Бушмелева Н. А., Разова Е. В. Проблема интеграции учебного процесса с научной и инновационной деятельностью в системе высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -№ 8 (август). -0,3 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2016/16163.htm.
ДРТ 16163 УДК 378.14
Бушмелева Наталья Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры фундаментальной информатики и прикладной математики, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров па [email protected]
Разова Елена Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры фундаментальной информатики и прикладной математики, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров еу [email protected]
Проблема интеграции учебного процесса с научной и инновационной деятельностью в системе высшего образования
Аннотация. Статья посвящена проблеме объединения учебного процесса с научной и инновационной деятельностью в системе высшего образования. В ней предложены некоторые общие идеи и решения поставленной проблемы, результатом реализации которых станет быстрая адаптация существующей системы подготовки в вузе, достаточно развитой, но консервативной, к современным требованиям и повышение эффективности образовательного процесса в целом. Ключевые слова: образование, учебный процесс, научная деятельность, инновационная деятельность.
Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Главная задача современного образования состоит в обеспечении его качества на основе сохранения фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям человека, общества и государства.
В современных социально-экономических условиях существенно изменились требования к молодым специалистам, их технической компетентности, способности ориентироваться в возрастающих информационных потоках, умению создавать работоспособные команды из людей. Профессионал должен уметь разрабатывать стратегии, осуществлять перспективное планирование. С точки зрения работодателя квалификацию выпускника - молодого профессионала характеризуют, с одной стороны, профессиональные знания и умения, с другой - такие качества, как инициативность, способность к сотрудничеству, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, умение оценивать ситуацию, логически мыслить, осуществлять эффективный поиск необходимой информации, отбирать ее и использовать.
В настоящее время существует методика оценки качества подготовки студентов-выпускников, но она, главным образом, направлена на проверку у них знаний по отдельным дисциплинам учебного плана и умений по их применению в типовых предметных ситуациях.
Подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире, ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию требуют корректировки целей, содержания, методов и форм обучения и воспитания, организации совместной деятельности преподавателя и студента. Образование должно внедрять, использовать, развивать механизмы инновационной деятельности, формировать у студентов навыки нахождения нестандартных способов решения жизненно
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ББГ»! 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный >курнал
Бушмелева Н. А., Разова Е. В. Проблема интеграции учебного процесса с научной и инновационной деятельностью в системе высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -№ 8 (август). -0,3 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2016/16163.htm.
важных проблем, должно способствовать превращению творчества в норму и форму существования современного человека.
Определенное подспорье в последние годы оказывает освоение так называемого компетентностного подхода как способа выведения образовательного процесса на качественно новый, более высокий уровень [1]. Однако сегодня пока не существует общих предложений и решений, в полном объеме реализующих задачи развития образования в части объединения учебного процесса с научной и инновационной деятельностью, что, несомненно, должно способствовать повышению эффективности образовательного процесса в целом.
Анализ современного процесса обучения студентов показывает, что организация образовательного процесса в высшем образовании носит модульный характер. Содержание подготовки студентов включает в себя:
1) модуль фундаментальной теоретической подготовки, рассчитанный на реализацию в течение первых двух лет обучения на направлениях бакалавриата и включающий изучение курсов циклов гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин;
2) модуль профессиональной подготовки, реализуемый на 3-ем и 4-ом курсах обучения и содержащий дисциплины общепрофессионального и специального циклов, завершающийся защитой выпускной квалификационной работы с присвоением квалификации бакалавра;
3) модуль специальной инновационной подготовки, завершающийся в течение двух лет обучения в магистратуре с присвоением квалификации магистра и обеспечивающий формирование системы компетенций, необходимых студенту-выпускнику в будущей профессиональной, в том числе и научно-исследовательской деятельности.
При интеграции учебного процесса с инновационной и научной деятельностью основной целью должно стать качественное изменение личности студента по сравнению с традиционной системой, развитие умения мотивировать свои действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления.
Переход к глобальному информационному обществу, социально-экономические потребности настоящего и будущего требуют не только и не столько организационных нововведений, сколько изменения в методологии, содержании и технологиях организации обучения и воспитания на разных ступенях высшего образования. Образование должно обладать способностью к опережающему развитию, отвечать интересам общества, конкретной личности и потенциального работодателя.
