Научная статья на тему 'Проблема качества образования на пути формирования профессиональной активности личности специалиста'

Проблема качества образования на пути формирования профессиональной активности личности специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / СПЕЦИАЛИСТ / SPECIALIST / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION QUALITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / VOCATIONAL SELFDETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсянникова Светлана Борисовна

Раскрывается проблема формирования модели развития профессиональной активности специалиста. Отражены аспекты профессиональной активности, критерии и условия, способствующие ее формированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF EDUCATION QUALITY ON THE WAY TO THE FORMATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE SPECIALIST’S PERSONALITY

The problem of the specialist professional activity model development is considered in this article. The aspects of professional activity, criteria and formation promoting conditions are described.

Текст научной работы на тему «Проблема качества образования на пути формирования профессиональной активности личности специалиста»

ВОСПИТАНИЕ И САМОРАЗВИТИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

УДК 377.4 (14.37.27)

С. Б. Овсянникова

ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

Раскрывается проблема формирования модели развития профессиональной активности специалиста. Отражены аспекты профессиональной активности, критерии и условия, способствующие ее формированию.

Ключевые слова: профессиональная активность, специалист, качество образования, профессиональное самоопределение.

Достижение человеком высоких ступеней профессионального мастерства происходит не сразу. Требуется не только длительное профессиональное обучение, но и отработка на практике навыков выполнения разнообразных профессиональных задач. Профессионализм человека - это продукт его индивидуального профессионального развития и развития профессионального сообщества.

Основными компонентами профессионального становления личности на этапе обучения в вузе являются учебно-профессиональная мотивация, ценностные и смысложизнен-ные ориентации, профессиональные интересы, профессиональная самооценка, уровень субъективного контроля, потребностный профиль деятельности. Такое понимание предмета исследования оказалось целесообразным для сравнительного изучения содержания и динамики профессионального становления личности специалиста.

На протяжении последних лет Россия остается привлекательной для трудовых мигрантов с невысокой квалификацией, которые стимулируют экспорт капитала и других ресурсов из страны, формируя новый аспект экономической, демографической, социальной безопасности страны. Ежегодно значительная доля высококвалифицированной российской рабочей силы выбирает эмиграцию и покидает страну, не возмещая часть национального дохода страны, потраченную на профессиональную подготовку.

В условиях глубоких социально-экономических и культурных преобразований, связанных с переходом современного общества в эпоху, характеризующуюся признанием важнейшей ценностью и основным капиталом человека, способного к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений, заметно возрастает социальная роль образования. Новые требования к системе образования, отраженные в образовательной политике Российской Федерации, связываются с повышением качества образования. Решающим фактором обеспечения качества образования сегодня выступает «человеческий фактор» - качество труда работников. Содержательная насыщенность педагогического труда, связанная с постановкой принципиально новых профессиональных задач, обусловливает увеличение его сложности, что в сочетании с экстремальностью условий реализации педагогических действий превращает труд педагога в пространство повышенного напряжения, повышая меру ответственности за результаты образования молодого поколения.

В высшей школе воспитание интереса и любви к выбранной профессии достигается путем выработки у студентов правильного представления об общественном значении и содержании работы в будущей сфере деятельности, о закономерностях ее развития. В связи с этим мы должны заметить, что становление профессионала происходит в период ранней юности. Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Для юноши внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам.

Открытие своего внутреннего мира - радостное и волнующее событие. Но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» не совпадает с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Внешнее обычно является проявлением внутреннего - внутреннее диктует свои решения, размышления, доводы. Но иногда «оболочка» вступает в жестокое единоборство с «внутренним» существом [1].

Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.

Вместе с тем это период выбора жизненного пути, профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать под разными углами зрения. Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени. Во-вторых, как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между своими предпочтениями и склонностями, с одной стороны, и потребностями существующей системы общественного разделения труда, с другой стороны. В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность. Самоопределение понимается как особое взаимодействие, происходящее внутри личности, в процессе которого осуществляется ценностный выбор личностью своего жизненного пути и принятие на себя ответственности за его реализацию.

В психологии развития профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьирует в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития. Первый этап - детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения. Второй этап - подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии. Третий этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, - предварительный выбор профессии.

Развитые формы профессиональной деятельности предполагают непрерывное становление профессионала, его самодвижение и саморазвитие. Психологический механизм такого развития - в постоянно назревающем в процессе труда и требующем своего разрешения противоречии между ранее сформированными представлениями о способе деятельности и реальным содержанием выполняемых человеком профессиональных задач. В результате только вовлечение всего индивидуального потенциала профессионального развития человека (на уровне индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности), т. е. всей психической активности, человек способен обеспечить его поступательное движение в процессе профессионализации.

