ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
УуП
• ij РОССИИ
ЖЕЛТОВ Андрей Александрович,
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры философии и истории, ВИПЭ ФСИН России, e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА КОДИФИКАЦИИ НОРМ ПРАВА В РУССКОЙ ПРАВДЕ
Аннотация. Русская Правда является хорошо известным и основательно изученным собранием древнерусских правых норм. На раннем этапе её изучения (в первой половине XVIII века) возникло заблуждение о происхождении древнерусского права от древнегерман-ских законов. Тогда же сформировалась и противоположная точка зрения. Последующие исследования установили многообразие источников, которые послужили основой для складывания древнерусского права. Русская Правда сформировалась на базе, как восточнославянских правовых обычаев, так и заимствований из норм заимствованных из Библии, так и правовой традиции Византии (через их южнославянскую интерпретацию). Обе ранние редакции Русской Правды (Краткая и Пространная) являются сводами норм не только из различных первоисточников, но и составлены на основе нескольких разновременных правовых документов, возникших на территории Древней Руси. В структуре этих редакций заметна механическая компиляция статей, без существенной проработки. Кодификация права в Русской Правде проведена была довольно поверхностно, что заметно по повторяющимся статьям и путанице с номиналом, в котором исчислялись суммы штрафов.
Ключевые слова: Русская Правда, кодификация древнерусского права, Древняя Русь, источники древнерусского права.
ZHELTOV Andrey Alexandrovich,
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Philosophy and History VIPE FSIN of Russia
THE PROBLEM OF CODIFICATION OF LAW IN RUSSIAN TRUTH
Annotation. Russian Truth is a well-known and thoroughly studied collection of ancient Russian legal norms. At an early stage of its study (in the first half of the 18th century), a misconception arose about the origin of ancient Russian law from ancient German laws. At the same time, an opposite point of view emerged. Subsequent studies established a variety of sources that served as the basis for the formation of ancient Russian law. Russian Truth was formed on the basis of both East Slavic legal customs and borrowings from norms borrowed from the Bible, and the legal tradition of Byzantium (through their South Slavic interpretation). Both early editions of the Russian Pravda (Brief and Long) are sets of norms not only from various primary sources, but also compiled on the basis of several legal documents of different times that arose on the territory of Ancient Rus'. In the structure of these editions, a mechanical compilation of articles is noticeable, without significant elaboration. The codification of law in Russian Pravda was carried out rather superficially, which is noticeable in the repetitive articles and confusion with the denomination in which the amounts of fines were calculated.
Key words; Russian Truth, codification of Old Russian law, Ancient Rus', sources of Old Russian law.
Русская Правда является наиболее известным собранием правовых норм Древней Руси. Причин этому несколько: Во-первых, тексты Русской Правды были обнаружены еще на раннем этапе изучения исто-
рии России. Первым текст Краткой редакции Русской Правды (далее - КП) обнаружил и ввел в научный оборот В.Н. Татищев. В 1738 году он представил список с нее в Российскую Академию наук [1, с. 9]. В последующие годы этот список изу-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023
чался и анализировался не только российскими учеными, но и иностранцами, составлявшими в то время немалую долю отечественной академической среды. Например, в 1756 году в Санкт-Петербурге на публичном собрании Академии наук с докладом о древних российских законах и их родстве с германскими выступил Ф.Г. Штрубе де Пир-монт. Доклад тогда же был опубликован в Санкт-Петербурге на русском и французском языках. Конечно, выводы данного автора о происхождении Русской Правды от германских законов исходили из неверных изначальных посылов (об идентичности Руси и германского «народа Рус-соп») и весьма спорны [2, с. 4]. Однако сам доклад является показателем как доступности текста КП, так и популярности обращения к ней.
