Научная статья на тему 'Проблема контроля качества китайской продукции и опыт ее решения японскими компаниями'

Проблема контроля качества китайской продукции и опыт ее решения японскими компаниями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ ИЗ КИТАЯ / КИТАЙ КАК ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БАЗА / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ / ИМИДЖ БРЕНДА СДЕЛАНО В КИТАЕ / ЯПОНСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В КИТАЕ / РАЗЛИЧИЯ МЕНТАЛИТЕТОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ / IMAGE OF "MADE IN CHINA" BRAND / EXPORTS FROM CHINA / CHINA AS A PRODUCTION BASE / PRODUCT QUALITY MANAGEMENT / JAPANESE COMPANIES IN CHINA / INTERNATIONAL DIFFERENCES IN BUSINESS MENTALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кульнева Полина Викторовна

Статья посвящена актуальной в настоящее время проблеме контроля качества китайской продукции. Автор анализирует разносторонние причины девальвации бренда сделано в Китае и приводит практические примеры решения японскими предприятиями проблемы качества китайской продукции. Наглядная классификация проблем отражает богатый опыт японских компаний в области контроля качества, их системный и проработанный подход к данному вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кульнева Полина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Quality Management in China: Experience of Japanese Companies

The article is devoted to product quality management in China, which has become a very important issue in the last few years. The author analyzes various reasons for negative attitude to Made in China brand and makes practical examples of quality problems solutions implemented by Japanese companies. An elaborate classifi cation of quality problems in this article is a good evidence of Japanese enterprises vast experience in product quality management. It demonstrates their systemic and professional approach.

Текст научной работы на тему «Проблема контроля качества китайской продукции и опыт ее решения японскими компаниями»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2012. № 3

П.В. Кульнева

ПРОБЛЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА КИТАЙСКОЙ ПРОДУКЦИИ И ОПЫТ ЕЕ РЕШЕНИЯ ЯПОНСКИМИ КОМПАНИЯМИ

Статья посвящена актуальной в настоящее время проблеме контроля качества китайской продукции. Автор анализирует разносторонние причины девальвации бренда «сделано в Китае» и приводит практические примеры решения японскими предприятиями проблемы качества китайской продукции. Наглядная классификация проблем отражает богатый опыт японских компаний в области контроля качества, их системный и проработанный подход к данному вопросу.

Ключевые слова: экспорт из Китая, Китай как производственная база, контроль качества продукции, имидж бренда «сделано в Китае», японские предприятия в Китае, различия менталитетов в международном бизнесе.

The article is devoted to product quality management in China, which has become a very important issue in the last few years. The author analyzes various reasons for negative attitude to "Made in China" brand and makes practical examples of quality problems' solutions implemented by Japanese companies. An elaborate classification of quality problems in this article is a good evidence of Japanese enterprises' vast experience in product quality management. It demonstrates their systemic and professional approach.

Key words: exports from China, China as a production base, product quality management, image of "Made in China" brand, Japanese companies in China, international differences in business mentality.

За несколько десятилетий политики реформ и открытости Китай превратился в один из главных центров мирового промышленного производства. Занимая второе после США место в мире по номинальному валовому внутреннему продукту, экономика КНР в последние годы экспортирует 30-40% его объема и находится на первом месте в мире по стоимости экспорта.

Современный мир практически невозможно представить без продукции, сделанной в Китае хотя бы частично. В условиях углубления международного разделения труда Китай принимает все более активное участие в цепочке создания стоимости, причем не только за счет количественных показателей, но и за счет внесения все более весомого качественного вклада в мировое производство. Если до середины 1990-х гг. главными статьями китайского экспорта

40

были трудоемкие товары в первую очередь текстиль, то с 1995 г. ведущее место заняла продукция машиностроения и электроники. Постепенно Китай превратился в одного из крупнейших поставщиков технологически сложных товаров на рынки развитых и развивающихся стран и в настоящее время занимает лидирующие позиции по производству автомобилей, компьютеров, мобильных телефонов и другой современной техники потребительского назначения.

