен к трансформации подвернулись нравственность, просвещение, науки, социальное устройство, искусство и т.д. И только столкновение властных интересов разных кланов и родов привело к появлению политического компонента ислама.

Не может быть обоснованной идея о сосуществовании двух религии: политического ислама и иного, неполитического. Сущность монотеистических религий - иудаизма, христианства и ислама заключается в формировании высоконравственной личности, которая постепенно освобождается от своих природных инстинктов - эгоизма, алчности, агрессивности и властолюбия. Истинное вероучение направлено на подавление «лошади черной» и победы «лошади белой», как божественной части души, по аналогии с философией Платона. Все иные проявления религии, связанные с политикой, борьбой за власть есть принципиальная ревизия основ вероучения. Не имеет никакого отношения к учению Христа реальность, когда немецкие и французские католические священники благословляли их на взаимное убийство.

Истинная природа ислама выражена великим русским философом В.С. Соловьевым, который доказывал, что фундаментальная ценность учения Мухаммеда заключается в его нравственности. Теоретики псевдоисламского экстремизма в России и за рубежом совершают принципиальный подлог: они убирают истинную основу мусульманства - нравственность и превращают религию мира, сострадания и милосердия в орудие политической борьбы.

Сущность религии проявляется в именах Всевышнего. В исламе их 99 и самыми главными выступают следующие: «Йа Вадуду» (Любящий своих рабов), «Йа Саламу» (Мир), «Йа Рахману» (Милостивый), «Йа Рахиму» (Милосердный), «Йа Гафуру» (Всепрощающий). Имеют ли эти прекрасные и высоконравственные имена Всевышнего какое-либо отношение к экстремизму, проявляющемуся в гордыне, агрессивности, ненависти, смерти, горе и страданиях людей?

Литература

1. Володина Н.В. Ислам: проблемы идеологии, права и политики // Социально-гуманитарные знания .- 2002. - №6. - С. 96 - 121.

2. Сейид Кутб. Будущее принадлежит исламу. М.: Сантлада, 103 с.

3. Программа партии «Хизб-ут-Тахрир»[Электронный ресурс ] http://www.hisb-ut-tahrir.org/Russian/.

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PHILOLOGY

Ахмадулин Е.В.1, Дегтярева Т.С.2

1 Доктор филологических наук, Южный федеральный университет, 2Аспирант, Южный федеральный университет СОСЛОВНЫЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОНСКИХ КАЗАЧЬИХ ИЗДАНИЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ

РОССИИ

Аннотация

Современные методики типологических исследований масс-медиа не учитывают некоторых важных характеристик аудитории изданий дореволюционной России. К таким признакам относится классификация аудитории периодических изданий по сословным и этническим признакам. В России в XIX - начале ХХ веков существовало шесть официальных сословий: дворянство, духовенство, купечество, крестьянство, мещанство и казачество. Все эти сословные группы имели органы печати, так или иначе отражавшие их интересы. Но только печать казачества, преимущественно донского, функционировала в этносословной среде и обладала соответствующими типологическими характеристиками.

17 Володина Н.В. Ислам: проблемы идеологии, права и политики//Социально-гуманитарные знания.-2002.-№6.- С. 116.

18 Сейид Кутб. Будущее принадлежит исламу. М., Сантлада, С.25.

19 Программа партии «Хизб-ут-Тахрир» //http://www.hisb-ut-tahrir.org/Russian/.- С.- 1.

20 Володина Н.В. Указ. соч., С. 117.

104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.