Развитие человека как субъекта профессиональной деятельности связано с формированием концептуальной модели профессиональной деятельности, достаточной для решения большинства профессиональных задач. Изменения в структуре личности проявляются в динамике профессиональных мотивов, становлении профессиональной самооценки, профессиональной системы ценностей, профессионально ориентированной системы отношений, формировании профессиональной Я-концепции. Таким образом, юношеский возраст - это период становления личности, моральных установок, мировоззрения, когда начинается вхождение во взрослую жизнь, самостоятельную и серьезную. Юность является чрезвычайно важным периодом для становления развития жизненного пути. Ведь, «вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет свою судьбу: путь своего духовного развития и земного существования» [2].

Самоопределение личности может проявляться в многообразных формах, но результатом его на уровне общества в целом является интеграция молодежи в различные структуры общества. Профессиональное самоопределение, как важнейший компонент самоопределения личности, является сложным процессом интеграции молодежи в социально-профессиональную структуру общества, который реализуется на личностном уровне через ценностный выбор личностью вариантов своего профессионального развития. Профессиональное обучение, понимаемое как процесс «встраивания» новых знаний и умений и «перестраивания» старых, не ограничивается периодом «предпрофессиональной» (или учебной) деятельности, а продолжается в процессе всего профессионального пути человека. По мере овладения деятельностью субъект труда овладевает новыми профессиональными знаниями и умениями, формирует новые профессиональные навыки, необходимые для успешного выполнения стоящих перед ним задач. Этот процесс сопровождается изменениями человека: развиваются прежде всего свойства человека как субъекта деятельности, происходят изменения в структуре личности профессионала, развивается его индивидуальность.

Умения и навыки, обеспечивающие оптимизацию профессиональной деятельности, способны не только совершенствоваться, но и подвергаться деструктивным процессам (разрушаться, искажаться, деформироваться) под воздействием разных субъективных и объективных факторов. Эти процессы сопровождаются выпадением элементов сформированной структуры профессиональной деятельности, разрушением структуры связей между элементами, изменением значимости отдельных элементов и так далее [3].

Таким образом, человек-профессионал как носитель системного свойства находится в непрерывном процессе самоформирования, при этом он не только изменяется сам, но и изменяют свою среду. Как только независимый от человека «объективный объект» становится предметом профессиональной деятельности, он сразу теряет свою «объективность», включается в систему отношений человека. В результате этого окружающая социально-профессиональная среда по сути своей «субъективна» и представляет собой систему отношений человека со значимыми для него объектами.

В профессиональном самоопределении у будущего специалиста выделено ряд стадий, когда проблема выбора актуализируется в том или ином аспекте, а от способа ее разрешения зависит последующая реализация профессионального пути личности. Первокурсники уже осуществили выбор вуза и специальности, личность уже включена в деятельность, тем самым свобода нового выбора ограничена. Одновременно возникает новая, непривычная для учащегося социокультурная ситуация, требующая адаптации. Более свободный характер организации учебных занятий в вузе и ломка сложившихся стереотипов школьного обучения также являются существенными факторами кризиса профессионального самоопре-

деления на первом курсе. И это проявляется в сомнении в правильности сделанного выбора. Специфика профессионального самоопределения на третьем курсе обучения заключается в том, что к этому времени адаптационный период завершен, влияние довузовских факторов незначительно, актуализируются профессиональные интересы и перспективные планы. Меняется система ценностей (образования, профессии, труда, экономического взаимодействия и т. д.) и выявляются новые противоречия в сознании и поведении студентов.

На стадии окончания вуза решается вопрос о конкретном виде профессии и месте работы. Перед студентами непосредственно стоит проблема реализации их профессиональных планов и намерений. На данном этапе ведущим фактором профессионального самоопределения выступает рынок труда и профессий: в отличие от студентов первого курса пятикурсники осмысливают свой выбор не с точки зрения соответствия своим личным интересам и склонностям, а в большей мере с точки зрения востребованности специальности на рынке труда. Необходимость выбора конкретного места работы при ограниченном спектре рабочих мест потребностями рынка в специалистах актуализирует ценности-приоритеты. С целью данного формирования следует определить критерий необходимых качеств для профессионального становления и активности будущего специалиста. Немаловажную роль здесь играет и процесс профессиональной самостоятельности [3].

Под профессиональной самостоятельностью понимают: способность самостоятельно разбираться во всех требованиях, предъявляемых к работе; самостоятельное преодоление трудностей с применением планирования и самоконтроля; владение техническим мышлением, проявление активности и творчества. Под профессиональной мобильностью подразумевается способность быстро осваивать технические новшества и новые специальности. Профессиональная самостоятельность опирается на готовность к любой самостоятельной деятельности, ответственность, развитую потребность принимать самостоятельные решения. Профессиональная мобильность - уровень развития мышления (в том числе технического), готовность к решению большого круга производственных задач, готовность к самообразованию и самосовершенствованию, способность действовать оперативно и гибко, с учетом ситуаций. Культура профессионального общения представляет на современном этапе развития общества социально значимый аспект умения для специалиста любой сферы деятельности [4].

