Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ВЛАДЕЛЬЦЕВ БИЗНЕСА И ФИНАНСОВЫХ МЕНЕДЖЕРОВ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ВЛАДЕЛЬЦЕВ БИЗНЕСА И ФИНАНСОВЫХ МЕНЕДЖЕРОВ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Beneficium
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИБЫЛЬ / PROFIT / ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / FINANCIAL RESULT / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ / DISTRIBUTION OF PROFIT / МЕНЕДЖЕР / MANAGER / СОБСТВЕННИК / OWNER / УПРАВЛЕНИЕ ПРИБЫЛЬЮ (УП) / АГЕНТ / AGENT / ДОВЕРИТЕЛЬ / MANAGING PROFIT / TRUSTEE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хоружая А.А., Сергеева Т.Л.

В статье отмечена актуальность вопросов, связанных с управлением прибылью предприятия. Приведены различные трактовки управления прибылью. Определены основные принципы системы управления прибылью, отмечены основные характеристики этого процесса. Выделены основные направления использования прибыли: как источника финансирования производственного и социального развития, создания фондов потребления, накопления и формирования резервного капитала. Основное внимание в статье уделено проблеме конфликта интересов владельцев бизнеса и финансовых менеджеров при распределении прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICT BETWEEN INTERESTS OF BUSINESS OWNERS AND FINANCIAL MANAGERS IN PROCESS OF ENTERPRISE’S PROFIT MANAGEMENT

The article indicates relevance of issues related to profit management of an enterprise. It also presents the author’s interpretation of profit management. It distinguishes basic principles of the system of profit management, as well as principal characteristics of this process. The author identifies basic directions of using profit as a source of financing industrial and social development, creation of consumption funds, accumulation and formation of reserve capital. The article focuses on the problem of conflict between interests of business owners and financial managers in distribution of profit.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ВЛАДЕЛЬЦЕВ БИЗНЕСА И ФИНАНСОВЫХ МЕНЕДЖЕРОВ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 334.722.1+658.14.012

ХОРУЖАЯ А. А., СЕРГЕЕВА Т. Л. KHORUZHAYA A. A., SERGEEVA T. L.

ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ВЛАДЕЛЬЦЕВ БИЗНЕСА И ФИНАНСОВЫХ МЕНЕДЖЕРОВ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

CONFLICT BETWEEN INTERESTS OF BUSINESS OWNERS AND FINANCIAL MANAGERS IN PROCESS OF ENTERPRISE'S PROFIT MANAGEMENT

Аннотация. В статье отмечена актуальность вопросов, связанных с управлением прибылью предприятия. Приведены различные трактовки управления прибылью. Определены основные принципы системы управления прибылью, отмечены основные характеристики этого процесса. Выделены основные направления использования прибыли: как источника финансирования производственного и социального развития, создания фондов потребления, накопления и формирования резервного капитала. Основное внимание в статье уделено проблеме конфликта интересов владельцев бизнеса и финансовых менеджеров при распределении прибыли.

Ключевые слова: прибыль, финансовый результат, распределение прибыли, менеджер, собственник, управление прибылью (УП), агент, доверитель.

Summary. The article indicates relevance of issues related to profit management of an enterprise. It also presents the author's interpretation of profit management. It distinguishes basic principles of the system ofprofit management, as well as principal characteristics of this process. The author identifies basic directions of using profit as a source of financing industrial and social development, creation of consumption funds, accumulation and formation of reserve capital. The article focuses on the problem of conflict between interests of business owners and financial managers in distribution of profit.

Keywords: profit, financial result, distribution of profit, manager, owner, managing profit, agent, the trustee.

Каждое коммерческое предприятие имеет своей целью получение прибыли. Прибыль определяется положительным конечным финансовым результатом деятельности предприятия за определенный период времени. Такой финансовый результат выступает ключевым показателем деятельности, на основе которого внешние пользователи (контрагенты), а также внутренние (менеджеры, собственники компании) могут принимать решения в отношении самого предприятия. Именно стабильное получение прибыли благоприятствует дальнейшему полноценному развитию компании.

Процесс постоянного эффективного и рационального управления прибылью (УП) предприятия подразумевает под собой трудоемкую и сложную процедуру, суть которой заключается в разработке и исполнении управленческих решений по всем вопросам, касающимся формирования, распределения, использования, планирования и прогнозирования прибыли на предприятии. Для поддержания необходимого уровня прибыли, обеспечивающего соблюдение условия самофинансирования, собственник бизнеса или управляющий компанией должен уделять особое внимание вопросам управления

прибылью. В целом можно сказать, что успех деятельности любого предприятия во многом зависит от того, насколько грамотно и эффективно на предприятии происходит процесс управления прибылью.

