Медицинская психология
С.В. Гавриленкова
Проблема исследования в психологии личностных факторов депрессивных расстройств
В статье отражены основные взгляды на возникновение депрессии в историческом контексте, рассмотрены личностные факторы, влияющие на возникновение депресивного расстройства, перечислены современные модели связи личностных дисфункций и депрессивных расстройств.
Ключевые слова: депрессия, личностные факторы возникновения депрессии, личностные дисфункции.
По данным Всемирной организации здравоохранения, во всем мире от депрессии страдает более 350 млн человек различных возрастных групп (Информационный бюллетень № 369, 2012 г.) [6]. Около 7% населения европейского региона страдают серьезной депрессией, если учитывать более легкие формы депрессии и тревожные состояния, то эта цифра возрастет до 25% [9]. Необходимо отметить, что показатели распространенности депрессий возрастают не только среди лиц среднего возраста, но также достаточно часто встречаются в детском, подростковом и пожилом возрастах [1; 4; 11].
Высокая распространенность и значительное «омоложение» депрессии создает необходимость изучения личностных факторов, связанных с возникновением депрессии и влияющих на ее динамику.
Впервые интерес к личностным факторам, оказывающим влияние на развитие депрессии, возник в рамках психоаналитического подхода (К. Абрахам, З. Фрейд). В результате своих исследований К. Абрахам пришел к выводу, что страдающие депрессией характеризуются комплексом определенных черт, а именно: враждебностью, недоброжелательностью. У таких людей отмечают зависть в сочетании с пассивностью, у
к них обнаруживается повышенная требовательность. Позднее К. Абрахам
о отмечал тесную связь между разочарованием в любви и началом депрессии [8].
^ З. Фрейд в своей работе «Печаль и меланхолия» выделяет четыре усло-
го
5 вия, которые влияют на развитие меланхолии:
t 1) наличие детской травмы - разочарование в раннем объекте привя-
| занности или ранняя утрата;
2) выбор объекта привязанности на нарциссической основе (видение в других самого себя, а не отдельного человека, в сочетании с очень сильной привязанностью к объекту);
3) мнимая или реальная утрата объекта либидо;
4) перенос гнева и ненависти на собственное «Я», что обусловлено нарциссическим выбором объекта, когда определенные части «Я» были слиты с объектом, в результате чего чувства, адресованные разочаровавшему человеку, переносятся на собственное «Я».
Представление З. Фрейда о психологических механизмах депрессии послужили импульсом большому количеству теоретических и эмпирических исследований данной проблемы. К наиболее значимым можно отнести следующие из них:
1) исследования, изучающие взаимосвязь между депрессией и подавленной агрессией, враждебностью, гневом;
2) исследования роли утрат и других стрессовых событий в раннем детстве как фактора для депрессивного реагирования во взрослом возрасте;
3) исследование характера желаний и притязаний как личностных факторов депрессии [10].
В дальнейшем психоаналитическая теория отходит от восприятия депрессии как «болезни агрессивности». С развитием теории объектных отношений и Эго-психологии внимание психоаналитиков акцентируется на проблеме самооценки и ее колебания. Также в межличностных отношениях людей, страдающих депрессией, были отмечены трудности в автономности и установления близости с другими людьми [8].
На современном этапе развития психоанализа особый интерес представляет концепция американского исследователя С. Блата, который выделяет две формы депрессии, тесно связанные с определенными личностными факторами: анаклитическую, связанную с межличностной зависимостью, и интроективную, связанную с высоким самокритицизмом [8].
Большая работа по выявлению личностных факторов, способствующих возникновению депрессии, была проведена в рамках когнитивного подхода. Когнитивный подход к изучению депрессии предполагает
задеиствованность ряда когнитивных процессов, таких как когнитивные к искажения, автоматические мысли, глубинные убеждения, образующие | о когнитивную схему [7-9]. | §
Наиболее интересна концепция «когнитивной уязвимости», которая с ^ связывает депрессию с наличием депрессогенных схем, формирующихся в детском опыте и активирующихся под влиянием соответствующих жизненных событий.
В рамках этой концепции А. Бек выделяет две основные темы в центральных убеждениях депрессивных личностей: «тему беспомощности» (некомпетентности, несостоятельности) и «невозможность быть любимым» [7-9].
Содержание негативных когнитивных схем тесно связано с личностными характеристиками индивида. А. Бек описал два базисных типа личности - «социотропный» и «автономный», аналогичных анаклитическо-му и интроективному типам в классификации С. Блата [8].
