ПРОБЛЕМА ИНВЕСТИРОВАНИЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ИЗАМЕНЫ ВЫРАБОТАВШИХ СВОЙ РЕСУРС ЛИФТОВ В СИСТЕМЕ ЖИЛИЩНОКОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ
Бирюков В.С., аспирант Институт дополнительного профессионального образования ГАСИС НИУ ВШЭ
В статье рассматривается проблема инвестирования капитального ремонта и замены лифтового оборудования. На настоящем этапе проблема поиска эффективных схем инвестирования является наиболее актуальным вопросом функционирования лифтового хозяйства и замены отработавших свой ресурс лифтов на новые. В статье рассмотрены основные схемы инвестирования, их положительные и отрицательные стороны.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, жилищный фонд, инфраструктура, инвестиции, лифтовое хозяйство, лифт
THE INVESTMENT PROBLEM OF COMPLETE OVERHAUL AND REPLACEMENT OF THE LIFT EQUIPMENT IN THE SYSTEM OF RUSSIAN HOUSING AND COMMUNAL SERVICES
Biryukov V., the post-graduate student, Institute for Continuing Professional Education GASIS The Research University HSE
In the article mentioned the problem of investment of the major maintenance and replacement of the list equipment. The problem of the search of the effective investment schemes is the most topical issue of the functioning of the lift economy and replacement of the waste lifts on new at the real time. The main investment schemes and its positive and negative sides are considered in the article.
Keywords:housing and communal services, housing resources, infrastructure, investments, lift sector, lift.
Одним из основных социальных прав, гарантированных кон- ночный механизм, который должен предполагать самостоятельное
ституцией Российской Федерации является право на жилище, ко- участие населения в решении проблем ЖКХ не был реализован
торое включает в себя гарантированную для каждого гражданина должным образом, не был сформирован свободный рынок жилья.
РФ возможность быть обеспеченным постоянным жилищем, а так- Жилищно-коммунальное хозяйство является сложной много-
же возможность стабильного и комфортного пользования жилым отраслевой системой, в состав которой входит комплекс подотрас-
помещением во всех разновидностях постоянного жилищного фон- лей, обеспечивающих функционирование инженерной инфраструк-
да. Право на жилище включает в себя также положения о непри- туры, и отвечающих за комфортные условия проживания людей и
косновенности жилища и недопустимости его произвольного ли- предоставление коммунальных услуг населению. Основными за-
шения, а также право граждан на улучшение жилищных условий, дачами управления жилищно-коммунальным хозяйством является
обеспечение здоровой среды обитания, в том числе обеспечение повышение экономической эффективности оказываемых населению
вертикальным транспортом в многоэтажных домах и подъемными услуг и улучшение условий жизни.
механизмами для людей с ограниченными физическими возмож- Ключевыми составляющими комплекса инженерной инфра-
ностями. Основными правовыми актами, связанными с реализаци- структуры жилых зданий являются следующие инженерно-комму-
ей права граждан на жилище заложены в Жилищном кодексе РФ, а нальные системы: водоснабжение; водоотведение; теплоснабжение;
также в Законе РФ от 24 декабря 1992 г. «Об основах федеральной электроснабжение; уборка придомовых территорий и улиц; газожилищной политики». снабжение; канализация; капитальный ремонт зданий; общедомо-
Таким образом, жилищный фонд - одна из важнейших состав- вые инженерные коммуникации и системы; сбор, вывоз и утилиза-
ляющих жизнедеятельности населения, объединяет в себе как эко- ция мусора; благоустройство придомовых территорий, озеленение
номические функции, так и социальные. В соответствии с пунктом и др.
