Научная статья на тему 'Проблема интеллектуального развития школьников с позиций когнитивной науки'

Проблема интеллектуального развития школьников с позиций когнитивной науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ПРОДУКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глебова М.В.

В статье рассматривается проблема повышения качества современного школьного образования за счет активизации интеллектуального развития учащихся, описывается роль исполнительных функций («executive functions») в формировании и развитии познавательных психических процессов. Обоснование необходимости преобразования системы умственного воспитания в школе строится на анализе существующих противоречий педагогического процесса, соотносится с теоретико-эмпирическими данными когнитивной психологии. Обсуждается вопрос о необходимости разработки современных психолого-педагогических методов развития продуктивного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема интеллектуального развития школьников с позиций когнитивной науки»

Проблема интеллектуального развития школьников с позиций когнитивной науки

Глебова Марина Владимировна,

кандидат педагогических наук, заместитель начальника Управления образования администрации города Прокопьевска, mvg.office@mail.ru

В статье рассматривается проблема повышения качества современного школьного образования за счет активизации интеллектуального развития учащихся, описывается роль исполнительных функций («executive functions») в формировании и развитии познавательных психических процессов. Обоснование необходимости преобразования системы умственного воспитания в школе строится на анализе существующих противоречий педагогического процесса, соотносится с теоретико-эмпирическими данными когнитивной психологии. Обсуждается вопрос о необходимости разработки современных психолого-педагогических методов развития продуктивного мышления. Ключевые слова: исполнительные функции, интеллектуальное развитие, познавательные психические процессы, продуктивное мышление, метод обучения.

о

Е

в) ^

о

0 ^

01 Z

Введение

В условиях современного мирового развития возрастает роль интеллектуальных ресурсов в структуре человеческого капитала, который приобретает ключевое значение в контексте политики модернизации общества. Важнейшими задачами образовательных систем становятся: интенсификация интеллектуального развития личности и воспроизводства высококвалифицированой рабочей силы. Сегодня очевидно, что во многом, благодаря эффективной системе образования, можно добиться увеличения человеческого капитала государства, закрепить его сильные позиции на мировой арене посредством глобализационных процессов.

Согласно индексу глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) в рейтинге стран мира по показателю экономической конкурентоспособности Россия занимает 43 место из 140 [1]. В рейтинге эффективности национальных систем образования, измеряющем достижения стран мира в сфере образования по версии британской компании Pearson, наша страна находится на 34 позиции из 50 [2]. Уровень эффективности систем образования в странах мира оценивается по методике исследовательской компании The Economist Intelligence Unit по двум основным группам показателей: когнитивные навыки и уровень образования.

Международные сопоставимые данные свидетельствуют о недостаточной подготовленности системы формального образования в России к функционированию в условиях экономики «знаний» и информационной цивилизации.

Выводы когнитивистики уже сегодня занимают значительное место во многих разделах современной психологической науки, в частности нейропсихологии, теории искусственного интеллекта, психологи личности, социальной психологии, специальной и прикладной психологии, но в педагогической теории и практике используются явно недостаточно.

Актуальность проблемы исследования определяется необходимостью решения психолого-педагогической задачи повышения степени умственного развития школьников путем их качественного обучения. Это в значительной степени обусловлено вызовами новой технологической реальности и возросшими требованиями к использованию интеллектуальных ресурсов российских

граждан в сложившейся социально-экономической ситуации.

К сожалению, обучение в современных общеобразовательных учреждениях России традиционно ориентировано на передачу знаний, умений и навыков учащимся. При этом развитие и формирование интеллектуального потенциала личности как самостоятельная проблема в отечественной педагогической теории и практике прямо никогда не ставилась. При разработке многих программ учебных дисциплин и методов обучения на разных этапах развития личности слабо или вовсе не учитываются психологические закономерности процесса познания и интеллектуального развития личности. Процесс получения нового знания учащимися, полный сложностей и противоречий, остается в стороне; учащиеся усваивают знания в «готовом виде», что не сообразуется с законами психического, в частности, умственного развития.

Процесс обучения в современной школе также идет недостаточно успешно, несмотря на усилия педагогов и внедрение образовательных стандартов нового поколения, ориентированных на результат образования, в том числе на интеллектуальное развитие школьников. Возрастает существенное противоречие между постоянно увеличивающимся объемом учебной информации и ограниченным временем обучения.

