Научная статья на тему 'Проблема конечности и бесконечности материи и мира в философии Ибн Сины'

Проблема конечности и бесконечности материи и мира в философии Ибн Сины Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1259
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИБН СИНА / IBN SINA / АВИЦЕННА / AVICENNA / МАТЕРИЯ / MATTER / МИР / WORLD / КОНЕЧНОСТЬ / БЕСКОНЕЧНОСТЬ / INFINITY / LINITENESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Султонзода Соки Аслон

В данной статье рассматриваются проблемы конечности и бесконечности материи и мира с точки зрения Ибн Сины. Станет ясно, что данная проблема в разных трудах мыслителя изучена разнообразно, и в решении этой проблемы существуют даже противоречия. Тем не менее, можно заключить, что согласно Ибн Сине материя с пространственно-временной точки зрения это изначальная, вечная и бесконечная субстанция. Однако мир, составленный материей с временной точки зрения изначален, вечен и бесконечен, но с пространственной точки зрения мир конечен. Потому что мир телесное существо, а каждое тело должно иметь свои границы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem Dealing with Finiteness and Infinity of Matter and the World in Avicenna’s Philosophy

The article under consideration dwells on the problems dealing with finiteness and infinity of matter and the world from Ibn Sino 's point of view. It will become clear that the relevant problem was studied in various works of the thinker in various ways, and there are even contradictions in the solution of the problem in question. Nevertheless, one can come to the conclusion that in conformity with Ibn Sino, matter from the space-time point of view is a primordial eternal and infinite substance. However, the world made up by matter from a temporarl point of view is primordially, eternal and infinite, but from a spatial point of view, the world is finite. Because the world is a corporeal being, and everybody must have its limits.

Текст научной работы на тему «Проблема конечности и бесконечности материи и мира в философии Ибн Сины»

07.00.10.ТАЪРИХИ ИЛМ ВА ТЕХНИКА 07.00.10.ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ 07.00.10. HISTORY OF SCIENCE AND TECNOLOGY

УДК 1/14

ББК 60.028.131 (5Т) С.А.СУЛТОНЗОДА

ПРОБЛЕМА КОНЕЧНОСТИ И БЕСКОНЕЧНОСТИ МАТЕРИИ И МИРА В ФИЛОСОФИИ ИБН СИНЫ

Проблемы конечности и бесконечности материи и мира являются важными факторами, которые имеют тесную связь с атрибутами материи. Конечность и бесконечность материи и мира кажется, тоже относительны в философии мыслителя. В основном Абу Али при рассмотрении этого вопроса констатирует тот факт, что, поскольку мир считается телом, он должен иметь конечность. В «Трактат об определениях» конечность определяется Ибн Синой таким образом: «Конечность - это (явление) благодаря которому вещь обладает количеством, сверх которого нечего добавить» (2, 687). В данном трактате мыслитель заключает свое воззрение о бесконечности следующим предложением: «Бесконечность - это такое количество, в котором, если взять (все) имеющиеся его части, кроме них, без всякого добавления что-либо (всё равно) останется» (2, 687). Единство мира обосновывается мыслителем и в том числе на базе конечности мира. Конечность по мнению Ибн Сины - это границы, все имеющие конечности, т.е. границы. Следовательно, именно конечность определяется границами. У бесконечности нет границы. Другими словами, конечность это количество, имеющее определенные границы, а бесконечность количество, не имеющее границы.

Другой важный момент представляющий диалектический характер философии Ибн Сины, как уже упоминалось, является единство мира. Мыслитель в своем трактате «Руководство по философии» пишет: «Мир, составленный из множества простых вещей, един и он не имеет внешней стороны, каким же образом тело может находиться вне мира? Если бы мир имел внешнюю сторону, то он был бы либо пустым, чего не бывает, либо полным. Поэтому, какими бы они ни были, они находятся после мира, и он не восходит ни к пустоте, ни к полноте. Стало быть, мир не имеет внешней стороны, и он является искомым, или он бесконечен, а это абсурд» (2, 534). На базе этой формулировки можно сделать вывод, что по мнению Ибн Сины мир един, все существует в мире, мир это вселенная, все существо находится в мире, следовательно после или вне мира ничего не существует, даже ни пустота и ни полнота. Однако, Ибн Сина утверждает, что мир является «искомым, или он бесконечен, а это абсурд». Здесь, бесконечность мира для мыслителя оказывается как абсурд и не умопостигаемым.

