Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА "ИСКУССТВА В ПРОИЗВОДСТВЕ" В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ Б.И. АРВАТОВА'

ПРОБЛЕМА "ИСКУССТВА В ПРОИЗВОДСТВЕ" В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ Б.И. АРВАТОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
77
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ИСКУССТВО / «ПРОИЗВОДСТВЕННИЧЕСТВО» / Б.И. АРВАТОВ / СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА / АГИТАЦИОННО-МАССОВОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Буслаева Софья В.

В первой половине 1920-х гг. в агитационно-массовом искусстве Советского Союза сформировалась идеология, направленная на воспитание нового социалистического человека, призванного служить машинизации и индустриализации. Идеологом и теоретиком производственного искусства в 1920-е гг. выступил советский искусствовед и литературный критик Б.И. Арватов. Новое направление в культуре и воспитании художника-инженера ставило вопросы, посвященные широкому кругу проблем: взаимодополнения производства и искусства, внедрения искусства в производство, технической революции, образования художников-производственников, проблема прочности теории «производственничества» и т. д. Теоретики производственного искусства стремились охарактеризовать как особенности нового художественного направления и главные задачи, так и необходимые этапы его развития. Автор приходит к выводу, что, несмотря на многофакторность теории «производственничества», оно сформировалось как отдельное направление в советской культуре, декларирующее свои принципы, не зависящие от попыток внедрения в ее внутренний мир теоретических концепций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF “ART IN PRODUCTION” IN THE INTELLECTUAL ACTIVITIES OF B.I. ARVATOV

In the first half of the 1920s, an ideology was formed in the propaganda and mass art of the Soviet Union aimed at educating a new socialist man, conscripted to serve mechanization and industrialization. In the 1920s B.I. Arvatov - soviet art critic and literary critic acted as an ideologist andtheorist of industrial art in the 1920s. The new direction in the culture and education of the artist-engineer posed questions devoted to a wide range of problems: the complementarity of production and art, the integration of art into production, the technical revolution, the education of artist-engineers, the problem of the solidity of the theory of “art as production”, etc. The theorists of industrial art have made an attempt to characterize both the features of the new artistic direction and the main issues and the necessary stages of its development. The author concludes that new socialistic art was formed as a separate trend in Soviet culture, declaring its principles regardless of attempts to introduce theoretical concepts into its inner world, despite the multifactorial nature of the theory of “art as production”.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА "ИСКУССТВА В ПРОИЗВОДСТВЕ" В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ Б.И. АРВАТОВА»

Политическое в культуре

УДК 747.012 ББК 85.127

С.В. Буслаева

Проблема «искусства в производстве» в интеллектуальном творчестве Б.И. Арватова

В первой половине 1920-х гг. в агитационно-массовом искусстве Советского Союза сформировалась идеология, направленная на воспитание нового социалистического человека, призванного служить машинизации и индустриализации. Идеологом и теоретиком производственного искусства в 1920-е гг. выступил советский искусствовед и литературный критик Б.И. Арва-тов. Новое направление в культуре и воспитании художника-инженера ставило вопросы, посвященные широкому кругу проблем: взаимодополнения производства и искусства, внедрения искусства в производство, технической революции, образования художников-производственников, проблема прочности теории «производственничества» и т. д. Теоретики производственного искусства стремились охарактеризовать как особенности нового художественного направления и главные задачи, так и необходимые этапы его развития. Автор приходит к выводу, что, несмотря на многофакторность теории «производственничества», оно сформировалось как отдельное направление в советской культуре, декларирующее свои принципы, не зависящие от попыток внедрения в ее внутренний мир теоретических концепций.

Ключевые слова: производственное искусство, «производственничество», Б.И. Арватов, советская культура, агитационно-массовое искусство

Концепция производственного искусства зародилась в первой половине 1920-х гг., когда идея «о производстве вещей» воспринималась творческой интеллигенцией как одно из направлений наиболее совершенного преобразования средств «жизнестроения» в элемент будущей повседневности. Советские искусствоведы и теоретики производственного искусства видели истинное предназначение искусства в стремлении к объединению художеств с бытовой жизнью путем вве-

© Буслаева С.В., 2023

Работа выполнена в рамках проекта РГГУ «Интеллектуальная биография в исследованиях молодых историков» (конкурс «Студенческие проектные научные коллективы РГГУ»).