Таким образом, в современной общеобразовательной школе возник целый ряд противоречий, не позволяющих эффективно решать задачи обучения и воспитания подрастающего поколения. Проблема развития познавательных психических процессов, поиск путей активизации продуктивной умственной деятельности и развития творческого мышления приобретает особую актуальность.

Изученность проблемы. Рассматриваемая проблема влияния

«исполнительных функций», как процессов высокого уровня, на регуляцию целенаправленной познавательной деятельности субъекта и контроль других когнитивных функций, несмотря на значительный объем данных, в настоящее время сохраняет много пробелов в изученности. В зарубежных и отечественных исследованиях нет единства по вопросу точного состава исполнительных функций и направлений их развития. Нуждаются в дальнейшем исследовании и обосновании многоплановые связи между когнитивными функциями, в частности, вниманием, интеллектом и тормозным контролем. Недостаточность исполнительных функций может объяснять отдельные аспекты слабой учебной успеваемости и социально-эмоциональной компетентности учащихся. В теоретической педагогике вопрос исследования закономерностей учебного процесса с позиций когнитивной науки и нейропсихологии изучен недостаточно. В педагогической практике, в образовательных технологиях достижения современной психологии и когнитивной науки не находят должного отражения.

Целесообразность разработки заявленной тематики касается, в первую очередь, перспектив

интеллектуального развития школьников, их творческого потенциала на основе современных достижений когнитивной психологии и нейронауки. Во-вторых, разработка темы с позиций междисциплинарного подхода, по нашему мнению, позволит определить наиболее вероятные пути разрешения возникших противоречий в современной системе образования. К таким путям мы относим проектирование содержания образования в соответствии с принципом научной подачи информации в рамках конкретных дисциплин и применение в практике обучения современных психолого- педагогических методов, учитывающих работу мозга на разных этапах взросления.

Научная новизна проведенного исследования состоит:

— в углублении понимания роли исполнительных функций в развитии познавательных психических процессов, продуктивного мышления как основы для реализации творческого потенциала личности;

— разработке психолого-педагогического аспекта проблемы интеллектуального развития школьников путем их качественного обучения на основе методов развития продуктивного мышления, которые учитывают специфику работы мозга на разных этапах взросления.

Цель данной работы - углубить понимание того, как исполнительные функции развиваются и влияют на формирование познавательных психических процессов, развитие интеллектуальной деятельности человека, с учетом актуальных теоретических аспектов и эмпирических данных, и обосновать пути совершенствования педагогической системы.

Теоретическая значимость работы заключается в постановке проблемы преобразования умственного воспитания в современной общеобразовательной школе на основе развития продуктивного мышления, во внесении вклада в развитие общей педагогики в виде разработки теоретических аспектов совершенствования педагогической системы на основе перевода результатов междисциплинарных исследований (когнитивистики, психологии, нейронауки) в образовательную практику образовательного учреждения.

Практическая значимость связана с возможностью использования результатов исследования в разработке модулей системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, в части модернизации содержания и технологий преподавания предмета, кейс-методов обучения студентов педагогических вузов.

Основная часть

Когнитивная психология при моделировании интеллектуальной деятельности использует набор понятий, характеризующих познавательные способности: оперативная память, долговременная память, эмоциональная память, внимание, восприятие, язык и метакогнитивные процессы (мета-

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

о

Е

в) ^

о

01 Z

когниции, метапознание, метакогнитивный опыт, метакогнитивные способности).

Зарубежные исследования когнитивной сферы активно оперируют понятием «executive functions», которое в российских источниках часто переводится как «исполнительные функции» [3].

Этот термин, в понимании зарубежных коллег, описывает исключительные психические возможности (когнитивные способности), являющиеся высшими функциями мозга. Они необходимы для управления мышлением и речью, эмоциональной сферой психики, умственной деятельностью, поведенческими реакциями, способностями к обучению и рассуждениям.

Несмотря на то, что этот термин приобрел статус новой психологической реальности, единый критерий, четко описывающий его границы, в настоящее время не определен, что не позволяет провести четкую дифференциацию этого понятия от других групп психических явлений.

