Научная статья на тему 'Проблема использования искусственных языков в учебном процессе технического вуза'

Проблема использования искусственных языков в учебном процессе технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурилова С. Ю., Савченко Н. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема использования искусственных языков в учебном процессе технического вуза»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

С.Ю. Бурилова, зав. кафедрой технологии обучения Читинского государственного технического университета, доцент,

Н.Д. Савченко, доцент кафедры технологии обучения Читинского

государственного технического университета, доцент

Умение применять в своей деятельности наряду с естественным языком языки графики и математики является показате-

признаки, но суть явления, стоящего за ними, не понята. Это указывает на формальное восприятие наглядных образов,

лем сформированности технического непонимание их роли, т. е. той информа-мышления. При этом язык графики отождествляют с понятием «наглядные средства обучения», а язык математики причисляют к аналитическим средствам. На-

ции, которая заложена в них.

Следовательно, возникает проблема адекватного перевода:

— с естественного языка на язык ма-

званные средства обучения преподавате- тематики и обратно; ли систематически применяют на лекциях, практических занятиях и т. п. В учеб-

с естественного языка на язык гра-

фики и обратно;

никах и учебных пособиях по техническим дисциплинам доля искусственных языков составляет 50 % и более. Любая

— с языка математики на язык графики и обратно.

Иначе, речь идет о кодировании, де-

самая простая техническая задача требу- кодировании и перекодировании инфор-ет использования триады языков.

Как показывает практика работы в

мации.

Искусственные языки позволяют вузе, наблюдается разрыв между вер- представить в наглядно-образной форме бальными и образными компонентами функциональные, логические и струк-

знании, хранящимися в памяти студента. С этой ситуацией преподаватели сталкиваются при изучении естественно-науч-ных и технических дисциплин. Рассмотрим несколько примеров, подтверждающих наше наблюдение.

турные связи (формулы, графики, чертежи, рисунки, диаграммы), формируя избыточный информационный поток. «Избыточность информации создает в мышлении испытуемого то размытое множество с различными степенями свободы в

Студент математически верно воспро- установлении смысловых отношений, в

изводит теорему Штейнера (/ = I + тс!2) далее же могут быть следующие вариа-

котором испытуемый, опираясь на свои прошлый опыт, личностные особеннос-

ции: а) дает правильную словесную фор- ти и другие факторы, выбирает что-либо

мулировку, но не может интерпретировать эту ситуацию рисунком; б) не может сформулировать теорему и, как правило, не дает пояснительного рисунка к ней. В обоих случаях запечатленная в памяти студента формула оказывается «неработоспособной», поскольку не может использо-

наиболее значимое для себя самого, что приводит его к пониманию всего материала» (Малахрва А.Д. Взаимодействие образной и вербальной компонент в процессах понимания // Вопр. психологии.

1981. № 5. с. 72).

Очевидно, что нужна специальная

ваться в учебной деятельности из-за от- работа со студентами, направленная на

сутствия семантических связей. формирование умений перевода инфор-

Другой пример: студент верно вое- мации, выраженной с помощью искус-

производит некую графическую зависи- ственных языков, на естественный язык

мость, но рассказать об особенностях - и обратно.

граф

Основы навыков кодирования закла-

может. Воспринимаются некие внешние • -дываются на стадии изучения ес-

С.Ю. Бурилова, Н.Д. Савченко, 2002

тественно-научных дисциплин. Эта работа связана со словесными, графическими и символическими (математические символы и операции над ними) кодами. Курс физики дает богатый материал для такой работы. Навыки решения физических задач абитуриентов чаще всего ограничиваются использованием словесных и символических кодов, реже привлекаются образные коды, и еще реже — графические. Но большинство физических задач, рассматриваемых в курсе физики технического вуза, требуют привлечения по меньшей мере трех разных типов кодов. Неумение комплексного использования триады языков чаще всего становится препятствием к правильному решению задачи.

А.Ф. Эсаулов, характеризуя компонентный состав задач, указывает, что условие задачи проявляется через исходные, искомые и привнесенные данные (см.: Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М., 1972). Если исходные и искомые данные указаны в условии задачи в явном виде, то привнесенные требуют известной доли воображения. В этом случае физики говорят: «Изобразим физическую ситуацию задачи». Привлеченные данные можно легко обнаружить, если ситуация показана в виде схематического рисунка.