Следует заметить, что общепринятого понятия «управление прибылью» нет. В литературе можно встретить много различных трактовок, касающихся различных аспектов управления прибылью.

В зарубежной литературе в одной из первых статей по управлению прибылью предприятия К. Шиппером дано следующее определение этого понятия: «целенаправленное вмешательство в процесс составления внешней финансовой отчетности для достижения какой-то частной выгоды».

В данном «вмешательстве» автор выделяет три аспекта:

- процесс управления прибылью предполагает намеренное вмешательство в составление финансовой отчетности;

- указание на целенаправленное вмешательство в составлении финансовой отчетности разграничивает процесс управления прибылью и совершение бухгалтерской ошибки;

- управление прибылью относится только к внешней финансовой отчетности, не затрагивая другие учетные подсистемы предприятия, в частности, управленческий и налоговый учет [4].

П. Хиели и Дж. Вахлин формулируют процесс управления прибылью следующим образом: «УП возникает тогда, когда менеджеры используют профессиональные суждения при подготовке финансовой отчетности и классификации операций компании для искажения финансовой отчетности, направленного на то, чтобы либо ввести в заблуждение стейкхолдеров относительно реальных экономических результатов компании, либо повлиять на результаты исполнения контрактов, в которые вовлечена организация, зависящие от раскрываемых учетных показателей» [3].

Стоит сказать, что отечественные и зарубежные ученые сходятся во мнении, что к процессу управления прибылью необходимо подходить как к многоуровневой и

сложной системе, включающей в себя подсистемы: планирования, анализа, контроля и прогнозирования прибыли. Каждая из подсистем обладает конкретными целями и задачами, и все они находятся в тесной взаимосвязи и под влиянием друг друга.

Некоторые аспекты управления прибылью могут быть регламентированы уставом, внутренними нормативами и требованиями, что является целевой политикой управления прибылью.

Системный подход к управлению прибылью позволяет:

- обозначить цели и задачи управления;

- выбрать необходимые объекты управления;

- определить механизм управления;

- определить методы анализа, планирования прибыли;

- сформировать механизм распределения прибыли;

- выявить методы внутреннего контроля прибыли.

Система управления прибылью строится на основе следующих принципов:

1) интегрированность и взаимосвязь с общей системой управления организацией;

2) комплексный подход при принятии управленческих решений;

3) необходимость высокого динамизма управления ввиду постоянного изменения условий как внешней, так внутренней среды;

4) потребность в наличии нескольких вариантов, касающихся разработки определенных управленческих решений;

5) ориентированность на стратегические цели и задачи развития предприятия.

Разработка методов, касающихся управления прибылью, требует особой тщательности, так как их некорректное использование может привести компанию и ее владельцев к серьезным последствиям.

Следует затронуть вопрос о том, на что же может быть направлена полученная предприятием прибыль. Когда компания становится рентабельной, она должна понимать, на что направлять те денежные потоки, которые она создает. Собственнику

предприятия необходимо подходить рационально к распределению прибыли, ведь он должен принимать во внимание тот факт, насколько хорошо техническое состояние его предприятия на данный момент и на перспективу, а также собственник обязан помнить о социальном положении коллектива предприятия.

Собственники могут выбрать в качестве направления распределения прибыли приобретение новых основных средств. Однако не стоит забывать о премировании сотрудников за высокую эффективность работы и о благотворительной помощи, которая тоже может быть выделена из средств нераспределенной прибыли. Обычно в таких случаях собственники принимают решение о создании так называемых фондов накопления и потребления.

На законодательном уровне определен порядок распределения прибыли касательно акционерных обществ (АО) и обществ с ограниченной ответственностью (ООО). При этом акционерные общества обязаны направлять часть своей чистой прибыли в резервный фонд. Так, по усмотрению собственников его можно использовать на покрытие убытков, непредвиденных расходов и обязательств. В АО резервный капитал может быть также еще направлен на погашение и выкуп облигаций. Что касается деятельности ООО, они могут создавать резервный фонд по желанию. Оставшаяся сумма прибыли может быть использована по усмотрению собственников.

