Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ИЗВЕЩЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ'

ПРОБЛЕМА ИЗВЕЩЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
217
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБЫ ИЗВЕЩЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ / ИНОСТРАННОЕ ЛИЦО / ГРАЖДАНСКОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Онищенко Н.С., Некрасова И.Е.

В статье с учетом зарубежного опыта критически оценивается и рассматривается действующее отечественное законодательство, судебная практика и концептуальные подходы, а также особенности процедуры надлежащего извещения иностранных лиц в гражданском процессе. Подробно разбираются способы извещения, нормы российского законодательства, а также производится анализ международных правовых договоров и конвенций. Анализируются проблемные ситуации, которые могут возникнуть в гражданском судопроизводстве при извещении иностранных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF NOTIFYING FOREIGN PERSONS IN CIVIL PROCEEDINGS

In the article, taking into account foreign experience, the current domestic legislation, judicial practice and conceptual approaches are critically assessed and considered, as well as the peculiarities of the procedure for duly notifying foreign persons in civil proceedings. The methods of notification, the norms of Russian legislation are analyzed in detail, as well as an analysis of international legal treaties and conventions. The problematic situations that may arise in civil proceedings when notifying foreign persons are analyzed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ИЗВЕЩЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ»

ПРОБЛЕМА ИЗВЕЩЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ В ГРАЖДАНСКОМ

ПРОЦЕССЕ

Н.С. Онищенко, студент

И.Е. Некрасова, старший преподаватель

Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова (Россия, г. Новороссийск)

Б01:10.24412/2500-1000-2022-4-3-142-145

Аннотация. В статье с учетом зарубежного опыта критически оценивается и рассматривается действующее отечественное законодательство, судебная практика и концептуальные подходы, а также особенности процедуры надлежащего извещения иностранных лиц в гражданском процессе. Подробно разбираются способы извещения, нормы российского законодательства, а также производится анализ международных правовых договоров и конвенций. Анализируются проблемные ситуации, которые могут возникнуть в гражданском судопроизводстве при извещении иностранных лиц.

Ключевые слова: способы извещения, международные акты, иностранное лицо, гражданское судопроизводство.

В соответствие со статьей 113 ГПК РФ говориться о способе извещения лиц участвующих в судопроизводстве. Так, лица, участвующие в деле, извещаются заказным письмом, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой и т.д. Такая форма извещения применяется и к иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам, если иное не предусмотрено международным договором. Так как, участие иностранных граждан в судопроизводстве не является редкостью, соблюдение всех тонкостей процедуры вручения документов по поручению суда общей юрисдикции в соответствие с указанной выше статьей является особенно важным. В настоящее время используются три основных способа извещения иностранного лица:

1) дипломатический;

2) с участием центральных органов;

3) прямой.

Первый способ, а именно извещение с участием дипломатических и консульских каналов, прописан в международных актах и двусторонних договорах об оказании правовой помощи. Такой способ извещения иностранных лиц является одним из самых сложных и многоступенчатым. Российская Федерация заявила о том, что дипломатические и консульские агенты иностранных государств не вправе осуществ-

лять вручение документов на территории Российской Федерации. Второй способ связан с осуществлением извещения через центральные органы. Основным каналом передачи документов выступает назначенный центральный орган, призванный принимать просьбы о вручении, поступающие из других стран, и контролировать их исполнение. Центральным органом обычно выступает министерство юстиции или министерство иностранных дел. В таких странах, как Канада, Великобритания, Швейцария, Пакистан назначаются специальные органы. Отсутствие информации о подобных органах не ведет к невозможности исполнения поручения, в таком случае необходимо иметь информацию о наименовании центрального органа и его адрес. В Российской Федерации таковым органом является Министерство юстиции РФ. Третьим способом извещения является возможность непосредственно посылать судебные документы лицам, находящимся за границей. Следует отметить, что применительно к гражданскому процессу известны следующие международные правовые акты, которые устанавливают порядок направления судебных документов иностранному лицу.