2 статьи 40 Конституции РФ Органы государственной власти и орга- По мнению автора в составе инженерной инфраструктуры жи-
ны местного самоуправления поощряют жилищное строительство, лых зданий, отдельно должно рассматриваться лифтовое хозяйство. создают условия для осуществления права на жилище. Однако, в Лифтовое хозяйство представляет собой совокупность подъем-
современных условиях обеспечение конституционного права граж- но-транспортных устройств (лифтов) в системе вертикального
дан на жилище имеет свои особенности. транспорта жилого (нежилого) здания, средств эксплуатации, В
С начала экономических реформ до настоящего времени ры- целях безопасной эксплуатации лифтовых механизмов предусмот-
Таблица 1. Минимальное число пассажирских лифтов
Этажность здания Число лифтов Г рузоподъемность, кг Скорость, м/с Наибольшая поэтажная площадь квартир, м2
До 9 1 630 или 1000 1 600
10-12 2 400 1 600
630 или 1000
13-17 2 400 1 450
630 или 1000
18-19 2 400 1,6 450
630 или 1000
20-25 3 400 1,6 350
630 или 1000
630 или 1000
20-25 4 400 1,6 450
400
630 или 1000
630 или 1000
Источник: СП 54.13330.2011 90 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA
ґ
Собственники помещений
ґ . \
Самоуправление ▼ Управляющая
собственниками теж организация
1 1 1 \ 1 У
-А--
V.
Эксплуатирующая организация
-----------А-------------
Лифтовое оборудование
Рис. 1. Схема управления лифтовым оборудованием. Источник: составлено автором.
рена документация, устанавливающая правила взаимодействия элементов лифтового хозяйства.
Лифт - незаменимый инженерно-транспортный инфраструктурный элемент комфорта и безопасности пассажиров, который востребован во многих областях: в жилых много квартирных домах, административных и офисных зданиях, на предприятиях и т.д. Слово лифт происходит от английского глагола lift, означающего поднимать, одно из самых простых и распространенных определений лифта - вид транспорта, используемый для вертикального перемещения пассажиров и грузов.
Сводом правил СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные, актуализированная редакция СНиП 31-01-2003» определено минимальное число пассажирских лифтов в многоквартирном доме (табл. 1)
Данный свод правил также устанавливает требования к характеристикам лифтов, так например, лифты грузоподъемностью 630 или 1000 кг должны иметь минимальные габариты кабины 2100*1100 мм, а ширина дверей кабины одного из лифтов должна обеспечивать проезд инвалидной коляски.
Владельцем лифта считается собственник (собственники) здания (сооружения) или его части, в котором находится лифт, собственники помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится здание (сооружение). Данное положение регламентируется Жилищным кодексом РФ, а именно статьей 36, в соответствии с которой собственниками лифтов, лифтовых шахт и технических помещений в многоквартирном доме являются сами собственники помещений. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Одной из основных услуг, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме является эксплуатация лифта.
Эксплуатация лифта - стадия жизненного цикла, включающая использование по назначению, осмотры (хранение в период эксплуатации), техническое обслуживание и ремонт лифта. После ввода лифта в эксплуатацию, чтобы поддержать лифтовое оборудование в технически исправном состоянии, требуется организовать своевременное и правильное техническое обслуживание и ремонт лифта.
Техническое обслуживание и ремонт лифтов при их эксплуатации может по договорам выполняться специализированной по лифтам организацией (предприятием), имеющей в своем составе структурные подразделения по разработке необходимой технической документации, подготовке кадров, контролю качества работ и техники безопасности, аварийную службу, а также квалифицированный персонал и соответствующую материально - техническую базу.
Таким образом, схему управления лифтовым оборудованием в многоквартирном доме можно представить в следующем виде (рис.1):
Точное количество лифтов, находящихся в эксплуатации в Российской Федерации не установлено. Ориентировочно, оно составляет 500 тысяч единиц, из которых около 90% эксплуатируются непосредственно в жилом фонде. При этом процент лифтов, выработавших свой ресурс, превышает 30-35% и продолжает расти.
