Научная статья на тему 'Проблема коэволюции биосферы и человека'

Проблема коэволюции биосферы и человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2082
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЭВОЛЮЦИЯ / НООСФЕРА / ЭКОЛОГИЯ / КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗУМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гребешкова Анна Васильевна

Рассматривая проблему взаимоотношений природы и общества, автор статьи отстаивает идею о том, что деятельность человека должна согласовываться с особенностями состояния и развития природных систем; нужно найти пути создания общества, способного к совместному развитию с биосферой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема коэволюции биосферы и человека»

Трибуна молодого ученого

А. В. ГРЕБЕШКОВА ПРОБЛЕМА КОЭВОЛЮЦИИ БИОСФЕРЫ И ЧЕЛОВЕКА

Рассматривая проблему взаимоотношений природы и общества, автор статьи отстаивает идею о том, что деятельность человека должна согласовываться с особенностями состояния и развития природных систем; нужно найти пути создания общества, способного к совместному развитию с биосферой.

Ключевые слова: коэволюция, ноосфера, экология, Коллективный Разум.

На пороге третьего тысячелетия человек подводит итоги своего развития и внимательно всматривается в плоды своей активной деятельности на протяжении всей истории. С одной стороны, он, став монополистом на Земле, достиг грандиозных успехов в части удовлетворения своих материальных потребностей, поставив на службу интеллектуальные и духовные свои силы и саму природу. С другой - оказался на грани самоуничтожения вследствие термоядерной угрозы и глобальной экологической катастрофы. В конце ХХ века процесс подошел «к критической точке, за которой может последовать самоуничтожение человечества, а возможно и биосферы. «Необходима, - пишет Ю. В. Яковец, - коэволюция человечества и окружающей среды (теория ноосферогенеза), чтобы избежать грядущей экокатастрофы и обеспечить гармоничное развитие общества и природы» [1].

Термин «коэволюция» впервые стал использоваться в 60-х годах как удобная интерпретация термина «ноосфера», но в литературе нет однозначного его толкования. По мнению академика Н. Н. Моисеева, понятие отражает «такое поведение человечества, такую адаптацию его деятельности к естественным процессам, происходящим в биосфере, т. е. к развитию окружающей среды, которая сохраняет (или содействует сохранению) состояние биосферы в окрестностях того аттрактора, который оказался способным произвести человека» [2].

На сегодняшний день человек - самый могущественный травматический, но одновременно и самый уязвимый фактор биосферы. Поэтому говорят, что «спасти человека - это означает, прежде всего, - защитить природу»[3]. Мы не можем говорить о гармонизации природы и общества, не учитывая деятельности отдельного человека, его социальной зрелости, компетентности, этических качеств, включая мировоззренческие установки и идеологические позиции, что, в свою очередь, требует решения неотложных задач социального прогресса - преобразования и совершенствования общественных отношений.

Коэволюция должна стать генеральной ци-вилизационной стратегией человечества. Все остальное должно быть приведено в соответствие с ней; от всего, что противоречит экологическому императиву принципа коэволюции, следует решительно отказаться. Она должна развиваться

вширь и вглубь во всех звеньях единого мира живой, неживой и социальной материи. Интересам коэволюции должно быть подчинено все общественное устройство, вся жизнь и деятельность людей. Назрела необходимость в коэволюционной перестройке всего бытия, включая межличностные отношения. Здесь главное - переход от антагонизма к компромиссам. Отсутствие понимания этого есть опасное заблуждение. Коэволюция предполагает не только индивидуальное развитие человека, но и его социализацию, развитие общественных, корпоративных отношений.

Однако главное противоречие современности -это противоречие между человеком и природой. Человечество как совокупный носитель Разума есть определенный этап эволюции биосферы Земли, знаменующий появление нового фактора -субъективного. Человечество неизбежно преобразует своей свободной целеполагающей деятельностью природу, однако цели этой деятельности вступают в противоречие с естественным ходом природных процессов. Продолжение «нормальной» (такой, какой она была до человека) эволюции биосферы оказывается практически невозможным. По расчетам ученых, «чтобы сохранить все многообразие жизни на Земле, необходимо сохранить в естественном или близком к нему состоянии около 1/3 поверхности Земли» [4]. Сегодня на повестке дня Земли стоит альтернатива: или коэволюция - или деструкция биосферы (даже костного вещества планеты) [5] и, в конечном счете, человека как носителя Разума. Здесь, однако, вопрос не в том, возможна ли коэволюция человечества и какова цена гармонии разума и природы, а в том, может ли коэволюция стать высшей целью человечества, наполнив его существование новым смыслом и полнотой бытия?

Для обеспечения этого требуется разработка специальной синтетической научной дисциплины, естественной составляющей которой являлась бы экология. Мы говорим об экологии человека и общества, когда их домом становится не только окружающая природа, но и вся биосфера: экология общества и есть наука о том, как человечеству существовать в роли субъекта биосферы.

