Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ РОССИЙСКОГО ВУЗА'

ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ РОССИЙСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Образцов П.И., Санкова Е.А.

В статье рассматривается проблема интеграции иностранных студентов в образовательную среду российского вуза, анализируются подходы к этой проблеме современных ученых, исследуются трактовки понятий «образовательная среда» и «интеграция». Предлагается решение проблемы интеграции путем адаптации иностранных студентов к российской образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Образцов П.И., Санкова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF INTEGRATION OF FOREIGN STUDENTS INTO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE RUSSIAN UNIVERSITY

The article considers the problem of integrating foreign students into the educational environment of a Russian university, analyzes the approaches of modern scientists to this problem, examines the interpretation of the concepts “educational environment” and “integration”. The authors propose the solution to the problem of integration by adapting foreign students to the Russian educational environment.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ РОССИЙСКОГО ВУЗА»

УДК 378 ОБРАЗЦОВ П.И.

доктор педагогических наук, профессор, кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: kind@orel.ru САНКОВА Е.А.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра географии, экологии и общей биологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: alena7orel@yandex.ru

UDC378 OBRAZTSOV P.I.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Technologies of Psychological, Pedagogical and Special Education, Orel State University E-mail: kind@orel.ru SANKOVA E.A.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Geography, Ecology and General Biology,

Orel State University E-mail: alena7orel@yandex.ru

ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ РОССИЙСКОГО ВУЗА

THE PROBLEM OF INTEGRATION OF FOREIGN STUDENTS INTO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

OF THE RUSSIAN UNIVERSITY

В статье рассматривается проблема интеграции иностранных студентов в образовательную среду российского вуза, анализируются подходы к этой проблеме современных ученых, исследуются трактовки понятий «образовательная среда» и «интеграция». Предлагается решение проблемы интеграции путем адаптации иностранных студентов к российской образовательной среде.

Ключевые слова: интеграция, иностранные студенты, образовательная среда, адаптация.

The article considers the problem of integrating foreign students into the educational environment of a Russian university, analyzes the approaches of modern scientists to this problem, examines the interpretation of the concepts "educational environment" and "integration". The authors propose the solution to the problem of integration by adapting foreign students to the Russian educational environment.

Keywords: integration, foreign students, educational environment, adaptation.

На протяжении последних десятилетий в российских вузах активно ведется подготовка иностранных студентов. Количество иностранных обучающихся является одним из ведущих показателей в межвузовском рейтинге. На современном этапе глобализации во всех сферах общества, в том числе и в образовании, подготовка иностранных граждан в вузах России становится все более актуальной.

Согласно принятому в 2017 году приоритетному проекту «Экспорт образования», количество иностранных студентов, которые обучаются по очной форме в российских вузах, должно вырасти с 2017 года до 2025 года в 3,5 раза. При этом доход от их обучения планируется увеличить в 5 раз [9]. Также в соответствии с национальным проектом «Образование» количество иностранных обучающихся в российских вузах в 2024 г. будет увеличено до 435 тыс. [6]. В связи с этой перспективой особое значение приобретают вопросы интеграции иностранных студентов в образовательную среду российских вузов.

Понятие «образовательная среда» трактуется в различных источниках по-разному. Например, А. Лактионова придерживается определения, что образовательная среда представляет собой психолого-педагогическую реальность, которая включает в себя

определенные созданные условия с целью формирования личности, в том числе перспективы для ее развития в русле социальной и пространственно-предметной сферы [5, с. 46].

По мнению Е.Ю. Васильевой, образовательная среда вуза является упорядоченной целостной совокупностью компонентов, которые, интегрируясь и взаимовлияя друг на друга, создают предпосылки и возможности для адресного и эффективного применения педагогического потенциала этой среды в целях совершенствования и развития личности в вузе. [1, с. 77].