Единство мира отражено Ибн Синой также в его книге «Даниш-намэ», где для Ибн Сины не только земля, но и вселенная, включая пространство, считаются телом: «Стало быть, весь мир является единым телом» (1, 398). Станет известно, что мир является не только телом, а единым телом. Иными словами, между всеми существующими телами начиная от микрокосмоса до макрокосмоса есть единство, которое обеспечивает целостность и диалектичность мира с точки зрения Ибн Сины.

Было доказано, что мир существует изначально и вечно по Ибн Сине, но в последней цитате речь идет о единстве мира и мыслитель думает, что все что существует, существует в мире, ничего не может существовать вне мира. С этой точки зрения, мир по Ибн Сине имеет границы и является конечным. То, что находится за пределами границы мира, показывает, что это тоже продолжение самого мира. Значит, по мнению Ибн Сины вселенная имеет определенный предел. Если мир имеет определенные границы, тогда после границы доминирует не бытие? Как сам мыслитель говорит «мир не восходит ни к пустоте, ни к полноте». Именно этого Ибн Сина считает абсурдным и не постижимым.

Далее в трактате «Руководство по философии» мыслитель пишет: «Если [мир] не имеет предела, то он не обладает и направлением. Стало быть, если направление по своей сущности [само по себе] не имеет остановки, то оно не имеет специального положения и к нему не относится чувственное указание, и оно не является умопостигаемым предметом. Следовательно, оно не имеет сущности» (2, 535). Из этого выходить, что по мнению Ибн

Сины бесконечный мир не может иметь сущность, а для мыслителя мир должен иметь сущность, поэтому он предполагает, что у мира есть конкретные границы.

Далее, Ибн Сина в своем трактате «Родники мудрости» пишет следующее: «Недопустимо, чтобы какое-то тело или какой-то размер не были бы ни пустотой, ни полнотой, ни числом, существующим в действительности и бесконечным в природе. Дело в том, что внутри всякого бесконечного можно предположить какую-то границу. Также можно предположить дальше этой границы, что в некоторых сторонах есть другие границы» (2,

614). В таком же трактате пишет: «Стало быть, бесконечные расстояния невозможны по своему бытию. Следовательно, если бы расстояния и стороны были ограниченными, то мир был бы конечным и мир не имел бы наружной стороны, а если мир не имеет наружной стороны, то он не имел бы чего-либо извне. Бытие высокопочтимого Бога и духовных существ из числа ангелов находится выше любого места, не будучи внутри или снаружи» (2,

615).

Если посмотреть на это глубже, из вышеуказанных цитат станет ясно, что утверждение Ибн Синой о конечности и единстве мира показывает, что у сверхъестественных сил нет места в мире, т.е. они, особенно Бог находится вне мира. Такое умозаключение ярко показывает, что мыслитель не был пантеистом. Таким образом, с утверждением конечности мира наш мыслитель имеет в виду только материальный объективный мир, а не духовный. Как он утверждает, Бог и духовные существа существуют не внутри и не снаружи мира, т.е. они конкретно нигде в материальном мире не существуют. Иными словами, они не нуждаются в материи для своего существования. Они существуют абстрактно, спиритуално.

С другой стороны, кажется, что конечность мира по Ибн Сине не является абсолютной, а относительной. Оказывается, мыслитель полагает всякую границу. Ведь мыслитель сам доказывает многими фактами бесконечность материи и мира через атрибуты материи. Атрибуты материи - движение, пространство и время являются изначальными и вечными, благодаря которым материя, затем мир также становятся изначальными и вечными. Следовательно, мир, будучи изначальным и вечным, должен быть и бесконечным. Ибо, невозможно, чтобы мир, будучи изначальным и вечным, не был бесконечным. То, что изначально и вечно, должно быть бесконечно. Другой факт, который свидетельствует о бесконечности мира по Ибн Сине, является делимость атома до бесконечности. Следовательно, если в микрокосмосе атом делится на более маленьких частиц до бесконечности, стало быть, в макрокосмосе таким же образом увеличение мира продолжится до бесконечности.

Исходя из этого можно заключить, что по мнению мыслителя с пространственной точки зрения мир конечен. Но с точки зрения его существования во времени мир бесконечен. По мнению Диноршоева М. мир для Ибн Сины не только изначален, но и бесконечен во времени. Понятие «абад» у него означает бесконечность существования мира во времени. Таким образом, вечность мира у Ибн Сины означает его безначальное и бесконечное существование во времени, а не его неизменность и постоянность (4, 126).

