Научная статья на тему 'Проблема качества подготовки сестринского персонала к профессиональной деятельности по медико-социальному обслуживанию пожилых людей'

Проблема качества подготовки сестринского персонала к профессиональной деятельности по медико-социальному обслуживанию пожилых людей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
315
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / QUALITY / ИНТЕГРАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ / INTEGRATION IN PROFESSIONAL EDUCATION / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / HEALTH AND SOCIAL SERVICES / ГРАЖДАНЕ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / PUBLIC OPINION POLL / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР / ACTIVITY NURSES / СОЦИАЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ / SOCIAL WORKERS / SENIOR CITIZENS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Глухих С.И., Стацук С.В.

В статье раскрываются проблемы и перспективы качества профессиональной подготовки медицинских сестер, роль бакалавра сестринского дела в медико-социальном обслуживании пожилых людей, интегративные тенденции в профессиональном образовании специалистов социальной сферы. Также в статье представлены результаты социологического исследования удовлетворенности пожилых людей медико-социальным обслуживанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF NURSING STAFF TO THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF MEDICAL AND SOCIAL SERVICES OLDER-OLDER PEOPLE

In the article the problems and prospects of professional training of nurses, the role of the bachelor of nursing in the medical and social care for older people, trends in integrative professional education of specialists of social sphere. The article also presents the results of sociological survey of older people health and social about the service.

Текст научной работы на тему «Проблема качества подготовки сестринского персонала к профессиональной деятельности по медико-социальному обслуживанию пожилых людей»

УДК: 378 ББК: 74.05

Глухих С.И., Стацук С.В.

ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Glukhikh S.I., Statsuk S. V.

PREPARATION OF NURSING STAFF TO THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF MEDICAL AND SOCIAL SERVICES OLDER-OLDER PEOPLE

Ключевые слова: качество, интеграция в профессиональном образовании, медико-социальное обслуживание, граждане пожилого возраста, социологический опрос, деятельность медицинских сестер, социальные работники,.

Keywords: quality, health and social services, senior citizens, public opinion poll, activity nurses, social workers, integration in professional education.

Аннотация: в статье раскрываются проблемы и перспективы качества профессиональной подготовки медицинских сестер, роль бакалавра сестринского дела в медико-социальном обслуживании пожилых людей, интегративные тенденции в профессиональном образовании специалистов социальной сферы. Также в статье представлены результаты социологического исследования удовлетворенности пожилых людей медико-социальным обслуживанием.

Abstract: in the article the problems and prospects of professional training of nurses, the role of the bachelor of nursing in the medical and social care for older people, trends in integrative professional education of specialists of social sphere. The article also presents the results of sociological survey of older people health and social about the service.

Современная экономическая ситуация характеризуется возрастанием роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития7. В связи с этим решение проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий связано с необходимостью обучения молодёжи и с повышением квалификации работников всех отраслей в области качества.

Вопросом качества в мире сегодня занимается ряд международных организаций, в том числе: EFQM (European Foundation for Quality Management - Европейский фонд управления качеством), ASQ (American Society for Quality - Американское Общество Качества), EOQ (European Organization for Quality - Европейская Организация Качества), Японский центр производительности, DGQ (Немецкое общество по качеству) и многие другие.

Одним из флагманов мирового движения за качество является международная организация по стандартизации ISO (International Organization for Standardization).

В России «для объединения усилий граждан и общественных объединений в целях содействия решению задач, стоящих пе-

1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р].

ред обществом в области качества и конкурентоспособности продукции и услуг, развитию и применению принципов и методов управления качеством» создана и функционирует общественная Всероссийская организация качества. Поддерживается внедрение культуры качества в российских организациях и на правительственном уровне: ежегодно «за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов менеджмента качества»3 вручается премия Правительства Российской Федерации в области качества.

Один из разработчиков проблем качества в нашей стране А.И. Субетто подчеркивал, что в доминантах социального кругооборота качества в настоящее время происходит сдвиг в сторону качества образования. Оно рассматривается как гарантия сохранения и передачи накопленного человечеством опыта, образовательного уровня общества и т.д. в деле развития и повышения его интеллектуального потенциала. Это не что иное, как ква-литизация образования, которая привела к ак-

2 Исаенко Г.Н. Роль исторической преемственности в развитии науки. - М., 1969. С. 6.

3 Российская Федерация. Постановление правительства РФ от 24 февраля 1999 г. № 206 «Об утверждении положения о премиях Правительства Российской Федерации в области качества».

