Научная статья на тему 'Проблема конкурентоспособности и «Выгорания» педагогов в условиях непрерывного образования'

Проблема конкурентоспособности и «Выгорания» педагогов в условиях непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
166
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель дошкольного образования / эмоциональное выгора-ние / профилактика эмоционального выгорания / профессиональная конкурентоспособ-ность. / model of preschool education / emotional burning out / prevention of emotional burning out / professional competitiveness

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пярлайтине Елена Николаевна

Работа педагога в большей степени отличается повышенной эмоциональной нагрузкой, которая в совокупности с другими факторами может привести к синдрому эмоционального выгорания. Применение в работе педагогом-психологом комплекса мер по профилактике «эмоционального выгорания» способствует сохранению и укреплению своего психического и физического здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The teacher’s profession has high level of emotional loading which in combination with other factors can lead to a syndrome of emotional burning out. Use of a set of measures in psychologist's work aims at the prevention of burning out helping to save men-tal and physical health.

Текст научной работы на тему «Проблема конкурентоспособности и «Выгорания» педагогов в условиях непрерывного образования»

ПРОБЛЕМА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И «ВЫГОРАНИЯ» ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. Н. Пярлайтине

Работа педагога в большей степени отличается повышенной эмоциональной нагрузкой, которая в совокупности с другими факторами может привести к синдрому эмоционального выгорания. Применение в работе педагогом-психологом комплекса мер по профилактике «эмоционального выгорания» способствует сохранению и укреплению своего психического и физического здоровья.

The teacher's profession has high level of emotional loading which in combination with other factors can lead to a syndrome of emotional burning out. Use of a set of measures in psychologist's work aims at the prevention of burning out helping to save mental and physical health.

Ключевые слова: модель дошкольного образования, эмоциональное выгорание, профилактика эмоционального выгорания, профессиональная конкурентоспособность.

Key words: model of preschool education, emotional burning out, prevention of emotional burning out, professional competitiveness.

Работа педагога в значительной степени отличается повышенной эмоциональной нагрузкой, которая в совокупности с другими факторами может привести к синдрому «эмоционального выгорания». И в настоящее время проблема «выгорания» специалистов в системе образования становится все более актуальной.

Впервые термин «эмоциональное выгорание» был введен американским психологом Х. Фреденбергом. «Синдром эмоционального выгорания» -это состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее как результат хронического стресса на работе. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий системы «человек - человек» [1]. Кристина Маслач, социальный психолог, определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к другим. Синдром «выгорания» выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни в целом [1]. По определению Н. Е. Водопьяновой, это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Ее можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов [4]. В. В. Бойко рассматривает «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоции в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. Явление «выгорания» - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно

470

расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности [3].

Проблема «эмоционального выгорания» имеет социальные последствия, выражающиеся в том, что: (а) эмоциональное состояние специалиста передается другим участникам воспитательного процесса; (б) отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, приводят к блокировке умственной деятельности и ослаблению волевого потенциала ребенка, повышают невротизацию и формируют различные формы эмоционального перенапряжения [5]; (в) повышают конфликтность во взаимоотношениях с коллегами, родителями воспитанников; (г) способствуют возникновению и закреплению в характере личности педагога и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье, обусловливают высокую напряженность и др. Отмечается, что причинами возникновения состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельности могут быть: (а) очень высокая эмоциональная включенность в работу; (б) временные рамки деятельности; (в) повышенная ответственность за результат своего труда; (г) неумение регулировать собственные эмоциональные состояния; (д)отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией и др.

Основными симптомами «эмоционального выгорания» у педагогов являются: (а) ухудшение отношений с коллегами или родственниками; (б) нарастающий негативизм по отношению к другим (администрации, коллегам, детям); (в) повышенная раздражительность; (г) утрата чувства юмора, постоянное чувство вины, неудачи; (д) повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении рабочего дня; (е) упорное желание переменить род деятельности; (ж) нарушение сна и др.

Перед педагогом-психологом в дошкольном учреждении при разработке комплекса мероприятий, направленных на профилактику и преодоление «эмоционального выгорания», стоит ряд целей и задач: (1) формирование компетентности в области теории и практики профилактики и преодоления «эмоционального выгорания» и профессиональной усталости; (2) снятие негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния; (3) ознакомление педагогов и воспитателей с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения возможных последствий психического перенапряжения, оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности; (4) открытие творческого потенциала, повышение работоспособности и укрепление позитивного отношения к профессии и др.

Таким образом, применение в работе педагогом-психологом комплекса мер по профилактике «эмоционального выгорания» способствует формированию у него ценностных ориентаций, направленных на сохранение и укрепление своего психического и физического здоровья, что повышает возможность конкурентоспособности и успешности в профессиональной деятельности.

471

Список литературы

1. Бабич О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов. - Кемерово, Кусбасс, 2003.

2. Библиотечка журн. «Весник образования». - 2005. - №7.

3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Наука, 1996.

4. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009.

5. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. - СПб.: Учитель, 2008.

472

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.