Формирование навыков образного представления условия задачи должно осуществляться через посредство тренировочных упражнений, цель которых — изобразить ситуацию физической задачи с помощью схематического рисунка. Чтобы приучить студента образно представлять физическую ситуацию, необходимо неукоснительно требовать выполнения рисунков во всех случаях, где это диктуется условием задачи.

Использование образного кода в некоторых случаях является единственной возможностью для уяснения сущности какого-то понятия.

Для формирования навыков словесного и символического кодов полезно предложить, например, такие задания:

— сформулируйте словами следующие физические закономерности: (предлагается соответствующий набор формул);

— дайте математическую интерпретацию следующим формулировкам: (приводятся словесные формулировки законов и правил, имеющих математический аналог).

Далее студентам предлагаются задания более сложного характера. Например, задача представлена словесной формулировкой некоторой известной закономерности. Необходимо выявить неточности формулировки и устранить их, а затем дать математическую интерпретацию полученной формулировки.

Задачи с использованием графического кода обладают разной степенью сложности. Наименее сложны те из них, в которых графический код нужен для определения искомой величины, например: построить график зависимости V = К(%) материальной точки, движущейся по закону 51 = 5(7,).Следующий тип задач характеризуется применением графиков в качестве исходных данных: по предлагаемым графикам зависимости скорости и ускорения тела от времени рассчитать величину силы. Задачи третьего типа характеризуются тем, что графики используются в качестве привлеченных данных. Это, в частности, задания, связанные с графическим представлением полевой формы материи.

Рассмотрим еще один аспект работы с наглядными средствами обучения — работу с эскизами технических объектов и схемами электрических цепей. Необходимость использования подобных средств определяется рядом причин:

— полное сходство изображения со сложным объектом мешает человеку отделить существенную информацию от случайной, несущественной;

— если абстрактные знаки лишены наглядных компонентов, то восприятие реальных признаков технических объектов затруднено или невозможно.

Деятельность студента технического вуза нельзя представить без оперирования символическими изображениями, такими, как электрическая схема или эскиз механизма, аппарата. Наглядные средства подобного характера должны отображать не только структуру, но и функции этих объектов. При работе с

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

характере взаимодействия и особенностях движения отдельных деталей, т. е. перейти от чертежа к кинематике и динамике объекта. Однако в такой структуре деятельность студента не формировалась ни в одной из предшествующих дисциплин. Затруднения студентов при выполнении заданий по специальным дисциплинам, таким образом, оказываются связаны не столько с содержанием этих дисциплин, сколько с проблемой изменения характера познавательной деятельности. Поэтому прежде, чем переходить к решению новых задач, опирающихся на ранее сформированные обра-одновременной работы с текстом и при- зы, необходимо организовать серию спе-лагаемым рисунком. Студенты должны циальных заданий, помогающих студентам изменить структуру деятельности, связанную с оперированием образами, приблизить эту структуру к задачам новой дисциплины.

Задания по перекодированию информа-

электрическими схемами выделяют три типа заданий, формирующих умения чтения электрических схем, составления принципиальных схем согласно условию задачи, преобразования принципиальных схем в монтажные.

Еще труднее одновременно изобразить на рисунке технологический процесс и объект, где этот процесс протекает. Однако такие навыки должны формироваться у студента уже на I курсе. Как советует Э.Г. Серебрянный, при обучении студентов выполнению первых упражнений по работе с эскизами следует обращать внимание на необходимость

находить на рисунке узлы аппарата, о которых идет речь в тексте. В то же время описанные в тексте связи и отношения нужно уметь увидеть на рисунке или представить отвлеченно (см.: Серебрян-

ный Э.Г. Психология оперирования тех- ции представляют собой набор чертежей

ническими символами. Иркутск, 1988). и конструкций (или моделей). Если исполь-

Для успешного решения таких задач тре- зуются образные и графические коды, то

буется пространственное воображение, дается серия следующих заданий:

поэтому работа в данном направлении проводится не только в курсе общеинженерных дисциплин, но и в рамках учебных предметов естественно-научного цикла. Возможность отобразить динамизм конструкции используется достаточно часто при решении физических

наити модель по чертежу; найти чертеж к данной модели; найти различие между чертежом

и моделью.

