Наука, культура и образование на грани тысячелетий
В.С. КОЗЬМИН кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры истории и философии Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова*
Проблема интеллекта в современном техногенном обществе
В статье рассматривается феномен интеллекта в мире современных информационных и компьютерных технологий, исследуется природа эмоционального, социального и искусственного уровней интеллекта. Рассматриваются позитивные и негативные факторы влияния интеллектуальных компьютерных технологий на интеллект человека.
Ключевые слова: интеллект, интеллектуальные компьютер-ные технологии, информационные технологии, искусственный интеллект, социальный интеллект, эмоциональный интеллект.
Kozmin V.S. The problem of intelligence in the modern tech-nogenic society. The subject of the article is the study of the phenomenon of the intelligence in the world of information and computer technology. The article reveals the nature of the emotional, social and artificial levels of intellect. We consider the positive and negative factors of the influence of intelligent computer technology on human intellect.
Keywords: intelligence, intellectual computer technology, informational technology, artificial intellect, social intellect, emotional intellect.
В современном обществе быстрыми темпами происходят глобальные процессы, ведущие к трансформации всех основных сфер его жизнедеятельности. Главным источником этих преобразований является современная промышленная революция, связанная со становлением нового технологического уклада в качестве основы для возникновения
* Козьмин Валерий Семенович, e-mail: [email protected]
техногенной цивилизации. Результаты революционных преобразований в экономике, технике, обществе и культуре делают актуальными такую сферу исследования, как феномен человеческого интеллекта, его функций и области применения в качестве ориентира и средства усвоения больших массивов информации.
Развитие современных компьютерных технологий ведет к появлению новых видов как естественных, так и искусственных потребностей Человека, требующих более развитого интеллекта. Средствами для удовлетворения данных служат новые интеллектуальные компьютерные технологии, воздействующие на человеческое мышление.
Мировоззрение современного общества является ареной борьбы различных систем ценностей и стереотипов мышления. Возникает ситуация, когда, по крылатому выражению Г. Гегеля, «разум становится неразумным». Развитие информационных и компьютерных технологий сопровождается ростом таких негативных явлений, как новые формы мистики и суеверий, компьютерная зависимость, киберпреступность, снижение стремления к творческому мышлению, давление СМИ на сознание человека и т. п. Возникают новые кризисные явления, представляющие угрозу самому человеческому существованию. Судьба человека и общества начинает все больше зависеть от способности человеческого мышления осмыслить эти угрозы и найти новые подходы к осознанному и рациональному решению возникших проблем1.
Современная цивилизация представляет собой высокотехнологическое общество, возникшее на базе цифровых, информационных и компьютерных технологий. Ведущее место в нем занимают устройства с искусственным интеллектом, робототехника, бионика и производство материалов с заданными свойствами. Результатом этих процессов являются возникновение новых технологий в сфере экономики, образования и духовной жизни и использование социального и искусственного интеллекта. Они оказывают решающее воздействие на изменения духовного, социального и когнитивного мира человека, его мировоззрение и мыслительные способности.
1 Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума.М.: Изд. МНЭПУ, 2000. -224 с.
Исследование природы человеческого интеллекта, его места и роли в современной техногенной цивилизации определяется бурным ростом информационных потоков и их
влиянием на человека и общество, развитием и использо-
1
ванием интеллектуальных компьютерных систем .
Современные информационные технологии являются причиной формирования нового образа мира, изменений в социальной, производственной и гуманитарной сферах общества и оказывают влияние на человеческий интеллект. Это ведет к созданию мира искусственной виртуальной реальности в личном и социальном бытии человека .
Информационно-компьютерные технологии усиливают интеллектуальный потенциал современного общества. Они способствуют решению проблем, связанных с управлением массовыми коммуникациями, и ведут к изменениям в природе человеческого интеллекта.
Изучение проблемы интеллекта предполагает: 1) его определение как способности разума Человека; 2) раскрытие природы индивидуального, социального, искусственного интеллекта; 3) изучение зависимости интеллекта от современных технологий.
«Интеллект» - это: 1) ум, рассудок, разум, понимание; 2) мыслительная способность; 3) уровень умственного развития Человека. В содержание понятия «интеллект» входит способность мышления осознавать, понимать и направлять отражаемые в сознании человека законы и правила поведения; систематизировать информацию; контролировать и использовать ее в своей деятельности.
Интеллект - это выражение способности мышления к рациональному, логическому познанию мира человеком, его умение абстрактно мыслить и понимать суть вещей, планировать свою деятельность, выдвигать и решать возникающие проблемы. Интеллект является опорой разума и способом решения конкретных задач в процессе теоретической и практической деятельности индивидов или общества.