туализации проблем управления качеством образовательного процесса. Категория управления качеством образования охватывает весь спектр образовательной деятельности как института формирования личности, специалиста, гражданина, патриота и профессионала и как основной жизнеобеспечивающей системы7.

Сотрудники информационного центра проблем качества подготовки специалистов нашей страны писали: «Качество «образования личности», есть качества личности, фиксируемые через категории «культуры личности», социально-гражданской зрелости, уровни знаний, умений, творческих способностей и мотивированности... Качество «образования - процесса» есть совокупность свойств образовательного процесса, организованного в той или иной образовательной системе, обуславливающих его приспособленность к реализации социальных целей по формированию личности»2.

В современных условиях труда нельзя пренебрегать социально-экономическим заказом общества на специалиста, на необходимость формирования у него таких качеств и видов деятельности, которые отвечают сегодняшнему и завтрашнему спросу со стороны государства и общества3.

Одной из актуальных проблем современного общества является оказание качественной медико-социальной помощи населению старших возрастных групп. Цивилизованность общества определяется, в частности, тем, насколько широка сеть специальных поликлиник, больниц, домов отдыха и санаториев для пожилых людей.

С возрастом потребность в медицинской помощи увеличивается в силу естественного старения организма: проявляется ряд хронических заболеваний, растет удельный вес лиц, нуждающихся в постоянном медицинском

1 Субетто А.И. Политика качества, в том числе - политика качества образования, как база решения проблемы выхода из кризиса и устойчивого развития России в XI веке // Политика качества образования и проблемы квалиметрического мониторинга в сфере образования. Седьмой симпозиум // Квалиметрия человека и образования. Книга 1. - М.: Информационный центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. - С. 6-23.

Майборода Л.А., Субетто А.И. Общая концепция и структура опережающего стандарта качества высшего образования и его приложения применительно к высшему образованию. - СПб. - М., 1994. - 204 с.

3 Кустов Ю.А., Гущина К.Г., Стацук С.В. Принцип преемственности как системообразующий фактор непрерывного формирования культуры качества учащихся в системе «школа-вуз» // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - Тольятти, №2 (18) - с. 79-88.

наблюдении, в помощи кардиологов, невропатологов, геронтологов, гериатров.

Изучение научной литературы и существующей практики показывают, что современная система профессиональной подготовки медицинских сестер, бакалавров сестринского дела в области медико-социальном обслуживании пожилых людей, качество оказываемых медицинских услуг в указанной области не в полной мере удовлетворяют потребности пожилого человека.

В соответствии с Приказом Минздрава России от 28.07.99 № 297 «О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возраста в Российской Федерации» в течение многих лет осуществляются структурные преобразования, как в здравоохранении, так и в других социальных институтах с участием всех заинтересованных министерств, ведомств, систем здравоохранения и социального обеспечения, общественных, благотворительных и религиозных организаций для решения данной проблемы.

Но результаты реформирования не соответствуют современным социальным требованиям и международным стандартам медико-социальной помощи.

Участниками проведенного нами социологического опроса стали 5000 граждан пожилого возраста, проживающих в Свердловской области (от 55 лет у женщин и от 60 лет у мужчин).

Целью исследования явилось выявление проблем медико-социального обслуживания пожилых людей.

На основе результатов анкетирования, представленных в таблице 1, можно сделать вывод о том, что наибольшее количество респондентов (37,7%) обращаются в медицинские учреждения «три и более раза в год», примерно одинаковое количество пенсионеров посещают данные учреждения от двух до одного раза в год (25,6% и 24,2% соответственно), наименее выражен показатель, когда пожилые обращаются в медицинские учреждения каждую неделю (6,9%).

Результаты исследования показывают, что лишь тридцать процентов респондентов вполне удовлетворены медико-социальным обслуживанием, около тридцати процентов пожилых людей лишь частично удовлетворены данным видом обслуживанием; а сорок процентов пожилых респондентов медико-социальным обслуживанием не удовлетворены (таблица 2).