В своем исследовании И. Чириков и Н. Малошонок отмечают, что Российским вузам необходимо совершенствовать образовательную среду. Они исходят из того, что качественная образовательная среда вуза обусловливает продуктивное взаимодействие обучающихся и педагогов, усиливает взаимодействие студентов друг с другом, мотивирует к активному обучению, гарантирует обратную связь, учитывает вариативность способностей и образовательных траекторий [7].

М.Н. Кожевникова в своей работе дает такое определение образовательной среды российского вуза: «пространственно и событийно ограниченное окружение иностранного обучающегося, специально организованное и функционирующее в рамках конкретного рос-

© Образцов П.И., Санкова Е.А. © Obraztsov P.I., Sankova E.A.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

сийского вуза» [4, с. 25]. Далее она конкретизирует это определение. По ее мнению, эта среда является множеством взаимосвязанных элементов, которые группируются в модули по нескольким функционально-целевым признакам: во-первых, пространственно-предметный, подразумевающий предметную или материальную наполненность вуза и окружающего его пространства; во-вторых, технологический, включающий в себя сочетание учебной и других видов деятельности, в том числе и образовательные технологии, направленные на всестороннее развитие студентов; в-третьих, организационный, определяющий детали организации учебного процесса, охватывающие особенности сотрудничества структурных подразделений учебного заведения между собой и со студентами; в-четвертых, социальныйили коммуникативный, представляющий собой пространство межличностной коммуникации между студентами и преподавателями, а также обучающихся друг с другом; в-пятых, информационный, предполагающий комплекс коммуникационно-информационных технологий, которые гарантируют доступ к информации о всех видах функционирования учебного заведения [4, с. 25-26].

Процесс интеграции иностранных студентов в образовательную среду интересует многих исследователей. Например, И.А. Гребенникова в своей работе отмечает, что «интеграция представляет собой завершающий этап процесса адаптации иностранных обучающихся в вузе. По ее мнению, интеграция является следствием единства культурного и ценностного содержания новой социокультурной среды и взаимодействующей с нею культуры. Она считает, что следствием интеграции выступает совершенствование культурной идентификации с новой культурой, опирающееся на собственную культурную принадлежность, а также становление би-культурализма. Согласно ее исследованию, интеграция способствует установлению позитивного отношения иностранных обучающихся к новой для них культуре» [2, с. 99].

Т. А. Захаренко рассматривает интеграцию как степень единства точек зрения, ориентации, принципов, взглядов участников группы по отношению к составляющим (объектам, процессам, проявлениям, представителям, образам, установкам и ценностям), которые наиболее важны для функционирования группы. Она указывает на то, что в области образования интеграция предполагает положительное активное общение сторон учебно-воспитательной сферы деятельности в микросоциуме. Автор отмечает, когда интеграция рассматривается как эмоциональная идентификация личности с группой и ее участниками, в этом случае она изучается в качестве аспекта групповой деятельности и определяется структура взаимодействия между участниками коллектива [3, с. 204].

Интересен подход к этому вопросу М.Н. Кожевниковой. Она указывает на то, что с одной стороны, интеграция - это системный процесс, предполагающий преобразование личностных качеств студента под влиянием показателей внешней среды. Она

предлагает исследовать этот процесс с различных сторон - общенаучной, социологической, психологической. А с другой стороны, интеграция в образовании также рассматривается учеными как дидактический принцип - в контексте обязательности интегративного подхода в обучении [4, с. 40]. В итоге она определяет понятие интеграции как «процесс совместимости коммуникативных, информационных, технологических, организационных и инфраструктурных ожиданий иностранных обучающихся с реальными условиями образовательной среды российского вуза при позитивных изменениях в эмоциональных реакциях, социальном поведении и учебной деятельности иностранных обучающихся; соответствия личностных и культурных смыслов обучающегося новой образовательной среде, отражающегося в достижении объективных и субъективных показателей интегрированности - эмоциональных, аксиологических, деятельностных» [4, с. 23-24]. Ею предложена национально ориентированная модель и педагогическая технология интеграции иностранных обучающихся в образовательную среду российского вуза [4].