М. Диноршоев сделает вывод, что, несмотря на признание, Ибн Синой совечности Бога и мира, его философию нельзя характеризовать как дуалистическую. Она в своей основе, по своему исходному принципу является монистической философией (4, 134). Однако М. Диноршоев в другом месте указывает на деистический характер философии мыслителя, о котором будем говорить в конце следующего абзаца.

Некоторые исследователи принимая во внимание такой вариант решения основного вопроса философии Ибн Сины, считают его философию как средневековый материализм. С другой стороны, рассматривая эту проблему Диноршоев М. заключает, что у Ибн Сины все таки предшествование Бога материи и миру является основным, хотя не во времени, а в сущности. Факт то, что в цифрах единица предшествует двойке, два тройке и так далее, и логическим умозаключением два не может предшествовать единице, хотя они находятся одновременно один за другим, точно в таком виде Бог предшествует материи и ее атрибутам, иначе они все изначальны и вечны.

С этой точки зрения, выводы Диноршоева М. об этой проблеме можно сформулировать так: авиценновская философия под влиянием религиозных требований своего времени имеет компромиссный характер и теряет свою воинствующую сущность и все более сближается с деизмом (4, 136). Деистический характер учения мыслителя неоднократно указывается М. Диноршоевым и другими исследователями. В другом месте М. Диноршоев подчеркивает, что к деизму ведут не только отдельные, выхваченные из контекста цитаты, но весь дух натурфилософии Ибн Сины, все его естественно-научные изыскания, в рамках

которых он постоянно объяснял явления природы, исходя из их естественных, телесных причин (4, 87).

Как уже было сказано выше, Ибн Сина для утверждения конечности и бесконечности материи и мира, очень уместно использует атрибуты самой материи. В том числе, в книге «Восточная философия» он пишет так: «Движение и время бесконечны. О том, что они бесконечны, говорится в прямом смысле, иногда употребляется в смысле абсолютного отрицания, а иногда не в абсолютно-отрицательном смысле. То, о чём говорится в абсолютно-отрицательном смысле, означает вещь, лишённую понятия конечности, то есть она не имеет количества, подобно тому, как, например, говорят, что точка бесконечна... Бесконечность, сказываемая не в абсолютном отрицательном отношении, находится в противоположной истинной конечности, а именно - природе и сущности вещи свойственно иметь конечность, а в действительности она не имеет её...» (2, 240). Дело в том, что для Ибн Сины каждая вещь и каждое тело имеет конечность и границы, а мир поскольку является телом, он должен быть конечным. Кроме того, по утверждению Ибн Сины не только мир, но и пространство тоже является телом, поэтому убедительно можно заключить, что по Ибн Сине вся вселенная должна иметь конечность.

По объяснению Ибн Сины вид вещи и её природа имеют конечность. А бесконечность согласно мыслителю имеет два значения, где ей самой свойственно существовать бесконечно, однако она действительно не существует, как, например, периферия круга. Это означает, что она бесконечна, то есть в ней действительно не существует точки, которой завершалась бы линия. Она, напротив, непрерывна и не имеет деления (2, 241). О бесконечности в переносном смысле говорят в том случае, когда достижение её конца путем движения невозможно, как, например, расстояние между землёй и небом.

Далее в книге «Восточная философия» Ибн Сина пишет: «Правильнее было бы сказать, что бесконечность реально всегда существует, так как разделение всегда актуально существует как нечто, не доходящее до такого передела, за которым нет другого передела в возникновении бытия. Словом, действительно бесконечное не лишено того, что потенциально, а это значит, что оно не заканчивается с исчезновением природы потенции. Природа потенции в нём всегда сохраняется, поэтому постоянство и сущность бесконечности связаны с каким-либо бытием потенциально, а эта потенция связана с природой материи, которая есть природа небытия без природы формы, являющейся действительно существующей» (2, 245). Здесь видно, что мыслитель связывает сущность бесконечности с бытием потенциально, т.е. с материей, которая без формы может существовать в потенции. От этого можно сделать вывод о том, что конечность мира или всяких тел определяется объединением материи и формы. Другими словами, чтобы мир имел конечности, он должен существовать в действительности.

