Научная статья на тему 'Проблема идентификации центрального печатного издания в системе лагерной прессы на строительстве Трансарктической железной дороги'

Проблема идентификации центрального печатного издания в системе лагерной прессы на строительстве Трансарктической железной дороги Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
273
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CAMP NEWSPAPER / CULTURAL AND EDUCATIONAL DEPARTMENT / TRANSARCTIC RAILROAD / NORTHERN MANAGEMENT OF CAMPS OF RAILWAY CONSTRUCTION / GULAG / ЛАГЕРНАЯ ГАЗЕТА / КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ОТДЕЛ / ТРАНСАРКТИЧЕСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / СЕВЕРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛАГЕРЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА / ГУЛАГ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Калинин Вячеслав Алексеевич

Изучение лагерной прессы ГУЛАГа помогает реконструировать масштабы и хронологию осуществления крупных производственных проектов, проблемы при возведении производственных объектов, формы и методы идеологического воздействия на заключенных и т. д. Достичь поставленных задач возможно только в случае критического подхода к изучению газет, издававшихся в местах заключения, с учетом определения иерархии конкретного издания в системе лагерной прессы. Ставится вопрос об идентификации центрального печатного издания Северного управления лагерей железнодорожного строительства (СУЛЖДС), занимавшегося возведением Трансарктической железной дороги Чум (Воркута) – Салехард – Игарка, что позволяет более успешно решать исследовательские задачи в изучении процесса сооружения грандиозной магистрали. В рамках проведенного исследования удалось определить центральный печатный орган на строительстве Трансарктической железной дороги – газету «Производственный бюллетень», уточнить ее место в системе лагерной прессы СУЛЖДС, а также реконструировать основные параметры издания, выяснить содержание и смысловую направленность его публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Калинин Вячеслав Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF IDENTIFICATION OF THE CENTRAL PRINTED PUBLICATION IN THE SYSTEM OF CAMP PRESS ON THE CONSTRUCTION OF TRANSARCTIC RAILWAY

Studying of cultural and educational work in camps of GULAG helps to reconstruct scales and chronology of implementation of large production projects, problems at construction of production objects, forms and methods of ideological influence on prisoners, etc. It is possible to reach objectives only in case of critical approach to studying of archival materials and sources of a personal origin. The article investigates the question of real incentives of work of the camps of railway construction (SULZhDS) which was engaged in construction of the Transarctic railroad of Plagues (Vorkuta) concluded in Northern management – Salekhard – Igarka. As a result of the conducted research draws the conclusion that real motivation for prisoners within labor competition as one of the directions of cultural and educational work there was a system of offsets of the working days. Due to the use of the system of “offsets” the high level of interest of the contingent of prisoners in the end results of the work at construction of the Transarctic railroad was provided.

Текст научной работы на тему «Проблема идентификации центрального печатного издания в системе лагерной прессы на строительстве Трансарктической железной дороги»

УДК 070:343.819.7+625(211)»1947/1953»+(091)

В. А. Калинин

ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ В СИСТЕМЕ ЛАГЕРНОЙ ПРЕССЫ НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ ТРАНСАРКТИЧЕСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Изучение лагерной прессы ГУЛАГа помогает реконструировать масштабы и хронологию осуществления крупных производственных проектов, проблемы при возведении производственных объектов, формы и методы идеологического воздействия на заключенных и т. д. Достичь поставленных задач возможно только в случае критического подхода к изучению газет, издававшихся в местах заключения, с учетом определения иерархии конкретного издания в системе лагерной прессы. Ставится вопрос об идентификации центрального печатного издания Северного управления лагерей железнодорожного строительства (СУЛЖДС), занимавшегося возведением Трансарктической железной дороги Чум (Воркута) - Салехард - Игарка, что позволяет более успешно решать исследовательские задачи в изучении процесса сооружения грандиозной магистрали. В рамках проведенного исследования удалось определить центральный печатный орган на строительстве Трансарктической железной дороги - газету «Производственный бюллетень», уточнить ее место в системе лагерной прессы СУЛЖДС, а также реконструировать основные параметры издания, выяснить содержание и смысловую направленность его публикаций.

Ключевые слова: лагерная газета, культурно-воспитательный отдел, Трансарктическая железная дорога, Северное управление лагерей железнодорожного строительства, ГУЛАГ.

Строительство Трансарктической железной дороги (Строительство 501, 503 МВД СССР) в 19471953 гг. существенно повлияло на жизнь северных территорий Советского Союза. Возведение дороги стало одним из самых затратных и масштабных мероприятий в истории Главного управления лагерей железнодорожного строительства НКВД/МВД СССР (ГУЛЖДС), первым и единственным проектом Северного управления лагерей железнодорожного строительства (СУЛЖДС).

