Научная статья на тему 'Проблема инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности'

Проблема инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА / ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ENTREPRENEURSHIP / INFRASTRUCTURE / INFRASTRUCTURE PROVISION OF BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухова Светлана Александровна

В статье рассмотрены основные проблемы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности. Предложены варианты их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and development of infrastructure provision of business

The article considers the major problems of infrastructure provision of business. The author proposes the variants of their solution.

Текст научной работы на тему «Проблема инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности»

граммы социально-экономического развития области на среднесрочную перспективу и программ муниципальных образований, такая система индикаторов разработана.

Данные индикаторы отражают потребность по созданию полноценной муниципальной статистики, которая решит проблему оценки социально-экономического развития муниципальных образований, в том числе в рамках комплексных программ их развития, и соотнесения их с показателями социально-экономического положения региона в целом. Разработанная нами система индикаторов решает эти задачи, а также оценивает ход реализации национальных проектов, четко соотносится с унифицированной сис-

темой показателей, характеризующих место субъекта Российской Федерации в социально-экономическом развитии Российской Федерации.

Поступила в редакцию 12.12.2007 г.

Khudeeva V.V. Management of regional development: problems and goals of strategic planning. The article emphasizes that programs and plans of short-term action have been changed by strategic developments. Traditionally applied levers of state regulation required ordering and submission to unified priorities of development.

Key words: development of a strategy of territory development, submission to unified priorities of development.

ПРОБЛЕМА ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С.А. Сухова

В статье рассмотрены основные проблемы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности. Предложены варианты их решения.

Ключевые слова: предпринимательство, инфраструктура, инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности.

Современное предпринимательство значительно отличается от особенностей своего «стартового периода» начала 1990-х гг. Для выхода на качественно новый уровень развития оно нуждается в иных ресурсах и инструментах обеспечения, чем те, которые существовали 10 или даже 5 лет назад.

За государством должно сохраниться решение крупных задач - преобладающее участие государства в образовании кредитноинвестиционных и лизинговых организаций, особенно в экономически менее развитых и депрессивных регионах с недостаточным уровнем развития малого предпринимательства; поддержка в этих регионах основных специализированных объектов инфраструктуры; создание или участие в создании региональных институтов, способных централизованно аккумулировать все необходимые для малого и среднего бизнеса экономические, правовые, учебные, информационные и иные услуги (региональных центров под-

держки предпринимательства - РЦПП), а в сфере инновационного малого бизнеса - инновационно-технологических центров (ИТЦ) и иных инновационных институтов и центров продвижения и передачи новых технологий в сферу предпринимательства.

Правовому оформлению и четкой институционализации подлежат также такие важные мероприятия, как поддержка кредитных союзов и иных элементов инфраструктуры микрокредитования предпринимательства. Необходимы помощь в создании обществ взаимного страхования предприятий и иных механизмов, обеспечивающих снижение предпринимательских (инвестиционных)

рисков; расширение выставочно-ярмарочной деятельности; организация обучения основам предпринимательской деятельности; поддержка предпринимательских инициатив безработных граждан; организация подготовки и переподготовки государственных служащих и персонала федеральных и ре-

гиональных структур, занимающихся инфраструктурным обеспечением предпринимательства. Наконец, необходимо создать инвестиционные союзы предпринимательства и подготовить законодательные и практические меры для внедрения франчайзинга.

Как и политика в отношении малого и среднего предпринимательства в целом, решение проблем инфраструктурного обеспечения и поддержки этого сектора экономики нуждается в едином координирующем начале. Такую роль может выполнить система целевых программ развития и поддержки малого и среднего бизнеса - государственных (федерального и регионального уровней) и местных. Однако практика показала, что по многим причинам (не только финансового свойства) проблематика развития и функционирования инфраструктурных институтов, действующих в интересах предпринимательства, не может быть ограничена жесткими программными рамками. Часть усилий в этом направлении может быть возложена на более гибкий механизм региональных проектов со смешанной системой финансирования, независимым управлением и пр.

