Научная статья на тему 'Проблема использования офшорных зон как способ избежания выплаты налогов'

Проблема использования офшорных зон как способ избежания выплаты налогов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
547
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФФШОР / ОФФШОРНАЯ ЗОНА / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ / ДЕОФФШОРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ОФФШОРНЫЙ ЦЕНТР / ОФФШОРНАЯ КОМПАНИЯ / OFFSHORE / OFFSHORE ZONE / A TAX ON THE PROFIT OF THE ORGANIZATION / DEOFFSHORIZATION OF THE ECONOMY / OFFSHORE CENTER / OFFSHORE COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кушу С.О., Бобок Д.Г.

В статье изучена проблема оффшоризации российского бизнеса, проведена оценка влияния оффшоров на экономику страны, рассмотрены направления деоффшоризации. С помощью оффшорного бизнеса компании минимизируют налоги и получают вид на жительство в той или иной стране, у которой есть программа получения вида на жительство посредством приобретения иностранной компании или открытия счета в иностранном банке с определенным депозитом как на физическое лицо, так и на оффшор. Пособие посвящено анализу мирового рынка оффшорных услуг, перспектив его развития и позиций России на этом рынке. Оценки, выводы и рекомендации, сформулированные в книге, способствуют модернизации внешнеэкономических связей и активизации роли России на международном рынке оффшорных услуг. Для бизнесменов, финансовых директоров, специалистов по международным экономическим отношениям, государственных служащих, в круг ведения которых входит регулирование внешнеэкономических связей России, участников внешнеэкономической деятельности, широкой аудитории студентов, аспирантов и соискателей, а также всех желающих составить собственное представление об оффшорном бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of using offshore zones as a way to avoid paying taxes

The article studies the problem of Russian business offshoring, the evaluation of the impact of offshore on the country's economy, as the direction of the shore. With the help of offshore business, companies minimize taxes and obtain a residence permit in a country that has a program for obtaining a residence permit through the acquisition of a foreign company or opening an account in a foreign Bank with a certain Deposit both for an individual and offshore. The manual is devoted to the analysis of the world market of offshore services, the prospects of its development and Russia's position in this market. Assessments, conclusions and recommendations formulated in the book contribute to the modernization of foreign economic relations and enhance the role of Russia in the international market of offshore services. For businessmen, financial Directors, specialists in international economic relations, civil servants, whose terms of reference include the regulation of foreign economic relations of Russia, participants in foreign economic activity, a wide audience of students, postgraduates and applicants, as well as everyone who wants to make their own idea of the offshore business.

Текст научной работы на тему «Проблема использования офшорных зон как способ избежания выплаты налогов»

По словам представителя ЦБ, американские санкции, введенные против физических лиц, не распространяются на юридические лица, в которых люди из санкционного списка занимают посты, если в конкретных финансовых операциях они не представляют эти юридические лица.

Таким образом включение в список SDN не является причиной распространения санкций на весь банк. На этом приходится постоянно акцентировать внимание, потому что эта проблема чрезмерно трактуется китайскими коммерческими банками.

Экономические санкции наряду с другими факторами (недостаточно развитой инфраструктурой, проблемами в области демографии, образования и квалификации рабочей силы, зависимостью от углеводородной отрасли, нехваткой внешних и внутренних инвестиций, слабыми институтами, неблагоприятным бизнес-климатом) внесли свою лепту в снижение долгосрочного суверенного и кредитного рейтингов России. Ведущие рейтинговые агентства оставили ее страновые рейтинги на низшем уровне с негативным прогнозом. В такой ситуации участие зарубежных инвесторов в значимых для России проектах возможно только при условии гарантий и поддержки государства, на началах государственно-частного партнерства.

Источники:

1. Ермоленко И. Д. Налоговое администрирование. Основные проблемы и пути их решения. // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки.: сб. ст. по мат. VII междунар. студ. Науч.практ. конф. № 7. Электронный ресурс

2. Землякова А.В. Налоговые преобразования как часть нового политического цикла // Экономика и предпринимательство. Сборник научных статей. - Москва: Изд-во: Редакция журнала «Экономика и предпринимательство», 2016. - С.71-73.

3. Кушу С.О. Адамян Ж.А. Консолидация уровня налогов и национальной конкурентоспособности в современной России // Вестник академии знаний. Сборник научных статей. - Краснодар: Изд-во: Академия знаний, 2018. - С.298-301.