Одним из важнейших направлений деятельности администрации СУЛЖДС при строительстве дороги, наряду с производственным процессом, стала и культурно-воспитательная работа среди заключенных в лагерях, проводимая культурно-воспитательными отделами (КВО) и культурно-воспитательными частями (КВЧ). Ключевая роль в идеологическом обеспечении строительства магистрали отводилась лагерным печатным изданиями -многотиражным газетам и стенгазетам лагпунктов. Изучение лагерной прессы СУЛЖДС помогает реконструировать хронологию сооружения Трансарктической магистрали, позволяет оценить формы и методы реализации государственной пенитенциарной политики, ее связь с проблемой развития отдаленных регионов страны.

Вопросы проведения культурно-воспитательной работы, в том числе и деятельности лагерных печатных изданий на Трансарктической железной дороге, рассматриваются в исследованиях И. Ми-шечкиной и А. Тощева [1], А. Горчевой [2], В. Гриценко и В. Калинина [3]. Проблемам организации проведения культурно-воспитательной работы в лагерях ГУЛАГа, деятельности печатных изданий в местах заключения, методов идеологического воздействия на заключенных посредством лагер-

ных газет посвящены диссертации Мироновой [4] и Коломейского [5].

Особый интерес по теме культурно-воспитательной работы и лагерной прессы СУЛДЖС представляют материалы фондов ГУЛАГа и ГУЛЖДС, сосредоточенные в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Государственном архиве общественно-политических объединений Тюменской области (ГАОПОТО), в отделе хранения печатных изданий Государственной российской библиотеки.

Наряду с обширной информацией, полученной в результате работы исследователей по изучению хронологии выпуска лагерных газет СУЛЖДС, анализа их содержания, до сих пор существует проблема определения центрального печатного издания Северного управления лагерей железнодорожного строительства, что затрудняет реконструкцию целей и задач проекта, его реальных масштабов. Поэтому важнейшей исследовательской задачей становится определение иерархии конкретного издания в системе лагерной прессы СУЛЖДС, идентификация его главного печатного органа.

Традиционно главной лагерной газетой на строительстве железной дороги Чум - Салехард, а затем и Салехард - Игарка считается многотиражка «За полярную магистраль». О том, что газета «За полярную магистраль» была центральным печатным органом Северного управления лагерей железнодорожного строительства, говорится в таких исследованиях, как «Стройка № 503» [1, с. 45], «История „Мертвой дороги"» [3, с. 74]. Название газеты косвенно свидетельствует о взаимосвязи издания и крупного проекта по возведению железной дороги в северных широтах СССР.

В книге А. Горчевой «Пресса ГУЛАГа» есть информация и о другом печатном издании, которое якобы выпускалось в СУЛЖДС: «Председатель Абезьского местного общества „Мемориал" В. Ложкин сообщает, что с 1940-х годов до ликвидации 501-го строительства НКВД Управления лагерей северного строительства издавалась многотиражная газета „Строитель", журналистами в которой работали только вольнонаемные. В типографии работали 10-11 человек, „проверенные" люди. В газете печатались материалы о строительстве железной дороги Котлас - Воркута и Чум - Лабыт-нанги» [2, с. 74].

Стоит отметить, что в этом сообщении ошибочно смешано сразу несколько несовместимых элементов. Во-первых, «Строительство 501» никогда не осуществлялось НКВД. 15 марта 1946 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О преобразовании Совета народных комиссаров СССР в Совет министров СССР». После реформы 1946 г. Народный комиссариат внутренних дел сменило Министерство внутренних дел, а строительство дороги началось в 1947 г.

Неправильно в сообщении названо и лагерное объединение - «Управление лагерей северного строительства», в действительности же оно именовалось так - «Северное управление лагерей железнодорожного строительства».

Данное сообщение, некритично воспроизведенное исследователем прессы ГУЛАГа А. Горчевой, нуждается как минимум в подтверждении из других источников.

Вместе с тем, по словам бывшего заключенного Обского ИТЛ («Строительство 501») И. Мармано-ва, строительство дороги в газетах освещалось достаточно подробно: «Пропагандисты называли дорогу «Чум - Салехард - Игарка» Сталинской, чтобы каждый самый малообразованный карманник представлял важность этой стройки и весомость обещания о предоставлении каждому свободы. Весомость обещаний подтверждалась гулаговской прессой. Газеты регулярно оповещали об итогах строительства. Буквально до одного метра указывали о прокладке пути, строительстве мостов, станций депо» [6, с. 12].

В отчетных документах СУЛЖДС, Обского и Енисейского ИТЛ не встречаются упоминания о газете «За полярную магистраль». В отчетах культурно-воспитательных отделов СУЛЖДС и входивших в него Обского и Енисейского ИТЛ и других документах по работе лагерей говорится о «Производственном бюллетене», «Строителе», ряде других изданий.

