Научная статья на тему 'Проблема конкурентоспособности женщин-руководителей в современной России'

Проблема конкурентоспособности женщин-руководителей в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
635
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЖЕНЩИНА-РУКОВОДИТЕЛЬ / СТЕКЛЯННЫЙ ПОТОЛОК / COMPETITIVENESS / WOMAN LEADER / GLASS CEILING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Суховеева Я. А., Березина Е. С.

В статье уделено внимание проблеме конкурентоспособности женщин-руководителей в современной России. Рассмотрены факторы и феномены «Стеклянного потолка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on the problem of the competitiveness of women leaders in modern Russia. The factors and phenomena of the "Glass Ceiling" are considered.

Текст научной работы на тему «Проблема конкурентоспособности женщин-руководителей в современной России»

«Профессиональная ориентация» Электронный

2019, №1 ПШМИ1 научный журнал

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Я. А. Суховеева, Е. С. Березина

Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина - филиал РАНХиГС, г. Саратов, Российская Федерация

ПРОБЛЕМА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЖЕНЩИН-РУКОВОДИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация: В статье уделено внимание проблеме конкурентоспособности женщин-руководителей в современной России. Рассмотрены факторы и феномены «Стеклянного потолка».

Ключевые слова: конкурентоспособность, женщина-руководитель, стеклянный потолок.

Annotation: The article focuses on the problem of the competitiveness of women leaders in modern Russia. The factors and phenomena of the "Glass Ceiling" are considered.

Keywords: competitiveness, woman leader, glass ceiling.

На протяжении многих поколений роль женщины заключалась в заботе о семейном очаге, роле продолжательницей рода, воспитании детей. Мужчине отводилась роль кормильца, добытчика, главы семьи. Иными словами, мужчина был главным членом семьи, обеспечивающим ее материально. Так было в течение тысячелетий - до недавнего времени.

На современном этапе исторического развития положение женщины в семье и в обществе существенно изменилось. На протяжении последних двух-трех поколений в развитых странах женщина получила одинаковые права с мужчиной. В силу этого равноправия к ее неизменной роли хранительницы домашнего очага и продолжательницы рода прибавилась другая - работающей жены и матери. Благодаря этому она получила экономическую независимость и самостоятельность, но вместе с тем и множество дополнительных обязанностей.

В последнее время изменился социальный облик и статус женщины. Дом и семья сегодня не единственное, что определяет ее жизненный путь. Все больше женщин занимают уверенные позиции в малом и среднем бизнесе.

Согласно данным, опубликованным Всероссийским центром изучения общественного мнения по проблеме «Социальная роль женщины в современном обществе», большая часть опрошенных респондентов

научный журнал

полагают, что права мужчин и женщин равны, и каждый из них должен обладать правом на свободу выбора и деятельности, а также распределение семейных обязанностей (63% опрошенных респондентов). Между тем, 33% респондентов отмечают, что возрастает уровень дискриминации прав женщин в профессиональной сфере. 46% опрошенных полагают, что в сфере власти недостаточное количество женщин, это выступает причиной дискриминации статуса и социальной позиции женщины. 61,5% респондентов склонны доверять и искать поддержки в лице специалиста-мужчины, нежели женщины, что объясняется наличием более высокого уровня управленческих и профессиональных качеств у мужчин, нежели женщин-специалистов. Тем не менее, 70,2% опрошенных утверждают, что лучшая реализация для женщины - следовать своему естественному предназначению, рожать и воспитывать детей, хранить семейный очаг [4, C.4]

Препятствия, с которыми сталкиваются женщины в политической сфере и которые можно охарактеризовать как своего рода дискриминацию, проявляются и в управленческой деятельности в других сферах. Ограничение доступа женщин к управлению в экономической и социологической литературе получило название «вертикальная сегрегация» или «стеклянный потолок».

«Стеклянный потолок» — термин американского менеджмента, введенный в начале 1980-х годов для описания невидимого барьера, ограничивающего продвижение по служебной лестнице. Эта форма дискриминации описывается как «барьер настолько незаметный, что он прозрачен, но в то же время настолько основательный, что препятствует женщинам и представителям различных социальных групп продвигаться в управленческой иерархии».

Проблема «стеклянного потолка» характерна для многих стран, для развитых в том числе. Согласно опросу, проведенному в начале 2006 года компанией Accenture (было опрошено 1200 топ-менеджеров в восьми странах Северной Америки, Европы и Азии), наличие «стеклянных потолков» констатировали 70% респондентов и 57% респондентов-мужчин. В США, Великобритании, Германии, Австралии и Швеции более значимыми барьерами для карьерного роста женщин являлись социальные нормы, в Канаде, Филиппинах и Австрии - корпоративные нормы.

Мужчины-руководители нередко считают, что они действуют более успешно, чем женщины, в силу своих больших способностей и интеллектуального превосходства. Мужчины-руководители оценивают свою работу как более трудную по сравнению с женщинами, занимающими аналогичные посты.

Женщин принято считать представительницами слабого пола, недостаточно напористыми для того, чтобы выдержать конкуренцию в

научный журнал

управляемом мужчинами деловом мире. Существует мнение, что женщины ориентированы на межличностные отношения, а не на выполнение задачи; последнее считается свойственным мужчинам. Для того чтобы женщины смогли достичь успеха в роли руководителей наравне с мужчинами, все эти мифы должны быть развеяны.

«Стеклянный потолок» в женской карьере сегодня проявляет себя как в занимаемых должностях, так и в уровне оплаты труда. Хотя в настоящее время его природа изменилась, он все еще существует.