дения в нее утилитарных вещей повседневности. Для решения поставленной задачи представители творческой среды нашли наиболее действенный способ - воспитать художников-инженеров и соединить искусство с промышленностью.

В начале 1920-х гг. в среде творческой интеллигенции закрепилась идея о том, что в художественной культуре понятие «труд» должно вытеснить понятие «красота» [Мазаев 1975, с. 206]. Произведения искусства, в первую очередь станковой живописи, оказались абсолютно непригодными и несовместимыми с культурной политикой советского государства. Любое изделие, относящееся к изобразительному искусству, должно было соответствовать новым канонам: быть утилитарным, социально полезным и пригодным для быта. Это означало, что искусство должно быть равным не ремеслу, а новому типу массового производства, где художники осваивали не только мастерство кистей, красок и бумаги, но инженерные и промышленные знания.

Многие идеологи производственного искусства тем не менее видели проблему в сокращении дистанции между искусством и промышленностью, в том числе и в социальном аспекте. Перед теоретиками «производственничества» так или иначе возникал вопрос о том, как наиболее быстро и действенно сформировать у пролетариата новый взгляд на современную культурную политику, какой образ революционного класса в условиях строящегося социализма необходим и какую культуру он сможет произвести в будущем [Новоже-нова 2014, с. 126].

У истоков теоретического осмысления «производственничества» стоял Борис Игнатьевич Арватов (1896-1940) - советский искусствовед и литературовед, член Пролеткульта, а также один из основателей художественной организации «Левый фронт искусств» (ЛЕФ). Из-под пера Арватова вышло немало специальных работ, посвященных проблемам современной литературы, театра и кино, а также изобразительного искусства. На протяжении второго десятилетия ХХ в. было опубликовано несколько его основополагающих трудов, среди которых особое место для развития идеи «производственничества» занимают «Искусство и классы» 1923 г., «Искусство и производство» 1926 г., «Об агит и прозискусстве» 1930 г.

Арватову удалось разработать свой уникальный подход к осмыслению и преодолению разрыва между искусством и промышленным производством. Он писал: «Основная задача пролетариата как класса коллективистического, заключается в том, чтобы искусство стало творчеством вне жизни существующих форм (станковая живопись, камерная музыка), а форм самой жизни»1.

1 Арватов Б.И. Искусство и классы. М.; Пг., 1923. С. 44.

Попытка осмысления возникновения производственного искусства и его связь с ремесленным делом была предпринята Арватовым в 1923 г. в работе «Искусство и классы». Проникновение промышленной отрасли в искусство произошло еще в эпоху позднего Средневековья. По мнению Арватова, именно в тот период деятельность художника была сопоставима с трудами ученых, либо производителями материальных благ, что объяснялось индивидуальным характером труда. Особенно важным элементом такой системы является то, что художники могли проникнуть в сферу абсолютно чуждой им специальности или производства. Если в цеховой организации ремесла художники были частью коллективного труда, то с развитием капиталистических отношений деятели искусства были обречены на индивидуализм и замкнутость, обрамление себя и своего творчества «в рамки», неясного и непригодного для общественных нужд мастерства2. Характеризуя положение ремесленников, Арватов отмечал:

Положение существенно изменилось с ходом экономического развития. Я уже говорил раньше, что под влиянием торгового капитала и его эксплуатирующих тенденций по отношению к цехам, художники должны были перейти к выделке предметов роскоши3.

Исходя из идеологии «производственничества» Арватова, проблема нового направления в художественном ремесле заключалась в отсутствии ясно обозначенного ориентира. Несмотря на то что Ар-ватов полагался на цеховую модель организации ремесла, он считал, что объединение художников по такому пути уже устаревший подход, не соответствующий новой индустриально-промышленной жизни. Модель ремесленной организации, кроме того, противоречила концепции «художник-инженер», которую предлагал Арватов. Он видел будущее художников в промышленном производстве - их задачей должны были стать не только освоение технических специальностей, но и труд на промышленных предприятиях.

