Научная статья на тему 'Проблема кадрового обеспечения Верхнеудинской городской полиции в конце 18 в'

Проблема кадрового обеспечения Верхнеудинской городской полиции в конце 18 в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
67
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / POLICE / УЕЗДНЫЙ ГОРОД / COUNTY TOWN / КАНЦЕЛЯРИЯ / OFFICE / ГОРОДНИЧИЙ / MAYOR / МАГИСТРАТ / MAGISTRATE / КОМЕНДАНТ / COMMANDANT / ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ / STAFFING / ВЫБОРЫ / ELECTIONS / ЖАЛОВАНИЕ / SALARIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Евтехов Роман Артурович

Проблема кадрового обеспечения Верхнеудинской городской полиции в конце 18 в. В статье освещена проблема кадрового обеспечения, сопровождавшая создание Верхнеудинской городской полиции. Автор на основе неопубликованных архивных источников рассматривает процесс назначения служителей, их пригодность и отношение к службе. В статье рассматривается штатное расписание городской полиции и предусмотренное им жалование. Освещены попытки городского общества отдать в службу наименее способных, в силу объективных экономических причин. Приводятся и некоторые сведения о моральном облике полицейских как высшего так и нижнего звена. Автор приходит к выводу о том, что при создании городской полиции управляющий комендант столкнулся с рядом кадровых трудностей, основной из которых стало отсутствие жалования на ряде полицейских должностей и отсутствие профессионалов, заменённых городскими обывателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of personnel Verkhneudinsk city police at the end of the XVIII century

The problem of personnel Verkhneudinsk city police at the end of the XVIII century In the article the problem of staffing, accompanied by the creation Verkhneudinsk city police. Author, based on unpublished archival sources considering the process of appointing ministers, their suitability and attitude to service. The article deals with the staffing of the city police and provided them a salary. Attempts to highlight the urban society to give service in the least capable, due to objective economic reasons. And provides some information about the moral character of the police as the highest and lower level. The author comes to the conclusion that creating a city police commander manager faced a number of staffing constraints, the main of which is the lack of a salary on a number of police posts and the lack of professionals, the replaced urban philistines.

Текст научной работы на тему «Проблема кадрового обеспечения Верхнеудинской городской полиции в конце 18 в»

6. Rupen, Robert A. Mongols of the 20th century. Vol. I. Bloomington, Indiana University, 1964.

Цыремпилов Николай Владимирович - кандидат исторических наук, заведующий кафедрой истории Бурятии, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, е-mail: tsyrempilov@gmail.com.

Tsyrempilov Nikolay - Candidate in History, chair of Buryatia History Department, Buryat State University, Ulan-Ude, е-mail: tsyrempilov@gmail.com.

УДК 94 (571.55)

DOI 10.18097/2306-753X-2014-2-48-55

© Р. А. Евтехов

Проблема кадрового обеспечения Верхнеудинской городской полиции

в конце XVIII в.

В статье освещена проблема кадрового обеспечения, сопровождавшая создание Верхнеудинской городской полиции. Автор на основе неопубликованных архивных источников рассматривает процесс назначения служителей, их пригодность и отношение к службе. В статье рассматривается штатное расписание городской полиции и предусмотренное им жалование. Освещены попытки городского общества отдать в службу наименее способных, в силу объективных экономических причин. Приводятся и некоторые сведения о моральном облике полицейских как высшего так и нижнего звена. Автор приходит к выводу о том, что при создании городской полиции управляющий комендант столкнулся с рядом кадровых трудностей, основной из которых стало отсутствие жалования на ряде полицейских должностей и отсутствие профессионалов, заменённых городскими обывателями.

Ключевые слова: Полиция, уездный город, канцелярия, городничий, магистрат, комендант, штатное расписание, выборы, жалование.