Феномен стеклянного потолка проявляется по-разному. Даже если женщине удается продвинуться к руководству компанией, мужчины смотрят на нее как на «выскочку» и воспринимают ее появление как вызов «мужскому самолюбию». Женщине трудно, если не невозможно, стать частью «компании старых приятелей», большую часть которых составляют мужчины. Мужчины чувствуют себя проще с другими мужчинами и поэтому воспринимают появление женщины как нежелательное.

Различают следующие причины «стеклянного потолка» :

1. Различие в человеческом капитале, в образовании. Если мужчины чаще становятся руководителями, то это отражает их больший человеческий капитал и более высокий уровень образования.

2. Различия в структуре образования. Хотя средний уровень образования у женщин выше, чем у мужчин, тем не менее женщины более склонны получать образование (например, гуманитарное, педагогическое), которое менее востребовано на руководящих позициях.

3. Различия в накопленном опыте, трудовом стаже. У женщин, как правило, стаж меньше за счет перерывов в трудовой деятельности, связанных с рождением и воспитанием детей.

4. Различные характеристики стилей руководства. Может создаваться ситуация, когда предъявляется больший спрос на «мужской» стиль управления, когда более важным являются качества авторитарного, агрессивного стиля управления, обеспечивающего доступ и захват стратегических ресурсов, защиту прав собственности на активы.

5. Общие различия в гендерных ролях. Имеется ввиду различия в гендерных ролях за пределами трудовой деятельности, т.е. в таких ситуациях, когда нет существенных различий в человеческом капитале, но домашние, семейные нагрузки больше ложатся на женщин, создают разные возможности и стимулы для карьерного продвижения.

6. Социальная конструкция женского гендера предполагает большую альтернативность поведения. Женщины могут реализовываться как в деловой сфере, так и в семейной, или прибегать к смешанной стратегии сочетания семейной и трудовой деятельности, поэтому они не обязательно стремятся к карьере.

научный журнал

7. Гендерная асимметрия институтов карьерного продвижения. Предыдущий период развития общества обеспечил большее участие мужчин в бизнесе, политике, в сфере принятия решений. В результате социальные сети бизнеса сформировались как мужские сети. Неформальные коммуникации, работающие по принципу «свой - чужой», построены на мужских интересах, мужских пристрастиях, мужском образе жизни, поэтому женщины не могут войти в эту систему, они опознаются как чужие и отторгаются. [2]

Также огромную роль играет влияние стереотипов на феномен «стеклянного потолка». По мнению Р. Анкера существуют три группы стереотипов, влияющих на него[1]:

1. Позитивные стереотипы, такие, как склонность к заботе о других, большая приспособленность к выполнению ручной работы и тому подобное, закрепляют за женщинами в сознании общества и работодателей сферы деятельности, связанные с уходом, воспитанием, обучением, и профессии, где требуется развитая мелкая моторика.

2. Меньшая, по сравнению с мужчинами, выносливость, физическая сила, негативное отношение к риску, менее проявленные способности к точным и естественным наукам и другие характеристики, приписываемые женщинам, объединены в негативные стереотипы. Они «предписывают» женщинам не претендовать на руководящие позиции, на работу в тяжелых и опасных условиях, а также не заниматься трудом, требующим логики и сосредоточенности.

3. Третья группа стереотипов, отнесенных Анкером в разряд прочих, включает, например, более высокую склонность женщин к исполнительской деятельности, меньшую потребность в получении высокого дохода, повышенную заинтересованность в надомном труде и т.д.

Основываясь на представлениях о «естественных» различиях между мужчинами и женщинами, общественное сознание формирует представление о том, каким образом должны распределяться социальные роли между двумя полами. В свою очередь, стереотипность сознания в отношении разделения видов деятельности на мужские и женские оказывает влияние на поведение как работников обоих полов, так и работодателей.

Говоря о стереотипах, поддерживающих гендерное неравенство, можно также предложить иную их классификацию, предполагающую выделение стереотипов положения и стереотипов поведения:

1. Стереотипы положения — это стереотипы работодателя. Работодатель воспринимает женщин как менее полезную рабочую силу. Он исходит из представлений о том, что женщине надо сочетать трудовую деятельность с семейными обязанностями, поэтому от нее в меньшей

«Профессиональная ориентация» Электронный

2019, №1 ПШМИ1 научный журнал

степени можно ожидать сверх трудовых усилий, ориентации на карьерный рост и т.д.

2. Стереотип поведения — это, напротив, стереотип работников. Так как женщины знают, что к ним относятся как к менее предпочтительным работникам, то они исходят из того, что соревноваться с мужчинами у них нет возможностей, и выбирают виды деятельности, требующие меньших трудовых усилий. [2, С. 21]

Однако, несмотря на все это, женщины продолжают упорно и методично доказывать, что во многих сферах они могут работать не менее эффективно, чем мужчины. Они все чаще занимают руководящие должности и ответственные посты.

Библиографический список

1. Анкер Р. Теории профессиональной сегрегации по признаку пола:

аналитический обзор // Тендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. М., 2002.

2. Мальцева И.О., Рощин С.Ю. Гендерная сегрегация и трудовая мобильность

на российском рынке труда -М., Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006- c. 295

3. Мороз В.А., Аверкина Т.О. Социальные роли современной женщины в

представлении студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 11-4. - С. 726-731; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10661 (дата обращения: 20.10.2019).

4. Рощин С.Ю., Солнцев С.А. Кто преодолевает «стеклянный потолок»:

вертикальная гендерная сегрегация в российской экономике.. — М.: ГУ ВШЭ, 2006. — 52 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.