Научная статья на тему 'Проблема коммуникации со слабослышащими и глухими пациентами в медицине'

Проблема коммуникации со слабослышащими и глухими пациентами в медицине Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
130
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ГЛУХОЙ ПАЦИЕНТ / МЕДИЦИНА / СЛАБОСЛЫШАЩИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сикорская Ю.В., Гудкова А.А., Гусейнова Э.А.

Коммуникация является важной составляющей нашей жизни в целом и медицины в частности. Д. Палмер и Л. Палмер в работе «Эволюционная психология: секреты поведения Homo sapiens» определяют этот термин как процесс, при котором один человек передает какую-либо идею другому человеку посредством значения слов устной или письменной речи, а также невербальными способами. Глухие и слабослышащие люди часто бывают лишены возможности осуществлять коммуникацию с помощью устной речи и вынуждены прибегать к письменной речи или невербальному способу, что создаёт ряд трудностей, в том числе при обращении за медицинской помощью. Согласно результатам опроса, проведенного в 2005 году в Мичигане (США), среди 87 глухих и слабослышащих пациентов объяснения и рекомендации врачей полностью понимают только 59% респондентов, иногда понимают 39%, совсем не понимают 20%. Важно отметить, что услуги переводчика с языка жестов бывают неуместны ввиду особенностей некоторых видов осмотров и процедур, а также не всегда доступны. Достижение взаимопонимания между врачом и пациентом необходимо для того, чтобы избежать ошибок в диагностике и лечении. Неправильно понятые рекомендации врача о приеме лекарств, проведении тех или иных процедур могут отразиться на здоровье пациента. Большое значение в процессе осуществления профессиональной деятельности имеет общий внешний вид врача (например, опрятность), вежливость, мимика (в том числе приветственная), поза, свидетельствующая о готовности понять пациента и оказать ему помощь. Врачу важно расположить к себе «особенного» пациента и убедить его своим поведением, что сложности общения преодолимы. Когда для достижения взаимопонимания приходится применять письменную форму общения, нужно помнить об оптимальной скорости написания обращения к пациенту, разборчивости почерка и неуместности сокращений слов. Таким образом, существует ряд трудностей в общении врача и глухого либо слабослышащего пациента, однако эти трудности можно и нужно преодолеть ради достижения главной цели сохранения здоровья пациента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема коммуникации со слабослышащими и глухими пациентами в медицине»

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2019. Volume 9. Issue 10

Ю: 2019-10-81-Т-19113 Тезис

Сикорская Ю.В., Гудкова А.А., Гусейнова Э.А.

Проблема коммуникации со слабослышащими и глухими пациентами в медицине

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра педагогики, образовательных технологий и профессиональной

коммуникации

Научный руководитель: асс. Бакаева О. В.

Коммуникация является важной составляющей нашей жизни в целом и медицины в частности. Д. Палмер и Л. Палмер в работе «Эволюционная психология: секреты поведения Homo sapiens» определяют этот термин как процесс, при котором один человек передает какую-либо идею другому человеку посредством значения слов устной или письменной речи, а также невербальными способами.

Глухие и слабослышащие люди часто бывают лишены возможности осуществлять коммуникацию с помощью устной речи и вынуждены прибегать к письменной речи или невербальному способу, что создаёт ряд трудностей, в том числе при обращении за медицинской помощью.

Согласно результатам опроса, проведенного в 2005 году в Мичигане (США), среди 87 глухих и слабослышащих пациентов объяснения и рекомендации врачей полностью понимают только 59% респондентов, иногда понимают - 39%, совсем не понимают - 20%. Важно отметить, что услуги переводчика с языка жестов бывают неуместны ввиду особенностей некоторых видов осмотров и процедур, а также не всегда доступны.

Достижение взаимопонимания между врачом и пациентом необходимо для того, чтобы избежать ошибок в диагностике и лечении. Неправильно понятые рекомендации врача о приеме лекарств, проведении тех или иных процедур могут отразиться на здоровье пациента.

Большое значение в процессе осуществления профессиональной деятельности имеет общий внешний вид врача (например, опрятность), вежливость, мимика (в том числе приветственная), поза, свидетельствующая о готовности понять пациента и оказать ему помощь. Врачу важно расположить к себе «особенного» пациента и убедить его своим поведением, что сложности общения преодолимы.

Когда для достижения взаимопонимания приходится применять письменную форму общения, нужно помнить об оптимальной скорости написания обращения к пациенту, разборчивости почерка и неуместности сокращений слов.

Таким образом, существует ряд трудностей в общении врача и глухого либо слабослышащего пациента, однако эти трудности можно и нужно преодолеть ради достижения главной цели - сохранения здоровья пациента.

Ключевые слова: коммуникация, глухой пациент, медицина, слабослышащие

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.