Для решения этих задач необходим пересмотр состава учебных дисциплин, корректировка их содержания, введение новых учебных предметов, отвечающих современным требованиям науки и образования, постоянного поиска новых организационных форм и эффективных технологий обучения и объективного контроля качества образования. При этом образование должно быть связано с организациями-работодателями, базами практик более тесно, чем традиционное, т.к. предполагает обучение в процессе получения новых знаний - за счет интеграции фундаментальной науки, учебного процесса и реального производства. Для этого необходимо:
- повысить научный уровень фундаментальных и прикладных разработок и их инновационную эффективность преподавателей за счет объединения научно-исследовательской, инновационной и учебной деятельности в рамках учебных дисциплин;
- обеспечить взаимодействие фундаментальной и прикладной науки с учебным процессом на всех его этапах, включая использование результатов совместных
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Бушмелева Н. А., Разова Е. В. Проблема интеграции учебного процесса с научной и инновационной деятельностью в системе высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -№ 8 (август). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16163.htm.
научно-исследовательских работ, производственной и преддипломной практики в лекционных курсах;
- улучшить качественный состав профессорско-преподавательских кадров, привлечение квалифицированных сотрудников организаций-работодателей к чтению избранных лекций, спецкурсов и руководству курсовыми и выпускными квалификационными работами, магистерскими диссертациями, практикой студентов, магистрантов и стажировкой аспирантов;
- повысить уровень учебной и методической работы путем создания новых учебников, учебных и методических пособий, в которых делается акцент на объединение фундаментальных научных исследований и учебного процесса;
- развить материально-технической базы для учебной, научно-исследовательской и инновационной творческой деятельности студентов и преподавателей;
- организовать эффективное сетевое взаимодействие с иными научными и образовательными организациями для разработки образовательных программ нового поколения, обеспечения студенческой мобильности;
Необходимо заметить, если в процессе обучения студента в первые четыре года произойдет глубокое освоение унифицированных модулей фундаментальной теоретической и практической подготовки, то это позволит студенту варьировать свою дальнейшую подготовку в рамках системы родственных направлений и специальностей различных (а не только своего!) высших учебных заведений. Студенты смогут успешно осваивать модули специальных инновационных дисциплин, будут более мобильными, а также будут соблюдены их права свободного выбора формы, места, темпа обучения.
Кроме этого, использование средств электронного доступа, возможностей создаваемой обязательно по современным нормативным требованиям в каждом вузе электронной образовательной среды позволяют эффективно управлять образовательным процессом, а также способствует объединению учебного процесса с научной и инновационной деятельностью.
Это произойдет, если в вузе будет:
- создана единая информационная среда для студентов и преподавателей;
- создана единая база информации об участниках научных исследований и обеспечен доступ к ней;
- обеспечен дистанционный контакт между участниками научных исследований;
- создан архив существующих публикаций преподавателей и студентов и обеспечен доступ к нему;
- создана возможность организации тематических форумов по направлениям проводимых научных исследований.
При таком подходе к организации процесса обучения в высшем учебном заведении в условиях многоступенчатости образования станет возможной быстрая адаптация существующей системы подготовки в вузе, достаточно развитой, но консервативной, к современным требованиям. Кроме того, она будет эффективно сочетаться с применением новых и перспективных информационных и телекоммуникационных технологий в образовании, введением единых стандартов качества образования, развитием академической мобильности студентов.
Ссылки на источники
1. Бушмелева Н. А., Разова Е. В. Компетентностный подход в современном математическом образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 16. - С. 51-55. - URL: http://e-koncept.ru/2014/64211.htm.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Бушмелева Н. А., Разова Е. В. Проблема интеграции учебного процесса с научной и инновационной деятельностью в системе высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -№ 8 (август). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16163.htm.
Natalya Bushmeleva,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Fundamental Informatics and Applied Mathematics, Vyatka State University, Kirov na [email protected] Elena Razova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Fundamental Informatics and Applied Mathematics, Vyatka State University, Kirov ev [email protected]
The problem of integrating the educational process with the research and innovation activities in higher education
Abstract. The article is devoted to the educational process of association with the research and innovation activities in higher education. It offered some general ideas and solutions of the problem, the result of the implementation of which will be the rapid adaptation of the existing system of training in high school, a well-developed, but conservative to modern requirements and increase the efficiency of the educational process as a whole. Keywords: education, educational process, scientific activity, innovative activity. References
1. Bushmeleva N. A. & Razova E. V. (2014) Kompetentnostnyj podhod v sovremennom matematicheskom obrazovanii // Koncept. T. 16. P. 51-55. URL: http://e-koncept.ru/2014/64211.htm.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 21.08.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 24.08.16
Принята к публикации Accepted for publication 24.08.16 Опубликована Published 29.08.16
ISSN 2304-120Х
9 7 7 2 304 120 166
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 ©Бушмелева Н. А., Разова Е. В., 2016