© R. Evtekhov

The problem of personnel Verkhneudinsk city police at the end of the XVIII century

In the article the problem of staffing, accompanied by the creation Verkhneudinsk city police. Author, based on unpublished archival sources considering the process of appointing ministers, their suitability and attitude to service. The article deals with the staffing of the city police and provided them a salary. Attempts to highlight the urban society to give service in the least capable, due to objective economic reasons. And provides some information about the moral character of the police as the highest and lower level. The author comes to the conclusion that creating a city police commander manager faced a number of staffing constraints, the main of which is the lack of a salary on a number of police posts and the lack of professionals, the replaced urban philistines.

Key words: police, the county town, the office, the mayor, magistrate, Commandant,

staffing, elections, salaries.

Появление полиции в отдельных городах Сибири в конце XVIII в. является свидетельством не только усиления процесса урбанизации, но и попытки абсолютистской власти ограничить местное самоуправление путем развития контролирующих органов. Последнее подтверждается тем фактом что, несмотря на содержание полиции городским обществом, подчинена она была губернатору, главному проводнику монаршей власти в регионах. Поэтому вопрос о назначении на ключевые должности полиции был чрезвычайно важным и всесторонне оговаривался в «Уставе благочиния» 1782 года.

Ещё дореволюционные исследователи констатировали, что полиция Российской империи в отличие от западноевропейской создавалась искусственно с целью надзора за населением и предупреждению антиправительственных выступлений [7, С. 306]. Соответственно этим целям велась и кадровая политика империи. Остро стояла проблема кадров в управлении такой большой и отдаленной территорией как Сибирь, особенно учитывая нежелание наиболее образованных чиновников служить здесь. В этой связи очень часто назначать приходилось не самых лучших представителей общества. Серьезное значение при формировании кадров полиции имело происхождение служителя, о чем говорит сам порядок составления формулярных списков, где сразу после графы - имя и возраст, следующей указывалось происхождение. На наш взгляд, это вполне естественно, учитывая, что речь идет о сословном обществе, высокое происхождение было некой гарантией благонадежности и солидарности с властью. Отсутствие специального образования, навыков и способностей к управлению и делопроизводству очень часто являлись причинами плохого качества службы чиновничества и полиции. Положение усугублялось взяточничеством, низкой правовой грамотностью населения и слабым контролем органов власти центральным правительством на окраинах империи. В тоже время значением местных органов власти было чрезвычайно важным, так как они осуществляли прямую связь с высшим руководством губернии.

В конце XVIII в. Верхнеудинск представлял собой уездный город на труднодоступных окраинах Российской империи. Город играл роль связующего звена между Предбайкальем и Забайкальем в продвижении выгодной приграничной торговли с Китаем. Купеческое сословие города было отмечено дарованием в 1783 году права на создание магистрата - органа местного самоуправления (создан в 1784 году). Во главе города стоял комендант при военном гарнизоне, в 1800 году его сменил городничий. Согласно рапорту городового магистрата в 1798 году в Верхнеудинске было 298 домов, проживало 10 чиновников, 30 купцов, 86 мещан, 6 цеховых, 8 приказных служителей, 58 военных, 14 солдатских вдов, 30 казаков, 10 церковных служителей, 2 медицинских чинов и другие [3, л. 39].

Создание городской полиции Верхнеудинска было инициировано военным и гражданским губернатором Христофором Андреевичем фон указом ЕИФ из Иркутского губернского правления от 28 августа 1798 года за №17393 [4, л. 8, 8 об]. Его основанием послужили два указа. Первый от 18 декабря 1797 года предписывал создать полицию по «знатнейшим» городам, где это необходимо, а её содержание возложить на городское общество. Согласно второму на основные должности, основываясь на ЕИВ указе от 30 июня 1798 года, были пожалованы провиантский комиссар Седых и казачий сотник Попов, для чего их возвели в коллежские регистраторы и после присяги назначили первого частным приставом, а второго квартальным надзирателем.