Бывший заключенный Енисейского ИТЛ («Строительство 503») А. Сновский в беседе, записанной автором публикации в ноябре 2013 года, от-

рицал распространение в лагпунктах Енисейского ИТЛ каких-либо газет, издававшихся политотделом или культурно-воспитательным отделом СУЛЖДС. «Газеты в лагпункты попадали, но это были центральные издания, а также красноярские газеты либо стенгазеты, написанные от руки или отпечатанные на машинке. В стенгазетах действительно рассказывалось о производственных событиях - строительстве насыпи, укладке рельсов, возведении мостов» [7].

Таким образом, вопрос о печатном органе СУЛЖДС до сих пор остается открытым в силу противоречивости свидетельств очевидцев и неоднозначности имеющихся фактов. Детальное изучение проблемы позволяет по-новому взглянуть на проблему идентификации главного печатного органа на строительстве Трансполярной дороги и во многом снять имеющиеся противоречия.

Печатные издания в ИТЛ учреждались и действовали в соответствии с «Положением о многотиражных газетах лагерей и строительств ГУЛАГа НКВД» от 3 февраля 1940 г. [8, с. 104]. Согласно Положению, основная задача многотиражной газеты - повседневная борьба «за большевистское воспитание вольнонаемного состава лагерей и строительств НКВД, за сплочение рабочих, интеллигенции и личного состава военизированной охраны вокруг ВКП(б) и вождя народов товарища Сталина, за воспитание их в духе беззаветной преданности социалистической родине, ненависти и непримиримости к врагам народа» [2, с. 36].

В лагерных многотиражках категорически запрещалось размещение секретных материалов, не допускались к работе в таких изданиях заключенные и «политически сомнительные люди» [2, с. 36].

При изучении подшивки издания «За полярную магистраль» в отделе хранения печатных изданий Государственной российской библиотеки в г. Химки Московской области за 1947-1948 гг. обнаружилось, что газета о строительстве магистрали Чум -Салехард своих читателей информирует по минимуму. В номерах газеты за первое полугодие 1947 г. рассказывается преимущественно о работе железнодорожников Печоры, в частности о производственных достижениях локомотивных бригад на линии Кожва - Воркута и т. д.

В то же время нельзя не обратить внимания на эволюцию содержания газеты «За полярную магистраль» в период 1947-1948 гг., а также на изменения в выходных данных (информации об учредителе, издателе газеты, тираже типографии и т. д.).

Многотиражная газета «За полярную магистраль» в 1947 г. была органом политотдела «Пе-чорстроя», то есть Северо-Печорского исправительно-трудового лагеря, входившего в состав ГУЛЖДС. С началом строительства магистрали

Чум - Салехард - Мыс Каменный Северо-Печор-ский ИТЛ влился в состав СУЛЖДС и наряду с Обским, Байдарацким и Заполярным ИТЛ, а также Северным железнодорожным исправительно-трудовым лагерем составил основу нового лагерного объединения. Официально в состав СУЛЖДС Се-веро-Печорский ИТЛ вошел 28.04.1947 г. [9]

Газета «За полярную магистраль» выпускалась объемом в 4 полосы (листа). В выходных данных газеты не значилось ни место издания, ни тираж, ни типография, отсутствовали также такие привычные атрибуты, как адрес и телефоны редакции.

Редакция издания при выпуске газеты руководствовалась указаниями секретариата ЦК ВКП(б) от 3 июня 1942 г., в соответствии с которыми в лагерных газетах «не разрешается указывать ни прямо, ни косвенно, какому учреждению или строительству принадлежит издание, нельзя указывать местонахождение, тираж, типографию, адрес» [10, л. 90].

В качестве единственного идентификационного признака издания в номерах газеты указывается принадлежность к соответствующему региональному подразделению МВД СССР. В частности, в номере газеты от 22.03.1947 г. на первой полосе значится «Орган политотдела» Печорстроя МВД (№ 31 (549) год издания 7-й)». Периодичность выхода газеты, исходя из заявленного количества в 31 выпуск с 1 января по 22 марта 1947 г., три, а порой и четыре раза в неделю.

В указанный период (март 1947 г.) газета издавалась политотделом Северо-Печорского (Печорского) ИТЛ, входившего на тот момент напрямую в ГУЛЖДС, но с 28.04.47 г. выделенного из состава главного управления и включенного в СУЛЖДС. Основная тема газетных публикаций -описание трудовых достижений, а также недостатков в работе «железнодорожников и строителей Печоры» [11, с. 1].

Анализ публикаций, размещенных в газете «За полярную магистраль», позволяет утверждать, что до апреля 1947 г. печатный орган информировал своих читателей только о событиях, происходящих на Печорской железной дороге.

Начиная с лета 1947 г. часть публикаций посвящается работе органов управления нового строительного проекта. В статьях появляется упоминание об «Управлении строительства». В номере № 90 (608) за 24 августа 1947 г. газеты заметка имеет заголовок «Нужна помощь отделов Управления». В публикации идет речь о рационализаторской и изобретательской работе центрально-ремонтных мастерских (ЦРМ), помощь в организации которой должны оказать «отделы Управления». Ранее в публикациях упоминание об «Управлении» не встречалось. Речь, несомненно, идет о Северном управ-

лении лагерей железнодорожного строительства, к руководству которого и апеллирует автор заметки.