Процесс интеграции иностранных обучающихся в российскую образовательную среду целесообразно рассматривать в адаптационном контексте. Особенно это касается психологического аспекта интеграции, а также социального и педагогического.

Приезжая учиться в Россию, иностранные граждане сталкиваются с новыми для себя условиями: климатическими, бытовыми, социокультурными, с образовательной средой вуза. На процесс адаптации иностранных студентов влияют следующие факторы:

- уровень знания русского языка;

- умение приспособиться к процессу обучения, новой системе оценок;

- способность вписаться в непривычную культурную среду и политическую систему;

- формирование социального взаимодействия с сокурсниками, профессорско-преподавательским составом, администрацией вуза;

- непривычные для иностранных обучающихся климатические и географические особенности России;

- необходимость приспособиться к самостоятельному существованию и отсутствию родственников;

- навык самообслуживания и умение справляться с материальными трудностями [10, с. 420].

Успешность процессов адаптации и интеграции иностранных студентов в образовательную вузовскую среду важны еще и потому, что на первом курсе формируется фундамент будущей профессиональной деятельности, закладываются жизненные ориентиры и отношение к учебе.

Решение проблемы интеграции студентов-иностранцев в образовательную среду российского вуза коррелирует, прежде всего, с их социальной адаптацией.

И.А. Гребенникова, исследуя механизм и факторы адаптации иностранных студентов, «рассматривает вопросы адаптации с позиций аксиологического подхода.

Этот подход описывает механизм адаптации к новой социокультурной среде, базируясь на отношении к ее ценностям. Автор отмечает, что адаптация иностранных обучающихся в вузе - это двусторонний процесс, который касается разных сторон - физиологической, социальной, психологической и педагогической. И задача высшего учебного заведения - помочь студенту включиться в структуру отношений непривычного социокультурного общества» [2, с. 98].

Она выделяет внутренние (психологические) и внешние (социально-педагогические) факторы адаптации.

К внутренним факторам отнесены: «база ценностей; присутствие общих ценностных мотивов в контактирующих культурах; языковая основа; степень коммуникативной подготовки иностранного обучающегося; стимул к преодолению коммуникационного барьера с представителями иной социокультурной среды; умение управлять фоновой информацией нового социума; интерес к получению профессионального образования в высшем учебном заведении России; психологические качества; удовлетворенность межличностным общением в студенческой группе и новом социуме; мотивация к самовыражению и самоутверждению в иной социокультурной среде; самоорганизация» [2, с. 99-

100]. Составляющие внешних факторов: «социокультурные основы нового общества; сходство и близость между культурами и ценностными устремлениями; образовательная среда высшего учебного заведения; иное языковое окружение; наличие коммуникации между участниками образовательного процесса: преподавателями, русскими и иностранными обучающимися; существование русских друзей; организация досуга иностранных студентов; присутствие в новой среде интересных занятий и увлечений; оказание помощи в проблемах, касающихся оформления документов, проживания, организации быта; наличие работы в России и вероятность трудоустройства в чужой стране» [2, с. 99-100].

В процессе адаптации в вузе, иностранные обучающиеся должны интегрироваться в иной социум и освоить новые для себя модели поведения, это нелегко. Возникающие адаптационные проблемы необходимо постепенно прорабатывать в ходе педагогического сопровождения.

Успешная адаптация и интеграция иностранных студентов в образовательную среду российского вуза позволяет им быстрее включаться в процесс обучения и ведет к повышению качества профессиональной подготовки.

Библиографический список

1. Васильева Е.Ю. Образовательная среда вуза как объект управления и оценки // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 4. С. 76-82. Доступ: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/52795/1/UM_2011_4_012.pdf (проверено 20.11.2021).

2. Гребенникова И.А. Адаптация иностранных студентов: механизм и факторы // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011. № 3. С. 98-100. Доступ: https://cyberleninka.ru/article/nadap1atsiya-mos1rannyh-studentov-mehanizm-i-faktory (дата обращения: 20.11.2021)

3. Захаренко Т.А. Социокультурная интеграция иностранных студентов [Электронный ресурс] // XVIII Международная конференция памяти проф. Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 19-20 марта 2015 г., г. Екатеринбург — Екатеринбург: [УрФУ], 2015. С. 203-209.