В последние годы все более и более отчетливо обнаруживается углубляющееся противоречие между производительной деятельностью человека

№ 4 (51), 2013 "Культурная жизнь Юга России"

и природной средой его обитания. Деятельность человека приводит к непрерывному росту углекислого газа в атмосфере Земли, что может стать причиной «тепловой смерти». Рост материального производства влечет за собой такие необратимые процессы, как загрязнение морей и океанов, атмосферы Земли, истощение озонового слоя, исчезновение лесов, сокращение запасов пресной воды, эрозия почвы и др. А так как человек является биологическим видом, он может существовать только в определенных, благоприятных для его жизни условиях. Экономический прогресс до недавнего времени достигался за счет экологического регресса. Одной из причин противоречия между экономикой и экологией являлась установка человека на потребительское отношение к природе.

Экологическую катастрофу можно предотвратить, перейдя к разумному природопользованию, предполагающему формирование мышления, основанного на понимании высокой ответственности человека за состояние среды его обитания, внедрение в производство безотходных технологий, выработку четких правовых норм, регулирующих отношения человека и природы.

Главная проблема (и опасность) современного антропогенного влияния заключается в несоответствии между неостановимо растущими потребностями человечества и почти безграничными научно-техническими возможностями влияния на природу и ограниченными ресурсами самой природы. В связи с этим возникает проблема охраны окружающей среды от пагубного влияния человека. К пагубным влияниям человека на природу (и их последствиям) относят:

- истощение недр. На протяжении своей истории, а особенно в XX веке, человечество беспощадно и в неограниченных количествах добывало полезные ископаемые, что привело к истощению (близкому к катастрофическому) внутренних резервов Земли. Например, запасы энергоносителей: нефти, каменного угля, природного газа - могут быть исчерпаны уже через 80-100 лет;

- загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами;

- уничтожение растительного и животного мира, создание условий, при которых техническое развитие (дороги, заводы, электростанции и т. д.) нарушает привычный образ жизни растений и животных, изменяет естественный баланс флоры и фауны;

- вырубка лесов (в то время как леса - важный фактор очищения атмосферы);

- применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы.

Чтобы выжить и не довести планету до техно -генной катастрофы, человечество обязано всячески уменьшить свое вредное влияние на окружающую среду, особенно на опасные его виды.

Если в результате деятельности общества экологическая обстановка и остальные условия жизни

людей не ухудшаются, и личность имеет необходимые возможности своего самовыражения, то мы говорим, что общество рационально организовано. Деятельность рационально организованного общества должна находиться в таком русле эволюционного развития, берега которого, т. е. правила поведения людей (нравы) не препятствуют, а еще лучше содействуют развитию окружающей природы.

К сожалению, среди цивилизаций, существующих в настоящее время, - как справедливо отметил Н. Н. Моисеев, - нельзя назвать ни одной, которую мы могли бы с полным правом именовать рационально организованной. Более того, по мере развития производительных сил степень рассогласованности стратегии общества и стратегии природы, т.е. степень нерациональности непрерывно возрастает. Антропогенная нагрузка на биосферу катастрофически растет, разнообразие биоты снижается, и биосфера как система не только не развивается, а проявляет все признаки деградации [6].

Умение учитывать экологические условия, использовать их в интересах общества, согласовывать его деятельность с особенностями состояния и развития природных систем во все времена было источником благополучия народов. И, наоборот, непонимание особенностей влияния человека на судьбу окружающей природы приводило к катастрофическим последствиям.

Но надо ясно понимать и то, что одновременно законы природы были и естественными ограничителями активной, в том числе и производственной деятельности людей. Во многих случаях эти ограничения людьми осознавались, и тогда они формулировались в форме различных запретов - табу, правил поведения, суммирующих итог многолетнего опыта, опыта поколений. Они чем-то напоминали требования нравственности (да и были таковыми) и порой носили ритуальный характер.

Экологическая ситуация всегда была важнейшим фоном исторических событий. Теперь же, в эпоху глобального кризиса, который угрожает всей общепланетарной цивилизации, всему роду Homo sapiens, необходимы и новые общепланетарные стандарты. Одними локальными мерами, вроде очистки той или иной территории или утилизации вредных отходов, обойтись не удастся.

Но, в отличие от всего, что происходило ранее, теперь мы знаем источник беды - это мы сами, это наша деятельность, нарушающая природное равновесие. Теперь мы способны обсуждать наши действия и включать Коллективный Разум в поиск способов смягчения надвигающегося кризиса. И мы знаем, что необходимы мероприятия общепланетарного масштаба. Нужны некоторые общие законы поведения, обязательные для всех граждан планеты, нужны единые стандарты во взаимоотношениях человека и природы. Нужна, наконец, и система восстановления испорченных природных условий, и многое другое, что будет вносить коррективы во всю экономическую и

производственную деятельность планетарного сообщества. Если человечество сумеет преодолеть ожидающие его трудности, то цивилизация будущего станет мало похожей на современную.