В зарубежной нейропсихологии под исполнительными функциями понимают набор высокоуровневых познавательных процессов, необходимых для когнитивного контроля за целенаправленным поведением, а также планирования и мотивации деятельности [4]. Исполнительные функции определяют стиль умственной деятельности, управляют поведенческими реакциями, выбором типа взаимодействия индивида с окружающей средой, репродуктивного или продуктивного характера такого взаимодействия.

Как показано в исследованиях Munakata Y., Snyder H.R, Chatham C.H., базовые исполнительные функции - рабочая память и тормозной контроль, закладывают основу для функционирования и развития более сложных функций [5]. Развитие этих базовых функций активно происходит в дошкольном возрасте, когда начинает развиваться когнитивная гибкость, формируются целеполага-ние и планирование познавательной деятельности. Уровень развития исполнительных функций предсказывает первые симптомы невнимания и гиперактивности дошкольников.

В предподростковом и подростковом возрасте исполнительные функции продолжают активно развиваться: вербальная память, целенаправленность поведения, селективное внимание, стратегическое планирование и организационные умения. В возрасте около 15 лет происходит существенное усиление контроля внимания, мозг становится более интегрированным.

В работах Polderman T.J. c соавторами выдвигает предположение о том, что наличие у детей проблем с вниманием связано с нарушением исполнительных функций, в частности тормозного контроля. Наличие корреляции внимания и тормозного контроля было установлено во всех школьных возрастах, а проблемы внимания и интеллекта - в 9 и 12 лет [6].

Нарушение исполнительных функций может объяснять худшую академическую успеваемость и социально-эмоциональную компетентность учащихся [7,8].

Отечественными исследователями также проводится изучение влияния исполнительных функций на развитие познавательных психических процессов. В лонгитюдных исследованиях детей, адаптирующихся к детскому саду, и подростов были получены результаты, касающиеся генетического вклада в когнитивный контроль, которые согласуются с данными, имеющимися в мировой литературе [9;10]. На выборке детей раннего и школьного возраста показана волнообразность взаимосвязей между компонентами контроля поведения: эмоциональными, когнитивными и волевыми [11].

Исполнительные функции обеспечивают формирование процессов психической регуляции (мотивации, целеполагания, контроля, процессов принятия решений, волевого и эмоционального восстановления) и познавательных психических процессов (ощущений, восприятий, памяти, воображения и мышления). Как процессы высокого уровня исполнительные функции принимают участие в организации других, базовых психических процессов.

В педагогической практике взаимосвязь психических процессов наблюдается наиболее отчетливо. Если в процессе обучения делать акцент на концентрации, сосредоточенности внимания, то неизбежно улучшается память обучаемых. Развитие памяти улучшает показатели репродуктивного мышления, которое, в свою очередь, влияет на производительность творческого мышления и улучшает дивергентные характеристики умственной деятельности [12, с. 139].

В рамках проведенного нами исследования особенностей организации учебного процесса в средней общеобразовательной школе, влияния методов обучения, содержания и форм учебно-познавательной деятельности учащихся на развитие их продуктивного мышления, изучения профессиональной подготовленности учителей к решению проблемы интенсификации умственного воспитания школьников, было установлено следующее:

— школьники в процессе учебно-познавательной деятельности решают в основном упрощенные по своему смысловому содержанию задачи, которые могут быть выполнены на сравнительно низких уровнях мыслительных возможностей; учебный процесс ориентирован преимущественно на репродуктивную умственную деятельность учащихся;

— содержание, формы и методы обучения в целом не ориентированы на развитие постепенно развивающейся интеллектуальной активности школьников;

— построение содержания учебных дисциплин в результате постоянного изменения учебных программ не соответствует принципу научной подачи информации, в результате чего у школьников не формируется понятийное мышление;

— педагогическая деятельность учителей не ориентирована на развитие продуктивного мыш-

ления школьников, необходимого для формирования когнитивной гибкости и реализации творческого потенциала личности, психологическая составляющая педагогического знания крайне низка.

В исследовании принимали участие 500 учащихся 10-11 классов и 150 учителей общеобразовательных школ г. Прокопьевска.

При изучении качества профессиональной подготовки учителя к решению проблемы интеллектуального воспитания школьников, мы рассматривали психологический аспект целостной педагогической деятельности.

