• создание общей положительной атмосферы на уроке, снижение тревожности детей, исключение всех оттенков отрицательного подкрепления (упрёки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т. д.), в результате снижается или полностью исключается страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смешаться, неверно ответить;
• создание у ребёнка ситуации успеха в учебной деятельности, формирующей удовлетворенность, уверенность в себе, высокую самооценку и радость;
• целенаправленное эмоциональное стимулирование детей на уроке. Для этого необходимо, во-первых, предупреждать опасные для учения чувства скуки, серости, монотонности (за счёт перемены видов работы, занимательности, личной эмоциональности); во-вторых, возбуждать интеллектуальные эмоции удивления, новизны, сомнения, достижения; в-третьих, формировать внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей.
С результатами исследования были ознакомлены учителя и родители учащихся. Педагогам был предложен план индивидуальной работы с учетом выявленных особенностей саморегуляции учебной деятельности подростков с ЗПР.
Список литературы
1. Бабкина Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения. - М., 2003.
2. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 2001.
3. Лубовский В.И. Задержка психического развития // Спец. психология / под ред. В.И. Лубовского. - М., 2003.
4. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР. - М., 2003.
5. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. -СПб.: Речь, 2006.
6. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1980. - № 3.
7. Усанова О.Н. Специальная психология». - СПб., 2006.
Ю. Р. Ишниязова
Проблема инклюзии в системе общего образования
Мы живем, как мы можем, а они живут, как мы поможем
Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, в 1994 г., был введен в обиход термин «инклюзия». Инклюзия (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. includere - заключать, включать)
149
или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.
Для российской системы образования более знаком термин «интеграция». Ребенок с особыми образовательными потребностями при интеграционном подходе адаптируется к системе образования, которая при этом остается неизменной, а при инклюзивном подходе система образования проходит цикл преобразований и приобретает возможность адаптироваться к особым образовательным потребностям учащихся. Смысл инклюзии не в том, чтобы подтянуть ребенка до нормы любой ценой, А в том, чтобы изменить внешнюю среду настолько, чтобы она не просто принимала другого в его особости, но и создала условия, в которых он такой особый сможет полноценно жить и развиваться.
Инклюзивное образование, являясь формой организации образовательного процесса, при которой дети с ОВЗ и нормально развивающиеся дети получают образование в едином потоке, решает комплекс социально-педагогических задач:
1) взаимная адаптация детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников;
2) использование реального примера для детей с ОВЗ;
3) участие сверстников в совместном взаимодействии в процессе воспитания и обучения, что без сомнений способствует их интеграции в современное общество.
Сама по себе инклюзия - инициатива очень хорошая, опробованная и принятая во многих странах, но в России с нею появились определенные проблемы, ведь еще 10 лет назад дети с синдромом Дауна априори считались неспособными к обучению, но потом появилась мама, у которой ребенок смог поступить в университет, и стало понятно, что их просто надо по-другому учить и иначе выстраивать вокруг них образовательное пространство. Инклюзия - это умение видеть в любом ребенке его сильную сторону и опираться на нее, а не фиксировать слабую.
В контексте проблемы инклюзивного образования, следует рассмотреть медицинскую и социальную модели инвалидности.
С точки зрения медицинского подхода ребенок с инвалидностью -это проблема. От детей с инвалидностью в рамках реальной модели ожидается приспособление к среде и обществу. Их пытаются интегрировать в существующую среду, при такой «интеграции» проблема все еще рассматривается внутри ребенка, а не в образовательном учреждении, которое этот ребенок посещает.
Социальная модель инвалидности усматривает барьеры, существующие в обществе и не позволяющие ребенку наравне с другими участвовать в его жизни как основную причину, делающую ребенка инвалидом.
Признание права ребенка с ограниченными возможностями здоровья на совместное получение образования со здоровыми сверстниками, зачастую практически остается на уровне принятия идеологии инклюзии. Внедрение инклюзивного обучения сталкивается не только с проблемами организации «безбарьерной среды», но и с препятствиями социального характера, которые проявляются в стереотипах и предрассудках. В том числе в готовности или отказе преподавателей, учеников и родителей принять данную форму обучения. Безусловно, это очень важно -признание и принятие, но одного принятия недостаточно.
Анализ литературы по данной теме позволил нам выделить основные проблемы инклюзивного образования в России: отсутствие специальных методик; неподготовленность кадров. А также, необходима отработка механизмов взаимодействия участников образовательного процесса и создание условий для качественного образования на основе психолого-педагогического сопровождения. Важно, чтобы были созданы реальные условия для обучения особых детей в массовых учебных заведениях. Необходимо, чтобы педагоги знали, чему и как следует обучать ребенка с ОВЗ, а также как оценивать его достижения (и какие достижения для него оказываются более значимыми - социальные или академические).
Необходимо разрабатывать модели и поэтапного включения в образовательную среду и психолого-педагогического сопровождения ребенка на разных этапах. Важно, чтобы сама среда была физически доступна, ведь даже при наличии положительного отношения к ребенку с ОВЗ можно причинить вред незнанием и неготовностью к поиску решений новых задач, определяемых практикой «включения».
Итак, получение качественного образования и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья невозможно без адекватного взаимопонимания педагогов, родителей, чиновников, и самих детей с ОВЗ и здоровых, и должно основываться на инклюзии социальной, на включении инвалидов в социальные процессы и отношения через установление тесных взаимосвязей между коррекционными и образовательными школами.
Правильная школа, в которой инклюзивный подход к образованию не спущен сверху, а является частью ее школьной установки без всяких государственных предписаний, учит детей общаться, слушать одноклассников, правильно выражать чувства, доверять людям. Все эти навыки гораздо легче привить в обществе, потому что вне общества они и не нужны.
Список литературы
1. Инклюзивное образование в России. - М.: Unisef, 2011.
2. Россия: на пути к равным возможностям / подг. кол-вом независ. экспертов и консультантов по инициативе Представительства ООН в Российской Федерации. -М.: Весь Мир, 2009.
3. Саламанкская Декларация лиц с особыми потребностями. -URL:http://prpc.ru/ds/ds_02.shtml