В Китае размещается большая часть производственных заказов таких гигантов мировой электротехнической индустрии, как Apple, Dell, Hewlett Packard, Sony, Nintendo, Microsoft, Motorola и др. Безусловно, заказы таких компаний требуют от китайских заводов соответствующих производственных возможностей и нельзя сказать, что они не справляются с поставленными задачами.

Тем не менее налицо озабоченность качеством китайской продукции как со стороны мировых бизнес-кругов, так и со стороны потребителей.

В международном бизнесе наблюдается большой спрос на услуги консалтинговых компаний, которые либо предлагают помощь в поиске надежных китайских поставщиков и контроле качества продукции в пакете с другими услугами по организации производства в Китае, либо полностью специализируются на контроле качества производимой в Китае продукции. Многие корпорации с мировым именем, использующие Китай как производственную базу, как бы в оправдание перед потребителями оговариваются, что продукт, хотя и сделан в Китае, но разработан в другой стране, по более высоким стандартам качества. Так делает, например, американская корпорация Apple, указывающая на своих изделиях, что продукт разработан в Калифорнии, а в Китае осуществлялась только его сборка. Целый ряд японских компаний, вынужденных перенести свое производство в Китай, в связи с этим уверяют потребителей на своих сайтах в надежной организации производственного процесса и высоком качестве продукции «несмотря» на то, что она сделана в Китае1. Некоторые дорожащие своей репутацией бренды мирового масштаба, такие, как Dolce & Gabbana, Prada, Armani стремятся не указывать на своей продукции информацию об участии Китая в производственном процессе. Осуществление завершающей обработки в Италии дает им право на использование ярлыка «сделано в Италии»2.

1 URL: http://www.nissui.co.jp/frontier/21/index.html (компания Nissui, пищевая промышленность); URL: http://www.sanwa-denshi.co.jp/company/quality.html (компания Sanwa Denshi Corporation, электротехника); URL: http://www.e-adesso.co.jp/ quality/index.php (компания Adesso Corporation, производство сувениров).

2 URL: http://www.marketplace.org/topics/business/luxury-item-may-be-made-

china

41

Несмотря на рост производственных возможностей китайских заводов и фабрик, очевидно, что ярлык «сделано в Китае» имеет среди потребителей не слишком хорошую репутацию. Кризисом доверия к качеству китайской продукции можно считать 2007 г., когда по всему миру прокатилась волна возвратов товаров, сделанных в КНР (среди них продукты питания, зубная паста, огромные партии игрушек). В ряде случаев страны вводили запрет на ввоз отдельных китайских товаров из-за их предполагаемой опасности. Если до этих событий ярлык «сделано в Китае» воплощал для потребителей среднее качество по доступной цене, то теперь многие жители развитых стран практически отвернулись от китайской продукции. Так, согласно данным одного из опросов, в сентябре 2007 г. 78% американцев были обеспокоены безопасностью импортируемых из Китая товаров, а каждый четвертый житель США отказался от «китайской» еды3. Увидев новую нишу на рынке, одна американская компания даже стала предлагать сделанную не в Китае здоровую пищу с ярлыком "China-Free" («сделано не в Китае»)4.

Рост недоверия к китайским товарам подогревался не только публикациями в СМИ. В последние годы вышел ряд популярных монографий, в которых продукция китайского производства, а также сам факт перемещения производственного центра мировой экономики в сторону Китая рассматривались в негативном свете.

В книге Сары Бонджиорни «Год без "Сделано в Китае"», вышедшей в 2007 г., с одной стороны, показана невозможность нашей повседневной жизни без китайских товаров, с другой — отражено негативное отношение американского потребителя к сделанной в Китае продукции из-за ее сомнительного качества и отрицательного влияния Китая на американскую экономику, в том числе на рост безработицы в США.

Двумя годами позже вышла в свет знаменитая книга выпускника Уортонской школы бизнеса Пола Мидлера «Плохо сделано в Китае», где автор в научно-популярной форме излагает свой взгляд на производственные процессы в КНР «изнутри» и проливает свет на некоторые причины многочисленных случаев брака китайской продукции, выявленных по всему миру. Помимо этой популярной книги, Пол Мидлер является автором ряда научных статей и интернет блога, где он делится с читателями своим опытом многолетней работы с китайскими производителями и американскими импортерами.