Комендант крепости, прапорщик С. А. Константинов, на имя которого был получен данный указ, основываясь на «Уставе благочиния» 1782 года, составил список полицейских служителей. Штат сотрудников для управы благочиния включал двух ратманов, словесного судью, частного маклера. В штатном расписании городской полиции значились частный пристав (жалование 200 руб.), квартальный надзиратель (150 руб.), канцелярист (100 руб.), подканцелярист (70 руб.), копиист (50 руб.). За основу штата полиции Верхнеудинска был принят штата городской полиции уездного города Старая Руса Новгородской губернии.

Внештатные служители для полиции избирались на общественных началах - сторож для отопления здания полиции, два гражданских сержанта, три квартальных поручика, мастер для огнегасительных орудий и шесть десятских для посылок и несения дозора по улицам, которые, кроме того, являлись пожарной командой [4, л. 10, 10 об]. В последующем появились трубочист [3, л. 76] и 25 караульных, охранявших въезд и выезд из города, которым было положено находиться при полиции [3, л. 61 об]. Составив списки всего необходимого вместе со штатным расписанием, Константинов отправляет распоряжение в магистрат, которому дается распоряжение связаться с земским обществом. Земство в свою очередь должно решить все хозяйственные вопросы по обеспечению полиции и избрать рядовых полицейских из городских обывателей.

К открытию городской полиции 10 октября 1798 года были избраны: ратманом — мещанин Баженов, словесным судьёй Елизов, квартальными поручиками отставные: унтер-офицер Мордовской, казак Лосев и капрал гвардии Резников. Гражданские сержанты после неоднократных требований определены были только в декабре. Ими стали отставные солдаты Гордеев и Сапожников, жившие в городе своими домами, сторожем уволенный от службы из солдатских детей Шелунов. Купцу Мордовскому поручили исполнять обязанности маклера и частного пристава, потому как указанный на эту должность Седых находился под стражей. Согласно «Уставу благочиния» 1782 года частный пристав назначался только губернским правлением, поэтому 1 декабря 1798 года в городскую полицию поступило предложение коменданта Константинова назначить на эту должность все того же Седых. Перечить господину коменданту никто естественно не стал и 2 декабря Седых сообщил в городовой ма-

50

гистрат о принятии присяги и вступлении в должность. Но 23 марта 1799 года он был отправлен в отставку, а на его место назначен Широковских, который занимал эту должность почти год.

Что касается требуемых десятников, то их оставили в прежнем количестве четырех человек без переизбрания, хотя требовалось выбрать шесть [4, л. 23, 23 об, 24]. Но жалобы Попова все же возымели действие и к концу октября

1798 года в полиции служили уже пять десятников Александров, Фирсов, Петров, Гусев, Рудаков [1, С. 52], которые, очевидно, не желая служить в неполном составе, подавали прошения в магистрат об избрании шестого десятника [4, л. 37]. До создания городского полиции присутствия в 1798 году полицейское правление так же требовало от магистрата избрания десятников для службы. Так, в марте 1797 года были препровождены в полицию для службы Филатов, Пыхов, Старцев, Гусев, Петров, Антоновский [6, л. 1]. Возглавлялось это правление тогда сержантом Богдановым, от которого уже указанный выше Попов перенимал дела полиции. Указанные десятники проживали в городе, как правило, имели свои дома и чаще всего относились к мещанству.

По назначенному контингенту служителей хорошо прослеживается важность занимаемых должностей. Ниже ступенью от квартального надзирателя стояли его прямые помощники - квартальные поручики, которые в перспективе могли занять должность надзирателя. Далее идут гражданские сержанты менее важные и менее способные соответственно, а в заключении десятники -нижние чины. Как видно из списков избранных полицейских служителей основная масса определенных к службе, кроме десятников, относится к отставным военным. Причиной этого является имеющийся у них опыт службы, дисциплина которой они обучены и беспрекословное подчинение начальству. В отличие от военных, обыватели часто проявляли своеволие, не хотели подчиняться назначению в службу, поэтому в документах можно обнаружить жалобы магистрата коменданту. В них хорошо видно бессилие магистрата в «приведении в покорность» несогласного с избранием десятника, который отказывается от назначения. В этой связи с течением времени пришло понимание того, что городские обыватели не могут нести полицейскую службу. 26 октября

1799 года Верхнеудинский комендант Д. М. Фролов получил указ ЕИВ о необходимости избирать служителей в полицию преимущественно из отставных чиновников и военных.