Следует отметить отличие некоторых норм Русской Правды, приводимых Ф.Г. Штрубе де Пир-монтом, от норм наиболее известных в настоящее время Академического I Списка и Археографического I Списка. Так, им сообщается правило, по которому побитый и окровавленный человек получает право довести до подобного же состояния своего обидчика, или взять возмещение 20 гривен (т.е. половину виры). В Академическом и Археографическом списках упоминается возможность мести, но не понятно в какой форме - «оже ли себе не можеть мьстити, то взяти емоу за обидоу 3 гривне, а летцю мъзда», а при отсутствии её, размер возмещения устанавливался в 3 гривны с дополнением в виде оплаты лекарю [3, с. 70, 79]. Обычно считается, что В.Н. Татищев использовал Академический I список [3, с. 5]. Однако в сочинении В.Н. Татищева «Собрание законов древних русских» (редакция 1740 года), где приводятся статьи Русской Правды, встречается вариант соответствующий упомянутому де Пирмонтом: «ожели не может собе мстити, - то взяти 20 гривен, а летцу мзда» [4, с. 219]. В то же время, в опубликованном в 1786 году сочинении В.Н. Татищева представлен вариант выплаты в 3 гривны: «... то взяти емоу за обидоу г. гривне, а летцю мъзда» (г - буквенное обозначение 3) [5, с. 11]. Первая полная публикация КП по Академическому I списку была произведена в 1767 году А.Л. Шлёцером [3, с. 5]. В этой публикации Русская Правда разделена на две части - «Правда Ярославля» и «Правда Изославля» [6], которые сейчас известны как «Правда Ярослава» и «Правда Ярославичей». Следует отметить, что уже в первой половине - средине XVIII века Русская Правда изучалась, как в плане анализа её структуры, так и путем сопоставления с другими историческими документами.
Пространная редакция Русской Правды (далее - ПП) также была не только найдена, но и
растиражирована в печати в XVIII веке. Первая публикация ее произошла в 1788 году [3, с. 5]. Таким образом, Русская Правда стала доступна для широкого круга исследователей на самом раннем этапе изучения отечественной истории.
Во-вторых, Русская Правда представлена в многочисленных списках, обнаруженных как в различных летописях, так и средневековых правовых сборниках. Особенно многочисленны списки текста Пространной редакции Русской Правды (ПП), которых исследователи насчитывают более 100 [1, с. 16]. Списки КП не столь многочисленны, если не учитывать поздние, появившиеся в XVIII-XIX веках благодаря исследователям данного документа. Однако и они не ограничиваются только Академическим и Археографическим списками. Известен, но считается утерянным, Ростовский список, обнаруженный В.Н. Татищевым в Ростовской летописи. Считается, что он был частично использован В.Н. Татищевым при подготовке текста в Правды в «Продолжении Древней российской вивлиофики» [3, с. 60]. Однако более значительные отличия от первых двух списков имеет публикация текста КП в «Собрании законов древних русских» (редакция 1740 года). Благодаря этому можно предположить существование как минимум еще одного оригинального (имеющий отличия от других) списка Краткой Правды. Впрочем, по сообщению А.А. Зимина, в «Собрании законов древних русских» (редакция 1740 года) приводится именно Ростовский список [7, с. 32].
В-третьих, различные списки Русской Правды многократно публиковались начиная еще с XVIII века, и были доступны для изучения. Историки XVIII и XIX веков нередко транслировали ложный стереотип о происхождении Русской Правды от германских (скандинавских) правд. Такие суждение можно встретить, в частности в труде Н.М. Карамзина «История государства Российского»: «Мы уже имели случай заметить, что Россияне получили свои гражданские уставы от Скандинавов» [8, с. 159]. Впрочем, в более ранних, по сравнению с работой Н.М. Карамзина, сочинениях В.Н. Татищева подобных взглядов не обнаруживается. Наоборот, он приходит к выводу, что «руссы» (им использовалось подобное написание) - изначальные жители Новгородской земли, а Русью называлась область вокруг Новгорода [4, с. 67; 9, с. 286].