В книге «Плохо сделано в Китае» Пол Мидлер уделяет большое внимание особенностям «китайского» способа ведения бизнеса,

3 One in four Americans "very worried" by China imports. URL: http://www.reuters. com/article/2007/09/19/us-usa-foodsafety-poll-idUSN1818311820070919

4 Health food maker promotes "China-Free" products. URL: http://www.reuters. com/article/2007/07/06/us-food-chinafree-idUSN0618941720070706

42

деловой культуре и менталитету китайских производителей. По его мнению, непонимание этого менталитета импортерами приводит к тому, что китайским производителям удается перехитрить своих партнеров, перераспределив часть прибыли в свою пользу и оставив их в убытке. Пол Мидлер также упоминает об институциональных вопросах организации производства в Китае: об удобстве и легкости установления деловых отношений с китайскими партнерами, благодаря которым Китай является уникальной в своем роде производственной базой; о сложностях, связанных с разрывом этих отношений, и как следствие невыгодности переориентации на других производителей и «ухода» из китайской экономики; о проблемах с организацией контроля качества (инспекцией, тестированием, сертификацией) в процессе производства. В целом заметно, что автор, скорее, находится на стороне американских импортеров, приписывая большую часть проблем с качеством специфике поведения китайских партнеров.

В то же время многие авторитетные источники (не только китайские) рассматривают проблему контроля качества китайской продукции с несколько иного угла зрения. Так, специалисты Бостонской консалтинговой группы и Уортонской школы бизнеса считают, что ответственность за ненадлежащее качество товаров китайского производства в равной мере лежит и на производителях, и на заказчиках и импортерах.

По их мнению, иностранные импортеры совершают множество стратегических ошибок, сосредотачивая свое внимание на снижении издержек и упуская из виду отличия китайской действительности от привычной им деловой среды. Во многих случаях проблемы с качеством возникают из-за того, что заказчик не знаком со спецификой взаимоотношений китайских субподрядчиков, не донес до производителя информацию о своих требованиях, не организовал должным образом контроль качества на различных стадиях производства и при приеме товара, наконец, не создал необходимой мотивации для китайского производителя (в форме материальной выгоды от сотрудничества или зафиксированного в контракте наказания за недобросовестное поведение). Некоторые приписываемые китайским заводам и фабрикам дефекты производства связаны с ошибками в дизайне и разработках самого заказчика.5

В защиту китайских производителей свидетельствует и такой известный факт, как ничтожность их прибыли в сравнении с тем, что зарабатывает заказчик, продавая продукт с огромной наценкой. Это означает, что соотносимая с этой прибылью ответственность производителя также должна быть минимальной. Так, если корпо-

5 Raising the Bar: Can China Meet the Quality Challenge? URL: http://knowledge. wharton.upenn.edu/article.cfm?articleid=2252

43

рация Apple собирает в Китае один iPod за 4 долл. США, продавая его за 299 долл. с прибылью в 80 долл., то уровень ответственности китайского производителя должен составлять не более 5%6. Хотя этот взгляд на ситуацию несколько упрощенный, в нем есть определенный здравый смысл.

В целом же причины проблем с качеством китайской продукции сложны и разносторонни, они лежат и в макро-, и в микроэкономической плоскости.

В Китае существуют сложившиеся традиции контроля качества (вернее, традиционное отсутствие акцента на качестве продукции). Для него характерны также децентрализация экономического регулирования, специфика взаимоотношений китайских субподрядчиков (традиционная взаимная поддержка, прочность деловых связей, которые также часто подкрепляются родственными отношениями, склонность к группированию и согласованным коллективным действиям) и, наконец, свойственная китайцам хитрость и предприимчивость.