Желание художников изобретать не соответствующие потребностям общества вещи встречало критику, характерную не только для Б.И. Арватова. Например, его современник - Н.М. Тарабукин, историк и теоретик искусства, в своем очерке «От мольберта к машине» 1923 г. полагал, что производственное искусство «...способно преобразить быт, ибо оно преображает труд, эту основу жизни, делая его искусным, творческим, радостным. Искусство будущего - не гурманство, а сам преображенный труд»4.

2 Там же. С. 4-5.

3 Там же. С. 9.

4 Тарабукин Н. От мольберта к машине. М., 1923. С. 23.

Пролетарское искусство стремилось отказаться от дореволюционных канонов, ориентируясь на цеховую структуру ремесла. Социалистическая реальность диктовала художнику новые условия адаптации искусства. Массовое производство создало разрыв между художником и ремеслом. Чтобы его преодолеть, представителям искусства было необходимо не противопоставлять себя машинной технике. Если в эпоху мануфактурного производства ремесленный труд апеллировал к художественному производству, то в социалистическом строе искусство должно быть основано на инженерии и применении машин.

В 1926 г. в свет вышла работа «Искусство и производство», в которой Б.И. Арватов снова предпринял попытку разрешить проблему места изобразительного искусства в социалистическом мире. Основным отличием нового пролетарского искусства от устаревшего буржуазного являлось то, что последнее было основано на индивидуализме и «предназначалось для созерцания»5.

Радикальные взгляды Арватова, уходящие корнями в марксистскую теорию, отражены в его концепции: искусство и производство не могут сосуществовать ни как два полярных направления, ни как взаимодополняющие друг друга. Новая социально-культурная политика направлена на проникновение искусства напрямую в производство. Буржуазное искусство носило бессознательный характер, в отличие от пролетарского. Целью последнего было как отображать или восполнять социальную среду, так и представать перед массовым зрителем «как агитационное, пропагандистское искусство»6. В этой связи интересна характеристика художников-пропагандистов, которую предложил автор теории.

Арватов нарисовал образ художника-производственника как инженера-конструктора:

.. .в этом единственном случае искусство следует рука об руку с техникой и наукой, выступив в качестве равноправного, организаторски могучего и прогрессивного строителя общества.7

Он полагал, что именно фигура художника-конструктора должна стать ведущей в объединении искусства и культуры пролетариата.

Развитие производственного искусства, по мнению Арватова, содержало в себе идею о том, что само движение «производственни-чество» неразрывно связано с тремя результатами революционных процессов8. Во-первых, это техническая революция, которая создала

5 Арватов Б.И. Искусство и производство. М., 1926. С. 127.

6 Там же.

7 Там же. С. 93.

8 Там же. С. 87.

основу для расхождения форм материального быта. Во-вторых, художественная революция, способствовавшая зарождению конструктивизма и отхода от классического изображения. В-третьих, заключительный революционный этап связан с социальной средой. Социальная революция поставила новые проблемы перед обществом, заключавшиеся в коллективно-трудовой деятельности, в дальнейшем преобразованной в индустриальную практику9.

В «Искусстве и производстве», в отличие от его предшествующей книги, он обнаружил важную тенденцию движения «производствен-ничества» совместно с революционными процессами, описание которых способствует историческому соединению искусства и производства. В ходе теоретического «соединения» двух составляющих Арва-тов выделил четыре проблемных блока, которые являются основой пролетарской художественной культуры10.

Во-первых - художественная техника (курсив мой. - С. Б.), в связи с которой он предложил новому пролетарскому искусству отказаться от «трех фетишизмов»: уничтожение эстетических приемов, эстетических материалов и эстетических орудий11. Исследователь полагал, что своего рода отречение от элементов предшествующего буржуазного искусства поможет художникам овладеть новыми инженерно-техническими навыками для будущей пролетарской культуры.