Прибыль необходимо направлять на дальнейшее развитие предприятия тогда, когда уровень его технического развития достаточно низкий, так как этот факт может послужить препятствием для выпуска конкурентоспособной продукции и вероятной причиной банкротства предприятия. Таким образом, вопрос о распределении прибыли должен быть обоснованным как в экономическом, так и в социальном плане.

Специалисты в области финансового менеджмента - Ю. Бригхем и М. Эрхардт -подчеркивают, что предприятие может оставлять прибыль в своем распоряжении с целью дальнейшего развития или же может

приобрести на эти денежные средства дополнительные активы, погасить часть своей кредиторской задолженности, увеличить уставный капитал. Альтернативой вышеописанным направлениям использования прибыли служит ее распределение между акционерами, что должно быть прописано в дивидендной политике. Необходимо отметить, что выплата дивидендов акционерам является самым распространенным способом распределения прибыли.

Решение о выплате дивидендов, как отмечают авторы, принимается исходя из ограничений на их выплату, из инвестиционных возможностей предприятия, доступности и стоимости альтернативных источников капитала фирмы и влияния дивидендной политики на стоимость капитала фирмы. Дивиденды могут быть выплачены как деньгами, так и имуществом предприятия, что приведет к уменьшению активов и капитала предприятия [2].

Существование любого предприятия невозможно без наличия собственников, владеющих этим бизнесом, акционеров, вкладывающих финансовые средства в активы компании, а также без менеджеров, перед которыми стоит задача эффективного управления предприятием для достижения устойчивых финансовых результатов.

Стоит сказать, что между собственниками и менеджерами существует конфликт интересов в случае, если и те, и другие преследуют разные цели.

Американский ученый Р. Брейли называет подобное противоречие интересов проблемой «доверитель-агент». Так, акционеры и собственники выступают доверителями, а менеджерам достается роль агентов. Доверители преследуют основную цель, выраженную в увеличении стоимости компании на рынке, чего они и требуют от агентов, то есть менеджеров. Однако менеджеры преследуют свои интересы. Возникают такие издержки агентских отношений в случае, если менеджеры не ставят перед собой цели максимизации стоимости компании на рынке и если за их работой ведется контроль, требующий от акционеров дополнительных затрат. Если акционеры являются

одновременно и менеджерами, то таких издержек не возникает. Ведь у собственника и менеджера в одном лице нет раздвоения интересов.

Несовпадение интересов акционеров и менеджеров может также проявляться в другом ключе. Акционеры должны направлять менеджеров работать на себя, а руководителям необходимо найти средства касательно мотивации к труду для всех остальных сотрудников. Так, доверителями уже будет выступать руководство в лице старших менеджеров, а самими агентами - менеджеры низшего звена и рядовые сотрудники.

Проблема агентских отношений не стоит так остро в том случае, если все их участники располагают и пользуются одинаковой информацией, что в сфере финансов бывает достаточно редко. Зачастую менеджеры, акционеры и кредиторы пользуются разными, а иногда и устаревшими данными о стоимости реальных или финансовых активов. Финансовый менеджер должен иметь в виду такую асимметричность информации, чтобы предупредить инвесторов о возможных неприятностях.

Следует отметить, что действия финансового менеджера должны совпадать с интересами владельцев фирмы - ее акционеров.

Так, каждый акционер стремится достичь следующих целей в виде:

- максимизации имеющегося состояния и его преумножения;

- обращения этого состояния в желаемую временную модель потребления;

- свободного выбора характеристик риска этой модели потребления.

Однако самим акционерам не нужна помощь финансовых менеджеров для достижения наилучшей временной модели потребления. Акционеры имеют доступ к конкурентным рынкам капитала, и с этой миссией они в состоянии справиться сами. Помимо всего прочего, акционеры могут свободно выбрать характеристики риска желаемой модели потребления, вкладывая свои средства в более или менее рисковые ценные бумаги.

Каким образом в таком случае агенты могут помочь доверителям? Они могут помочь лишь, наращивая рыночную стоимость доли каждого инвестора в компании. В этой связи финансовый менеджер может использовать любые инвестиционные возможности, которые могут привести фирму к положительному финансовому результату, то есть к прибыли.

Хоть акционерам и свойственны разные предпочтения, они могут проявлять единогласие касательно сумм, которые каждый готов инвестировать в реальные активы фирмы. Без риска для себя инвесторы могут поручить ведение дел профессиональным менеджерам, объединившись при этом в одну компанию. Менеджерам не нужно знать предпочтения каждого инвестора, их задача -максимизировать прибыль компании. При достижении максимизации прибыли могут быть удовлетворены своей работой менеджеры, которые наилучшим образом потрудились в интересах своих акционеров.