Ибн Сина преимущественно указывает на конечность тел и бесконечность материи. По его мнению, без сомнения всякое тело имеет конечность, тогда как материя может быть бесконечной. Возникновение и уничтожение, реализующие через телесных существ тоже связаны с бесконечной материей: «Что касается вопроса о возникновении и уничтожении, то они, думается, являются непрекращающимися состояниями. Следовательно, думаю, что они связаны с бесконечной материей. Сюда же относятся и бесконечные сущности» (2, 247). На базе этой идее можно отчётливо видеть современную философскую точку зрения о законе единства и борьбы противоположностей. Ведь, возникновение и уничтожение это борьба противоположностей, а бесконечная материя обобщающая категорию все существования это единство мира.

Если обращаем внимание глубже на идеи Ибн Сины о конечности и бесконечности материи, станет ясно, что его учение о материи во многом совпадает с современными воззрениями. Например, как уже было подчеркнуто выше, с точки зрения мыслителя материя является бесконечной, также его атрибуты. Такое же мнение мы найдем буквально в учебнике диалектического материализма, в котором написано, что всеобщим свойством материи является бесконечность в структуре, пространстве и времени, которая тесно связана с другими важнейшими атрибутами материи. Бесконечность материи во времени вытекает из ее общей несотворимости и неуничтожимости, абсолютности ее существования (5, 187).

По поводу конечности мира также напомнили, что хотя Ибн Сина считает материю и ее атрибутов изначальные, вечные и бесконечные, но он предполагает, что мир является конечным. Как было указано, по мнению мыслителя, мир - это тело, а всякое тело конечно. Однако возникает вопрос о том, что конечный мир, который существует благодаря бесконечной материи, каким образом станет конечным в бесконечности? Оказывается,

проблема конечности мира, и бесконечности материи до сих пор остается нерешенной. Ибо в учениях современных ученых и философов имеются разные идеи. Среди современных философов идеи основоположника теории относительности - Альберта Эйнштейна имеют сходство с идеями Ибн Сины. Эйнштейн, как и Ибн Сина, считает, что мир конечен в пространстве (5, 189), а материя и ее атрибуты бесконечны. С другой стороны станет ясно, что конечный мир предполагаемый Ибн Синой, хотя считается конечным, но в сущности имеет тесную связь с атрибутами материи, которые являются бесконечными. Однако Ибн Сина доказывает, что мир - это тело, а тело состоится от материи и формы, то что составляется из материи и формы, оно имеет границы.

В разделе метафизики «Даниш-намэ» мыслитель более подробно и конкретно показывает конечность в таком виде: «Предшествующее и последующее бывает либо по природе, как, например, в числах, либо по допущению, например, в измерениях... Доказательством этому служит то, что если бы было бесконечное число в вещах, у которых по природе есть предшествующих вместе, то можно было бы указать на его место и предел, либо физически, либо мысленно. Примем за бесконечную линию АБ и обозначим на ней точку В и от В до Б предположим некоторое конечное расстояние или число.

Если (линия) от Г до Б будет бесконечной и ты прибавишь к ней ВГ, то и (линия) ВГ будет бесконечной. А если (линия) от Г до Б будет бесконечной и мысленно ГВ приложить к ВБ, чтобы они соединились, то если ГВ и ВБ будут продолжены в одном направлении, то обе они будут равны, но это невозможно, так как ГБ меньше, а ВБ больше. Если же ГБ останется (без изменений), и ВБ будет больше ВГ на отрезок ВГ, который является конечным. Следовательно, ВБ тоже конечна. Стало быть, установлено, что такого рода число и мера не могут быть бесконечными» (1, 312-313).

Как видим, Ибн Сина показывает конечность в двух видах: естественно-объективный и умственно-логичный. С допущением бесконечную линию АБ и с добавлением между АБ - ВГ мыслитель доказывает, что если АБ считаются бесконечными, тогда ВГ, которые находятся между ними, являются конечными. Таким образом, все тела неизбежно имеют конечность и в том числе мир, который состоится из множеств тел.

Рассматривая все вышеуказанное, заключаем, что по мнению Ибн Сины материя эта изначальная, вечная и бесконечная субстанция. Мир, составленный из материи и формы в отношении времени также бесконечен, изначален и вечен. Однако мир с пространственной точки зрения конечен, ибо пространство, охватывающее все тела, само считается телом, и каждое тело является конечным. Бесконечное тело не существует. Поскольку мир составлен телами, должен быть конечным.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абу Али ибн Сина (Авиценна). Сочинения. Том 1. - Душанбе: Дониш, 2005. - 959 с.