Достаточно подробные сведения нам удалось получить о первом квартальном надзирателе. Согласно формулярному списку, Егор Гаврилович Попов родился в 1764 году в Верхнеудинске в казачьей семье. В 1780 году зачислен штатным казаком, с 1787 года стал лекарским учеником, через два года пожалован в урядники, а с 1796 года - в сотники. С 5 июня 1798 года и до учреждения полиции Е.Г. Попов исполнял функции квартального надзирателя и частного пристава. Он был женат на солдатской дочери, имел шесть детей. Очевидно, Попов понимал необходимость получения образования для своих детей, так как трое старших обучались грамоте. Сам он так же знал грамоту,

51

умел читать и писать «по-российски», владел лекарским искусством, что сыграло не последнюю роль в его назначении 7 апреля 1800 года частным приставом [8, с.284]. В 1809 году он был отстранён от должности за несоразмерность наказанию преступлению (позволил палачу вырвать ноздри некоему Александрову сверх положенного ему кнута) [3, л. 302, 302 об].

Как и любое ведомство, полиция старалась изыскать любые, не всегда оправданные, пути получить как можно больше служителей, в то время как мещанское общество старалось избирать минимальное число служителей и, как правило, большинство из них было не способно к службе. В конце октября

1798 года из полиции поступило требование избрать еще трех приказных служителей «для поправки дел полиции» в соответствии со статьями городового положения. Однако магистрат таковой статьи в городовом положении не обнаружил [3, л. 34, 35], на основании чего и отказал. Гражданскими сержантами первоначально земское общество пыталось избрать Иволгинского крестьянина Токовина и ясачного Хомякова. Однако это решение не могло быть утверждено магистратом, потому, что избранные не могут служить сержантами ни по званию, ни по рождению (первый живет в селе, а последний в своём роду) [3, л. 54].

К февралю 1799 года ратман Баженов сообщал в магистрат об избрании для полиции четырех десятников, двух гражданских сержантов, трех квартальных поручиков и одного трубочиста [3, л. 76]. На что земское общество предложило оставить на службе прежде избранных квартальных поручиков и гражданских сержантов «по малости городских обывателей», а трубочистом за маловажностью назначить одного из десятников [3, л. 82]. В попытках расширения кадрового состава полицииратман Лепунов, избранный для службы в

1799 году, потребовал от городского общества через квартального надзирателя избрание для себя денщика. Квартальный надзиратель, обращаясь в магистрат, интересовался, законно ли такое требование и если да, необходимо ему денщика обеспечить чтобы он не чувствовал себя обиженным. Однако магистрат счел излишним требование ратмана [3, л. 110, 110 а].

Что касается канцелярских служащих, то в этот период они слабо отражены в документах. Вероятнее всего для ведения делопроизводства нанимались вольные, грамотные люди, либо использовались канцеляристы из канцелярии коменданта. Согласно счетной выписке ратмана Лепунова от 28 мая 1799 года в полиции находились как приказные служители, так и вольнонаемные для исправления письменных дел. Так, в начале года в полиции работали иркутский цеховой Илья Тиунов (за месяц получил 1,5 рубля), солдат Михаил Кривых (за треть года получил 19,32 рубля), канцелярист Григорий Невейкин (за треть 41 рубль), отставной канцелярист Павел Невейкин (за треть 11,65 рублей).