По расчётам автора, при сохранении существующего положения в лифтовом хозяйствек 2015 году доля лифтов, выработавших свой ресурс, может составить может составить 38,46%, к 2020 году
- 48,25%, к 2030 доля лифтов, выработавших свой ресурс, может составить 63,43% от общего количества лифтов (табл.2, рис.2)
Лифты, выработавшие свой ресурс не соответствуют «Техническому регламенту о безопасности лифтов» по показателям безопасности, энергоэффективности и др. а, следовательно, должны подлежать замене. При этом, в настоящее время процесс ежегодного планового обновления лифтового парка страны практически прекратился.
Таблица 2. Динамика выработки лифтами своего ресурса
Год 2012 2015 2020 2025 2030
Общее количество лифтов, ТЫС. 490 520 570 620 670
Количество лифтов, выработавших ресурс, тыс. 155 200 275 350 425
Доля лифтов, выработавших ресурс, % 31,63 38,46 48,25 56,45 63,43
Источник: составлено автором
Доля лифтов, выработавших ресурс, %
70,00
Рис. 2 Динамика выработки лифтами своего ресурса Источник: составлено автором
В соответствии с Жилищным кодексом РФ, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома и в том числе лифтового оборудования распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.
Таким образом, в приватизированных домах за содержание лифтов отвечают собственники лифта и несмотря на предпринимаемые государством меры для формирования класса собственников жилья, положение в данном направлении остается социально напряженным, поскольку ситуация усугубляется крайне низкой платежеспособностью большей части населения РФ.
Лифт является наиболее дорогостоящим оборудованием в здании, и малообеспеченные граждане, к которым, к сожалению, в нашей стране можно отнести и пенсионеров не в состоянии оплатить капитальный ремонт жилья и замену лифта.
Следует отметить, что среднерыночная стоимость нового лифтового оборудования и услуг по его замене и монтажу на 2012 год составляет 1,5-2 млн. руб.
Расчет ориентировочных затрат семьи на замену одного лифта в зависимости от этажности приведен в табл. 3.
Таблица 3. Рассчет ориентировочных затрат семьи на замену
одного лифта
Этажность здания 9 12 17 19 25
Ориентировочные затраты одной семьи, тыс. руб. 50,0 37,5 26,5 23,7 18,0
Источник: автор
Так например, в 12 этажном жилом доме, расходы одной семьи в этом случае составят в среднем 30-45 тыс. рублей.
При этом, по данным Росстата среднемесячная начисленная заработная плата в январе 2012г. составила 23746 рублей, а средний размер трудовых пенсий составил 9 093 руб. Доля безработных в общей численности экономически активного населения составляет ориентировочно 7-8%, доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляет ориентировочно 13%.
В этой связи сумма 20 тыс. рублей для семейного бюджета является очень значительной, 30-45 тыс. рублей - сумма недоступная для большей части населения.
Одним из механизмов временного решения данной проблемы было создание фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Федеральным законом 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Однако, фонд не смог существенно повлиять на кризисное состояние отрасли и постоянное продление его деятельности создает определенные препятствия для формирования класса ответственных собственников жилья. Данную ситуацию можно охарактеризовать как нерыночную, поскольку собственники жилья лишены возможности выбирать устанавливаемый лифт, исходя из его потребительских характеристик и качеств, а также стоимости.
Фонд по своей сути стал лишь отсрочкой развала ЖКХ, а эффективные и доступные схемы, по которым обслуживание и капитальный ремонт жилищно-коммунального хозяйства смогут эффективно проводиться в будущем на постоянной основе так и не были разработаны.Не были разработаны и эффективные схемы финансирования замены выработавших свой ресурс лифтов.
Именно разработка таких схем инвестирования на настоящем этапе является наиболее актуальным вопросом функционирования лифтового хозяйстваи замены отработавших свой ресурс лифтов на новые. Решение данной проблемы должно послужить мощным стимулом развития, как лифтового хозяйства, так и лифтостроительного производства.
Существует несколько возможных вариантов схем инвестирования:
- кредитная схема;
- лизинговая схема;
- схема с использованием накопительных платежей;
- государственное субсидирование.