Среди них:

1) Конвенция по вопросам гражданского процесса, заключенная в Гааге 1 марта 1954 г. (Гаагская конвенция 1954 г.);

2) Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, заключенная в Гааге 5 октября 1961 г.;

3) Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам, заключенная в Гааге 15 ноября 1965 г. (Гаагская конвенция 1965 г.);

4) Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная в Минске 22 января 1993 г. (Минская конвенция 1993 г.);

5) Двусторонние договоры Российской Федерации с иностранными государствами об оказании правовой помощи.

Необходимо подробнее рассмотреть Минскую конвенциию 1993 года. Данная конвенция, применяется в отношении извещения лиц, проживающих или находящихся на территории Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Молдовы, Украины, Туркмении, Узбекистана, Азербайджана, Грузии. Также она определяет удобный и простой способ извещения, т.к. нет необходимости в переводе и нотариальном заверении пересылаемых документов. Суд направляет в территориальный орган Минюста РФ запрос с просьбой передать в компетентный орган иностранного государства, составленные на русском языке поручение и судебные документы. Запрос об оказании правовой помощи обязательно оформляется в виде поручения со ссылкой на Минскую конвенцию, в котором указывается наименование страны, к компетентному органу которой оно адресовано, а также запрашивающего учреждения этой страны; дело, по которому запрашивается правовая помощь, фамилия, имя, отчество, адрес лица, которого необходимо известить о процессуальных действиях, содержание поручения, а также другие сведения, необходимые для его исполнения. Поручение подписывается судьей и скрепляется гербовой печатью суда. Гаагская конвенция 1965 г. в российской судебной практике также

применяется довольно часто, ее положения содержат многочисленные варианты извещения иностранных лиц. В соответствие с конвенцией, судебные документы могут направляться с запросом об оказании правовой помощи в центральный орган запрашиваемого государства, а в случае, если государство не заявило соответствующих возражений, лицам, находящимся за границей, по прямым почтовым каналам, через судебных и иных должностных лиц запрашиваемого государства или через адвоката, представителя, с помощью дипломатических или консульских агентов без применения мер принуждения. Суд использует различные подходы в решении вопроса об извещении иностранных лиц. Одни суды применяют однократное извещение иностранных лиц в соответствие с международными договорами и используют в дальнейшем обычную рассылку судебных актов по почтовым каналам. Другие соблюдают особый порядок извещения иностранных лиц при направлении любого судебного акта по делу на каждой стадии гражданского процесса. Вместе с тем суды зачастую используют процедуру извещения иностранных лиц через Минюст РФ, что затягивает рассмотрение дела. Н.И. Марышева объясняет такую тенденцию практикой европейских стран, не допускающей вручения документов прямым способом. Процедура осуществляется следующим образом: в Минюст РФ направляются уже переведенные на иностранный язык документы для дальнейшей передачи компетентному органу иностранного государства. Как правило, суды не могут самостоятельно обеспечить перевод на иностранный язык необходимых документов. В подобных случаях появляется необходимость просить помощи компетентного лица. На стадии возбуждения гражданского судопроизводства просить осуществить перевод практически невозможно и обеспечить извещение иностранного лица можно только со стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Это занимает большое количество времени, как правило, от месяца и больше. Осуществления перевода документов одним из участников процесса, а затем и но-

тариальное заверение также занимает, как минимум, месяц, после чего материалы направляются в Минюст РФ. Если данный орган примет документы, они следуют далее к адресату, что в особых случаях занимает около года. По мнению В.Г. Гусева, самым эффективным способом извещения субъектов гражданского судопроизводства о времени и месте судебного разбирательства является извещение через курьера. Суд обязан предупредить истца по делу с участием иностранного элемента о возможности извещения ответчика через курьерскую службу, т.к. извещение через почту связано с некоторыми трудностями. Также суду необходимо разъяснить истцу, что все расходы на курьера будут возмещены в случае, если суд примет решение об удовлетворении заявленных им исковых требований. Нельзя забывать о важность положения гл. 26 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), согласно которому лица, чьи права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок нарушены, могут обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации. Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано до окончания производства по делу в том случае.