4. Дмитриев А. А. Проблемы и перспективы налогового администрирования в Российской Федерации на современном этапе экономического развития // Молодой ученый. — 2017. — №25. — С. 144-147. — URL

Sources:

1. Ermolenko I. D. Tax administration. The main problems and ways to solve them. // Scientific community of students of XXI century. Economics.: collection of articles on the Mat. VII international. stud. Scientific.prakt. Conf. No. 7. Electronic resource

2. Zemlyanskaya I. S. Taxes and the tax system of the Russian Federation [electronic resource]: textbook / I. S. Zemlyan-skaya, Yu. V. Melnikova, M. V. Chub. — Electron. text data. - Volgograd: Volgograd state socio-pedagogical University, Volgograd Institute of management - branch of Ranepa, 2017. - 82 c. - 978-5-00072-247-3. —

3. Zemlyakova A.V. Tax conversion as part of a new political cycle // Economics and entrepreneurship. Collection of scientific articles. - Moscow: Publishing house: Editorial Board of the journal "Economics and entrepreneurship", 2016. - P. 71-73.

4. Kushu S. O. Adamyan S. A. Consolidation of the level of taxes and national competitiveness in modern Russia // Bulletin of the Academy of knowledge. Collection of scientific articles. - Krasnodar: publishing House: Academy of knowledge, 2018. - P. 298-301.

5. Dmitriev A. A. Problems and prospects of tax administration in the Russian Federation at the present stage of economic development // the Young scientist. - 2017. - №25. - P. 144-147. URL

C.О. Кушу - доцент кафедры Финансы и кредит, к.э.н, ЧОУ ВО Южный институт менеджмента (svetlana.kushu.84@mail.ru, 89184202420),

S. O. Kush - associate Professor of Finance and credit, Ph. D. CHOW South Institute of management;

Д. Г. Бобок - студент 3 курса ЧОУ ВО Южный институт менеджмента, (svetlana.kushu.84@mail.ru, 89184202420),

D. G. Boboc - 3rd year student CHOW to southern Institute of management.

ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОФШОРНЫХ ЗОН КАК СПОСОБ ИЗБЕЖАНИЯ ВЫПЛАТЫ НАЛОГОВ THE PROBLEM OF USE OF OFFSHORE AREAS AS A WAY TO AVOID PAYING TAXES

Аннотация: в статье изучена проблема оффшоризации российского бизнеса, проведена оценка влияния оффшоров на экономику страны, рассмотрены направления деоффшоризации. С помощью оффшорного бизнеса компании минимизируют налоги и получают вид на жительство в той или иной стране, у которой есть программа получения вида на жительство посредством приобретения иностранной компании или открытия счета в иностранном банке с определенным депозитом как на физическое лицо, так и на оффшор. Пособие посвящено анализу мирового рынка оффшорных услуг, перспектив его развития и позиций России на этом рынке. Оценки, выводы и рекомендации, сформулированные в книге, способствуют модернизации внешнеэкономических связей и активизации роли России на международном рынке оффшорных услуг. Для бизнесменов, финансовых директоров, специалистов по международным экономическим отношениям, государственных служащих, в круг ведения которых входит регулирование внешнеэкономических связей России, участников внешнеэкономической деятельности, широкой аудитории студентов, аспирантов и соискателей, а также всех желающих составить собственное представление об оффшорном бизнесе.

Annotation: the article studies the problem of Russian business offshoring, the evaluation of the impact of offshore on the country's economy, as the direction of the shore. With the help of offshore business, companies minimize

Естественно-гуманитарные исследования №23(1), 2019

51

taxes and obtain a residence permit in a country that has a program for obtaining a residence permit through the acquisition of a foreign company or opening an account in a foreign Bank with a certain Deposit both for an individual and offshore. The manual is devoted to the analysis of the world market of offshore services, the prospects of its development and Russia's position in this market. Assessments, conclusions and recommendations formulated in the book contribute to the modernization of foreign economic relations and enhance the role of Russia in the international market of offshore services. For businessmen, financial Directors, specialists in international economic relations, civil servants, whose terms of reference include the regulation of foreign economic relations of Russia, participants in foreign economic activity, a wide audience of students, postgraduates and applicants, as well as everyone who wants to make their own idea of the offshore business.

Ключевые слова: оффшор, оффшорная зона, налог на прибыль организации, деоффшоризация экономики, оффшорный центр, оффшорная компания.

Key words: offshore, the offshore zone, a tax on the profit of the organization, deoffshorization of the economy, offshore center, offshore company.

На данный период времени в демократических государствах с развитой рыночной экономикой налоги и сборы- главный вид государственного дохода. В некоторых странах, где дела с экономикой проходят менее оптимистично, единственным возможным «толчком» для оптимизации бюджета этих государств является предоставление офшорных зон. Основной целью офшорных зон являются обеспечение интересов государства за счет привлечения иностранных капиталов и предоставление благоприятных возможностей для ведения предпринимательской деятельности иностранным инвесторам. Способ налоговой оптимизации деятельности компаний, основанный на использовании особого правового режима, предоставляемого на территории офшорных зон, называется офшорным бизнесом.