Следует учитывать также объемы и отраслевую структуру китайского экспорта, а также законодательные требования стран-импортеров к качеству и безопасности соответствующей продукции. Так, возвраты огромных партий сделанных в Китае игрушек привлекли внимание общественности во многом из-за того, что 80% мирового производства игрушек сосредоточено в Китае. В большинстве стран-импортеров этот товар подвергается особенно тщательной проверке — отсюда и частота упоминаний о китайских производителях в негативном свете. То же самое можно сказать о продуктах питания и косметике. Необходимо отметить, что в последние годы по тем же, вышеупомянутым причинам иностранные заказчики стали оказывать на китайских производителей особенно сильное давление, и улучшение качества продукции в этих отраслях, а также в производстве потребительской техники и в автомобилестроении происходит особенно динамично. Однако этим пока не могут похвастаться производители простой электроники и текстиля7.

Нельзя не отметить роль политических факторов и СМИ в формировании негативного имиджа Китая как производителя. Известно, что «рамки»8, устанавливаемые СМИ, формируют у людей определенное восприятие действительности и оказывают направляющее

6 Шэй вэй «Чжунго чжицзао» чаньпин чжилян вэньти фуцзэ? (Кто несет ответственность за проблемы с качеством продукции, сделанной в Китае?). На кит. яз. URL: http://ca.mofcom.gov.cn/aarticle/jmxw/200709/20070905080491.html

7 Raising the Bar: Can China Meet the Quality Challenge? URL: http://knowledge. wharton.upenn.edu/article.cfm?articleid=2252

8 Целенаправленный акцент на определенных аспектах реальности, чтобы сделать их более заметными читателю, зрителю или слушателю. Для исследования восприятия людьми каких-либо ситуаций и событий используется рамочный анализ.

44

воздействие на их поведение. Рамочный анализ реакции людей на негативные и позитивные сообщения о китайской продукции показал, что имеет место воздействие этих сообщений на отношение к ярлыку «сделано в Китае»9. Влияние СМИ ярко проявилось в ситуации с отравленными ядохимикатами китайскими пельменями, попавшими в начале 2008 г. на прилавки японских магазинов. Хотя «отравленные» пельмени были быстро сняты с продажи, инцидент и его дальнейшее расследование получили широкую огласку в японских СМИ, еще больше оттолкнув японских потребителей не только от китайских пельменей, но и от других сделанных в Китае продуктов питания. В связи с этим такой гигант японской пищевой промышленности, как компания Nissui, сделавшая Китай одной из своих главных производственных баз, была вынуждена прилагать большие усилия для пиара своих методов контроля качества в Китае, хотя проблемные пельмени не имели к ней никакого отношения10.

Какими бы ни были причины проблем с качеством китайской продукции, существование этих проблем остается фактом. Это подтверждает последняя статистика. По данным служб безопасности потребительской продукции Евросоюза и США чуть более 50% отозванных с этих рынков в последние годы товаров имеют китайское происхождение11. Чаще всего такой продукцией являются игрушки и другие товары для детей, косметика, электротехника, оборудование, транспортные средства, одежда.

По мнению Пола Мидлера, благодаря своим многочисленным преимуществам, Китай вряд ли в обозримом будущем уступит место мировой производственной базы какой-либо другой экономике. Но это также означает, что проблемы с качеством, для решения которых требуется много времени и усилий как со стороны производителей, так и со стороны заказчиков, будут возникать снова и снова12.

Учитывая активность использования японскими компаниями Китая как производственной базы и успехи японских предприятий в организации производства качественной продукции, их опыт контроля качества в Китае представляет большой интерес.

Прямые инвестиции в Китае стали важной составной частью стратегии японских компаний в Восточной Азии уже в 1980-е гг. Резкое повышение курса иены после подписания соглашения Плаза

9 Gang (Kevin) Han, Xiuli Wang. Understanding "Made in China": Valence Framing and Product-Country Image. Journalism & Mass Communication Quarterly. 2012. March.

10 Гё:кай синкан рэйто: гё:дза тю:доку дзикэн (Инцидент с отравлением замороженными пельменями, потрясший промышленные круги). На яп. яз. URL: http:// www.nissui.co.jp/frontier/21/index.html

11 Сайт Европейской комиссии. URL: http://ec.europa.eu; сайт Комиссии США по безопасности потребительских товаров. URL: http://www.cpsc.gov

12 Пол Мидлер. Плохо сделано в Китае. СПб., 2012. С. 298.