Если продолжительность рассмотрения дела превысила 3 года, и лицо ранее обращалось в установленном порядке с заявлением об ускорении рассмотрения дела. Такое нововведение будет способствовать форсированию рассмотрения дел с участием иностранных лиц. Суд должен будет выбрать наиболее быстрый способ извещения иностранных лиц. Представляется, что для упрощения процедуры извещения и сокращения сроков извещения иностранных лиц о гражданском судопроизводстве необходимо предпринять следующие меры:

1) при извещении иностранных лиц суд должен использовать тот возможный применимый способ, предусмотренный соот-

ветствующими актами, который наиболее оперативен, т.к. интересы участников процесса, их право на рассмотрение судом дела в разумный срок должны быть приоритетными. Необходимо использовать свободную пересылку судебных документов почтой непосредственно лицам, находящимся за границей, прямое извещение иностранного лица, участвующего в деле, путем почтовой пересылки ему переведенных на иностранный язык процессуальных документов, если соответствующее государство, согласно международным актам, не сделало оговорку о запрете прямого извещения.

2) осуществлять вручение судебного документа непосредственно должностными лицами или другими компетентными лицами запрашиваемого государства через заинтересованных лиц, участвующих в деле.

3) информировать истца о возможности извещения ответчика посредством курьерской службы.

4) предусмотреть норму в ГПК РФ по осуществлению извещения иностранных лиц на французском и английском языках, исходя из того, что 67 стран являются участниками Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам, (соглашение, заключенное в Гааге 15 ноября 1965 г.) где основными языками были признаны английский и французский.

Что касается стран СНГ. В данном случае, извещение может осуществляться на русском языке, т.к. в странах бывшего СССР проблем с переводом на родной язык не возникает. В связи с этим происходит размещение на сайте Верховного Суда РФ текстов судебных актов одновременно на русском, английском и французском языках. Кроме того, в качестве эксперимента в регионе, где наиболее часто рассматриваются дела с участием иностранных лиц (Москва и Санкт-Петербург), ввести в судейский аппарат переводчика английского и французского языков, для того, чтобы уже на стадии принятия заявления можно было осуществить надлежащее извещение и вручение

документов иностранному лицу. Возмож- ном регионе. Таким образом, при реализа-но также предусмотреть организацию от- ции вышеуказанных предложений срок правки судебных документов в Верховный извещения иностранных лиц сокращается Суд РФ для перевода на иностранный язык до 3-х мес. Кроме того, иностранное лицо в случаях, когда невозможно или затруд- сможет отслеживать движение дела на нительно осуществить перевод на редкий сайте Верховного Суда РФ. язык из-за отсутствия переводчика в дан-

Библиографический список

1. Корюкаева Т.Г., Потеева А.В. Некоторые особенности извещения иностранных лиц в арбитражном процессе // Юрист. - 2012. - № 24. - С. 36.

2. Кретова Л.А., Булгаков Д.А. Процедура извещения иностранных граждан // ЭЖ-юрист. - 2012. - №18. - С. 17.

3. Марышева Н.И. Семейные отношения с участием иностранцев: правовое регулирование в России. - М., 2007. - 255 с.

4. Гусев В.Г. Проблема извещения участников гражданского судопроизводства // Журнал российского права. - 2003. - №8. - С. 58-60.

5. Кодекс административного судопроизводства РФ от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 10, ст. 1391.

6. Информацию об оговорках государств - участников Гаагской конвенции 1965 г. можно найти на сайте Гаагской конференции по международному частному праву.

THE PROBLEM OF NOTIFYING FOREIGN PERSONS IN CIVIL PROCEEDINGS

N.S. Onishchenko, Student

I.E. Nekrasova, Senior Lecturer

Admiral F.F. Ushakov State Maritime University

(Russia, Novorossiysk)

Abstract. In the article, taking into account foreign experience, the current domestic legislation, judicial practice and conceptual approaches are critically assessed and considered, as well as the peculiarities of the procedure for duly notifying foreign persons in civil proceedings. The methods of notification, the norms of Russian legislation are analyzed in detail, as well as an analysis of international legal treaties and conventions. The problematic situations that may arise in civil proceedings when notifying foreign persons are analyzed.

Keywords: methods of notification, international acts, foreign person, civil proceedings.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.