4. Кожевникова М.Н. Интеграция иностранных обучающихся в образовательную среду российского вуза на основе национально ориентированного подхода: дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.18. Москва, 2020. 357 с.

5. Лактионова Е.Б. Образовательная середа как условие развитие личности ее субъектов // Известия Российского государственного педагогического ун-та им. А. И. Герцена. 2010. № 128. С. 40-54.

6. Национальный проект «Образование». Министерство просвещения России. Доступ: https://strategy24.ru/rf/education/ projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (проверено 20.11.2021).

7. Образовательная среда российских вузов нуждается в совершенствовании // ИСОМ. 2015. №8. Доступ: https://cyberleninka. ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-rossiyskih-vuzov-nuzhdaetsya-v-sovershenstvovanii (дата обращения: 20.11.2021).

8. Образцов П.И. Основы профессиональной дидактики: Учебное пособие. Москва: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 288 с.

9. Приоритетный проект «Экспорт образования». - Правительство России. Доступ: http://government.ru/info/27864/ (проверено 20.11.2021).

10. Санкова Е.А. Теоретические подходы к обучению специальным дисциплинам иностранных студентов института естественных наук и биотехнологии // Материалы Международной научно-практической конференции «Путь в науку. Современная национальная экономика: молодые ученые - новый взгляд» (29-30 апреля 2021 года, г. Орёл) // под общей редакцией кандидата экономических наук Е. П. Лидинфа. - Выпуск I (7). Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2021. С. 417-425.

References

1. Vasilyeva E.Yu. The educational environment of the university as an object of management and evaluation // University Management: Practice and Analysis. 2011. No. 4. pp. 76-82. Access: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/52795/1/UM_2011_4_012.pdf (verified 20.11.2021).

2. Grebennikova I.A. Adaptation of foreign students: mechanism and factors // Humanitarian studies in Eastern Siberia and the Far East. 2011. No. 3. Pp. 98-100. Access: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-inostrannyh-studentov-mehanizm-i-faktory (verified 20.11.2021).

3. Zakharenko T.A. Socio-cultural integration of foreign students [Electronic resource] // XVIII International Conference in memory of Prof. L.N. Kogan "Culture, personality, society in the modern world: Methodology, empirical research experience", March 19-20, 2015, Yekaterinburg. - Yekaterinburg: [UrFU], 2015. Pp. 203-209.

4. Kozhevnikova M.N. Integration of foreign students into the educational environment of the Russian university on the basis of a

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

nationally oriented approach: dissertation of the Doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.18. Moscow, 2020. 357 p.

5. Laktionova E.B. Educational environment as a condition for the development of the personality of its subjects // Izvestia of the Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen. 2010. No. 128. Pp. 40-54.

6. National project "Education". - Ministry of Education of Russia. Access: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (verified 20.11.2021).

7. The educational environment of Russian universities needs improvement // ISOM. 2015. No. 8. Access: https://cyberleninka.ru/ article/n/obrazovatelnaya-sreda-rossiyskih-vuzov-nuzhdaetsya-v-sovershenstvovanii (verified 20.11.2021).

8. Obraztsov P.I. Fundamentals of Professional Didactics: Textbook. Moscow: University textbook, Research Center INFRA-M, 2016. 288 p.

9. Priority project "Export of education". - Russian Government. Access: http://government.ru/info/27864/ (verified 20.11.2021).

10. Sankova E.A. Theoretical approaches to teaching special disciplines to foreign students of the Institute of Natural Sciences and Biotechnology // Materials of the International Scientific and Practical Conference "Path to Science. Modern national economy: young scientists - a new look" (April 29-30, 2021, Orel) // under the general editorship of the candidate of economic sciences E.P. Lidinfa. Issue I (7). Orel: OSU named after I.S. Turgenev, 2021. Pp. 417-425.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.