45

в 1985 г. и начавшаяся в 90-е гг. длительная депрессия в экономике Японии, последствия которой ощущаются до сих пор, заставили множество предприятий японской промышленности переместить свои производства на территорию КНР. Даже в условиях роста издержек производства в Китае японские компании оценивают экономию на содержании персонала при производстве в КНР в 10-30 раз13.

Около 70% прямых инвестиций японских компаний в Китае накоплено в обрабатывающей промышленности: производстве электротехники, оборудования, транспортных средств, текстиля, продуктов питания, а также в металлургии и химической промышленности. В структуре импорта из Китая преобладают техника, оборудование, текстиль; важное место также занимают продукты питания. Доля сделанной в Китае продукции в закупках некоторых японских магазинов потребительских товаров достигает 70-90%14.

При этом отношение японцев к китайским товарам нельзя назвать позитивным. Согласно результатам опроса американского центра по исследованию общественного мнения Pew Research Center, в 2008 г. 93% японцев считали, что сделанная в Китае продукция менее безопасна, чем сделанная где-либо еще, и только 4% респондентов ответили, что не видят разницы15.

Зная об этом, японские компании уделяют контролю качества китайской продукции особое внимание. Они относят сложность контроля качества к одному из главных страновых рисков, связанных с работой на китайском рынке.

Японская консалтинговая компания KPI Management, специализирующаяся на контроле качества продукции в Китае, выделяет три группы проблем, которые могут приводить к браку в производстве: 1) проблемы, связанные с персоналом (человеческий фактор); 2) проблемы, связанные с производственным оборудованием; 3) проблемы, связанные с материалами и компонентами. Надо полагать, что любой иностранный инвестор или заказчик в той или иной степени сталкиваются с этими группами проблем. Мы же рассмотрим их с точки зрения японских компаний.

В области управления персоналом японские компании сталкиваются на китайском рынке с большими сложностями. Несмотря на кажущееся культурное сходство двух народов, их взаимное неприятие в области делового общения в некоторых ситуациях оказывается даже большим, чем в случае китайцев и европейцев.

Для японских предприятий, где организованная и скоординированная работа людей всегда была основополагающим фактором эффективной работы компании и высокого качества продукции,

13 URL: www.original-novelty.com/choice/world.html

14 URL: http://japanese.china.org.cn/business/txt/2009-02/17/content_17290736.htm

15 URL: http://members3.jcom.home.ne.jp/takaaki.mitsuhashi/data_08.html

46

построение гармоничных отношений с китайскими партнерами имеет особое значение. Тем не менее существуют заметные различия в поведении и взглядах обеих сторон, которые мешают построению таких отношений.

Согласно многочисленным отзывам сотрудников японских компаний, обобщенных в «Сборнике практических примеров из КНР» Ассоциации японских предприятий за рубежом16, квалификация китайских работников и их добросовестность оставляют желать лучшего. Помимо незнания сторонами иностранного языка, необходимого для общения с партнером, имеют место устоявшиеся различия в моделях поведения.

Говоря о качестве продукции, в первую очередь стоит отметить, что плановая экономика расставила абсолютно другие приоритеты, и они до сих пор сохранились в сознании китайского народа. На китайских госпредприятиях поощрялось количество, а не качество; на этих же принципах была построена система оценки результатов труда. Можно сказать, что у китайцев не было стимулов работать добросовестно и прилагать максимум усилий для повышения эффективности работы предприятия. Может быть, поэтому они работают не так слаженно, как японцы, и не проявляют такой же преданности компании.

При управлении китайским персоналом японцы испытывают проблемы с применением известной в японском менеджменте системы 5Б17. Японские управляющие отмечают, что осознание необходимости порядка в Китае несколько ниже. Вне всяких сомнений это отражается на качестве товаров и услуг. Меньше внимания уделяется и безопасности на рабочем месте.

По отзывам японских предпринимателей, китайцы не отличаются добросовестностью, обязательностью и ответственностью. Они могут пообещать и не выполнить обещание или просто забыть о нем; могут скрыть свою ошибку, опасаясь наказания за нее, в то время как в Японии в этом случае принято сообщить об ошибке во имя блага компании.