Такое разграничение интересов и отделение собственности от управления приводит к пониманию, что для успешного функционирования деятельности компании невозможно обойтись без делегирования полномочий.

Однако существует и противоположная ситуация, когда менеджер полностью не осознает, какая задача стоит перед ним. Менеджеру вполне понятно, что прибыльная компания будет более привлекательной для акционеров, нежели убыточная. Однако стоит отметить, что задача лишь максимизации прибыли является в некоем роде не совсем корпоративной по ряду причин:

1) задача максимизации прибыли сразу порождает собой вопрос: «максимизация прибыли какого года?». Существует такой вариант, что, возможно, акционеры не захотят наращивания прибыли следующего года в ущерб прибылям предыдущих лет;

2) предприятие может максимизировать прибыль будущих лет при сокращении выплаты дивидендов и вложении денежных средств в низкодоходные инвестиционные проекты, что идет вразрез с интересами инвесторов;

3) каждый бухгалтер по-разному пользуется методами калькуляции прибыли. Так, с точки зрения одного бухгалтера при отражении в учете прибыли можно увидеть улучшение показателя финансового результата, с точки зрения другого - уменьшение.

Менеджеры беспрекословно выполняют задачи, которые перед ними ставят инвесторы. Однако как инвесторы могут удостовериться в том, что менеджеры не преследуют своих целей? Акционеры не в состоянии проводить постоянный контроль деятельности финансовых менеджеров.

Для этого существует несколько организационных механизмов, позволяющих акционерам выяснить реальные намерения менеджеров, касающиеся управления прибылью предприятия.

1. Недобросовестным менеджерам, в полной мере не исполняющим своих обязанностей, трудно удержаться на своем месте под натиском более энергичных менеджеров. Подобное соревнование можно довольно часто встретить внутри отдельной компании, а также и за ее пределами: плохо функционирующие предприятия часто становятся объектами враждебного поглощения, из-за чего, как правило, полностью обновляется команда менеджеров.

2. Когда менеджеры нацелены на увеличение рыночной стоимости компании, чтобы удовлетворить желания акционеров, это не значит, что в их обязанности входит лишь этот аспект. Справедливое и честное отношение менеджеров к работникам, потребителям и поставщикам обусловлено тем фактом, что они видят и понимают в этом всеобщее благо, но отчасти из вполне прагматических соображений: менеджеры понимают, насколько важна репутация для компании в целом. Конечно, мир бизнеса не может обойтись без этических проблем, и менеджерам, которые злоупотребляют своим положением, обычно доверяют меньше.

Стоит отметить, что финансовые менеджеры должны отстаивать не только интересы акционеров. Менеджер имеет более широкие права и обязанности, которые преследуют высокую ответственность, стоя-

щую как перед своими работниками, потребителями, поставщиками, так и перед обществом.

Экономист Р. Брейли подчеркивает факт высокой прибыльности компании в том случае, когда «потребитель удовлетворен, а работник предан». В противоположной ситуации, как правило, в компании наблюдается спад и снижение курса акций [1].

Процесс управления прибылью является одним из важнейших аспектов управления предприятием. От грамотной работы менеджеров и собственников бизнеса зависит благосостояние фирмы, ее дальнейшее развитие и степень удовлетворения собственных интересов, которые разнятся, как было замечено выше. Получение прибыли предприятием определяет необходимость эффективного и непрерывного управления ею по трем основным направлениям: формированию, распределению и использованию.

Альтернативы распределения прибыли зачастую влекут за собой конфликт между собственниками бизнеса и теми, кто им управляет. Собственникам бизнеса важно найти общий язык с менеджерами и четко сформулировать перед ними задачи для их дальнейшей эффективной работы с целью удовлетворения интересов каждой из сторон.

Литература

1. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов/ Москва: Олимп-Бизнес, 2010. - 287-293 с.

2. Бригхэм Ю.Ф., Эрхардт М.С. Финансовый менеджмент. 10-е изд./ Пер. с англ. Под ред.к.э.н. Е.А.Дорофеева. - СПб.: Питер, 2010. - 960 с.

3. Healy P. M., Wahlen J. M. A Review of the Earnings Management Literature and Its Implications for Standard Setting / Accounting Horizons. Vol. 13. N 4., 1999, 365. - 383 р.

4. Schipper K. Commentary: Earnings Management /Accounting Horizons. Vol. 9. December. N 4, 1989. - 104 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.