Таблица 1 - Частота обращения пожилых людей в медицинские учреждения

Варианты ответа Количество %

Три и более раза в год 1885 37,7

Два раза в год 1280 25,6

Один раз в год и реже 1210 24,2

Каждую неделю 345 6,9

Другие варианты 280 5,6

Итого 5000 100,0

Таблица 2 - Степень удовлетворённости пожилых людей медико-социальным обслуживанием

Варианты ответа Кол. %

Да, вполне 1525 30,5

Частично 1475 29,5

Нет 2000 40,0

Итого 5000 100,0

Респонденты назвали причины неудо- живании, что представлено в таблице 3. влетворённости медико-социальным обслу-

Таблица 3 - Причины неудовлетворённости пожилых людей медико-социальным обслуживанием

Критерии Кол. (%)

Организация приёма в поликлинике 2210 44,2

Отношение медицинского персонала 1870 37,4

Режим работы медицинских учреждений 400 8,0

Отсутствие современного оборудования 315 6,3

Другое 205 4,1

Итого 5000 100,0

Согласно данным проведённого исследования, главная причина неудовлетворенности пожилых людей медико-социальным обслуживанием - организация приёма в поликлинике (44,2%). К сожалению, приходится констатировать, что на втором месте причин неудовлетворенности медико-социальным обслуживанием стоит отношение к пожилым людям медицинского персонала (37,4%); на третьем месте - недовольство режимом работы медицинских учреждений (8,0%).

Одним из перспективных направлений для качественных изменений в оказании медико-социальных услуг является повышение эффективности работы и профессионализма кадрового потенциала, в том числе наиболее значительной его составляющей - сестринского персонала. Сестринский персонал, от которого во многом зависят качество и эффективность предоставляемых медицинских услуг, играет одну из ведущих ролей в решении задач медико-социальной помощи людям пожилого возраста. Деятельность медицинской сестры в специализированных учреждениях, оказывающих комплексную медико-социальную помощь населению старших возрастных групп, сложна и разнообразна1.

1 Агафонова Г.А. Роль и задачи сестринской службы в оказании медико-социальной помощи людям пожилого и старческого возраста // Медицинская помощь. 1996. № 2. С. 12-19.

В стационарных учреждениях социальной сферы, оказывающих медико-социальную помощь пожилым, удовлетворяется широкий круг потребностей данной категории граждан. Люди преклонного возраста получают качественное медицинское обслуживание, проводятся мероприятия реабилитационного характера, в том числе направленные на социально-психологическую адаптацию пожилых людей к новым условиям проживания.

В сферу обязанностей медицинской сестры дома-интерната входит не только выполнение назначений врача, подготовка к диагностическим исследованиям, работа с медицинской документацией и т.д., но и ряд функций, отличающих деятельность сестринского персонала учреждений медико-социального профиля от деятельности медицинских сестер стационаров. Технологические особенности сестринского обслуживания в доме-интернате состоят в том, что большую часть рабочего времени в обслуживании пожилых занимает наблюдение за состоянием пациентов и уход за ними. При планировании и осуществлении мероприятий по уходу медицинские сестры реализуют персонифицированный подход с определением приоритетных и потенциальных проблем пациента, а также его нуждаемости в определенном виде помощи. Основными применяемыми формами ухода являются: кормление, осуществление санитарно-гигиенических процедур для

физически ослабленных и тяжелобольных, профилактика пролежней, обучение навыкам самоухода.

Технологии оказания психологической помощи также имеет свои особенности и заключаются в контроле посещений проживающих родственниками и оценки их психоэмоционального взаимодействия. В случае нарушения психологического комфорта проживающего задачей медицинской сестры становится восстановление психологического состояния с помощью проведения беседы или организации консультации психолога для развития позитивного мышления, поддержания стабильного уровня психологического благополучия, так как положительные эмоции способствуют активному долголетию. Для решения такой проблемы, как одиночество медицинские сестры также проводят беседы, обсуждение волнующих пациента проблем, организуют консультации психолога. Данные мероприятия способствуют процессу адаптации к новым условиям или состоянию пациента, восстановлению психоэмоционального комфорта, формированию положительных эмоций.

В рамках реализации закрепленных в должностных инструкциях обязанностей проводятся реабилитационные мероприятия в форме проведения занятий по трудотерапии (самообслуживание, уборка комнаты, полив растений и др.). Также с целью увеличения продолжительности периода физической активности и сохранения возможностей к самообслуживанию средним медицинским персоналом организуется физическое воспитание пациентов с учетом возраста и состояния здоровья пациентов. Данные мероприятия позволяют восстановить привычные функции, использовать остаточные трудовые возможности. Находясь в круглосуточном контакте с пациентом, медицинские сестры осуществляют психологическую поддержку пациентов в

живания, что повышает комфортность и удовлетворенность пациента от пребывания в учреждении.

Работающий в учреждениях данного профиля персонал обладает достаточным набором компетенций для удовлетворения основных потребностей пациентов, не только лечебных, но и социальных. В современных условиях в данных учреждениях происходит вовлечение в сферу социальной деятельности медицинских работников без кардинального изменения зоны профессиональной деятельности, но данный вид деятельности требует дополнительных знаний и умений, которые им приходится приобретать в системе последипломного или дополнительного образова-

ния1.