Поэтому сейчас в формировании инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности для идентификации и реализации всех «программных» и «внепрограммных» мер обеспечения предпринимательства принципиальное значение имеет подготовка особой концепции общенациональной политики в отношении малого предпринимательства, в частности, применительно к нынешним условиям стабилизационно-восстановительного периода в экономике региона. Без такой концепции долгосрочного развития (минимум на 5-7 лет) функционирование рыночных институтов поддержки малого бизнеса по-прежнему будет носить хаотический, неадаптированный для региона и, как неизбежное следствие, мало результативный характер.

Эта концепция должна исходить из чисто количественных параметров, предполагающих создание в каждом регионе «минимально достаточного» числа инфраструктурных институтов обеспечения и развития предпринимательства. При этом сами критерии «минимальной достаточности» должны четко соотноситься с тенденциями социально-экономической дифференциации субъек-

тов Российской Федерации, характером отраслевой структуры и ресурсной базой регионального хозяйства, а также тенденциями внутрирегионального развития и размещения субъектов предпринимательства.

Значительная часть трудностей и препятствий на пути инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности заключается в сфере предпринимательства. На основании статистических и аналитических данных можно выделить ряд острейших проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители предпринимательства:

- несовершенство нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства;

- отсутствие действенных механизмов для кредитования начинающих субъектов малого предпринимательства и материальноресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;

- несовершенство системы налогообложения;

- несовершенство государственной системы поддержки малого предпринимательства;

- неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий;

- проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства .

Поэтому система инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности должна строиться сегодня на следующих принципах:

- комплексности оказываемой поддержки;

- непрерывности и долговременности поддержки («ведение» предприятия, как минимум, в течение 2-3 лет с момента начала его деятельности);

- целенаправленности, перспективности и опережающем характере поддержки (помощи с обоснованием той рыночной «ниши», которую должно в итоге занять данное предприятие; предвидении трудностей роста, априорной разработке концепций качественного роста на основе накопления и инвестирования капитала и пр.);

- открытости всех форм работы (за исключением вопросов, относящихся к коммерческой тайне обслуживаемых предприятий) с публичной отчетностью о деятельности;

- гибкости механизмов финансирования (прямом бюджетном финансировании, использовании различных льготных купонов, частичной или отсроченной оплаты, оплаты в кредит и пр.).

Реализация последнего принципа ставит вопросы возможного существования инфраструктуры развития и поддержки малого и среднего предпринимательства без бюджетных средств. Ответ на этот вопрос требует тщательного анализа информации о финансовых источниках деятельности институтов поддержки всех категорий, создания для каждой из них неких модельных схем финансирования, в том числе и адекватных условиям развития регионов.

Никогда на поддержку малого бизнеса средства не выделялись в полном объеме, поэтому сегодня единственный выход - поиск внебюджетных ресурсов. Известны и направления поиска. Поскольку специализированная инфраструктура поддержки предпринимательства в основном убыточна, необходимо в регионе выявить те ее элементы, которые при определенном режиме работы смогли бы стать самоокупаемыми, например, консультирование, обучение, предоставление информации.

Чтобы снизить затраты на эти элементы инфраструктуры, следует включить их в общую рыночную инфраструктуру развития предпринимательства, освободив от односторонней ориентации только на предпринимательство. Так, например, обучение малому предпринимательству может быть сферой деятельности не только бюджетных центров обучения, но и одним из направлений в работе рыночных инфраструктур, взаимодействующих с крупными частными фирмами, которые заинтересованы в создании сети обслуживающих их малых и средних предприятий и поиске новых партнеров в малом бизнесе. На практике это часто происходит стихийно, без формулирования конкретных целей и определения четких организационных и методологических подходов. Это относится и к проблемам деловой информации, и к консалтингу, лизингу, франчайзингу и пр. Изначально необходима методологическая и, по возможности, целевая бюджетная финансовая поддержка подобной деятельности, которая обеспечила бы ей минимальные старто-

вые условия для выхода на орбиту самофинансирования.