Осенью 1947 г. из выходных данных газеты исчезает упоминание о том, что издание - орган политотдела Печорстроя МВД. Впервые на первой полосе газеты «За полярную магистраль» от 15 сентября 1947 г. значится «Орган политотдела» (№ 98 (616) год издания 7-й)».

Меняется и содержание газетных публикаций. Если до мая 1947 г. около 90 % материалов издания было посвящено «железнодорожникам Печоры» и только 10 % - «работникам строительства», то начиная с летних месяцев 1947 г. это соотношение составляет примерно 50 на 50 %. Например, в газете № 80 (598) от 25 июля 1947 г. впервые речь идет о строительстве железной дороги. В заметке под названием «В июле работаем плохо» говорится: «План июля в целом по строительству за 20 дней выполнен только на 44,2 % вместо 66,3. Все виды работ не выполнены, особенно по искусственным сооружениям, по укладке пути и водоснабжению. Земляные работы выполнены за 20 дней на 50,2 %, ВГС - 37,7, работы связи и СЦБ - 36, укладка пути - 27, искусственные сооружения - 22, и водоснабжение - 10,5» [12, с. 2].

В газете за № 30 от 12 марта 1948 г. говорится о том, что «строители и железнодорожники изыскивают новые пути и возможности для успешного выполнения плана третьей сталинской пятилетки». При этом строители, а не железнодорожники, как раньше, в передовой статье поставлены на первое место [13, с. 2].

В номерах газеты «За полярную магистраль», которые выходили после мая 1948 г., нет даже косвенных упоминаний о строительстве к востоку от Воркуты. Это объясняется тем, что в мае 1948 г. Северо-Печорский ИТЛ был выведен из состава Северного управления лагерей железнодорожного строительства, переименован в Печорский ИТЛ и вновь напрямую подчинен ГУЛЖДС [14].

Таким образом, хронология газеты «За полярную магистраль» в качестве печатного органа на строительстве Трансарктической магистрали ограничивается периодом с апреля 1947 г. по май 1948 г. В то же время официально газета имела такой статус с 15 сентября 1947 г. по май 1948 г., что и зафиксировано в выходных данных издания.

Название газеты «За полярную магистраль» приобрело задолго до апреля 1947 г., когда начались работы по возведению Трансарктической дороги, под «полярной магистралью» понимается дорога Кож-ва - Воркута, в возведении которой был задействован Северо-Печорский ИТЛ в 1940-1947 гг.

В лагерях СУЛЖДС газета «За полярную магистраль» если и распространялась, то только на территории деятельности лагерных отделений Севе-

ро-Печорского ИТЛ в период с апреля 1947 по май 1948 г. Именно поэтому в архивных документах СУЛЖДС отсутствуют какие-либо упоминания об этом издании.

В то же время руководство Северного управления в рамках организации культурно-воспитательной работы уделяло изданию газет большое внимание. Заместитель начальника СУЛЖДС подполковник В. Боярский, инспектировавший лагеря «Строительства № 501» в марте 1949 г., в своей докладной записке руководству МВД, в частности, упоминает, что только за один 4 квартал 1948 г. было выпущено 2 580 газет, бюллетеней и молний [15, л. 21].

В отчете культурно-воспитательного отдела Обского ИТЛ за первое полугодие 1952 г. говорится: «Большой удельный вес в деятельности КВО занимает стенная печать, имеющая большое значение в деле мобилизации заключенных на высокие производственные показатели, на показ отличников производства, на популяризацию передовых методов производства» [16, л. 120].

В лагпунктах на трассе Трансполярной магистрали издавались многочисленные рукописные и машинописные газеты, их названия встречаются в отчетах руководителей культурно-воспитательного отдела СУЛЖДС и КВО исправительно-трудовых лагерей (Обского, Енисейского и др.). Например, в отчете по культурно-воспитательной работе начальника КВО СУЛЖДС капитана Бейера за первый квартал 1948 г. упоминаются такие лагерные газеты, как «Лесоруб», «Лесопильщик», «Землекоп», «Авторемонтник», «На стройке», «Медработник» и т. д. Это были стенные печатные издания лагпунктов (колонн), выпускавшиеся силами культурно-воспитательных частей [17, л. 167].

Основная тематика этих изданий - внутрила-герная жизнь, производственные достижения строительных бригад, информация о культурных и спортивных мероприятиях, сатира и юмор.