Сущность кредитной схемы состоит в том, что поставка и работы по монтажу нового лифтового оборудования производятся на средства банка-кредитора.
Основным преимуществом данной схемы является возможность получения в пользование лифтового оборудования, не дожидаясь полного накопления средств. К недостаткам следует отнести необходимость выплаты кредита и процентов по кредиту. При этом итоговая стоимость лифтового оборудования для собственника может вырасти в несколько раз. Следует отметить и практическую сложность и непрозрачность при реализации данной схемы, возможные трудности при получении кредита.
При замене лифта с использованием лизинговой схемы в роли лизингодателя выступает банк или лизинговая компания, которые покупают у поставщика лифт и услуги по монтажу и передают лизингополучателю в пользование. Лизингополучатель при этом до окончания срока действия договора и перехода права собственности на лифтовое оборудование обязуется регулярно осуществлять лизинговые платежи лизингополучателю.
В связи с несовершенством и пробелами правового законодательства в данной сфере, на практике при использовании кредитной и лизинговой схем для замены лифтового оборудования может возникнуть множество правовых и практических проблем.
Помимо этого, лифтовое оборудование обладает низкой ликвидностью в качестве залога по кредитному договору, поскольку его демонтаж и перепродаже достаточно сложнореализуемы и отличаются высокой стоимостью. При этом у большинства собственников отсутствует иное обеспечение. Все это создает дополнительные риски для банков.
Схема с использованием накопительных платежей подразумевает аккумулирование фондов формируются путем ежемесячных отчислений в составе коммунальных платежей на специальных счетах. Величина отчислений должна рассчитываться исходя из установленного техническим регламентом срока эксплуатации лифта (25 лет) пропорционально величине жилой площади каждого собственника. По истечении срока эксплуатации лифта и выработки им своего ресурсам производится замена лифтового оборудования с оплатой из средств накопительного фонда.
К недостаткам данной схемы следует инфляцию и высокие риски хищения либо нецелевого использования средств управляющей компанией.
Таблица 4. План полного перехода инвестирования замены лифтового оборудования за счет собственника
Год до 2014 г. 2015 2020 2025 2030 2033 2034
Доля инвестирования государством, % 100% 95% 70% 45% 20% 5% 0%
Доля инвестирования собственниками, % 0% 5% 30% 55% 80% 95% 100%
По мнению автора, в связи с высокой стоимостью лифтового оборудования, услуг по его монтажу и демонтажу, а также низкой платежеспособностью населения в настоящее время в стране не созданы условия для полного перехода отрасли на инвестирование замены и капитальных ремонтов лифтового оборудования за счет собственников.
Автором составлен долгосрочный поэтапный план полного перехода инвестирования замены лифтового оборудования за счет собственника до 2034 года (табл.4).
Таким образом,в настоящее время участие государства в инвестировании капитальных ремонтов и замены лифтового оборудования, а также во внедрении эффективных механизмов управления жилищно-коммунальным и лифтовым хозяйством является обяза-
тельным, поскольку без государственных ресурсов реализация данной работы не представляется возможной.
Литература:
1. Конституция РФ
2. Федеральный закон Российской Федерации от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»
3. Новая концепция вертикального транспорта (НКВТ), реализуемая НП «СРО «МОЛП»
4. Сводом правил СП 54.13330.2011 Здания жилые многоквартирные, актуализированная редакция СНиП 31-01-2003
5. Статистические данные Федеральной службы государственной статистики
АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА1
Аникина И.Д., к.э.н., доцент, заведующий кафедрой корпоративных финансов и банковской деятельности Волгоградского
государственного университета Карибов А.П., к.э.н., доцент кафедры мировой и региональной экономики Волгоградского государственного университета
В статье рассмотрены прямые и косвенные методы и инструменты государственного стимулирования корпоративной социальной ответственности российских компаний, сделан вывод о несистематическом и поверхностном характере используемых мер.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, методы и инструменты стимулирования.
