Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ИЗОБРЕТЕНИЯ ПЕРВОГО САМОЛЁТА'

ПРОБЛЕМА ИЗОБРЕТЕНИЯ ПЕРВОГО САМОЛЁТА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Самолёт / братья Райт / Можайский / полёт / Aircraft / The Wright Brothers / Mozhaiskiy / flight

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А.А. Карлагашева, А.В. Лонин

Прежде чем отправиться на покорение бескрайних просторов космоса, человечеству было необходимо покорить земную атмосферу, обманув силу гравитационного притяжения. В данной работе рассматривается история создания первых прототипов летательных аппаратов тяжелее воздуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF INVENTING THE FIRST AIRPLANE

Before going to conquer the vast expanses of space, humanity needed to conquer the Earth's atmosphere, deceiving the force of gravitational attraction. This paper examines the history of the creation of the first prototypes of heavier-than-air aircraft.ny.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ИЗОБРЕТЕНИЯ ПЕРВОГО САМОЛЁТА»

Секция «Освоение космического пространства: история и современность»

УДК629.7

ПРОБЛЕМА ИЗОБРЕТЕНИЯ ПЕРВОГО САМОЛЁТА

А. А. Карлагашева Научный руководитель - А. В. Лонин

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: aisulukensu@gmail.com

Прежде чем отправиться на покорение бескрайних просторов космоса, человечеству было необходимо покорить земную атмосферу, обманув силу гравитационного притяжения. В данной работе рассматривается история создания первых прототипов летательных аппаратов тяжелее воздуха.

Ключевые слова: Самолёт, братья Райт, Можайский, полёт.

THE PROBLEM OF INVENTING THE FIRST AIRPLANE

A. A. Karlagasheva Scientific Supervisor - A. V. Lonin

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail:aisulukensu@gmail.com

Before going to conquer the vast expanses of space, humanity needed to conquer the Earth's atmosphere, deceiving the force of gravitational attraction. This paper examines the history of the creation of the first prototypes of heavier-than-air aircraft.ny.

Keywords: Aircraft, The Wright Brothers, Mozhaiskiy, flight.

Мечта о полёте как птица преследовала человека ещё с глубокой древности. Казалось бы, человеческое тело не способно на полёт из-за своих физиологических особенностей. Однако, у человека есть две отличительные черты - огромный умственный потенциал и умелые руки, что позволили ему следовать своей мечте. И вот, по прошествии многих лет, накопив достаточно знаний о природе полёта, человек всё-таки поднялся в небо.

Официально считается, что первый в мире самолет Flyer I был построен братьями Райт и совершил свой знаменитый полет. С этим согласны не все -советская пресса утверждала, что самолет изобрел Александр Можайский. Кто же в конце концов прав? Цель моего выступления разобраться кто первый изобрёл летательный аппарат: Можайский или братья Райт.

А.Ф. Можайский

В 1872 г. после ряда кропотливых исследований и экспериментов Можайский установил зависимость между подъемной силой и лобовым сопротивлением при различных углах атаки и обстоятельно осветил вопрос полета птиц.

Можайский произвел большое количество различных расчетов, исследований и экспериментов, в результате которых в сентябре 1876 г. он построил первую летающую модель самолета. Проект своего летательного аппарата ученый представил на рассмотрение в 1876 году. Можайский столкнулся с непониманием чиновников Военного министерства, в результате ему не выделили средств на продолжение исследований. Самолет Можайского был построен в 1882 году.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

Первые испытания летательного аппарата закончились катастрофой -он разогнался до 45 км/час, оторвался от помоста и, пролетев чуть больше 200 метров, завалился набок и упал. После неудачи интерес к уникальному изобретению со стороны власть предержащих пропал, работы были свёрнуты, а спустя 8 лет А. Ф. Можайского не стало.

В чём же была причина неудачи? Самолета Можайского был снабжен двумя паровыми двигателями общей мощностью 30 л. с. Оказалось, что тяга двигателей самолета Можайского не дотягивала для горизонтального полета примерно на 12-15%.

Также очевидно, что заваливание на крыло было связано с отсутствием каких-либо отклоняемых аэродинамических поверхностей на крыле самолёта, фактически, он был неуправляем по крену. Ряд исследователей прямо утверждает, что самолёт Можайского не имел средств поперечного управления.