В отчете за второе полугодие 1948 г., подписанном и.о. начальника КВО СУЛЖДС капитаном Ширгиным, среди лагерных изданий особо выделяется газета «Строитель». В разделе «Политмас-совая работа» вышестоящее руководство информируется: «В ноябре начальником КВО и редакцией газеты „Строитель" проведено совещание редакторов газет, на котором сделан обзор выпускаемой стенной печати для заключенных. Такие же совещания практикуются на местах в лагподразделени-ях, в которых активное участие принимают секретари парторганизаций, которые рассказывают редактору, какой должна быть стенная печать, ее целеустремленность, подбор материала в свете Постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Ленинград» и «Звезда» [18, л. 195].

В приведенном фрагменте отчета не говорится о том, является ли «Строитель» стенгазетой, машинописным изданием или газетой, отпечатанной в типографии. Однако исходя из цели совещания, которое проводил начальник КВО СУЛЖДС капитан Бейер, можно обоснованно предположить, что речь идет все-таки о стенгазете, ведь в ходе заседания «сделан обзор выпускаемой стенной печати», обсуждалось, «какой должна быть стенная печать».

В то же время, если мы обратимся к отчету КВО СУЛЖДС за II квартал 1948 г., то там «Строитель» прямо называется «стенгазетой». В этом же отчете «Строитель» по неафишируемым причинам явно выделяется среди других стенгазет. На странице 96 отчета говорится о том, что «при чтении материалов, помещенных в „Строителе", складывается впечатление, что все бригады работают хорошо и не о чем беспокоиться. В действительности, как пишет „Производственный бюллетень" КВО, известно, что многие производственные бригады плохо обеспечены инструментом, имелись случаи, когда 2-3 специалиста плотника работали одним топором... Стенгазета „Строитель" замалчивала о нарушителях трудовой дисциплины, о конкретных виновниках.» [19, л. 179].

Разгадка особого внимания к газете «Строитель» состоит в том, что это было издание лагпункта № 61 лагерного отделения № 2, базировавшегося в п. Абезь, т. е. это была стенгазета, выпускавшаяся в подразделении, которое соседствовало с административным зданием Управления строительства.

В то же время вопрос о центральном печатном органе СУЛЖДС остается непроясненным. Если это не газета «За полярную магистраль» и не «Строитель», то какая из газет СУЛЖДС может все-таки претендовать на этот высокий статус?

Однозначный ответ на этот вопрос мы находим в отчете КВО СУЛЖДС за II квартал 1948 г., подписанном начальником культурно-воспитательного отдела капитаном Бейером. В отчете прямо говорится о «Производственном бюллетене» как об «органе КВО и Управления строительства» [19, л. 181].

Здесь же приводятся и основные данные о печатном издании СУЛЖДС. В частности, говорится о том, что только за первый квартал 1948 г. выпущено 12 номеров газеты. «Тираж - 3000 экземпляров, выпускается 4 раза в месяц на двух полосах. Каждая полоса содержит 5 колонок 2,36 квадрата. Общий объем двух полос - 1000. Состав редакции: ответственный редактор - Начальник КВО тов. Бейер, ответственный секретарь - журналист т. Еремеев, корреспондент - пока вакантная должность» [19, л. 181].

«Производственный бюллетень» информировал заключенных о различных аспектах строительства и жизни в лагере, выполнял и своеобразную ком-

муникативную роль, идеологически связывая различные подразделения стройки.

В отчете о проделанной работе Енисейского исправительно-трудового лагеря за второе полугодие 1952 г. приводится пример работы редакции «Производственного бюллетеня»: «Статья под заголовком "Учитесь работать так, как работают машинисты ЦЭС № 1 Кульбашный и Гайкунов", в которой рассказывалось об опыте работы лучших машинистов локомобилей Кульбашного В. Т. рождения 1916 г., осужденного по ст. 155 БССР сроком на 10 лет, Гайкунова А. А. рождения 1923 г., осужденного по Указу от 4.6.47 г. сроком на 8 лет, о том, как они добились выполнения апрельского плана установленного количества киловатт-часов на 119 % при экономии топлива и смазочных материалов на 5,1 %» [20, л. 20].

В фокусе внимания лагкоров «Производственного бюллетеня» оказывались как положительные примеры, так и недостатки в лагерной жизни, выявленные сознательными заключенными. Так, в «Производственном бюллетене» № 4 1952 г. под заголовком «Позорный поступок» информировалось о том, что «бригадир Юдин М. Ф. 1917 г. р., осужденный по Указу от 4.6.47 г. сроком на 10 лет, занимается припиской себе и своим друзьям объемов работ за счет хорошо работающих заключенных. Факты, изложенные в заметке, полностью подтвердились, заключенный Юдин с должности бригадира был снят и строго наказан» [20, л. 49].

В «Производственных бюллетенях» отмечались лучшие работники, бичевались бракоделы, отказники и нарушители трудовой дисциплины. Общей задачей издания была мобилизация заключенных на выполнение и перевыполнение производственных заданий, за экономию материалов, топлива, электроэнергии. Издание ратовало за укрепление трудовой дисциплины и соблюдение лагерного режима [20, л. 51].