Анализ полученных результатов показал, что собственно психологические знания (у 53% респондентов они на низком уровне) в превращенной форме педагогического воздействия по существу не работают, не включаются, что иллюстрируется низким уровнем профессионально ориентированных психологических знаний (у 57% респондентов) и основных психологических умений (не сформированы у 73% респондентов). Результаты диагностики позволяют утверждать, что качество подготовки современного учителя к решению задачи интенсификации интеллектуального развития школьников находится на низком уровне.

В целом по всем когнитивным показателям творческого мышления старшеклассников отмечается уровень продуктивной умственной деятельности ниже среднего. Однако, более высокие показатели творческого мышления по фактору «гибкость» свидетельствуют о достаточно высокой степени приспособляемости, адаптивности интеллекта и способности к изменению личностных установок, принципов, способов мышления школьников.

Для уточнения интеллектуально-логических и интеллектуально- эвристических характеристик мыслительной деятельности учащихся нами была использована методика педагогической оценки и самооценки творческих способностей личности, основанная на методе независимых характеристик.

Трехмерная оценка интеллектуально-логических и интеллектуально-эвристических способностей позволила определить ведущие и наименее развитые интеллектуальные качества и сформированность у старшеклассников важнейших умственных операций (таблицы 1,2).

Полученные результаты диагностики творческих способностей отражают общую картину развития мышления: слабую сформированность логических и эвристических качеств интеллектуальных способностей старшеклассников независимо от профиля обучения.

Достоверность и обоснованность результатов обусловлены междисциплинарной научно-теоретической базой исследования, значительностью по объему выборки старшеклассников и учителей общеобразовательных учреждений, экспериментальным подтверждением научных выводов исследования при реализации теоретических положений в педагогической практике.

Таблица 1

Обобщенная оценка актуального уровня развития творче-

Творческие способности Обобщенная оценка Ранг

Мотивационно-творческая активность и направленность личности 6,45 1

Интеллектуально-логические способности 6,00 4

Интеллектуально-эвристические способности 6,15 3

Мировоззренческие свойства (качества) личности, способствующие успешной творческой деятельности 5,92 5

Нравственные личности свойства (качества) 5,9 6

Способности самоуправлению личности к 6,25 2

Коммуникативно-творческие способности 6,00 4

Эстетические свойства (качества) личности, способствующие успешности творческой деятельности 6,00 4

Индивидуальные особенности личности 5,9 6

Таблица 2

Ведущие и наименее развитые интеллектуальные качества

Творческие способности Ведущие качества Наименее развитые качества

Интеллектуально-логические Умение выделять главное Анализ и синтез Описание явлений и процессов Систематизация и классификация Объяснение Определение понятий Доказательство, обоснование

Интеллектуально-эвристические Фантазия, воображение Сообразительность, оперативность памяти Независимость суждений Генерирование идей Видение противоречий, проблем Критичность мышления Способность к использованию аналогий, продуктивность ассоциаций

Методология

При написании данной статьи использовались данные теоретических и эмпирических исследований конструкта «исполнительные функции» с целью разработки психолого-педагогического аспекта проблемы интенсификации умственного воспитания в современной школе. В ходе исследования применялись теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение и интерпретация фактов, диагностические методы (тестирование, анкетирование).

Результаты

Исполнительные функции обладают большим управляющим потенциалом: они обеспечивают и регулируют многие виды сознательной деятельности, в том числе психические процессы мышления, контроля памяти, концентрации внимания и когнитивного торможения. Этот потенциал реализуется при целеполагании и планировании интеллектуальной деятельности, регулировании продуктивного умственного процесса при выборе нестандартных решений ситуаций, возникающих в опыте. Префронтальная кора, которая обеспечивает ком-

о о и и т

г

т

О

т э

т

й А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X £ т О

х

0

т О

01

и

А

ы о

и А

X X т

плексное управление умственной деятельностью и двигательной активностью в соответствии с первичной фазой управления (генеральное целепола-гание, древо целей) и внутренним планированием продолжает развиваться в течение трех первых десятилетий жизни.

Исполнительные функции обеспечивают формирование процессов психической регуляции (мотивации, целелеполагания, контроля, процессов принятия решений, волевого и эмоционального восстановления) и познавательных психических процессов (ощущений, восприятий, памяти, воображения и мышления).