Во-вторых - сотрудничество в искусстве (курсив мой. - С. Б.), объясняя которое Арватов начинал с критики марксистской идеологии. Для Арватова, как это было описано ранее, важнейшей задачей является теоретическое преодоление разрыва между творчеством и производственной деятельностью. Обращаясь к марксизму, мыслитель утверждал, что в идеологии присутствует и продолжает главенствовать «принципиальное разграничение "труда" и "творчества"»12. В противовес марксистской концепции Арватов предложил сформировать такую структуру организации художественного труда, в которой искусство будет выступать главным элементом «жизнестроения». Задача художников в такой конструкции заключалась в том, чтобы стать универсальным работником, сотрудничая с инженерами, конструкторами, учеными, отвечая потребностям общества13. Несмотря на прочность теоретической модели Арватова, в реализации она оказалась утопична.

В-третьих - идеология художников (курсив мой. - С. Б). Капиталистическое общество словно диктовало художнику быть замкнутым

9 См.: Арватов Б.И. Искусство и производство. С. 88.

10 Там же. С. 94.

11 Там же. С. 98-99.

12 Там же. С. 101.

13 Там же. С. 104.

творцом, создавая эстетические, но несовместимые с социально-технологическими законами ремесла вещи, которые являлись для Арва-това главенствующим аспектом. Так, например, он критиковал методику изучения различных направлений классического искусства. Он утверждал, что художественные учебные заведения ошибочно подготавливают будущих специалистов.

Рассматривая направления подготовки в классическом искусстве, Арватов определил, что будущие специалисты

.перспективу рассматривают не с точки зрения аналитической и начертательной геометрии, т. е. элементарно-научно, а с точки зрения зрительного восприятия.14

Это лишь один из немногих примеров методики преподавания, подвергшийся критике. Далее, как писал Арватов, школы живописи должны были прибегнуть к учебникам по физике, а не эстетике; в музыкальных воспитательных учреждениях обучающимся необходимо изучать не только то, как играть на инструментах, но и как их изобретать. Для реализации воспитания такого специалиста необходимо

... превратить эти учебные заведения в художественные политехникумы, которых искусство изучалось бы научными методами, лаборатории которых были бы построены на основе общей технологии материалов, а методы работы подчинены были бы технологическим требованиям со-временности15.

Заключительный проблемный блок посвящен проблеме искусства и быта (курсив мой. - С. Б). Арватов подошел традиционно к освещению данной проблемы, сравнивая быт в буржуазном и социалистическом обществе. Описывая буржуазный быт, он наделил его бессознательными, хаотичными и стихийными свойствами, обозначив технический прогресс - как основной двигатель16. Невзирая на признание Арватовым существования прогресса в буржуазном обществе, он критиковал быт, который обладал индивидуализированной и шаблонной формой, в отличие от быта рабочего класса. Определяя место последнего, теоретик писал:

Пролетарский быт, тесно связанный с эволюцией производства, по своим тенденциям текуч; его установка не на традицию, а на максимальную приспособленность. Строить быт - это значит равноправно участвовать в общественном производстве.17.

14 См.: Арватов Б.И. Искусство и производство. С. 107.

15 Там же. С. 108.

16 Там же. С. 114.

17 Там же.

Таким образом, Арватов указал на основные проблемные блоки и задачи будущих художников-инженеров, художников-строителей новой пролетарской культуры и общества. Он указывал, что деятелям пролетарской культуры необходимо преодолеть не только наследие буржуазного, классического искусства, не отвечающего утилитарным целям, но и решить главную проблему социалистического производства - стереть дистанцию между производством и художественным ремеслом.

Новое искусство в производстве требовало грамотной подготовки кадров и соответствующих учебных заведений. К концу 1920-х гг. в Советском Союзе было создано немало высших учебных заведений, творческих организаций и кружков, популярность и востребованность которых возрастала. В среде художественных объединений стояла задача превратить объекты искусства в продукты с «политической заостренностью». В эти годы особенно заметно влияние государства на культуру и в идеологическом, и в материальном ключе: например, Наркомпрос и промышленники все активнее стремились укрепить бытовое искусство в качестве главенствующего [Манин 2008, с. 271].