В подразделениях СУЛЖДС издавались собственные «Производственные бюллетени» по аналогии с центральным изданием, вышестоящее руко-

водство строго следило за периодичностью их выпуска. Так, бригада СУЛЖДС, инспектируя Обский ИТЛ в марте 1951 г., отметила серьезные недостатки в выпуске лагерных изданий: «Производственные бюллетени выпускаются от случая к случаю, а на большинстве лагпунктов и вовсе не выпускаются, на лагпункте № 211 в январе и феврале с.г. выпущен всего один производственный бюллетень и одна молния, а в докладной за февраль указано три бюллетеня и три молнии. На лагпункте № 64 за два месяца выпущен только один производственный бюллетень» [21, л. 53].

Таким образом, в лагерях СУЛЖДС под руководством культурно-воспитательного отдела была создана и функционировала система лагерной прессы, которая включала в себя центральный печатный орган, стенные газеты лагпунктов (машинописные и рукописные), а также стенные издания обособленных подразделений, таких как лазарет или центральные ремонтные мастерские. Главным печатным органом СУЛЖДС являлась газета «Производственный бюллетень». Об этом прямо говорится в отчетных документах культурно-воспитательного отдела Северного управления с упоминанием печатного характера издания, его периодичности и тиража выпуска, а также имеющегося штата сотрудников. На это указывает и то, что именно к «Производственному бюллетеню» как наиболее авторитетному источнику апеллирует руководство культурно-воспитательного отдела в анализе содержания публикаций в других лагерных изданиях. Кроме того, «Производственный бюллетень», издававшийся КВО СУЛЖДС под аналогичным названием, воспроизводился в лагпунктах, в качестве газет структурных подразделений.

Поэтому именно изучение публикаций «Производственного бюллетеня» за все время деятельности СУЛЖДС позволит исследователям получить наиболее целостное представление о масштабах и содержании производственного процесса, социальной и культурной жизни лагпунктов, общей хронологии грандиозного строительного проекта.

Список литературы

1. Стройка № 503 (1947-1953). Документы. Материалы. Исследования / И. Мишечкина [и др.]. Красноярск: Гротеск, 2000. 208 с.

2. Горчева А. Ю. Пресса ГУЛАГа (1918-1955 гг.). М.: Изд. МГУ, 2009. 224 с.

3. Гриценко В. Н., Калинин В. А. История «Мертвой дороги». Екатеринбург: Баско, 2010. 240 с.

4. Миронова В. Г. Культурно-воспитательная работа в лагерях ГУЛАГа НКВД - МВД СССР в 1930-1950-е годы: на материалах Иркутской области: дис. ... канд. ист. наук. Иркутск, 1994. 193 с.

5. Коломейский И. А. Культурно-воспитательная работа в лагерях и колониях ГУЛАГа НКВД - МВД СССР на территории Челябинской области: дис. ... канд. ист. наук. Челябинск, 2009. 243 с.

6. Марманов И. Страна деревянного солнца. Тюмень: Знак, 2008. 311 с.

7. Сновский А. Интервью от 13.11. 2013 г. Записано В. А. Калининым.

8. Цит. по Азаров О. И. Железнодорожные лагеря НКВД (МВД) на территории Коми АССР (1938-1959 гг.): дис. ... канд. ист. наук. Сыктывкар, 2005. 231 с.

9. Приказ № 00457 МВД от 28.04.1947. URL: http://www.memo.ru/history/nkvd/gulag/r3/r3-311.htm (дата обращения 11.05.2015).

10. Документы Главного управления лагерей железнодорожного строительства (Директивы о культурно-воспитательной работе) // Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 9414. Оп. 3. Д. 33. Ед. хр. 145. Л. 11-117.

11. Газета «За полярную магистраль» от 22.03.1947 г. С. 1-4.

12. Газета «За полярную магистраль» от 25.06.1947 г. С. 2.

13. Газета «За полярную магистраль» от 12.03.1948 г. С. 1.

14. Приказ № 00513 МВД от 06.05.1948. URL: http://www.memo.ru/history/nkvd/gulag/r3/r3-311.htm (дата обращения 14.05.2015).

15. Докладная записка заместитель начальника СУЛЖДС п/полковника В. Боярского в ГУЛЖДС МВД СССР // ГАРФ. Ф. 9407. Оп. 1. Д. 1177. Ед. хр. 189. Л. 11-23.

16. Отчет культурно-воспитательного отдела Обского ИТЛ за первое полугодие 1952 г. в ГУЛЖДС МВД СССР // ГАРФ. Ф. 9407. Оп. 1. Д. 1171. Ед. хр. 233. Л. 112-123.

17. Отчет по культурно-воспитательной работе КВО СУЛЖДС за первый квартал 1948 г. в ГУЛЖДС МВД СССР // ГАРФ. Ф. 9407. Оп. 1. Д. 888. Ед. хр. 421. Л. 142-169.