Для словесного и графического кодов серия заданий может иметь такой вид: — дано описание конструкции, най-

задач. Так, представить, что система двух ти соответствующий чертеж;

тел движется, можно с помощью стрелок с указанием символа скорости.

Сложность оперирования символьными образами возникает вследствие несовпадения структуры познавательной деятельности, в которой эти образы формировались, и структуры деятельности, жены к детали (указывается деталь); в которой они используются.

Рассмотрим в качестве примера такой объект познавательной деятельности, как чертеж. С чертежами студенты работают

— дан чертеж, составить описание конструкций по плану:

а) перечислить детали;

б) какие из них движутся поступательно, вращательно;

в) какие силы (моменты сил) прило-

г) какие детали испытывают растягивающие усилия;

д) какие детали работают на изгиб и т.п. Сформировав навыки такого рода,

в разных дисциплинах. В курсе черчения можно приступать непосредственно к их деятельность направлена на правильное отображение свойств объектов на

чертеже. В специальных дисциплинах на основе заданного чертежа студенты должны сделать расчет определенного узла конструкции. Для этого требуется умение

расчетной деятельности.

Таким образом, специфическими особенностями технического мышления являются оперирование предметными и символьными образами, использование

триады языков

естественного, матема-

«прочитать» по чертежу информацию о тического и графического. Одна из важ-

го профессионального образования состо- функции искусственных языков, как:

ит в формировании умений адекватного

создание избыточного информаци-

опыта индивида;

перевода информации с одного языка на онного потока, облегчающего включение другой, т. е. умений кодирования, переко- нового знания в субъективный контекст

дирования и декодирования информации.

Анализ практики работы в вузе показывает, что существует разрыв между вербальными и образными компонентами в мышлении студентов.

Для эффективной организации учебного процесса необходима разработка:

— отражение средствами наглядности пространственно-временных, функциональных, причинно-следственных и логических связей, структурных отношений, динамики процессов, что в отличие от естественного языка обеспечи-

системы контроля, посредством ко- вает одномоментность и целостность

торой диагностируется наличие умении кодирования и перекодирования информации;

восприятия;

— обеспечение непрерывной профес-

методических средств и приемов, сиональной направленности обучения,

направленных на преодоление разрыва между вербальным и наглядным компонентами знания и изменение структуры деятельности при оперировании символьными образами при переходе от одной дисциплины к другой.

начиная с цикла общенаучных дисциплин, путем развития умений оперировать наглядными и символьными образами, что является центральным звеном фундаментального инженерного умения — моделирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДИСТАНЦИОННОЕ И ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

I

Л.М. Бершадский, зав. кафедрой системы автоматизации проектирования

Пензенского государственного университета, профессор,

И.Г. Кревский, доцент кафедры системы автоматизации проектирования

Пензенского государственного университета

На рубеже третьего тысячелетия че- В последние годы все чаще и чаще говорят об открытом образовании (00), хотя правильнее говорить об открытой образовательной системе. И хотя чет-

ловечество вступает в новую эпоху развития — эпоху информационного общества, что стало возможным благодаря достижениям в области информатизации и коммуникаций. Постоянное ускорение научно-технического прогресса, сокращение сроков внедрения достижений в общество (на внедрение радио потребовалось 40 лет, телевизора — 13, 1п1егпе1—

— 4 года), создание огромных сетевых хранилищ информации, доступных каждому человеку в месте его проживания, вызывают резкий рост потребности в образовании. Образованность отдельного человека и общества в целом становится одним из факторов безопасного и устойчивого развития страны, ее экономического процветания.

В информационном обществе появляется и новый взгляд на образование.

кои терминологии пока нет, но основные принципы такой системы уже известны:

1) свободное поступление в учебное заведение;

2) свободное планирование траектории обучения из набора предлагаемых курсов;

3) свобода в выборе времени и темпов обучения, отсутствие фиксированных сроков обучения;

4) свобода в выборе учебного заведения независимо от места проживания обучаемого;

5) движение знаний к обучаемому;

6) свободное развитие индивидуальности обучаемого;

А.М. Бершадский, И.Г. Кревский, 2002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.