В конце 1980-х гг. в США состоялась конференция, посвященная проблемам личностных дисфункций при депрессивных расстройствах, по результатам которой была создана рабочая группа, выделившая ряд концептуальных моделей связи личностных дисфункций и депрессивных расстройств.
1. Модель общей причинности основана на утверждении о том, что личностные дисфункции и депрессивные расстройства являются независимыми друг от друга клиническими феноменами. Однако развиваются они одновременно и обусловлены одной причиной. Как правило, в качестве общей причины этих независимых состояний рассматриваются биологические процессы.
2. Модели спектра рассматривают личностные аномалии и депрессию как различные, но взаимосвязанные фазы одного и того же процесса. В рамках этих моделей было выдвинуто предположение, что одно нарушение предшествует другому, т.е. одно нарушения является более ранней фазой или менее развитой формой другого нарушения.
Выделяются два типа моделей:
• модели «аффективного спектра» считают первичным по отношению к личностным дисфункциям аффективное расстройство, т.е. углубление и длительность аффективных нарушений приводит к депрессии;
• модели «характерологического спектра», напротив, считают депрессию вторичной по отношению к личностным особенностям, с этой точки зрения, усиление личностных дисфункций может провоцировать развитие депрессивных проявлений.
к 3. Предиспозиционные модели, или модели уязвимости, рассматриваем ют одно состояние, чаще всего это личностные черты, которые являются специфическим фактором риска или некоторым условием для возникно-^ вения депрессии.
го
S 4. Патопластические модели рассматривают депрессивные расстрой-f ства и личностные дисфункции как явления, имеющие разные причины, I но подчеркивают, что совпадая во времени, одно расстройство может в значительной степени повлиять на тяжесть и длительность другого расстройства. Клинические исследования, проводимые в рамках этого подхода, показали, что личностные дисфункции оказывают существенное влияние на клиническую картину и течение депрессии. Также необходимо отметить, что опыт тяжелой депрессии оказывает влияние на личность, изменяя личностное функционирование.
5. Модели осложнения концентрируют внимание на этапе выздоровления, отмечая, что опыт тяжелой депрессии оказывает существенное влияние и ведет к достаточно стойким изменениям личности [2; 3].
Важно отметить, что выделение данных моделей носит достаточно условный характер. Сложность заключается в недостаточной четкости границ между вышеперечисленными моделями, а также в том, что каждая из вышеприведенных моделей достаточно трудна для эмпирической проверки, что говорит о необходимости продолжения работы по теоретическому анализу, классификации и эмпирическим исследованиям различных подходов в данной области.
Таким образом, несмотря на длительный период исследований проблемы связи личностных характеристик и возникновения депрессии, данная проблема недостаточно изучена, поэтому необходимо восполнить недостаток ясности в вопросах о взаимосвязи личностных факторов и возникновения и динамики депрессии.
Библиографический список
1. Возрастные особенности клиники и течения депрессии у детей и подростков // Научный центр психического здоровья. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение. Официальный сайт. URL: http://www.psychiatry. ru/lib/1/book/38/chapter/16 (дата обращения: 12.03.2015).
2. Гаранян Н.Г. Депрессия и личность: обзор зарубежных исследований. Ч. I // Социальная и клиническая психиатрия. 2009. № 1. С. 79-89.
3. Гаранян Н.Г. Депрессия и личность: обзор зарубежных исследований. Ч. II // Социальная и клиническая психиатрия. 2009. № 3. С. 80-92.
4. Голубева Н.И. Депрессивные расстройства в младенческом и раннем детском возрасте: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2010.
f
5. Депрессивные расстройства в Европе // Всемирная организация здраво- к охранения. Европейское региональное бюро. URL: http://www.euro.who.int/ | | ru/countries/tajikistan/news/news/2012/10/depression-in-europe (дата обращения: § о 12.03.2015). ||
6. Депрессия. Информационный бюллетень № 369. Октябрь 2012 г. URL: http:// www.who.int/mediacentre/factsheets/fs369/ru/ (дата обращения: 12.03.2015).
7. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. СПб., 2004.
8. Клиническая психология / Под ред. А.Б. Холмогоровой. М., 2013.
9. Клиническая психология / Под ред. М. Пере, У. Бауман. СПб., 2007.
10. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрей-тер. М., 1984.
11. Романовская М.В. Роль индивидуально-личностного фактора при затяжных депрессивных расстройствах: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2004.