Без взаимодействия учреждений социальной защиты с органами здравоохранения проблемы, связанные с состоянием здоровья клиентов, окружающих их людей, с условиями их проживания, а также их социальные проблемы решить практически невозможно.

Остро встает проблема интеграции профессиональной деятельности медицинских специалистов и социальных работников, которая начала рассматриваться относительно недавно. В ряде вузов страны, например в ФГБОУ ВПО «Уральский государственный медицинский университет» и других, созданы кафедры социальной работы и ведется подготовка бакалавров по социальной работе, проводятся научные конференции и семинары по проблемам интеграции деятельности медицинских работников и социальных педагогов2.

Таким образом, необходимая интеграция профессиональной деятельности медицинских сестер и социальных работников является значительным резервом медико-социальной помощи пожилым людям и требует соответствующего современного обеспечения профессиональной подготовки бакалавров сестринского дела и социальной работы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Агафонова, Г.А. Роль и задачи сестринской службы в оказании медико-социальной помощи людям пожилого и старческого возраста // Медицинская помощь. - 1996. - № 2. - С. 12-19.

2. Безрукова, В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации [Текст] // Интеграционные процессы в педагогической теории. Теория и практика. - Свердловск, 1990. - С. 5-26.

процессе адаптации к новым условиям про-

Свиридов И.А. Организация внедрения инновационных технологий деятельности специалиста сестринского дела в учреждениях первичной медико-санитарной помощи [Текст]: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Кемерово, 1999. 24 с.

2 Перспективы интеграции медицинского, социального и гуманитарного образования для здравоохранения и социальной защиты населения: Материалы межрегион. науч. - практ. конфер. / под ред. К.В. Кузьмина. Уральск. гос. мед. акад. -Екатеринбург, 2012.

3. Валентович, Л.И. Организационные аспекты и инновационные технологии подготовки и деятельности специалистов с высшим сестринским образованием: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Красноярск, 2002. - 25 с.

4. Васильева, С.Г. Организационно-педагогические условия формирования компетентности будущих медицинских сестер: дис. ... канд. пед. наук. - Якутск, 2005. - 190 с.

5. Галагузова, М.А. Интегративно-деятельностная подготовка медицинских сестер в профессиональном образовании // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 6. - С. 35 - 41.

6. Данилюк, А.Я. Теория интеграции образования [Текст]. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000. - 440 с.

7. Демина, Э.Н. Социальная реабилитация инвалидов и пожилых граждан. Методическое пособие. - СПб., 2007. - 68 с.

8. Джабарова, Т.С. Научное обоснование совершенствования организационных форм непрерывного последипломного образования медицинских сестер [Текст]: автореф. дис. . канд. мед. наук. - СПб., 2002. - 23 с.

9. Захаренко, Н.С. Интеграция в педагогике и образовании [Текст]: сб. науч.-метод. тр. -Самара, 1994. - 242 с.

10. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2006. - 400 с.

11. Ларионова, И.А. К вопросу об интегративной подготовке специалистов социальной сферы // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. - 2011. - №1. - С. 16-25.

12. Перспективы развития системы непрерывного образования [Текст] / под ред. Б.С. Гер-шунского. - М.: Педагогика, 1990. - 224 с.

13. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике [Текст]. - М.: Высшая школа, 2004. - 512 с.

14. Перспективы интеграции медицинского, социального и гуманитарного образования для здравоохранения и социальной защиты населения: материалы межрегион. науч.- практ. кон-фер. / под ред. К.В. Кузьмина. Уральск. гос. мед. акад. - Екатеринбург, 2012. - 328 с.

15. Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 годы (извлечения) // Сестринское дело. - 2009. - № 5. - С. 4-7.

16. Свиридов, И. А. Организация внедрения инновационных технологий деятельности специалиста сестринского дела в учреждениях первичной медико-санитарной помощи [Текст]: авто-реф. дис. ... канд. мед. наук. - Кемерово, 1999. - 24 с.

17. Селиванов, Н.С. Реформирование системы профессионального образования в медицинском колледже [Текст]: автореф. дис. канд. мед. наук. - Рязань, 1999. - 26 с.

18. Симонова, А.А. Инновационно ориентированная подготовка к педагогическому менеджменту в непрерывном профессиональном образовании [Текст]: дис. . д-ра пед. наук. - Уфа, 2011. - 409 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.