Активная экологическая политика государства -это требование современности. Такая политика должна вырабатываться в недрах гражданского общества и определять целенаправленные действия по согласованию стратегии общественного развития с законами развития биосферы и ее современным состоянием.

Большинство государств, в том числе и Россия, одобрили документы, принятые на конференциях в Рио-де-Жанейро (1992) и Йоханнесбурге (2002), и приняли ряд документов, касающихся перехода страны на путь такого социоприродного развития, которое обеспечивает выживание и непрерывный прогресс общества и не разрушает окружающую природную среду. Устойчивое развитие характеризуется экономической эффективностью, биосферо-совместимостью и социальной справедливостью при общем снижении антропогенного пресса на биосферу. Глобализация как современная мера экономической, технологической, политической, информационной, культурологической интеграции в мире может приобрести подлинно гуманный смысл только при устойчивом развитии.

Экологическая политика будет неизбежно ограничивать и направлять активную деятельность людей. Она станет менять наше представление о том, что такое общество свободного предпринимательства в эпоху, когда могущество цивилизации превращает человека в основную «геологообразующую силу планеты», как любил говорить Вернадский. Человек должен обладать умением глубоко понимать и анализировать то, что природой действительно разрешено делать, и поступать согласно с этими новыми знаниям. Вот почему «центр тяжести» деятельности государства, как представляется автору, будет постепенно, но неизбежно перемещаться в сторону образовательной деятельности: только по-настоящему образованное и интеллигентное общество может оказаться способным развивать свою цивилизацию на оскудевающей планете.

Для осуществления этого необходима теория коэволюции человечества и окружающей среды, основывающаяся на научном фундаменте эмпирических данных и глубоких обобщениях, в том числе философских и политэкономических. Обществу необходимо мировоззрение и, прежде всего, экологическое. И оно уже понемногу формируется. Сегодня мы еще не располагаем достаточно развитой теорией, описывающей взаимоотношение общества и природы,

и не готовы делать далеко идущие предположения, а тем более долгосрочные прогнозы. Но нельзя не видеть, что нужная человеку теория активно развивается, и уже существуют ее отдельные фрагменты и разрабатываются методы, позволяющие отвечать на многие насущные вопросы. Но в настоящее время необходимы еще и общая точка зрения на пути дальнейшего развития общества, и переосмысливание многих установившихся взглядов на взаимоотношение природы и общества и место человека в биосфере. Нам необходимо привнести конкретные представления в содержание понятия коэволюции биосферы и человека. А вместе с ними сформулировать те ограничения, переступать которые человек не должен ни при каких обстоятельствах.

Если человечеству хватит мудрости и воли, если оно окажется способным преодолеть многочисленные трудности и достигнуть некоторого уровня общности, то биосфера на определенном этапе своего развития превращается в объект искусственный -становится плодом рук человеческих. На этом новом этапе должен быть достигнут тот уровень интеграции знаний и технических возможностей цивилизации, который позволит говорить о нашей планете как о едином организме. В эпоху ноосферы, если она наступит, у этого организма возникнет специфическая цель - обеспечение коэволюции человека и остальной биосферы. И в силу достигнутой общности и развитости Коллективного Интеллекта у человечества появятся потенциальные возможности следовать этой цели. Человечество сможет опереться на свой Коллективный Разум и найти пути создания общества, способного к совместному развитию с биосферой. Это общество потребует от людей высокого уровня интеллигентности и знаний, прежде всего - знаний о той форме своих взаимоотношений с природой, которая и будет способна обеспечить режим коэволюции.

Литература

1. Яковец Ю. В. Школа русского циклизма: истоки, этапы развития, перспективы. М., 1998. С. 65.

2. Моисеев Н. Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. 1998. № 8. С. 29.

3. Казначеев В. П., Спирин Е. А. Космопланетар-ный феномен человека. Новосибирск, 1991. С. 304.

4. Вепринцев Б. Н., Ротт Н. Н. Стратегия сохранения генетических ресурсов. М., 1988. С. 47.

5. Урсул А. Д. Космические перспективы авто-трофности человечества // Общественные науки и современность. 1995. № 2. С. 134.

6. Моисеев Н. Н. Современный рационализм. М., 1995. С. 225.

A. V. GREBESHKOVA. PROBLEM OF CO-EVOLUTION OF BIOSPHERE AND HUMAN BEING

Touching the problem of the relationship of nature and society, the author defends the idea that human activities should be consistent with the peculiarities of the state and development of natural systems; to find ways of creating a society that is able to develop together with the biosphere. Key words: co-evolution, the noosphere, ecology, collective intelligence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.