Содержательный аспект регуляции управляющих функций, на наш взгляд, включает сознательное управление комплексом познавательных функций высокого уровня, к которым можно отнести:

• распознавание перцептивных образов, слов, невербальных символов, звуковых паттернов;

• знаково-символическое мышление;

• кратковременную и долговременную память;

• процессы внимания;

• поведение человека, стиль его взаимодействия с окружающей средой. [13, с. 330].

Как процессы высокого уровня исполнительные функции принимают участие в организации других, базовых психических процессов. Теоретически они могут быть рассмотрены как самостоятельные функции, но в процессе продуктивной мыслительной деятельности они всегда будут интегрированы в другие психические процессы и вовлечены во многие формы поведения. Мышление не есть независимая и самодостаточная функция: его развитие всегда связано с общим развитием ребенка. Среди всех интеллектуальных функций мышление оказывается максимально подверженным влиянию школьного обучения. Восприятие и память, активное внимание и знания - необходимые условия мышления, которому принадлежит ведущая роль в процессе умственного воспитания школьников.

Процесс мышления, являясь активной творческой функцией, развивается и эволюционизирует в процессе разрешения противоречий, трудных проблем в познавательной деятельности.

Результаты нейробиологических исследований подтверждают, что головной мозг наиболее активно формируется и развивается до 20-летнего возраста человека (формируется нейронная сеть, укрепляются синапсы). После 20-25 лет этот процесс идет медленнее, более прецизионно, дополняя деталями фундамент, который был заложен к 20 годам [13].

Как убеждают многочисленные психолого-педагогические исследования, в том числе прове-"о денные нами, влияние школы на мышление ре-,о бенка достигает максимума в подростковый пери-е> од. В старшем школьном возрасте мышление чув-® ствительно к противоречиям, оперирует противо-о положностями относительными понятиями, фор-Ц мирование которых, как было показано еще в ра-

ботах П.П. Блонского, происходит поздно [14]. Поэтому обучение старшеклассников должно быть проблемным, проводиться с использованием методов психологической активизации интеллектуальной активности. Построение учебных дисциплин, их содержательное наполнение, должно быть основано на принципе научной подачи информации.

Решение проблемы совершенствования системы обучения в общеобразовательной школе связано, на наш взгляд, с междисциплинарной разработкой и внедрением современных психолого-педагогических методов развития продуктивного мышления, учитывающих специфику работы мозга на разных этапах взросления. Широкими возможностями психолого- педагогической активизации интеллектуальной деятельности обладает разработанный и апробированный нами словесно-логический метод обучения, который способствует овладению учащимися методом научного познания, эффективен в развитии логической культуры мышления школьников и формирования их понятийного мышления. Данный метод позволяет решить наиболее существенное противоречие учебного процесса: между постоянно возрастающим объемом знаний и ограниченным временем обучения (за счет обобщения, логического структурирования учебного материала, интенсификации процесса обучения) [15].

Выводы

Исполнительные функции обладают большим управляющим потенциалом: они обеспечивают и регулируют многие виды сознательной деятельности, в том числе психические процессы мышления, контроля памяти, концентрации внимания. Этот потенциал реализуется при целеполагании и планировании интеллектуальной деятельности, регулировании продуктивного умственного процесса при выборе нестандартных решений ситуаций, возникающих в опыте.

Несмотря на вариабельность конструкта «исполнительные функции», которые регулируют и управляют когнитивными процессами и познавательной деятельностью субъекта, в его структуре можно выделить основные способности: оперативную память, гибкость мышления, контроль внимания, когнитивное торможение.

Недостаточность исполнительных функций можно объяснить причины, отдельные аспекты, слабой учебной успеваемости и социально-эмоциональной компетентности учащихся.

В современной школе реальный педагогический процесс противоречит объективным психологическим законам процесса познания и интеллектуального развития личности. Знания учащимися усваиваются в «готовом виде», оставляя в стороне сложный и противоречивый процесс получения нового знания, что не сообразуется с законами психического, в частности умственного развития.