В выписке так же указывались прочие расходы и купленные материалы для канцелярии, среди них сургуч (по 20, 80 коп. и 1 руб. 78 коп.), китайские чернила (за один орешек 50 коп.), сосновые дрова (сажень за 60 коп.), нитки для сшивания дел (45 коп.), бумага (9 руб. стопа), сальные свечи (по 1 коп.),

52

транспортные расходы 19 рублей [3, л. 94-98]. 3 июня 1800 года комендант Д. М. Фролов рапортует в иркутское губернское правление об определении в полицию регистратором Аверкиева, канцеляристом Невейкина и подканцеляристом Кречетова [4, л. 136, 136 об]. Согласно формулярным спискам, они занимали эти должности до открытия городского полицейского присутствия, работая при городничих делах под руководством коменданта.

Служители, избранные городским обществом для полиции, часто не имели ни способностей, ни желания к несению полицейской службы. Об этом свидетельствует переписка между городской полицией и магистратом. По рапорту квартального надзирателя Попова из состоящих четверых десятников (хотя полагалось шесть) только двое были способными, а двое по старости не могли служить [4, л. 3 об]. То же самое касалось гражданских сержантов, о которых комендант писал магистрату «стары и дряхлы и едва имеют с нуждою хождение в домах своих» [4, л. 63]. Не устраивали господина коменданта и квартальные поручики Лосев и Резников, первый не знал грамоты, а второй злоупотреблял алкоголем. Неграмотным назвался и избранный на должность частного маклера Мордовской, но как показал магистрат, грамоту он не только знал, но и «прилюдно пишет», а потому должен либо найти себе замену, либо служить сам. В то время как Лосеву знание грамоты необязательно, по уставу благочиния он не вел письменных дел [4, л. 41, 41 об]. Иногда для уклонения от службы были и более веские причины, как в случае с назначением отставного солдата, избранного для службы в полиции, мотивировавшего свой отказ «чихотной болезнью», из-за которой он и отправлен в отставку [4, л. 22, 22 об].

Часто полицейские чиновники не соответствовали должности не только в силу отсутствия способностей к службе, но и в силу их морального облика. Особенно частым проступком было пьянство, как среди канцелярских служащих, так и среди высших должностей уезда. Наиболее яркими примерами подобного поведения может стать дело коменданта И.А. Пермякова и пристава Широковского. Из секретного ордера военного губернатора Леццано известно о пьянстве и буйстве коменданта, майора И. А. Пермякова [5, л. 1-2об]. Находясь «во всегдашнем пьянстве», комендант часто впадал в некое сумасбродство, доходившее до того, что со шпагой бросался на жену и дочь и пытался покончить с собой. Губернатор требовал получения от штатного лекаря свидетельство с указанием точной причины этого сумасбродства. За свое поведение Пермяков, смещенный с должности коменданта, попал под следствие. Известны и неприличные поступки частного пристава Широковского, который избивал жену и имел связи с непотребными женщинами. Губернатор Леццано так же интересовался «подлинно ли он [Широковских] находится всегда в пьянстве и имеет незаконнорожденных детей».

Таким образом, проблема кадрового обеспечения Верхнеудинской городской полиции в конце XVIII в. и в целом присутственных мест на окраинах империи представляется актуальной. Непосредственно при создании полицейского присутствия коменданты столкнулись с рядом кадровых трудностей.

53

Штат полицейских управлений включал в себя служителей двух категорий -назначаемых и избираемых. На ключевые должности служители назначались губернским правлением, остальные - выбрались из городских обывателей (прежде всего мещане и купцы). Таким образом, власти добивались подчинённости нового органа, назначая на начальствующие должности ставленников, управлявших избранными от города служителями.