ANALYSIS OF FINANCIAL INSTRUMENTS TO PROMOTE SOCIAL ACTIVITIES OF RUSSIAN BUSINESS
Anikina I., Ph.D., associate Professor, Head of Department Corporate Finance and Banking, Volgograd State University Caribov A., Ph.D., associate Professor of global and regional economies, Volgograd State University
The article describes the direct and indirect methods and instruments of state stimulation of the corporate social responsibility of Russian companies, concluded patchy and superfïcial nature of the measures used.
Keywords: corporate social responsibility, methods and instruments of stimulation.
Одним из направлений развития Российской Федерации на со- альных проектов совместно с федеральными или местными орга-
временном этапе является формирование рынка социальных услуг. нами власти. Косвенные методы связаны со стимулированием
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития социальной ответственности при помощи экономических рыча-
России на период до 2020 года2 подчеркивается необходимость оп- гов воздействия, а также признания вклада в развитие корпора-
тимизации отношений между бизнесом и обществом, которая при- тивной социальной ответственности. В данном случае речь идет
нимает форму социальных инвестиций, направленных на раскры- о лоббировании со стороны государства интересов представите-
тие творческого потенциала человека, его постоянное самосовер- лей бизнеса, которые не только соблюдают все законодательно
шенствование и развитие. По сравнению с зарубежной практикой предусмотренные обязательства, но и принимают на себя дополна становление корпоративной социальной ответственности в на- нительные социальные обязанности. Среди прямых методов воз-
шей стране оказывает воздействие узкий круг заинтересованных действия, применяемых на практике в нашей стране, можно вы-
сторон. Незначительны роль местного сообщества и влияние инве- делить принятие ряда законодательных документов, регулирую-
сторов (посредством проведения операций на фондовом рынке), а щих предпринимательскую деятельность в социальной сфере, а
социальные инвестиции чаще всего осуществляются благодаря вли- именно, Налоговый и Трудовой кодексы Российской Федерации,
янию государства или требованиям зарубежных инвесторов. Пред- ФЗ-№ 7 «Об охране окружающей среды» и другие. При этом
приниматели в России признают, что механизмы «общественного необходимо отметить, что в настоящее время не существует Фе-
влияния на бизнес, находящиеся в распоряжении общественных дерального Закона, регулирующего отношения в сфере корпора-
организаций, крайне ограничены»3. В результате, основное воздей- тивной социальной ответственности, также законодательно не
ствие на функционирование делового мира страны оказывает госу- закреплена обязанность публикации нефинансовой отчетности
дарство. Это относится и к стимулированию корпоративной соци- для организаций (в том числе и государственных), что сдержи-
альной ответственности предприятий. Возможные к применению вает процесс создания условий для социального инвестирована практике методы государственного регулирования корпоратив- ния. Что касается системы софинансирования проектов совмес-
ной социальной ответственности можно разделить на прямые и тно с государственными органами власти, то она существует в
косвенные методы (рис. 1). стране в форме государственных частных партнерств (ГЧП), од-
Прямые методы предполагают закрепление обязанностей нако здесь существуют свои проблемы. Начало развития систе-
бизнеса перед обществом в виде уплаты налогов, выполнения мы государственного частного партнерства в России связывают
нормативов по охране окружающей среды, публикации социаль- с принятием в 2005 году закона «О концессионных соглашени-
ной отчетности, а также вовлечения в софинансировании соци- ях»4, а в регионах первыми законы о ГЧП были приняты в Томской
1 Статья выполнена при поддержке гранта РГНФ N 12-12-34003 «Развитие институтов социальной ответственности бизнеса как фактор посткризисной модернизации региональной экономики»
2 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р.
3 Доклад о социальных инвестициях в России - 2008 / под общ. ред. Ю. Е. Благова, Е. А. Ивановой. - М.: Ассоциация Менеджеров, 2008. - С.21.
4 Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 25.04.2012) «О концессионных соглашениях» // иКЬ: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=128916;dst=4294967295;md=0.11702529434114695;from=117209-0 (дата обращения: 10.08.2012).