Для большинства юридических лиц с частной формой собственности офшорные зоны являются отличным способ не только для низкого уровня налогообложение, но также они могут воспользоваться преимуществами ряда государств, в том числе и с развитой рыночной экономикой и устоявшимися демократическими традициями, в таких сферах законодательства, как гражданское и финансовое.

По данным, предоставленным Минфином, стало известно, что в настоящее время официальным считается нижеприведенный список офшорных зон из 40 стран и территорий.

Относительно недавно Федеральной налоговой службой был составлен новый вариант списка офшорных зон, в котором видно значительное увеличение количества стран, на данный период времени туда входят уже 111 стран и 22 территории. Основная цель составления этого перечня -определить, должны ли компании, зарегистрированные в зарубежных юрисдикциях, платить налог и в России или же достаточного того, что она заплатит налоги в стране, где зарегистрирована. Страны и офшорные территории, не обеспечивающие обмен налоговой информацией с РФ или осуществляющие его в недостаточном объеме, находятся в так называемом "черном списке офшоров" Федеральной налоговой службы РФ. В «черном списке офшоров» оказались такие, к примеру, государств, как Ангола, Андорра, Антигуа и Барбуда, Афганистан, Багамские Острова, Бангладеш, Барбадос, Бахрейн, Белиз, Бенин, Боливия, Босния и Герцеговина, Бразилия, Бруней, Буркина-Фасо, Бурунди, Бутан, Вануату и т.д. Также в этом списке оказались такие территории как: Ангилья; Аруба; Бермуды; Британские Виргинские острова; Виргинские острова (США); Гибралтар; Гренландия; Гуам; КНР: Специальные административные районы Гонконг (Сянган).

Сама проблема существования офшорных зон для России, как и для большинства государств, является в том, что налоги «обходят» казну нашего государства, что в свою очередь, наносит ущерб ее финансовой стабильности. Ни для кого не секрет, что за счет выплаченных налогов идет благоустройство государства, на выплаты пенсий и пособий. Только за период около 40% финансовых операций проходило через так называемые оффшоры, трудно представить каков же реальный ущерб приносят эти зоны «благоприятствия».

Большинство стран закрывают глаза на существование оффшорных зон либо относятся к этому лояльно, так как некоторых стран, возможно, это единственный способ получения прибыли, а некоторые страны, например, как США стараются бороться с деятельностью в этих зонах, в прочем, как и с их существованием в целом. В Америке развернулась борьба с неплательщиками налогов и банками-пособниками, затем депутаты американского Конгресса одобрили закон о Налогообложении иностранных счетов (FATCA), в котором сказано, что на все иностранные компании накладывается обязанность раскрывать информацию о всех клиентах- гражданах. Делалось это для того, чтобы уменьшить рост преступных операций, ведь низкие налоговые ставки и льготы - неединственные особенности, привлекающие некоторые компании и юридических лиц, все финансовые операции можно проводить конфиденциально, скрывая владельца денежных средств и источник их появления, которыми пользуются контрабандисты, террористы, наркоторговцы и прочие лица занимающиеся незаконной деятельностью. Введение транспарентности или, иначе говоря, «прозрачности» дел позволит бороться с незаконной деятельность в оффшорных зонах.

До недавних пор в Великобритании к вопросу оффшоров относились лояльно, это связано с тем, что еще в 50-х годах на ее территории были осуществлены первые валютные операции, и по сей день Лондон специализируется на помощи иностранцам в «игре», правила которой можно обойти. Однако, на одном из заседаний саммита «восьмерки» в Северной Ирландии, Премьер-министр Великобритании Кэмирон включил вопрос о борьбе с корпоративным уклонением от налогов в качестве приоритетной. Затем в одном из влиятельных изданий

«Economist» появилась одна «громкая» статья под названием оффшоры: «черные дыры» экономики, согласно этой статье в Европе началась разворачиваться борьба против крупных компаний-неплательщиков.