Заключение о возникновении Русской Правды «целиком на русской почве» в результате «развития русской юридической мысли X-XII веков» сделал в своей работе В.Н. Тихомиров [1, с. 7]. С этим выводом следует согласиться. Если сравнить Русскую Правду с германскими (варвар-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023
скими) правдами, то за исключением общего принципа назначения денежных штрафов за совершенные преступления, каких-либо других общих моментов обнаружить не получается. Не удается найти сходные или близкие формулировки правовых норм, и размеры выплат также не обнаруживают никакой корреляции. Кроме того, варварские правды (в том числе наиболее ранняя - Салическая правда) отличаются значительно большей проработанностью законодательных норм, особенно если сравнивать с КП [10]. На их фоне Русская Правда (даже Пространная редакция) выглядит более примитивной и архаичной. Русская Правда является собранием правовых норм имевших различное прохождение. Целый ряд норм можно отнести к древнерусским правовым обычаям. В договорах Руси и Византией 911 года и 944 года приводятся меры наказаний по преступлениям против жизни и собственности «по закону Рускому», совпадающие с положениями Русской Правды [11, 6-25, 30-50]. Некоторые статьи Русской Правды, по мнению исследователей, восходят к южнославянскому по происхождению «Закону Судному людем», в основу которого положено византийское право. В.О. Ключевский отмечал, что из этого правового источника в Русскую Правду было заимствована статья, наказывавшая за поездку на чужом коне (КП ст. 11; ПП ст. 27), а также правило о том, что холоп не может выступать свидетелем (ПП ст. 59). Кроме того, он отмечал, что норма Русской Правды о допустимости убийстве вора ночью (ПП в ст. 36) воспроизводит положение из книги «Исход» [12, 200-201]. Статью 36 ПП (по нумерации статей М.Н. Тихомирова) можно перевести следующим образом: «Если убьют кого у клети или при ином воровстве, то убьют как собаку; если додержат его до рассвета, то вести на княжеский двор; если же убьют, а люди видели его уже связанным, то платить за то 12 гривен» [1, с. 95]. Для сравнения в книге «Исход» Библии, в главе 22 представлено соответствующее положение: «Если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему; но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь» (Исх 22:2-3). Примечательно, что эта же норма встречается в Договоре Руси и Византии 911 года (ст. 6), где имеет продолжение сходное с дальнейшей последовательностью текста в Библии. В отмеченной главе 22 книги «Исход» упоминается, что вор, пойманный с краденным, не только возвращает его, но и должен заплатить в двое (Исх 22:4). В Договоре 911 года (ст. 6) также говорится, что вор должен возместить украденное в тройном размере, но в аналогичных статьях (ст. 5-6) Договора 944 года вор отдав украденное обязывался заплатить еще
столько же или, если украденное им уже продано, то возместить две стоимости [11, с. 12, 38].
Все исследователи Русской Правды, начиная с В.Н. Татищева, признавали наличие в её составе отдельных, разновременных частей. В Краткой Правде выделяют «Правду Ярослава», которую обычно датируют 1016 годом и «Правду Ярославичей», появление которой относят к 1070-м годам. Пространная Правда содержит еще обширный «Устав Владимира Мономаха, возникновение которого связывают с восстанием 1113 года в Киеве [10, с. 20-23]. Однако это не означает, что данные части в указанное время возникли в том виде, в котором они известны нам сейчас. Анализируя статьи Краткой Правды и Пространной Правды, можно заметить, что правовые нормы в разных их частях нередко повторяются, хотя и иначе сформулированы. Кроме того, в аналогичных статьях мера штрафа различается в 4 раза, что вызвано переходом в XII веке на другой денежный номинал. Например, ст. 28 КП (по нумерации М.Н. Тихомирова) представляет собой сокращенную ст. 2 КП. Так же в КП штраф в статьях 2, 6, 8-12, 14 пересчитан уже в гривнах серебра, а в статьях 1, 3-5, 16, 19, 21, 27 приводится в более ранних (Х-Х1 вв.) гривнах кун, хотя какие гривны подразумеваются не указано. Можно предположить, что это стало результатом сведения двух источников, в одном из которых сумма штрафа была пересчитана, а в другом осталась в прежнем номинале. Пространная Правда на первый взгляд выглядит более проработанной и систематизированной, но в ней можно найти еще больше дублированных статей и противоречий, чем в КП. В Пространной редакции в ст. 1, в отличие от Краткой Правды, добавлено положение о двойной вире (80 гривен) за жизнь «княж муж и тиуна княжа». При этом в ст. 1 ПП сохранена норма о праве кровной мести, но буквально в следующей ст. 2 говорится, что Ярославичи отменили данное правило («отложиша оубиение за голову»), назначив вместо него выкуп кунами. Таким образом, несмотря на проведенную редактуру правовых норм в ПП в ст. 1 не было удалено недействующее уже правило о кровной мести.