1 Ивлева М.И. Информационно-экологические ориентиры в концепции "транссубъективного" (на примере философии С.А. Аскольдова) // Человеческий капитал, 2014, № 12(72), с. 89-92.
2 Корнилова И.М. Исторический опыт подготовки кадров народного хозяйства в национальных республиках Поволжья (1918-1991 гг.) Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Калмыцкий гос. ун-т". М., 2009.
Интеллект - это философское и научное понятие, включающее различные виды и уровни проявления мыслительных способностей человека на разных этапах его функционирования и целенаправленное решение возникающих проблем.
На уровне психологии интеллект как феномен мышления находит выражение в виде «индивидуального («личного или эмоционального») интеллекта», воплощающего физиологические особенности нервной системы конкретного человека.
На социальном уровне выделяют «социальный интеллект» («коллективный разум»). Он связан со сферой общественного, коллективного сознания и с конкретными социальными отношениями и правилами поведения людей.
В современном обществе важное место занимает «искусственный интеллект» как феномен развития информационно-компьютерных технологий и робототехники. Актуальность данной проблемы связана с необходимостью изучения влияния информационно-компьютерных и социальных технологий на эмоциональный, социальный и искусственный уровни интеллекта.
1. «Эмоциональный (личный) интеллект» - вид интеллекта, связанный с воздействием на психику Человека, его эмоции и поведение потоков информации со стороны средств массовых коммуникаций и информационно-компьютерных технологий.
Термин «эмоционально-социальный интеллект» вошел в научную литературу по психологии в 90-х гг. Он обозначил совокупность индивидуально-личных и межличностных способностей, навыков и умений Человека, объединяющих и направляющих его поведение.
«Эмоциональный интеллект» рассматривался как основа и подструктура «социального интеллекта». Он служит для обозначения способности Человека отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать информацию как указание цели для мышления и действий. Задача эмоционального интеллекта - быть средством поиска выхода из сложных ситуаций, служить основой решения важных психологических и личных проблем и способом реализации поставленных целей1.
1 Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Пер. с англ. М.: АСТ Москва; Владимир: ВКТ, 2009. - 478 с.
Термин «эмоциональный интеллект» соединяет в себе понятия «эмоции» и «интеллект», выражает взаимосвязь эмоций с рациональным познанием. Эмоции - это реакции нашего организма на воздействие раздражителей из внешней и внутренней среды, которые находят выражение в субъективных переживаниях, чувствах, экспрессивном поведении и физиологическом возбуждении. Интеллект - это общая способность психики, мышления и разума к понятийному, рациональному познанию. «Эмоциональный интеллект» включает в себя ментальную способность Человека к осознанному пониманию эмоций и управлению ими. Он связан с реакцией психики субъекта на информацию о личных и коллективных процессах в виде наложения эмоций на рациональную деятельность.
Иерархическая структура эмоционального интеллекта содержит как «интеллект индивида» (эмоциональная компетентность субъекта деятельности), так и «интеллект личности» (эмоциональная креативность субъекта).
В структуре эмоционального интеллекта также выделяют «внутри- личностный интеллект», который ориентирован на собственные эмоции и «межличностный интеллект», направленный на эмоции других людей. Их взаимосвязь образует «интегральный интеллект» как совокупность умственных способностей Человека к обработке эмоциональной и чувственной информации, а также личных знаний и умений, связанных с эмоциональной сферой1 .
Эмоциональный интеллект расширяет наши представления о том, что значит быть «умным человеком». Развитый эмоциональный интеллект связан с эффективным социальным, коллективным поведением Человека как личности. Он позволяет людям с невысокими интеллектуальными показателями, но достаточно развитыми субъективными эмоциональными способностями преуспевать в жизни. И, наоборот, люди с высоким интеллектом, но низкими эмоциональными показателями могут утрачивать шансы на успех, так как взаимодействие их мыслей оказывается неконструктивным, без связи и подкрепления чувствами2.
1 Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. М.: Изд. «Аспект Пресс», 2007, с. 328.
2 Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб.: БХВ-Петер-бург, 2012, с. 107.
Использование средств массовой информации в современном обществе, применение информационно-компьютерных, цифровых и социальных технологий ведет к появлению как негативных, так и позитивных проблем в функционировании эмоционального интеллекта.
Во-первых, негативное влияние электронных средств на сознание человека связано с утратой стремления и навыков самостоятельного мышления, а также со снижением его эмоционального интеллекта. Люди перестают тренировать свой мозг как раньше, при чтении больших линейных текстов. Усвоение информации происходит через потоки новостей в ТВ, видеоклипы, рекламу и социальные сети. Это ведет к снижению у Человека аналитических способностей мозга и формированию «клипового» мышления.