Проведенное исследование доказывает наличие сложной диалектической взаимосвязи логической и психологической сторон процесса продуктивной умственной деятельности, отражающих

единство репродуктивного и продуктивного мышления. Развитие логического мышления школьников старшего возраста влияет на развитие творческого мышления и продуктивность их умственной деятельности. Кроме того, качественный рост репродуктивной составляющей мышления оказывает стимулирующее воздействие на развитие процессов памяти. Психологическая природа продуктивного мышления обусловлена системно-динамическими процессами разрешения противоречий в познавательной деятельности. Поэтому для интенсификации интеллектуального развития учащихся учебный процесс необходимо ориентировать в направлении овладения методами научного познания, которые развивают устойчивую мотивацию к творческой деятельности, направлены на познание сущности изучаемых предметов, способствуют самостоятельности и рефлексивной саморегуляции мышления.

Словесно-логический метод обучения способствует овладению учащимися методом научного познания, эффективен в развитии логической культуры мышления школьников и формирования их понятийного мышления; позволяет решить наиболее существенное противоречие учебного процесса: между постоянно возрастающим объемом знаний и ограниченным временем обучения.

Педагогическая деятельность учителя - важнейший фактор интенсификации учебного процесса. От целенаправленности педагогического труда, от того, как будет организована учебно-познавательная деятельность учащихся в рамках конкретных дисциплин и на основе их междисциплинарных связей, на какие методы обучения будет ориентирован учебный процесс, насколько разноплановым и системно выстроенным будет содержание образования, зависит прогресс в интеллектуальном развитии учащихся.

Педагогическая деятельность учителей в современной массовой школе не ориентирована на развитие продуктивного мышления учащихся, необходимого для формирования когнитивной гибкости и реализации творческого потенциала личности, психологическая составляющая педагогического знания крайне низка. Очевидно, что проблема интенсификации умственного развития школьников не может быть решена без учета в образовательной практике данных современной когнитивной науки и без организации специальной подготовки педагогических кадров в системе высшего педагогического и дополнительного профессионального образования.

Заключение

В условиях становления информационного общества интеллектуальный капитал личности превращается в базовый ресурс развития социума, поэтому перед общеобразовательной школой России стоит приоритетная задача: интенсификация интеллектуального развития учащихся, развития их творческого потенциала путем качественного преобразования педагогической системы и умственного воспитания подрастающего поколения. Эффективное решение этой социально-

педагогической задачи требует переосмысления закономерностей педагогического процесса с учетом данных когнитивных наук и повышения психологической компетентности педагогических кадров средней общеобразовательной школы.

Литература

1. Индекс глобальной конкурентоспособности. Гуманитарная энциклопедия: Исследования [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006-2019 (последняя редакция 23.04.2019) URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index/info

2. Рейтинг эффективности национальных систем образования. Гуманитарная энциклопедия: Исследования [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006-2019 (последняя редакция 23.04.2019) URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-index-of-cognitive-skills-and-educational-attainment/info

3. Алексеев А.А., Рупчев Г.Е. Понятие об исполнительных функциях в психологических исследованиях: перспективы и противоречия [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. № 4 (12). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 14.05.2018г).

4. Diamond, A. «Executive functions». Annual Review of Psychology. 2013. Р.135-168.

5. Munakata Y., Snyder H.R., Chatham C. H. Developing Cognitive Control: Three Key Transitions//Current Directions in Psychological Science. 2012. No. 21. P. 71-77.

6. Polderman T.J., de Geus E.J., Hoekstra R.A. et al. Attention problems, inhibitory control, and intelligence index overlapping genetic factors: a study in 9-, 12-, and 18-year-old twins//Neuropsychology. 2009. May. No. 23 (3). P. 381-391.

7. Burnett A.C., Scratch S.E., Anderson P.J. Executive function outcome in preterm adolescents//Early Human Development. Vol. 89. No. 4. 2013. P. 215-220.

8. Виленская Г.А. Исполнительные функции: природа и развитие // Психологический журнал. 2016, том 37, № 4, с. 21-31.

9. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. М.: МГУ, 1962, 1969; М.: Академический проект, 2000. 512 с.

10. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. Москва, "Медицина", 1975.

11. Ахутина Т.В., Горина Е.Ю. Оценка функций программирования и контроля у первоклассников: нейропсихологическое обследование, анализ ошибок на письме, опросник BRIEF/Жультурно-историческая психология. 2011. № 3. С. 105-113.