Когда в свет вышла первая масштабная теоретическая работа Ар-ватова, темпы экономического развития разительно отличались от 1930-х гг. Индустриализация не обошла стороной и художников производственного искусства. Так, известный советский художественный критик Я.А. Тугендхольд писал, что в 1922 г. на рабочий факультет искусств ВХУТЕМАСа было принято 350 учащихся, в 1927-1928 гг. их количество увеличилось до 610 человек, из которых 53% - рабочие, 39% - крестьянство, 7,1% - прочие18. Однако интенсивная подготовка художников - строителей нового времени, а также новая методика преподавания соответствующих дисциплин не нашли положительного отзыва Арватова.

В 1930 г. была опубликована одна из самых поздних работ Б.И. Ар-ватова - сборник статей «Об агит и прозискусстве». В сборник вошли труды, написанные им в 1921-1927 гг., в которых Арватов продолжил размышления об искусстве в промышленности и его задачах в современности.

Посетив одну из фабрик, Арватов в споре с инженерно-административным коллективом указывал, что необходимо провести реконструкцию внутри ведущих производственных факультетов19. Он критиковал разделение между художественными и производственными направлениями, с надеждой писал, что идея производственного искусства реализуется в случае, когда она

18 Там же. С. 116-117.

19 Тугендхольд Я.А. Искусство октябрьской эпохи. Л., 1930. С. 144.

.вытеснит прикладнические и декоративно-стилизаторские представления. надо техницизировать эстетику, показать, каких равноправных

20

инженеров могут выпускать художественные вузы.20

Утопические идеи теоретиков «производственничества» не могли быть реализованы в силу нехватки как подготовленных специалистов, которые могли бы выступить в роли преподавателей и агитаторов, так и ясно разработанной методической программы внутри учебных заведений. Немаловажным стал фактор расхождения курса партии и идей теоретиков «производственничества» [Мазаев 1975, с. 202-203]. Последние выдвигали свои требования к искусству, строящиеся на культе машин и техники. Они полагали, что в сфере быта не может быть ни искусства, ни культуры, ни эстетики, лишь путем практической работы человек способен создать новую реальность.

В трудах Б.И. Арватова, посвященных проблемам производственного искусства, исторический контекст играет важную роль. Арватов неизменно начинает рассуждения с освещения проблем производственного искусства в истории. Благодаря тому, что положению искусства в общественной жизни отводится отдельное внимание, он доказывал, что художественные практики не всегда существовали вне производства. Несмотря на то что концепция Ар-ватова оказалась неприменимой и нереализованной, ему удалось довольно точно сформулировать ее основные задачи и положения в период кризиса становления нового социально-утилитарного искусства.

Проблема реализации идей производственного искусства, по мнению современников, заключалась в том, что многие из них не имели никакого специального художественного образования, но, несмотря на это, стремились превратить в жизнь идею о том, что художник должен быть и инженером, и конструктором в одно время. Это одна из весомых причин неуспеха воплощения в жизнь теоретических идей производственного искусства.

Б.И. Арватов был одним из первых, кто предложил комплексный теоретический план перевоспитания деятелей культуры и их сотрудничества с производством. Концепция Арватова не была реализована в соответствии с его теорией и выдвинутыми им постулатами. Между производственным искусством и технической средой не был преодолен разрыв, о котором на протяжении нескольких десятилетий писал Арватов. «Производственничество» сформировалось как отдельное направление в советской культуре, декларирующее свои принципы, не зависящие от попыток внедрения в ее внутренний мир концепций ведущих теоретиков.

20 Арватов Б.И. Об агит и прозискусстве. М., 1930. С. 95-96.

Проблема «искусства в производстве». Литература

Мазаев 1975 - Мазаев А.И. Концепция «производственного искусства» 20-х годов: Ист.-критич. очерк. М.: Наука, 1975. 270 с.

Манин 2008 - Манин В.С. Искусство и власть: борьба течений в советском изобразительном искусстве 1917-1941 годов. СПб.: Аврора, 2008. 384 с.

Новоженова 2014 - Новоженова А.Л. От социологического детерминизма к классовому идеалу. Советская социология искусства 1920-х годов // Социология власти. 2014. № 4. С. 117-136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.