Целый ряд статей в ПП приводятся дважды, с несколько отличающими формулировками, и с различной мерой штрафа («продажи») в качестве наказания по ним. Так, ст. 26 ПП за сокрытие (что приравнивалось к хищению) челядина (холопа), устанавливает штраф 3 гривны, а ст. 34 ПП назначает штраф за кражу челядина 12 гривен. В ст. 20 ПП за удар палкой полагается 20 гривен «продажи», а в ст. 25 ПП за то же деяние назначается лишь 3 гривны.
Норма 12 гривен связана с номиналом гривен кун (использовавшемся в XI веке), и 12 гривен
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023
кун соответствуют 3 гривнам серебра (на которые стали использоваться в XII веке). При этом в самой Русской Правде нет указаний, какие гривны подразумевались. Следует предположить, что подобная неопределенность возникла в связи с использование разных первоисточников, которые были объедены в общем своде Русской Правды. В каждом таком первоисточнике использовался лишь один номинал, и не было необходимости в уточнении. Составители же единого свода (как в КП, так и в ПП), с одной стороны, не удосужились привести все штрафы к единой денежной системе, а лишь механически перенесли статьи из разных источников. Кроме того, ряд статей из КП, где суммы штрафа указывались в резанах, при перенесении в ПП не получили перерасчета, а резаны были заменены на куны в соотношении один к одному. С другой стороны, при составлении свода не исключили аналогичные статьи, что свидетельствует о небрежней кодификации норм древнерусского права.
В Пространной редакции Русской Правды, хотя и заметна некоторая кодификационная работа, призванная объединить свод в единый документ и структурировать его, но ряд статей перенесено чисто механически без сопоставления их на предмет аналогичности. Данный подход привет даже к появлению противоречий в виде сохранения в тексте уже отменных норм права, как это было показано в примере со ст. 1 и ст. 2 ПП. Таким образом, Русская Правда во многом является собранием норм права, сформированном путем механической компиляции статей из разных источников, написанных в различные периоды времени XI и XII веков, а возможно и на разных территориях Древней Руси. Статьи в Русской Правде, несмотря на некоторую редакционную корректуру, сохранили целый ряд реликтов, создающих противоречивость в единой системе наказаний. В этом отношении можно согласится с выводом В.О. Ключевского, что «Русская Правда» есть свод разновременных частичных сводов и отдельных статей, сохранившихся притом в нескольких редакция, тоже разновременных» [12, 223].
Список литературы:
[1] Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды / под ред. Б.А. Рыбакова. М., 1953.
[2] Слово о начале и переменах российских законов в торжественное празднество тезоименитства ея императорскаго величества всемилостивейшей государыни императрицы Елисаветы Петровны самодержицы всероссийския в публичном собрании Санктпетербургской Император-
ской Академии наук говоренное Федором Штру-бом сентября 6 дня 1756 году. И переведенное на российской язык Семеном Нарышкиным. СПб., [1756].
[3] Правда Русская. Т. I. Тексты. Подготовили к печати В.П. Любимов, Н.Ф. Лавров, М.Н. Тихомиров, Г.Л. Гейерманс и Г.Е. Кочин / под ред. Б.Д. Грекова. М.; Л., 1940.
[4] Татищев В.Н. Собрание сочинений. Т. VII и VIII. История Российская (окончание). Работы разных лет. М., 1996.
[5] Продолжение Древней российской вивли-офики. Ч. 1: Содержащая Правду Рускую и Судебник Царя и Великаго Князя Ивана Васильевича / C примечаниями г. Тайнаго Советника Василья Никитича Татищева. СПб., 1786.