Еще одно отличие — отношение к времени. Японцы привыкли планировать и делать все заранее, китайцы же зачастую откладывают важные дела (например, выполнение заказа) до последнего

16 Кайгай хакэнся хандобукку. Тюгоку дзицуё ноухау дзирэйсю. (Справочник для командированных за рубеж. Сборник практических примеров из КНР: В 2 т.). Ассоциация японских предприятий за рубежом. Токио, 2010 (на яп. яз.).

17 Название системы происходит от пяти японских понятий, каждое из которых начинается на букву с: сэйри (упорядочивание, урегулирование), сэйтон (порядок, организованность), сэйсо (уборка), сэйкэцу (чистота), сицукэ (воспитание, дисциплина). Это во многом пересекающиеся понятия, которые в целом означают порядок на рабочем месте.

47

момента. Японских сотрудников смущает непредсказуемость поведения их китайских коллег.

Различия в менталитете можно перечислять бесконечно. Важно то, что в межкультурном менеджменте нельзя требовать от партнера такого же образа мышления. Важно понимать, что экономия на стоимости рабочей силы влечет за собой определенные риски и издержки. Кроме того, находясь в другой стране и пользуясь ее благами, иностранец вряд ли имеет право устанавливать там свои порядки. Вместо этого разумным представляется создание у партнера стимулов и заинтересованности в эффективном сотрудничестве. Именно с этих позиций к управлению китайским персоналом подходят японцы.

В японском подходе заметно стремление научить партнеров работать согласно своим требованиям. Но эти знания не навязываются, а преподносятся в максимально доступном виде и упрощаются для большей легкости усвоения. Помимо проведения регулярных тренингов и предоставления сотрудникам наглядных руководств, японские компании в Китае стремятся максимально упростить рабочий процесс, сделать людей «винтиками» в системе, которые могут быть с легкостью состыкованы или заменены в случае необходимости. Ответственность за организацию рабочего процесса и за формирование в компании определенной корпоративной культуры возлагается на японского менеджера18.

Многие японские предприятия отправляют своих китайских сотрудников в Японию для обучения и повышения квалификации. Кроме того, в Китае работают школы по обучению персонала японских корпораций Matsushita Electric и Minami Fuji Sangyo. Японские компании активно сотрудничают с китайскими университетами, читая там лекции, и набирая в свои ряды наиболее способных китайских студентов.

Такая стратегия является хорошим способом привить китайскому персоналу японскую корпоративную культуру, в том числе ее традиции контроля качества продукции.

Функционирование иностранной компании на китайском рынке неизбежно связано с наймом местной рабочей силы. Квалифицированный кадровый состав является залогом эффективного контроля качества продукции. В условиях неоднородности китайского рынка труда и дефицита квалифицированных кадров иностранная компания должна создать привлекательные условия найма для местного персонала. К сожалению, японские предприятия не могут похвастаться популярностью среди китайских специалистов. Сказываются

18 Материалы семинара японской консалтинговой компании KPI Management от 21 мая 2011 г.

48

некоторый консерватизм и закрытость японских компаний, не позволяющие китайским работникам должным образом реализовать свои способности, и уже упомянутое различие менталитетов. Осознавая это, все больше японских компаний (среди них Suntory, Matsushita, Shiseido) поручают ключевые функции работы предприятия специально подготовленным местным сотрудникам.

Две другие группы проблем — сложности с эксплуатацией оборудования и низкое качество материалов и компонентов непосредственно связаны с человеческим фактором, но рассмотрим их по отдельности.

Правильность эксплуатации оборудования особенно важна в производстве технически сложной продукции. Для того чтобы гарантировать должный уровень качества, японские компании часто привозят оборудование из Японии или заказывают его у местных японских предприятий. Тем не менее, даже если в Японии с помощью такого оборудования удавалось выпускать отличную продукцию, в Китае оно нередко дает сбои. Причина — незнание местными рабочими тонкостей эксплуатации.