Таким образом, картина общего содержания профессионального образования существенно дополняется: к профессионально-важным качествам, характерным для любой профессии, добавляются социально значимые качества, профессиональная самостоятельность, профессиональная мобильность, культура профессионального труда, профессиональное мышление, культура профессионального общения. Эти качества более универсальны, т. е. они больше связаны с общим развитием личности, чем с выработкой конкретных профессиональных умений и качеств, но они могут включать в себя и элементы профессионально значимой направленности [5, с. 79].

В процессе наблюдения за содержанием учебной деятельности студентов нами был выявлен ряд основных проблем в обучении студентов и их причины, а именно:

- неумение применять теоретические знания в практической деятельности; основные причины: замедленная, слабая сообразительность, поверхностный склад ума, безответственность, слабый интерес к профессии, невнимательность;

- торопливость; основные причины: высокая подвижность нервной системы, недисциплинированность, невнимательность;

- недостаточный контроль в процессе работы; причины: безответственность, повышенная самооценка, эмоциональная возбудимость.

Для профессионального обучения мы выявили такие значимые черты личности:

- трудолюбие, организованность, сосредоточенность, настойчивость, выдержка, самокритичность, самоконтроль - необходимые условия успешности в любом обучении;

- профессиональные интересы и склонности, их устойчивость;

- уровень развития специальных элементарных способностей и возможностей их развития.

В результате исследования показывают, что между причинами проблем в профессиональном обучении и качествами личности, определяющими успешность профессионального обучения, существует явная взаимосвязь. Многие из названных качеств близко соотносятся с профессиональными качествами, и их развитию необходимо уделить внимание в процессе профессиональной подготовки [6, 7].

Таким образом, данные исследования показывают необходимость разработки модели развития профессиональной активности специалиста, в основе которого лежат профессиональные знания, умения и навыки, а также непрофессиональные знания, умения, качества личности. Успешность деятельности учебных заведений, осуществляющих многоуровневую подготовку специалистов, во многом зависит от разработанности системы профессионально-квалификационного продвижения обучающихся в процессе обучения. Такая система дает возможность адекватно оценить степень готовности каждого обучающегося к переходу на следующую стадию формирования специалиста [8].

Выстраивая модель развития профессиональной активности специалиста, следует использовать традиционную технологию, когда в терминах деятельности отражается описание общегосударственной цели подготовки специалиста.

Список литературы

1. Корнеева Л. Н. Профессиональная психология личности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: СПбГУ, 2007. 128 с.

2. Овсянникова С. Б. Профессиональное самоопределение как путь реализации активной позиции личности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 4. С. 139-144.

3. Вахитова Г. Х. Психолого-педагогические аспекты компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 10. С. 9-13.

4. Кошкина Н. Б. Многоуровневая профессиональная подготовка специалистов в условиях рынка труда: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2007. 24 с.

5. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 2009. 214 с.

6. Борисова Е. М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1995. 22 с.

7. Смирнова Т. Л. Инновационные формы педагогической оценки качества образования // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 1. С. 54-56.

8. Дружилов С. А. Становление профессионализма человека как реализации индивидуального ресурса профессионального развития. Новокузнецк, 2002. 253 с.

Овсянникова С. Б., ст. преподаватель.

Филиал Кузбасского государственного технического университета в г. Новокузнецке.

Ул. Орджоникидзе, 8 а, Новокузнецк, Кемеровская область, Россия, 654008. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 30.12.2013.

Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2014. 2 (4) S. B. Ovsyannikova

THE PROBLEM OF EDUCATION QUALITY ON THE WAY TO THE FORMATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY

OF THE SPECIALIST'S PERSONALITY

The problem of the specialist professional activity model development is considered in this article. The aspects of professional activity, criteria and formation promoting conditions are described.

Key words: professional activity, specialist, education quality, vocational self-determination.

References

1. Korneeva L. N. Professional psychology of personality. Psychological support of professional activity / Ed. G. S. Nikiforova. St. Petersburg, St. Petersburg State University Publ., 2007. 128 p. (in Russian).

2. Ovsyannikova S. B. Professional self-identification as realization means of personality active position. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, vol. 4, pp. 139-144 (in Russian).

3. Vahitova G. K. Psychological and educational aspects of competent approach in the system of higher professional education. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, vol. 10, pp. 9-13 (in Russian).

4. Koshkina N. B. Multilevel training of specialists in labour market conditions. Abstract of thesis cand. ped. sci. Kemerovo, 2007. 24 p. (in Russian).

5. Markova A. K. Psychology of professionalism. Moscow, 2009. 214 p. (in Russian).

6. Borisova E. M. Professional self-determination: the personal aspect. Abstract of thesis doct psychol. sci. Moscow, 1995. 22 p. (in Russian).

7. Smirnova T. L. Innovative forms of educational evaluation of the quality of formation. Modern high technologies, 2008, no. 1, pp. 54-56 (in Russian).

8. Drygilov S. A. Formation of professionalism of the person as realization of individual resource for professional development. Novokuznetsk, 2002. 253 p. (in Russian).

Branch of Kuzbass State Technical University in Novokuznetsk.

Ul. Ordzhonikidze, 8, Novokuznetsk, Kemerovo region, Russia, 654008. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.