18. Отчет по культурно-воспитательной работе КВО СУЛЖДС за второе полугодие 1948 г. в ГУЛЖДС МВД СССР // ГАРФ. Ф. 9407. Оп. 1. Д. 888. Ед. хр. 421 Л. 175-201.

19. Отчет по культурно-воспитательной работе КВО СУЛЖДС за второй квартал 1948 г. в ГУЛЖДС МВД СССР // ГАРФ. Ф. 9407. Оп. 1. Д. 888. Ед. хр. 421. Л. 170-188.

20. Отчет о проделанной работе Енисейского ИТЛ за второе полугодие 1952 г. в ГУЛЖДС МВД СССР // ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1с. Д. 571. Ед. хр. 175. Л. 64-78.

21. Докладная записка об итогах работы Обского ИТЛ за первое полугодие 1951 г. в ГУЛЖДС МВД СССР // ГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1с. Д. 1117. Ед. хр. 115. Л. 37-59.

Калинин В. А., заместитель начальника службы по связям с общественностью. ООО «Газпром подземремонт Уренгой».

Ул. Набережная, 52, Новый Уренгой, Ханты-Мансийский АО - Югра, Тюменская обл., Россия, 629300. E-mail: v.kalinin69@mail.ru

Материал поступил в редакцию 21.04.2016.

V. A. Kalinin

THE PROBLEM OF IDENTIFICATION OF THE CENTRAL PRINTED PUBLICATION IN THE SYSTEM OF CAMP PRESS

ON THE CONSTRUCTION OF TRANSARCTIC RAILWAY

Studying of cultural and educational work in camps of GULAG helps to reconstruct scales and chronology of implementation of large production projects, problems at construction of production objects, forms and methods of ideological influence on prisoners, etc. It is possible to reach objectives only in case of critical approach to studying of archival materials and sources of a personal origin. The article investigates the question of real incentives of work of the camps of railway construction (SULZhDS) which was engaged in construction of the Transarctic railroad of Plagues (Vorkuta) concluded in Northern management - Salekhard - Igarka. As a result of the conducted research draws the conclusion that real motivation for prisoners within labor competition as one of the directions of cultural and educational work there was a system of offsets of the working days. Due to the use of the system of "offsets" the high level of interest of the contingent of prisoners in the end results of the work at construction of the Transarctic railroad was provided.

Key words: Camp newspaper, cultural and educational department, Transarctic railroad, Northern management of camps of railway construction, GULAG.

References

1. Mishechkina I. et al. Stroyka no. 503 (1947-1953). Dokumenty. Materialy. Issledovaniya [Building no. 503 Documents. Materials. Research.] Krasnoyarsk, Grotesk Publ., 2000. 208 p. (in Russian).

2. Gorcheva A. Yu. Pressa GULAGa (1918-1955 gg.) [Press of the GULAGag (1918-1955)]. Moscow, Izd. MGU Publ., 2009. 224 p. (in Russian).

3. Gritsenko V. N., Kalinin V. A. Istoriya "Mertvoy dorogi"["The story of of the "Dead Road"]. Yekaterinburg, Basco Publ., 2010. 240 p. (in Russian).

4. Mironova V. G. Kul'turno-vospitatel'nayarabota vlageryakh GULAGaNKVD- MVD SSSR v 1930-1950-e gody: namaterialakh Irkutskoyoblasti. Dis. cand. ist. nauk [Cultural and educational work in camps of GULAG of People's Commissariat for Internal Affairs-Ministry of Internal Affairs of the USSR in the 1930-1950 th years: On materials of the Irkutsk region. Thesis cand. hist. sci.]. Irkutsk, 1994. 193 p. (in Russian).

5. Kolomeysky I. A. Kul'turno-vospitatel'naya rabota v lageryakh i koloniyakh GULAGa NKVD - MVD SSSR na territori Chelyabinskoy oblasti. Dis. cand. ist. nauk [Cultural and educational work in camps and colonies of GULAG of People's Commissariat for Internal Affairs-Ministry of Internal Affairs of the USSR in the territory of Chelyabinsk region. Thesis cand. hist. sci.]. Chelaybinsk, 2009. 243 p. (in Russian).

6. Marmanov I. Strana derevyannogo solntsa [The country of wooden sun]. Tyumen', Znak Publ., 2008 g. 311 р. (in Russian).

7. Snovskiy A. Interv'yu ot 13.11.2013 g. Zapisano V. A. Kalininym [Interview from 11.13.2013. Written down by V. A. Kalinin] (in Russian).

8. Tsit. po Azarov O. I. ZheleznodorozhnyelageryaNKVD (MVD) na territoriiKomi ASSR (1938-1959gg.). Dis. kand. ist. nauk [Railway camp NKVD (MVD) on the territory of the Komi ASSR (1938-1959). Diss. Thesis cand. hist. sc.]. Syktyvkar, 2005. 231 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Prikaz no. 00457 MVD SSSR ot 28.04.1947 [Order No. 00457 of the Ministry of Internal Affairs of the USSR from 28.04.47.]. URL: http://www. memo.ru/history/nkvd/gulag/r3/r3-311.htm (accessed: 11.05.2015) (in Russian).