По оценке KPI Management, для того чтобы передать новым людям ноу-хау, нарабатываемые в Японии десятилетиями, требуется, по крайней мере, несколько лет. Не каждый японский менеджер пребывает в Китае в течение такого длительного срока. Консультант компании KPI Management Нэмото Рюкити рекомендует создать на предприятии самовоспроизводящуюся систему передачи ноу-хау, которая могла бы работать и при отсутствии японского сотрудника. На начальном же этапе создания этой системы японский менеджер должен четко понять для себя, в чем сильная сторона производственной системы его предприятия и какие знания являются наиболее ценными. Именно эти знания необходимо передавать в первую очередь.

Кроме того, для минимизации количества ошибок рекомендуется упрощать и стандартизировать производственный процесс так, чтобы «с эксплуатацией оборудования мог разобраться даже ученик начальной школы». Именно в этом, как считает Р. Нэмото, заключается главная сила компании.

Такому подходу следует компания Fuji Xerox, построившая в 1995 г. свой первый завод в Шэньчжэне. Столкнувшись с многочисленными производственными трудностями и посвятив долгие годы изучению способов оптимизации работы китайского завода, специалисты компании пришли к выводу о том, что многое зависит от них самих, т.е. от японской стороны.

Выводы компании, основанные в том числе и на статистических расчетах и математическом моделировании условий возникновения ошибок, состоят в следующем. Было бы неверно считать, что

49

китайцы — плохие производители. Если посмотреть на типичные ошибки японских и китайских рабочих, то и количество, и частота этих ошибок одинаковы. Дело лишь в том, что объемы производства на шэньчжэньском заводе значительно больше, чем на японском. Поэтому и проблемы там оказываются более заметными. Производственный брак на китайских заводах зачастую связан со стандартами и разработками японского офиса в первую очередь с плохо продуманным дизайном продукта, который усложняет и эксплуатацию производственного оборудования19.

Как и другие японские предприятия, Fuji Xerox прилагает усилия для обучения местного персонала своим ноу-хау. Но особенно большое внимание компания уделяет созданию благоприятных условий производства. По мнению специалистов Fuji Xerox, эти условия должны быть такими, чтобы качественный продукт можно было создать где угодно: в любой стране и с любым составом работников. Это особенно важно в условиях глобализации, когда компании стремятся поддерживать одинаковый уровень качества по всему миру. Актуально это и в Китае, где мобильность рабочей силы намного выше, чем в Японии, и не приходится рассчитывать на постоянство трудового коллектива.

В завершение сюжета о компании Fuji Xerox еще раз подчеркнем, что здесь японцы взяли ответственность за контроль качества на себя, не сваливая эту проблему целиком на некомпетентность китайских работников и китайские условия.

Последняя группа проблем — с качеством материалов и компонентов — также связана с человеческим фактором, но здесь — это трудности общения с китайскими поставщиками. Японские компании делятся на те, которые в целях сохранения высокого качества продукции поставляют основные детали с японских заводов, и те, которые в целях снижения издержек перешли на материалы местного производства (иностранных либо китайских производителей). При этом чем выше стремление снизить издержки, тем, как правило, больше усилий по контролю качества необходимо прилагать. Больше всего проблем возникает при использовании китайских компонентов.

Компания KPI Management рекомендует японским предприятиям учитывать менталитет китайских поставщиков и применять соответствующую переговорную тактику: как можно чаще посещать заводы и фабрики поставщиков; не показывать поставщику, что у заказчика нет другого выбора; постоянно напоминать поставщику

19 Баба Дзюндзи. Фудзи дзэроккусу-но Тюгоку сэйсан татиагэ-но поинто то хинсицу канри (Ключевые моменты запуска производства и обеспечение качества продукции в Китае компанией Fuji Xerox). 2005. Июнь. На яп. яз. URL: http://www. fujixerox.co.jp/support/xdirect/magazine/rp0506/05061a.html

50

о своих требованиях; выбрать поставщика и «воспитать» его под свои требования; хорошо координировать работу отдела разработки продукта и технического отдела с отделом, занимающимся закупкой деталей и компонентов для производства. Безусловно, все эти советы

представляют ценность и для других иностранных компаний.