Даже, если самолет Можайского и не поднялся в воздух, он все равно был первым в мире летательным аппаратом тяжелее воздуха, который имел все составные части любого современного самолета: фюзеляж, крыло, силовую установку, хвостовое оперение и шасси. [1]

Братья Райт

Однако, именно Уилбур и Орвилл Райт первыми осуществили управляемый полет на летательном аппарате, благодаря чему идея о возможности осуществления пассажирских перевозок по воздуху получила дальнейшее развитие. Авторству братьев принадлежит идея о трех осевом вращении летательного аппарата, благодаря чему осуществлялось управление их самолетом и поддержание равновесия этой громоздкой конструкции. В то время, когда все ученые ломали головы над возможностью установки более мощных двигателей для поднятия самолета в воздух, братья сосредоточились на вопросах возможности управления летательным аппаратом. Результатом стал ряд экспериментов с аэродинамической трубой, послуживших основой для разработки крыльев и пропеллеров аэроплана.

После первого успешного испытания самолета «Флайер» 17 декабря 1903 года они сделали еще две модели, которые, правда, пролетали всего до 100 м в длину при скорости 40 километров в час. Зато уже в 1905 году их «Флайер-3» пролетел 38 км за 33 минуты. Это был абсолютный рекорд!

4 октября 1909 года во время празднества в Нью-Йорке Уилбер совершил полет над городом, сделав круг над статуей Свободы. Это был последний триумф обоих братьев. В 1912 году Уилбер умер. Орвилл продал компанию и самолетами больше не занимался. [2,3] Сравнение конструкций самолёта Можайского и Братьев Райт Готовый аппарат Можайского представлял собой лодку с деревянными ребрами. К бортам лодки были прикреплены прямоугольные крылья, слегка выгнутые вверх.

Лодка, крылья и хвостовое оперение самолета были обтянуты тонкой шелковой материей, пропитанной лаком. Переплеты крыльев были деревянные (сосновые). Аппарат стоял на шасси с колесами. Обе его машины были расположены в передней части лодки. Самолет имел три четырехлопастных винта и два руля - горизонтальный и вертикальный. Вес самолета составлял 820 килограммов.

Самолёт братьев Райт имел деревянный каркас аппарата, 2 деревянных пропеллера, бензиновый двигатель и цепную передачу, как у велосипеда. Первый планер с двигателем, построенный братьями, получил название «Флаер-1». Он был изготовлен из ели, так как этот материал отличается легкостью и надежностью. Устройство приводилось в движение бензиновым двигателем. «Флайер» имел размах крыльев 12 м, весил всего 283 кг, двигатель весил 77 кг. Это была самая легкая и в то же время самая управляемая машина. [2,4]

Так кто же был первый?

Если бы вы спросили в разных странах мира, кто построил первый в мире самолет, то уверяю вас, вам ответили бы по-разному.

В США бы сказали, что без сомнения, принадлежит братьям Райт. В России бы возразили,

(Секция «Освоение космического пространства: история и современность»

что это, конечно, контр-адмирал Александр Михайлович Можайский. Но кто изобрел первый самолет? И в каком году изобрели самолет?

Я считаю, что именно А.Ф. Можайский первый изобрёл самолёт, хоть полноценного полёта не состоялось, он всё же показал, что создать аппарат тяжелее воздуха возможно. Хотя нет смысла спорить, кто из этих ученых стал первым, потому что все они внесли огромный вклад в развитие авиации. Именно их работы и исследования стали основой для изобретения прототипа современного авиалайнера. [4]

Библиографические ссылки

1. Mil.PressFlot. Русский моряк А.Ф. Можайский - изобретатель первого в мире самолета. [Электронный ресурс]. URL: https://flot.com/history/b-mozhaisky.htm (дата обращения: 23.03.2021).

2. Solydus. Можайский или братья Райт.: кто первым изобрел самолет? Преодоление бюрократических препон[Электронный ресурс]. URL: https://solydus.ru/mozhaiskii-ili-bratya-rait-mozhaiskii-santos-dyumon-bratya-rait.html (дата обращения: 28.03.2021).

3. Научная Россия. Первый полёт братьев Райт. [Электронный ресурс]. URL:https://scientificrussia.ru/articles/pervyj-polyot-samolyota-bratev-rajt (дата обращения 01.04.2021).

4. Популярная механика. Можайский, братья Райт: кто первым изобрел самолет?[Электронный ресурс]. URL: https://www.popmech.ru/technologies/52896-mozhayskiy-santos-dyumon-bratya-rayt-kto-pervym-izobrel-samolet/(дата обращения 03.04.2021).

© Карлагашева А. А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.