10. Dokumenty Glavnogo upravleniya lagerey zheleznodorozhnogo stroitel'stva (Direktivy o kul'turno-vospitatel'noy rabote) [Documents of Head department of camps of railway construction (Directives on cultural and educational work)]. Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii (GA RF) [State Archive of the Russian Federation]. F. 9414. Op. 3. D. 33. Ed. khr. 145. L. 11-117 (in Russian).

11. Gazeta "Za polyarnuyu magistral"' [The Za Polyarnuyu Magistral newspaper] 03.22.1947, pp. 1-4 (in Russian).

12. Gazeta "Za polyarnuyu magistral'" [The Za Polyarnuyu Magistral newspaper] 06.25.1947, p. 2 (in Russian).

13. Gazeta "Za polyarnuyu magistral'" [The Za Polyarnuyu Magistral newspaper] 03.12.1948, p. 1 (in Russian).

14. Prikaz no. 00513 MVD SSSR ot 06.05.48 [Order No. 00513 of the Ministry of Internal Affairs of the USSR from 06.05.48]. URL: http://www.memo. ru/history/nkvd/gulag/r3/r3-311.htm (accessed 14.05.2015) (in Russian).

15. Dokladnaya zapiska zamestitel' nachal'nika SULZhDS p/polkovnika V. Boyarskogo v GULZhDS MVD SSSR [The report the deputy chief of SULZhDS the colonel V. Boyarsky in GULZhDS of the Ministry of Internal Affairs of the USSR]. Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii (GARF) [State Archive of the Russian Federation]. F. 9407. Op. 1. D. 1177. Ed. khr. 189. L. 11-23 (in Russian).

16. Otchet kul'turno-vospitatel'nogo otdela Obskogo ITL za pervoye polugodiye 1952 g. v GULZhDS MVD SSSR [The report of cultural and educational department of the Ob ITL for the first half of the year 1952 in GULZhDS of the Ministry of Internal Affairs of the USSR]. Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii (GARF) [State Archive of the Russian Federation]. F. 9407. Op.1. D. 1171. Ed. khr. 233. L. 112-123 (in Russian).

17. Otchet po kul'turno-vospitatel'noy rabote KVO SULZhDS za pervyy kvartal 1948 g. v GULZhDS MVD SSSR [The report on cultural and educational work of KVO SULZhDS for the first quarter 1948 in GULZhDS of the Ministry of Internal Affairs of the USSR]. Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii (GARF) [State Archive of the Russian Federation]. F. 9407. Op.1. D. 888. Ed. khr. 421. L. 142-169 (in Russian).

18. Otchet po kul'turno-vospitatel'noy rabote KVO SULZhDS za vtoroe polugodie 1948 g. v GULZhDS MVD SSSR [The report on cultural and educational work of KVO SULZhDS for the second half of the year 1948 in GULZhDS of the Ministry of Internal Affairs of the USSR]. Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii (GARF) [State Archive of the Russian Federation]. F. 9407. Op. 1. D. 888. Ed. khr. 421 L. 175-201 (in Russian).

19. Otchet po kul'turno-vospitatel'noy rabote KVO SULZhDS za vtoroy kvartal 1948 g. v GULZhDS MVD SSSR [The report on cultural and educational work of KVO SULZhDS for the second quarter 1948 in GULZhDS of the Ministry of Internal Affairs of the USSR]. Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii (GARF) [State Archive of the Russian Federation]. F. 9407. Op.1. D. 888. Ed. khr. 421 L. 170-188 (in Russian).

20. Otchet o prodelannoy rabote Eniseyskogo ITL za vtoroye polugodiye 1952 g. v GULZhDS MVD SSSR [The report on the done work of the Yenisei ITL for the second half of the year 1952 in GULZhDS of the Ministry of Internal Affairs of the USSR]. Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii (GARF) [State Archive of the Russian Federation]. F. 9414. Op.1c. D. 571. Ed. khr. 175. L. 64-78 (in Russian).

21. Dokladnaya zapiska ob itogakh raboty Obskogo ITL za pervoye polugodiye 1951 g. v GULZhDS MVD SSSR [The report about results of work of the Ob ITL for the first half of the year 1951 in GULZhDS of the Ministry of Internal Affairs of the USSR]. Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii (GARF) [State Archive of the Russian Federation]. F. 9414. Op. 1s. D. 1117. Ed. khr. 115. L. 37-51 (in Russian).

Kalinin V. A.

LLC Gazprom Podzemremont Urengoy.

Ul. Naberezhnaya, 52, Novy Urengoy, Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra, Tyumen Oblast, Rossia, 629300.

E-mail: v.kalinin69@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.