Позитивные эмоциональные моменты в усвоении информации связаны с явлением пластичности нашего мозга и его приспособлением к изменению ситуации. Его основой являются смена потоков и информации, увеличение скорости и объема ее дозирования и фильтрации. Возникают такие новые способности, как: навыки «скакать по заголовкам», умение одновременно отслеживать разные виды информации и делать разные дела, возрастание концептуального усвоения смыслового, сжатого содержания текста.
Во-вторых, быстрое и широкое использование молодежью современных гаджетов, интернета, методов программирования ведет к более быстрому, чем у родителей, позитивному усвоению навыков их применения, становится привычным и естественным. В обществе происходит переход от традиционной схемы обучения «родители - дети» к схеме «дети - родители», когда старшее поколение вынуждено прибегать к помощи детей, чтобы компенсировать свое негативное эмоциональное состояние из-за своего неумения пользоваться цифровыми технологиями.
В-третьих, негативный эмоциональный момент связан с заменой реального, «живого общения» между людьми контактами в интернете и социальных сетях, хотя это общение становится быстрым и доступным. Утрачивается умение «читать» мимику других людей, чувствовать их интонации, находить общий язык без опоры на вербальные средства. Возникает несоответствие в эмоциональных реакциях между участниками общения в мире виртуальной и реальной действительности.
2. Термин «социальный интеллект» обозначает одну из форм проявления мыслительных способностей человека, связанную с его интеллектуальной деятельностью в сфере общественного сознания («коллективного разума»), социальных отношений и поведения людей. Его предназначение - рационально осознанное понимание, управление, регламентирование и контроль межличностного поведения отдельных индивидов и социальных групп в обществе. Социальный интеллект - это залог успешной социализации личности в обществе под влиянием всего комплекса культурных приоритетов, образования и воспитания, характерных для данной социальной системы.
Активный характер социального интеллекта связан с влиянием на интеллектуальные способности личности потребности в приобретении навыков коллективного общения для решения важных социальных проблем, от которых зависит само существование общества1: голод, войны, эпидемии, становление государства, отношение к собственной истории, освоение новых территорий и т. д. Социальный интеллект может существовать в форме некоего «коллективного разума», «гласа народа», единого «общественного мнения», «общей идеи и мифологии», осознания «общности своего существования, истории», не зависящих от воли отдельного, конкретного индивида. Он находит проявление в виде разумного, целесообразного и контролируемого подхода в массовом общественном сознании к решению собственных, жизненно важных проблем. Так как общественные отношения регламентируются и контролируются различными видами социальных систем (политических, юридических, религиозных, экономических и др.), то они являются порождением и отражением воздействия социального интеллекта отдельных индивидов как личностей, входящих в данное общество2.
Решающее воздействие на развитие, специфику и проблемы социального интеллекта оказывает использование социальных технологий. Термин «технологии» связан с обозначением совокупности технических средств процессов, а также методов и способов их использования в целенаправленных практических действиях. Социальные техно-
1 Железнякова С.И. Профессионализация и социальная адаптация молодежи // Точки над Ё, 2014, № 2(11), с. 27-31.
2 Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. А.В. Лисина, Д.В. Ушакова. М.: Ин-т психологии РАН, 2004. - 176 с.
логии служат механизмами решения сложных социальных проблем на основе законов планирования, управления социальными процессами и контроля за ними. Они включают: знание средств, методов и способов организации социальной деятельности, их влияние на поведения отдельных людей и социальных групп.
Социальные технологии необходимы там, где в обществе возникает необходимость в активных, целенаправленных
действиях для решения важных проблем, где ставится об-
1
щая цель и выдвигается конкретный план ее реализации . Специфика социальных технологий в том, что действующими лицами являются люди: конкретные индивиды и социальные группы, государства и цивилизации. Они выступают источником и фактором революционных перемен в обществе, влияют на скорость протекания социальных процессов, ведут к смене социальных приоритетов. Успешное влияние социальных технологий на все сферы общества связано с уровнем востребованности социального интеллекта, его активным характером и готовностью к использованию2.
Ведущая роль развития социального интеллекта в обществе определяется степенью влияния информационно-компьютерных технологий на создание новой культуры.