2. Али ибн Сина (Авиценна). Сочинения. Том 2. - Душанбе: Дониш, 2005. - 841 с.

3. Абу Али ибн Сина. Руководство по философии//Абу Али ибн Сина (Авиценна). Сочинения. Том 2. - Душанбе, 2005. - 841 с.

4. Диноршоев М. Натурфилософия. - Душанбе: Дониш, 1985. - 256 с.

5. Диалектический материализм. (Учебное пособие для аспирантов нефилософских специальностей). -М.: Высшая школа, 1975. -374 с.

REFERENCES:

1. Abu Ali ibn Sino (Avicenna). Compositions. V.1. - Dushanbe: Knowledge, 2005. - 959 p.

2. Abu Ali ibn Sino (Avicenna). Compositions. V.2. - Dushanbe: Knowledge, 2005. - 841 p.

3. Abu Ali ibn Sino. Guidebook on Philosophy// Abu Ali in Sino (Avicenna). Composition. V.2.

- Dushnabe, 2005. - 841 p.

4. Dinorshoyev, M. Natural Philosophy. - Dushnabe: Knowledge, 1985. - 256 p.

5. Dialectical Materialism. (manual for post-graduate students of non-philosophical specialties).

- M.: Higher School, 1975. - 374 p.

Масъалаи ни^оят ва бени^оятии модда ва олам дар фалсафаи Ибни Сино

Вожа^ои калиди: Ибни Сино, Абуалй ибни Сино, материя, модда, олам, ниуоят, бениуоят

Дар мацолаи мазкур масъалаи нщоят ва бенщоятии модда ва олам аз нигоуи Ибни Сино баррасй мешавад. Маълум мегардад, ки ин масъала дар асаруои гуногуни мутафаккир ба таври мухталиф баррасй шуда, дар уалли он уатто ихтилофи назар ба мушоуида мерасад. Дар уар сурат метавон гуфт, ки ба назари Ибни Сино модда аз нуцтаи назари замону макон цавуари азалию абадй ва беохир маусуб мешавад. Аз цониби дигар, оламе, ки аз нуцтаи назари замон аз модда мураккаб гардида, абадию бениуоят аст, аз назари маконй ниуоят дорад. Бинобар ин, олам мавцуди цисмй буда, уар цисм бояд ниуояти худро дошта бошад.

Проблема конечности и бесконечности материи и мира в философии Ибн Сины

Ключевые слова: Ибн Сина, Авиценна, материя, мир, конечность, бесконечность

В данной статье рассматриваются проблемы конечности и бесконечности материи и мира с точки зрения Ибн Сины. Станет ясно, что данная проблема в разных трудах мыслителя изучена разнообразно, и в решении этой проблемы существуют даже противоречия. Тем не менее, можно заключить, что согласно Ибн Сине материя с пространственно-временной точки зрения это изначальная, вечная и бесконечная субстанция. Однако мир, составленный материей с временной точки зрения изначален, вечен и бесконечен, но с пространственной точки зрения мир конечен. Потому что мир - телесное существо, а каждое тело должно иметь свои границы.

The Problem Dealing with Finiteness and Infinity of Matter and the World in Avicenna's Philosophy

Keywords: Ibn Sina, Avicenna, matter, world, finiteness, infinity

The article under consideration dwells on the problems dealing with finiteness and infinity of matter and the world from Ibn Sino^s point of view. It will become clear that the relevant problem was studied in various works of the thinker in various ways, and there are even contradictions in the solution of the problem in question. Nevertheless, one can come to the conclusion that in conformity with Ibn Sino, matter from the space-time point of view is a primordial eternal and infinite substance. However, the world made up by matter from a temporarl point of view is primordially, eternal and infinite, but from a spatial point of view, the world is finite. Because the world is a corporeal being, and everybody must have its limits.

Маълумот дар бораи муаллиф:

Султонзода Сокц Аслон, номзади илмуои фалсафа, дотсенти кафедраи фалсафаи Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи Садриддин Айнй, E-mail: sultonzoda83@mail.ru Сведения об авторе:

Султонзода Соки Аслон, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни, Е-mail: sultonzoda83@mail.ru Information about the author:

Sultonzoda Soki Aslon, candidate of philosophic sciences, docent of philosophy chair of the Tajik State Pedagogical University by name Sadriddin Ayni, E-mail: sultonzoda83@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.