12. Глебова М.В. Влияние управляющих систем мозга на развитие высокоуровневых когнитивных функций // Theoretical & Applied Science. 2018.№ 5 (61). С. 327-330.

13. Stuss D.T. New approaches to prefrontal lobetesting // Miller B.L., Cummings J.L. (Eds.). The Human Frontal Lobes: functions and disorders. N.Y.: Guilford Press. 2007. P. 292-306.

о о ш n m 5 m

О m n m й А

X £ m

О

x О m

0

01 n А

ы о

Ш А X X m

14. Блонский П.П. Память и мышление. - 3-е изд. М.: URSS, 2018, 208 с.

15. Глебова М.В. Умственное воспитание школьников: содержательные аспекты // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т.3, № 3. С. 130-145.

Problem of intellectual development of school-age children

with the positions of cognitive science Glebova M.V.

Department of education Prokopyevsk city Administration Prokopyevsk

The article discusses the problem of improving the quality of modern school education by enhancing the intellectual development of school-age children, describes the role of executive functions in the formation and development of cognitive mental processes. The author's justification for the need to transform the system of mental education in the school is based on the analysis of the contradictions of the real pedagogical process and correlates with the theoretical and empirical data of cognitive psychology. As part of an interdisciplinary approach, discusses the need to develop modern psychological and pedagogical methods for the development of productive thinking. Keywords: executive functions, intellectual development, mental education, cognitive mental processes, productive thinking, teaching method.

Referenses

1. Global Competitiveness Index. Humanitarian Encyclopedia: Research [Electronic resource] // Center for Humanitarian Technologies, 2006-2019 (last revised 04/23/2019) URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index/info

2. Rating of the effectiveness of national education systems. Humanitarian Encyclopedia: Research [Electronic resource] // Center for Humanitarian Technologies, 2006-2019 (last revised 04/23/2019) URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-index-of-cognitive-skills-and-educational- attainment / info

3. Alekseev A.A., Rupchev G.E. The concept of executive functions

in psychological research: prospects and contradictions [Electronic resource] // Psychological research: electron. scientific journal 2010. No. 4 (12). URL: http://psystudy.ru (accessed date: 05/14/2018).

4. Diamond, A. (2013) «Executive functions». Annual Review of

Psychology. Р.135-168.

5. Munakata Y., Snyder H.R., Chatham C. H. Developing Cognitive

Control: Three Key Transitions//Current Directions in Psychological Science. 2012. No. 21. P. 71-77.

6. Polderman T.J., de Geus E.J., Hoekstra R.A. et al. Attention

problems, inhibitory control, and intelligence index overlapping genetic factors: a study in 9-, 12-, and 18-year-old twins//Neuropsychology. 2009. May. No. 23 (3). P. 381-391.

7. Burnett A.C., Scratch S.E., Anderson P.J. Executive function outcome in preterm adolescents//Early Human Development. Vol. 89. No. 4. 2013. P. 215-220.

8. Vilenskaya G.A. Executive functions: nature and development //

Psychological Journal. 2016, Volume 37, No. 4, p. 21-31.

9. Luria A. R. Higher cortical functions of a person: and their disturbances in local brain lesions / R.A. Luria - M.: Demand Book, 2012. 512 a

10. Anokhin P.K. Essays on the physiology of functional systems. Moscow, "Medicine", 1975.

11. Akhutina T.V., Gorina E.Yu. Evaluation of programming and control functions in first graders: neuropsychological examination, analysis of errors in writing, BRIEF questionnaire // Cultural-historical psychology. 2011. No 3. S. 105-113.

12. Glebova M.V. The influence of brain control systems on the development of high-level cognitive functions // Theoretical & Applied Science. 2018.No 5 (61). S. 327-330.

13. Stuss D.T. (2007) New approaches to prefrontal lobetesting // Miller B.L., Cummings J.L. (Eds.). The Human Frontal Lobes: functions and disorders. N.Y.: Guilford Press. P. 292-306.

14. Blonsky P.P. Memory and thinking. - 3rd ed. M .: URSS, 2018, 208 p.

15. Glebova M.V. Mental education of school-age children: substantial aspects // Bulletin of the Leningrad State University. A.S. Pushkin. 2014. V. 3, No. 3. S. 130-145.

о

E

e> ^

о

(4

SI

Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.