В формировании социального интеллекта ведущее место занимает стремление людей соответствовать новым требованиям информационного общества. Они активно используют в своей деятельности современные виды и технологии получения информации: интернет, ТВ, радио, мобильную связь и компьютеры, кинематограф, прессу и др. Применение информационно-компьютерных технологий в современной системе образования, развитие «медиаобра-зования ведет к ускоренной интеллектуализации всех систем в обществе, к возникновению новых профессий, требующих специалистов с высоким уровнем интеллектуаль-
3
ной подготовки» .
1 Корнилова И.М. Высшее образование России в условиях рыночной экономики в XXI веке // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, 2016, № 2(86), с. 15-19.
2 Галухин А.В. Концепция форм знания П. Хирста: когнитивно-эпистеми-ческая матрица общего образования // Социально-гуманитарные знания, 2018, № 4, с. 66-82.
3 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М.: ГУВШЭ, 2006. - 608 с.
Функционирование социального интеллекта порождает ряд проблем, связанных с возрастными, национальными, культурными и профессиональными различиями и особенностями деятельности различных социальных групп.
Во-первых, уровень социального интеллекта зависит от особенностей формирования и развития мыслительной деятельности и интеллектуальных способностей личности в различных возрастных группах.
Детство - первоначальный период в формировании социального интеллекта человека, его социализации и становления как личности, который в основном связан с передачей социальных навыков от родителей к ребенку, от школы к ученику1. Социальный интеллект взрослого человека менее подвержен негативному воздействию со стороны общества в нестандартных жизненных ситуациях, если у него в детстве не было развития способности к самостоятельной работе мысли при решении важных проблем.
Во-вторых, существует прямая связь между особенностями развития социального интеллекта у разных народов (национальный менталитет) и качеством развития их социальных систем, преобладанием рационализма в управлении обществом.
Если конкретная нация (ее общественное сознание) не способна рационально выявить стратегию своего развития, сформулировать ее цель, не обладает политической и экономической организацией, высокой культурой, то она обречена на стагнацию и исчезновение. Страны и народы, которые наделены высоким коллективным интеллектом и имеют хорошую социальную память, осознают свое место в истории и способны дать эффективное решение проблем, возникающих в обществе.
В-третьих, уровень социального интеллекта зависит от сложившейся в обществе системы, включающей культуру обучения и передачи знаний, норм морали и профессиональных навыков, оценку состояния экономической системы, обеспечивающей жизнь людей.
Основой наследования социального интеллекта будущими поколениями является культурологический подход. Он
1 Сидоренко Л.П. Возможности научной работы со студентами и трудности проверки их работы в среде е-!еагп1пд // Преподаватель в среде е-!еагп1пд. Сб. докладов и тезисов Форума. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2014, с. 137-141.
должен как обеспечить сохранение преемственности в передаче традиций, так и служить опорой в использовании
современных технологий в процессе производства, образо-
1
вания и воспитания .
В-четвертых, уровень социального интеллекта в обществе связан со спецификой и видами основных профессий, характерных для данного общества.
Степень развития интеллектуальных способностей человека, уровень его образования связаны с владением конкретными профессиями и зависят от их сложности, требований к их усвоению. Интеллект человека в сфере сельского хозяйства, торговли и услуг, транспорта, охранной деятельности в среднем ниже, чем интеллект людей, занятых в научной деятельности, преподавании, финансовой практике, сфере высоких технологий2.
3. Термин «искусственный (компьютерный) интеллект» обозначает существование интеллекта в сфере современных компьютерных и цифровых машинных технологий.
Природа человека биосоциальна, а его интеллектуальные способности есть результат естественной биологической и социальной эволюции. Искусственный интеллект -это результат научно-технического развития и носит, поэтому, вторичный, производный по отношению к деятельности человека, характер. Мышление рассматривается как определенный тип вычисления на основе ЭВМ и компьютерного моделирования.
Развитие естественного и искусственного интеллекта связано с рядом отличий, обусловленных уровнем развития информационно-компьютерных технологий3.
1 Скатерщикова А.В., Таран В.А. Предпринимательство и бизнес как социальные феномены // VI Найденовские чтения. Инновационные процессы и культура предпринимательства на потребительском рынке товаров и услуг. Международная научно-практическая конференция. Сб. научных статей преподавателей, аспирантов и студентов: В 2 ч. / Под ред. Ю.В. Ра-гулиной; Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы, 2014, с. 159-161.
2 Козьмин В.С. Социальный интеллект и медиаобразование в современном обществе // Социальная антропология: Сб. статей международной научно-практической конференции 12 окт. 2017 г. М.: ФГБОУ ВО РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2017, с. 144-146.
3 Гавриш В.Д. Генетические основы и некоторые особенности коммуникативных практик // Социальная антропология: интеграция наук. Сб. научных статей по итогам Международной научной конференции. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2017, с. 216-219.