Основной проблемой являлось то, что большинство выборных не только не имели специальных навыков к несению полицейской службы, но и желания, поскольку большинство должностей оставалось на общественных началах. В результате того, что городские жители не хотели отрываться от своих повседневных занятий, на службу в полицию часто избирались люди преклонного возраста и неподобающего здоровья, а так же те, кто вообще не мог нести службу в силу своего происхождения и места проживания. Некоторые же из тех кто избирался и имел способности, не получая жалования, старались любым способом отказаться от службы. При таком положении дел возникает вопрос о качестве полицейской службы, которое не могло находиться на должном уровне в силу не заинтересованности полицейских служителей в своем труде.

Необходимо также отметить, что служители, занимающие полицейские должности, в том числе назначенные губернским правлением не имели и не могли иметь специального образования, которое еще не появилось к тому времени. Вопрос о специальном образовании неоднократно поднимался в XIX и начале XX в., но фактически в масштабах страны так и не был решен. Оставлял желать лучшего и моральный облик многих полицейских служителей, за которым пыталось следить высшее начальство. Часто полицейские были замечены в пьянстве, превышении должностных полномочий и прочих аморальных поступках, что, безусловно, не способствовало повышению престижа полиции в глазах общества.

Список источников и литературы

1. Байбородин В. А. История пожарной охраны г. Верхнеудинска - Улан-Удэ // Верхнеудинск: вехи истории (4 апреля 2014 г., г. Улан-Удэ): мат. науч.-практ. конф. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2014. - С. 5062.

2. Государственный архив Республики Бурятия (ГАРБ), ф. 11, оп. 9, д. 1.

3. ГАРБ, ф. 20, оп. 1, д. 5891.

4. ГАРБ, ф. 88, оп. 1, д. 716.

5. ГАРБ, ф. 88, оп. 1, д. 696.

6. ГАРБ, ф. 90, оп. 2, д. 3.

7. Дитятин И. И. Устройство и управление городов России. Т. 1.: Города России в XVIII столетии / И.И. Дитятин. - Санкт-Петербург: Типография П.П. Меракульева, 1875. Т. 1. - 507 с.

8. Евтехов Р. А. Проблема кадровой составляющей Верхнеудинской городской полиции при её создании в 1798 году // Поколение будущего: взгляд

54

молодых ученых - 2014: сб. науч. ст. 3-й междунар. молод. науч. конф. (13-15 ноября 2014) / отв. ред. А. А. Горохов. - Курск: Изд-во Юго-Зап. гос. ун-т, 2014, Т. 1. - С. 283-287.

Евтехов Роман Артурович - аспирант кафедры всеобщей и отечественной истории, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, е-mail:romachka1818@rambler.ru.

Evtekhov Roman Arturovich - a рost-graduate student of Department General and Native History, Buryat State University, Ulan-Ude, е-mail: romach-ka1818@rambler.ru.

УДК 94(571.54)

DOI 10.18097/2306-753X-2014-2-55-61

© Н. Е. Жукова, © Е. Н. Палхаева

Деятельность общественных организаций Бурятии (вторая половина 1920-х гг.)

Статья посвящена анализу деятельности республиканских общественных организаций во второй половине 1920-х гг. В работе сделан акцент на основных характеристиках и тенденциях развития, которые были присущи общественным организациям во второй половине 1920-х гг., а именно: массовость, директивный механизм стимулирования работы, недостаток демократических начал в управлении общественными организациями, оторванность их руководства от основной массы рядовых членов.

На данном этапе отношения между различными обществами и органами государственной власти претерпевают значительные изменения, что отразилось на характере их функционирования. Существование различных общественных организаций как одной из форм содействия политики органов государственной власти, стало основанием для всесторонней регламентации и контроля над обществами. Последнее обстоятельство изменило саму природу общественных организаций, сделало их адаптированными и включенными в политическую систему. Прямым следствием установившегося контроля государственной власти в Бурятии стал масштабный внутренней кризис общественных организаций, а также полное доминирование массовых обществ над другими видами общественных организаций.

Ключевые слова: общественные организации, власть, административно-идеологический контроль, кризис.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.