Стоить заметить, что список компаний-неплательщиков не может не удивить, а появился он благодаря международной неправительственной организации Oxfam после того, как та, в свою очередь, проанализировала документы «панамского досье», далее информационное агентство RamblerNewsServes(специализирующееся на новостях экономики) обнародовала данный перечень. В числе прибегающих к пользованию оффшорами были такие компании как: Ford, Apple, Coca-Cola, Johnson&Johnson. По данным опубликованным в Великобритании в этот список попали Starbucks и Amazon. Авторы не обошли стороной Россию, где, по их мнению, фигурирует около 12 семей российских чиновников и 12 мировых лидеров - все они называются владельцами панамских оффшоров. Позже авторы расследования сослались на то, что данные были ими получены из четвертой по величине оффшорной юридической фирмы MossackFonseca, где произошла утечка. WikiLeaks сообщил утечка была не случайная, и им известно лицо, организовавшее ее.

И все же, каков реальный ущерб приносимый оффшорами? На самом деле, никому точно не известно, сколько в действительности денег скрыто в тени этих самых оффшоров, более того установить точное количество самих оффшоров не удастся, масштабы их довольно велики, как и их объемы. Остается лишь основываться на догадках и предположениях, называемая сумма неточна и варьируется в диапазоне до, и свыше 20 триллионов долларов и это притом, что объем глобального ВВП оценивается в 70 миллиардов долларов, только глядя на разницу в приведенных числах, можно оценить весь масштаб этой «пропасти». Неудивительно, что множество стран вышли на тропу «войны» с так называемым «паразитом», наносящий им такой колоссальный урон.

Так существуют ли методы борьбы против оффшорных зон? Безусловно, если развитые государства хотят победить, то методы борьбы должны подобрать правильные и эффективные, что немаловажно. Если говорить о методах борьбы внутри государства, то подойдут такие способы как контроль за ценообразованием в торговых операциях, контроль за оффшорными организациями, возможное предоставление льгот на налоги.

Источники:

5. Кушу С.О., Милованов В.Ф. Повышение ключевой ставки Центробанком // Социально-экономический ежегодник. - 2018. - С.140-145.

6. Кушу С.О. Перспективы развития государственного регулирования экспорта в экономике России // Вестник академии знаний. - Краснодар: Изд-во: Академия знаний, 2017. -№ 4 (23) - С.110-115.

7. Кушу С.О. Адамян Ж.А. Консолидация уровня налогов и национальной конкурентоспособности в современной России // Вестник академии знаний. Сборник научных статей. - Краснодар: Изд-во: Академия знаний, 2018. - С.298-301.

8. Саакян А.Г. Факторы потребительского поведения россиян в условиях реализации политики импортозамещения // Социально- экономические проблемы развития южного макрорегиона. — 2017.— С. 111-116.

5. Бедирханов А.А., Строгонова Е.И. Современная банковская система в условиях функционирования финансово-экономических отношений // Социально-экономические проблемы развития южного макрорегиона. — 2018.— С. 37-44.

Sources:

1. Kush S. O., Milovanov, V. F., raising the key rate by the Central Bank // economic and Social Yearbook. - 2018. - P.

140-145.

2. Kushu S. O. Prospects of development of state regulation of export in the Russian economy / / Bulletin of the Academy of knowledge. - Krasnodar: publishing House: Academy of knowledge, 2017. - No. 4 (23) - p. 110-115.

3. Kush S. O., Adamian F. A. consolidation of the level of taxes and national competitiveness in modern Russia // Bulletin of the Academy of knowledge. Collection of scientific articles. - Krasnodar: publishing House: Academy of knowledge, 2018. - P. 298-301.

4. Saakyan A. G. Factors of consumer behavior of Russians in the conditions of implementation of the import substitution policy // Socially - economic problems of development of southern macroregion. - 2017.- P. 111-116.

5. Badirkhanov A. A. Strogonova, E. I., Modern banking system in terms of functioning of financial and economic relations // Socio-economic problems of development of southern macroregion. - 2018. - P. 37-44.

А.Г. Саакян - старший преподаватель кафедры Финансы и кредит ЧОУ ВО Южный институт менеджмента (svetlana.kushu.84@mail.ru, 89184202420),

A. G. Sahakyan - senior lecturer the Department of Finance and credit CHOW to southern Institute of management;

Д. Г. Бобок - студент 3 курса ЧОУ ВО Южный институт менеджмента (svetlana.kushu.84@mail.ru, 89184202420),

D. G. Boboc - 3rd year student CHOW to southern Institute of management.

НЕОБЫЧНЫЕ НАЛОГИ РОССИИ UNUSUAL RUSSIAN TAXES

Аннотация: почти каждая страна может похвастать какими-то необычными налогами, которые ее граждане должны были платить в разные периоды истории. Налоги играют большую роль в экономике каждой страны. Известный американский политический деятель Бенджамин Франклин сказал: "В этом мире все условно. Безусловны только две вещи - смерть и налоги". Во всем мире люди относятся к проблемам налогообложения очень

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.