Во-первых, интеллект человека включает: абстрактные, идеальные, субъективные и объективные целостные образы реальности, состояния эмоциональной напряженности, опытное знание и творческие идеи. Компьютерный интеллект лишен таких возможностей и механизмов. Функция ЭВМ сводится к логическому преобразованию знаков, знаковых структур и отношений между ними, представленных специальными формализованными языками и реализуемые электронными устройствами машины.
Во-вторых, мозг человека оперирует понятиями на основе диалектической логики и генетических и социально-культурных кодов, которые не могут быть формализованы. ЭВМ производят вычисления на основании законов формальной логики.
В-третьих, в работе человеческого мозга большое значение имеют бессознательная деятельность, интуиция и творчество. Они не могут быть формализованы, так как работа ЭВМ основана на компьютерных программах, а не использует аналоги иррациональных связей в мозгу человека.
Компьютерные программы функционируют исключительно на базе аналогий интеллектуальных процессов в мозгу человека, а также аппаратного моделирования реальности с помощью искусственных языков.
К основным программам искусственного интеллекта относят: 1) создание компьютеров, способных выполнять функции, традиционно относимые к области интеллектуальной деятельности человека; 2) попытки создания модели самого интеллекта человека на основе моделирования мозгового субстрата (нейрокомпьютеры); 3) создание искусственных
самообучающихся устройств, способных к собственной
1
эволюции .
В современном техногенном обществе актуальный характер приобретает решение проблемы автоматизации возрастающих потоков перерабатываемой информации на основе развития «интеллектуальных компьютерных технологий» (ИКТ). Основной целью применения ИКТ является создание различных искусственных систем для усиления и
1 Соколов Е.Н., Вайткявичюс Г.Г. Нейроинтеллект: от нейрона к нейрокомпьютеру. М.: Наука, 2007.
расширения интеллектуальных и функциональных возможностей Человека1.
Во-первых, это создание все большего числа «суперкомпьютеров», решающих такие сложные вычислительные задачи, которые не могут быть решены обычными компьютерами и поэтому управляются другими компьютерами.
Во-вторых, создание интеллектуальных «систем поддержки» процессов принятия решений, которые призваны обработать большие потоки информации и обеспечить «человека-оператора» вариантами принятия правильных действий в экстремальных ситуациях.
В-третьих, конструирование робототехнических интеллектуальных систем, которые способны заменить человека для работы в опасных для жизни условиях2.
Другим приоритетом в развитии искусственного человека является моделирование основных функций организма человека и создание их компьютерных аналогов.
Воспроизведение функции «зрения» в ИКТ позволяет создавать видеоизображения объектов на мониторах. Моделирование функции «слуха» связано с компьютерной расшифровкой звуков окружающей среды и позволяет голосом управлять компьютером. Моделируется и функция «обоняния», используя датчики и анализаторы. Функция «осязания» воспроизводится на основе сенсорного управления компьютером. Функцию «вкуса» возможно моделировать в компьютере на основе использования химических анализаторов, способных различать химический состав вещества.
Новая искусственная виртуальная реальность, создаваемая на основе ИКТ, порождает ряд опасений: 1) существует страх создания такого «суперинтеллекта», который может не только отнять у человека смысл его существования, полностью заменить его, но и уничтожить человечество; 2) распространена тревога и в связи с возможностью утраты человеком своего естественного тела, а также полной замены его искусственными органами, превращение его в киборга; 3) существуют страхи, связанные с возможностью исчезновения большинства традиционных профессий под влиянием развития ИКТ; 4) присутствуют и опасения, что
1 Новикова ЕЮ. "Экономический человек": быть и иметь // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия, 1996, № 6, с. 19-29.
2 Девятков В.В. Системы искусственного интеллекта / Ред. И.Б. Федоров. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. - 352 с.
распространение виртуальных форм общения приведет к снижению качества естественного интеллекта под влиянием воздействия на него негативного содержания средств массовой информации.
Позитивная оценка влияния развития ИКТ на личный и социальный мир Человека связана с их ролью как вспомогательных инструментов и средств, усиливающих возможности удовлетворения его потребностей1. Они служат для освобождения Человека от рутинного, механического труда и направлены на развитие его интеллектуальных способностей, помогающих решать его личные и социальные проблемы.
1 Ponizovkina I. Social myth in modern society // Proceedings of the 2016 3rd International Conference on Education, Language, Art and Inter-cultural Communication (ICELAIC 2016) Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Xiamen, 2017, c. 648-653.