[6] Правда русская, данная в одиннадцатом веке от великих князей Ярослава Владимирича и сына его Изяслава Ярославича / издание Августа Шлецера профессора истории при Императорской Академии наук, и члена королевских академий наук в Геттинге и в Стохголме. В Санктпетер-бурге: при Императорской Академии наук, 1767 года. URL: https://www.prlib.ru/item/438749?ysclid=l q152fru6n302072110 (дата обращения: 11.09.2023).
[7] Зимин А.А. Правда Русская. М., 1999.
[8] Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. I-IV. Калуга, 1993.
[9] Татищев В.Н. Собрание сочинений. Т. I. История Российская. Ч. 1. М., 1994.
[10] Салическая правда (Учебная литература). Перевод Н.П. Грацианского / под ред. В.Ф. Семенова. М., 1950.
[11] Памятники русского права / под ред. С.В. Юшкова. М., 1952. Вып. 1: Памятники права Киевского государства X-XII вв. / сост. А.А. Зимин. М., 1952.
[12] Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций. Т. 1. М.; Минск, 2002.
Spisok literatury:
[1] Tikhomirov M.N. Posobie dlia izucheniia Russkoi Pravdy / pod red. B.A. Rybakova. M., 1953.
[2] Slovo o nachale i peremenakh rossiiskikh zakonov v torzhestvennoe prazdnestvo tezoimenit-stva eia imperatorskago velichestva vsemilostiveishei gosudaryni imperatritsy Elisavety Petrovny samoder-zhitsy vserossiiskiia v publichnom sobranii Sanktpe-terburgskoi Imperatorskoi Akademii nauk govorennoe Fedorom Shtrubom sentiabria 6 dnia 1756 godu. I perevedennoe na rossiiskoi iazyk Semenom Narysh-kinym. SPb., [1756].
[3] Pravda Russkaia. T. I. Teksty. Podgotovili к pechati В.П. Liubimov, Н.Ф. Lavrov, М.Н. Tikhomirov, G.L. Geiermans i G.E. Kochin / pod red. B.D. Grek-ova. M.; L., 1940.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023
[4] Tatishchev V.N. Sobranie sochinenii. T. VII i VIII. Istoriia Rossiiskaia (okonchanie). Raboty raznykh let. M., 1996.
[5] Prodolzhenie Drevnei rossiiskoi vivliofiki. Ch. 1: Soderzhashchaia Pravdu Ruskuiu i Sudebnik Tsaria i Velikago Kniazia Ivana Vasil'evicha / C pri-mechaniiami g. Tainago Sovetnika Vasil'ia Nikiticha Tatishcheva. SPb., 1786.
[6] Pravda russkaia, dannaia v odinnattsatom veke ot velikikh kniazei Iaroslava Vladimiricha i syna ego Iziaslava Iaroslavicha / izdanie Avgusta Shlet-sera professora istorii pri Imperatorskoi Akademii nauk, i chlena korolevskikh akademii nauk v Gettinge i v Stokhgolme. V Sanktpeterburge: pri Imperatorskoi Akademii nauk, 1767 goda. URL: https://www.prNb.
ru/item/438749?ysclid=lq152fru6n302072110 (data obrashcheniia: 11.09.2023).
[7] Zimin A.A. Pravda Russkaia. M., 1999.
[8] Karamzin N.M. Istoriia gosudarstva Rossi-iskogo. T. I-IV. Kaluga, 1993.
[9] Tatishchev V.N. Sobranie sochinenii. T. I. Istoriia Rossiiskaia. Ch. 1. M., 1994.
[10] Salicheskaia pravda (Uchebnaia literatura). Perevod N.P. Gratsianskogo / pod red. V.F. Semenova. M., 1950.
[11] Pamiatniki russkogo prava / pod red. S.V. Iushkova. M., 1952. Vyp. 1: Pamiatniki prava Kievskogo gosudarstva X-XII vv. / sost. A.A. Zimin. M., 1952.
[12] Kliuchevskii V.O. Russkaia istoriia: Polnyi kurs lektsii. T. 1. M.; Minsk, 2002.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023