Сейчас важно сохранить уже достигнутое в области инфраструктур развития и обеспечения предпринимательской деятельности. Прежде всего, следует формировать финансовую базу инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности по так называемым мало затратным и внебюджетным направлениям, к числу которых относится система гарантирования банковских кредитов. Известно, что предприятиям получить кредиты в банках крайне трудно, поэтому практика гарантирования, включающая в себя тщательный отбор проектов и их контроль, сегодня жизненно необходима. Тема создания системы гарантирования банковских кредитов для предпринимательства, а также страхования инвестиционных рисков обсуждается уже почти десять лет, но пока безрезультатно, за исключением попыток создания в некоторых регионах локальных схем и институтов кредитного гарантирования. Однако темпы их развития совершенно неудовлетворительны.

Принципы действия схем и институтов кредитного гарантирования хорошо известны, в том числе и из зарубежного опыта. Однако проблема заключается в выделении на эти цели определенных государственных средств - либо денежных, либо иных, т. е. ликвидных активов в качестве первоосновы деятельности гарантийного фонда федерального или межрегионального уровня. В настоящее время дополнительные бюджетные средства или государственные ликвидные активы, которые можно было бы использовать в качестве залога при создании масштабных гарантийных схем, получить крайне сложно, однако шансы малого бизнеса здесь более предпочтительны, поскольку именно его инвестиционные проекты дают наиболее быструю отдачу в приращении налогооблагаемой базы, увеличении числа рабочих мест и пр. Региональные и общественные институты поддержки российского предпринимательства должны всемерно добиваться таких залоговых средств, реализация которых в системе поддержки предпринимательства могла бы в короткие сроки через схемы кредитного гарантирования кардинально улучшить всю ситуацию в предпринимательской сфере региона.

Однако в решении такой важной задачи, как формирование целостной системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности предприятий, даже наличие достаточных финансовых ресурсов не всегда гарантирует успех дела. Важно опереться на систематическое и повсеместное проведение мониторингов многообразных и динамичных потребностей малых предприятии в услугах различных институтов рыночной инфраструктуры, политики в этой области.

Одним из наиболее важных типов инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности является кадровое и консультационное. Большинство объектов инфраструктуры, так или иначе, ведет подготовку кадров, как правило, путем проведения краткосрочных семинаров, оказывает консультационные услуги.

Эти организации отдают приоритет системе обучения, поскольку огромное количество устремившихся в бизнес людей профессионально не готово к этой деятельности. Кроме того, меняющиеся условия внешней среды и динамика рынка требуют постоянного совершенствования навыков и знаний.

Существенной проблемой в организации и осуществлении предпринимательской деятельности, по-прежнему является несовершенство нормативно-правовой базы. Действующий Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» не отвечает реалиям сегодняшнего дня. Это относится как к самому понятию малого предпринимательства, так и к комплексу мер по его под-

держке им предусматриваемых, которые носят во многом декларативный характер.

Государство играет значительную роль в создании рамочных условий для развития предпринимательства, но задачи государства по отношению к предпринимательству состоят, скорее, в формировании государственной политики, разработке законодательных актов, создании эффективной банковской и кредитной системы. Непосредственное обеспечение предпринимательства - дело, в первую очередь, муниципальное. Местное самоуправление чрезвычайно заинтересовано в развитии малого предпринимательства на территории своего муниципалитета.

1. Постановление Тамбовской областной Думы от 27.10.2004 г. № 945 «О программе развития и поддержки малого предпринимательства в Тамбовской области на 2005-2007 годы».

2. Еваленко М. Региональное преломление общих проблем развития малого предпринимательства в России // Рос. экон. журн. 2003. № 2. С. 60-73.

3. Малое предпринимательство в Тамбовской области. Статистический сборник. Тамбов, 2006.

Поступила в редакцию 13.01.2008 г.

Sukhova S.A. Formation and development of infrastructure provision of business. The article considers the major problems of infrastructure provision of business. The author proposes the variants of their solution.

Key words: entrepreneurship, infrastructure:

infrastructure provision of business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.