* * *

Итак, выше были рассмотрены различные подходы к оценке причин и истоков проблемы качества китайской продукции. Позиция большинства японских компаний, производящих или заказывающих продукцию в Китае, заключается в том, что они не перекладывают всю полноту ответственности на китайских производителей, а прилагают большие усилия для передачи ноу-хау или как минимум для облегчения производственного процесса в том случае, когда быстрое обучение местного персонала невозможно.

Японские компании придают большое значение коммуникативному аспекту, достижению взаимопонимания с партнером, созданию у него заинтересованности в расширении сотрудничества. Исполнительный директор центрального офиса по управлению производством одного из ведущих японских производителей одежды Uniqlo Нагаи Хироси (работавший также ранее с производственным отделом компании Toyota по юго-восточной Азии) называет такое сотрудничество «торикуми» (понятие, подразумевающее объединение усилий и кооперацию) в противовес похожему слову «торихики» (простая финансовая сделка). Несмотря на то что все поставки Uniqlo из Китая осуществляются по контракту (у компании нет собственных заводов в КНР), центральный офис регулярно посылает в Китай команду «ветеранов» японской швейной промышленности для обучения поставщиков. По словам Х. Нагаи, китайские фабрики, хотя и испытывают порой недовольство чрезмерным вмешательством и строгостью заказчика, в конечном итоге остаются в выигрыше, повышая свои производственные возможности и получая больше шансов найти новых иностранных клиентов в будущем. Так удается добиться большей лояльности и усердия со стороны китайских поставщиков20.

Этому стоило бы поучиться и другим иностранным компаниям, в том числе российским, многие из которых рассматривают китайскую производственную базу исключительно с точки зрения снижения издержек и упускают другие важные аспекты построения деловых отношений, лишая себя возможностей расширения бизнеса.

20 Юникуро сико:дзюцу (Искусство мышления Uniqlo) / Под ред. Янаи Тадаси. Синсё:ся, 2009 (на яп.яз.). С. 237-248.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

51

Список литературы

Кайгай хакэнся хандобукку. Тюгоку дзицуё ноухау дзирэйсю. (Справочник для командированных за рубеж: Сборник практических примеров из КНР: В 2 т.). Ассоциация японских предприятий за рубежом. Токио, 2010 (на яп. яз.). Пол Мидлер. Плохо сделано в Китае. СПб., 2012.

Семинар японской консалтинговой компании KPI Management от 21 мая 2011 г.

Юникуро сико:дзюцу (Искусство мышления Uniqlo) / Под ред. Янаи Тадаси.

Синсё:ся, 2009 (на яп. яз.). Gang (Kevin) Han, Xiuli Wang. Understanding "Made in China": Valence Framing and Product-Country Image // Journalism & Mass Communication Quarterly. March, 2012.

Интернет-источники

Государственные сайты

Европейская комиссия. URL: http://ec.europa.eu

Канцелярия по экономике и коммерции посольства Китайской Народной

Республики в Канаде. URL: http://ca.mofcom.gov.cn Комиссия США по безопасности потребительских товаров. URL: http://www. cpsc.gov

Информационные агентства

Американское информационное агентство Marketplace. URL: http://www. marketplace.org

Китайский информационный интернет-центр. URL: http://china.org.cn Рейтер. URL: http://www.reuters.com

Сайты компаний

Adesso Corporation. URL: http://www.e-adesso.co.jp Cosmic Corporation. URL: http://www.original-novelty.com Fuji Xerox. URL: http://www.fujixerox.co.jp Nissui. URL: http://www.nissui.co.jp

Sanwa Denshi Corporation. URL: http://www.sanwa-denshi.co.jp

Другие

Блог японского бизнесмена Мицухаси Такааки. URL: http://members3.jcom.

home.ne.jp/takaaki.mitsuhashi Электронный журнал Уортонской школы бизнеса. URL: http://knowledge. wharton.upenn.edu

Сведения об авторе: Кульнева Полина Викторовна, младший научный сотрудник Института Востоковедения РАН. E-mail: kpoline@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.