Научная статья на тему 'Проблема кадрового обеспечения в реализации принципа профессионализма заказчика в сфере закупок'

Проблема кадрового обеспечения в реализации принципа профессионализма заказчика в сфере закупок Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
708
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кадровое обеспечение / контрактные службы / контрактный управляющий / квалифицированный специалист / принцип профессионализма заказчика / профессионализм. / personnel provision / contract services / contract manager / qualified specialist / principle of professionalism of the customer / professionalism

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Я В. Жирухина

В статье анализируется принцип профессионализма заказчика, рассматривается проблема подготовки квалифицированных специалистов в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок, в том числе проблема повышения их профессионального уровня. Предлагаются пути решения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF STAFFING IN THE IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF PROFESSIONALISM OF THE CUSTOMER IN PROCUREMENT

The article analyzes the principle of professionalism of the customer, the problem of training qualified specialists in the field of public and municipal procurement, including the problem of improving their professional level. The ways of solving the identified problems are proposed.

Текст научной работы на тему «Проблема кадрового обеспечения в реализации принципа профессионализма заказчика в сфере закупок»

ПРОБЛЕМА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ЗАКАЗЧИКА В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Я.В. Жирухина, студент

Научный руководитель: П.А. Паулов, канд. юр. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11278

Аннотация. В статье анализируется принцип профессионализма заказчика, рассматривается проблема подготовки квалифицированных специалистов в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок, в том числе проблема повышения их профессионального уровня. Предлагаются пути решения выявленных проблем.

Ключевые слова: кадровое обеспечение, контрактные службы, контрактный управляющий, квалифицированный специалист, принцип профессионализма заказчика, профессионализм.

В настоящее время роль контрактной системы в России значительно возрастает. Путём заключения государственных и муниципальных контрактов осуществляется непосредственное расходование большей части финансовых ресурсов государства и муниципальных образований. Рациональное использование бюджета и снижение затрат на государственные и муниципальные закупки, безусловно, занимет приоритетное место среди целей любого государства и зависит от наличия квалифицированных специалистов в области осуществления закупок [1, с. 282].

Важной проблемой является недостаточно разработанный инструментарий для осуществления полноценного и оптимального контроля в совокупности с низким уровнем правовой подготовки и профессиональной квалификации большинства сотрудников, занятых в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд [2, с. 428]. В связи с этим, проблема кадрового обеспечения в реализации принципа профессионализма заказчика в сфере закупок на сегодняшний день является весьма актуальной.

Одним из важных принципов, закреплённых в Федеральном законе № 44 «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3] (далее - ФЗ № 44), является принцип профессионализма заказчика. Его сущность

раскрывается в ст. 9 ФЗ № 44. Данный принцип можно рассматривать с двух сторон.

Во-первых, заказчики, осуществляющие деятельность в сфере закупок, должны быть квалифицированными специалистами, обладающми теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Во-вторых, заказчики должны периодически повышать свой уровень квалификации и профессионального образования путём повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок.

Профессионализм заказчика является основным началом его деятельности. Под профессионализмом следует понимать определённый набор знаний, умений, навыков, профессионального опыта, которые позволяют достигать высоких результатов в самых разнообразных условиях [4, с. 109]. От того, насколько заказчик является профессионалом в области закупок, будет зависеть качество осуществления им закупок.

Согласно ст. 38 ФЗ № 44, заказчики, совокупный годовой объём закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы. Если совокупный годовой объём закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей, то заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупок, именуемое контрактным управляющим. Законодатель

закрепляет, что контрактные службы и контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Однако законодатель не прописывает, какое конкретно должно быть высшее образование у заказчика.

В настоящее время закупки, регламентированные ФЗ № 44, осуществляются работниками разного уровня образования и профессии. Заказчики нуждаются в углубленном изучении своей профессии. Для предоставления им профессиональных знаний в сфере закупок необходимо открытие высших учебных заведений по специальностям в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок. Если обратиться к зарубежным странам, то, например, в США, Канаде имеется несколько крупных образовательных учреждений, в которых можно получить специализацию закупки в бакалавриате и магистратуре. К примеру, в США с 1976 г. Федеральный институт закупок осуществляет подготовку и выпускает специалистов данного профиля [5, с. 49-50]. В России, к сожелению, пока ни одни учебные заведения не осуществляют подготовку таких специализированных кадров.

Ещё одной проблемой кадрового обеспечения в реализации принципа профессионализма заказчика в сфере закупок является необходимость постоянного повышения заказчиком своего профессионального уровня. В соответствии со ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников при условии выполнения ими определённых видов деятельности [6]. При этом работодатель обязан создать обучающимся работникам необходимые условия для совмещения работы с получением образова-

ния. Получается, что если работникам контрактной службы или контрактному управляющему необходимо пройти дополнительное профессиональное обучение, то учреждение издаёт соответствующий приказ, заключает договор с образовательной организацией, оплачивает обучение и оформляет работнику служебную командировку. То есть все расходы, связа-ные с повышением заказчиком своего профессионального уровня, возлагаются на работодателя.

Таким образом, деятельность в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок требует профессиональной подготовки заказчиков, непрерывного повышения уровня их компетентности и профессионализма. ФЗ № 44, провозглашая принцип профессионализма, указывает, что заказчик должен быть квалифицированным специалистом в сфере закупок, но не закрепляет конкретных требований к нему. В связи с этим представляется необходимым доработать нормы ФЗ № 44, устанавливая более чёткие требования к заказчикам. Кроме того, необходимо разработать образовательные и профессиональные стандарты подготовки специалистов в области закупок для государственных и муниципальных нужд.

Наиболее продуктивным способом подготовки квалифицированных кадров, занятых в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, стало бы создание в юридических вузах РФ специальностей в сфере государственных и муниципальных закупок либо отдельных кафедр этого направления на юридических факультетах вузов нашей страны. Будущий сотрудник более глубоко изучит специфику данной работы, а после выпуска сможет повышать уровень своих познаний в части изучения новелл законодательства РФ в сфере закупок.

Библиографический список

1. Корнеева Р.В. Принцип профессионализма заказчика как базовый принцип контрактной системы // Инструменты и механизмы формирования конкурентноспособной государственной и региональной экономики. - 2017. - С. 282-286.

2. Паулов П.А., Понамаренско С.С. Актуальные проблемы государственного регулирования в сфере закупок // Современные научные исследования и разработки. - 2017. - № 8 (16). - С. 427-428.

3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. - 2013. - № 14. - Ст. 1652.

4. Балдина А.С. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих контрольно-надзорных органов: проблемы определения понятий // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2017. - № 3. - С. 109-115.

5. Семенова Ф.З., Борлакова М.Б. Профессионализм заказчика как один из способов контрактной системы в сфере закупок // Управление экономическими системами. - 2018. -№ 7 (113). - С. 41-52.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // СЗ РФ. - 2002. - № 1. - Ст. 3.

THE PROBLEM OF STAFFING IN THE IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF PROFESSIONALISM OF THE CUSTOMER IN PROCUREMENT

Ya.V. Zhirukhina, student

Supervisor: P.A. Paulov, candidate of legal sciences, associate professor Samara state university of economics (Russia, Samara)

Abstract. The article analyzes the principle of professionalism of the customer, the problem of training qualified specialists in the field of public and municipal procurement, including the problem of improving their professional level. The ways of solving the identified problems are proposed.

Keywords: personnel provision, contract services, contract manager, qualified specialist, principle of professionalism of the customer, professionalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.