► ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
УДК 101.8 ББК 87.3(2)6
ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО У Э. ИЛЬЕНКОВА И НОВЫЙ ОБРАЗ СОЗНАНИЯ
E. ILYENKOV'S PROBLEM OF IDEAL AND A NEW IMAGE OF CONSCIOUSNESS
Счастливцев Роман Алексеевич
Доцент кафедры философии Московского педагогического государственного университета, кандидат философских наук E-mail: r.schast@rambler.ru
Schastlivtsev Roman A.
Assistant Professor at the Philosophy Department, Moscow Pedagogical State University, PhD in Philosophy E-mail: r.schast@rambler.ru
Аннотация. В статье дана новая трактовка понятия идеального у Э. В. Ильенкова. Показывается, что ильенковское понимание идеального допускает его интерпретацию в духе современных медиальных концепций. В связи с этим идеальное можно понимать как культуру вообще. Эволюционный подход к этой проблеме позволяет обнаружить зачатки идеального в живой природе. Расширительный взгляд на проблему идеального через призму медиальности дает возможность задействовать диалектику непосредственного-опосредованного. Последнее помогает представить идеальное как систему опосредований материального прежде всего в человеческой культуре. Таким образом, идеальное предстает как сформулированный, обретший материальную форму деятельности, истории, культуры неопределенный внутренний психический процесс, начало которого лежит также в деятельности, истории, культуре. Действие, изображение, текст можно расценивать как внешнюю форму, неотделимую от внутренней идеальной формы.
Abstract.The article presents a new interpretation of E. V. Ilyenkov's concept of ideal. It is shown that Ilyenkov's understanding of the ideal allows its interpretation in the spirit of modern medial concepts. In this regard, the ideal can be understood as culture in general. The evolutionary approach to this problem allows us to find the rudiments of the ideal in nature. A broad view on the problem of the ideal through the prism of mediality makes it possible to use the dialectic of the direct-indirect. The latter helps to present the ideal as a system of mediations of the material primarily in the human culture. Thus, the ideal appears as formulated, acquired a material form of activity, history and culture indefinite internal mental process, the beginning of which lies also in the activity, history, culture. Action, image, text can be regarded as an external form, inseparable from the internal ideal form.
Ключевые слова: Ильенков, идеальное, медиальность, опосредованное, деятельность, институализированная среда, суспендирование.
suspension.
Keywords: Ilyenkov, ideal, mediality, mediated, activity, institutionalized environment,
Эвальд Васильевич Ильенков (1924-1979) по праву считается одним из выдающихся отечественных (советских) мыслителей. Одна из фундаментальных философских проблем, исследуемых им, была проблема идеального. Можно сказать, что идеальное в его понимании сближается с культурой вообще [1].
В статье показано, что категория идеального открывает новый образ сознания и культуры, который становится все более популярным в конце XX - XXI веке. Фундаментальная черта этой новой модели - медиальность. Сознание, понятое предельно широко как форма выражения идеального, в этой модели рассматривается как среда, включающая разнородные элементы, разряжающаяся или конденсирующаяся в субъектно-объектную структуру.
Трудности концептуализации идеального заключаются и в том, что последнее выступает в нескольких ипостасях: сущность, деятельность, образ, значение, идеал, сознание-самосознание.
Идеальное, возникая и функционируя как всеобщее опосредование, вводит принцип опосредования в систему человек-мир, точнее, инициирует диалектику опосредованного-непосредственного. Диалектика необходимо предполагает подобное опосредование: здесь оно выступает в качестве внутреннего противоречия системы, одновременно разделяющего и соединяющего противоположности.
Среда идеального, культуры, по Э. В. Ильенкову, обладает свойством объективности и представляет собой «не просто любые состояния человеческой "души" ("психики") - это непременно универсальные, общезначимые образы-схемы, явно противостоящие отдельной "душе" и управляемому ею человеческому телу как обязательный для каждой "души" закон, с требованиями коего каждый индивид с детства вынужден считаться» [1].
Однако из среды культуры весьма затруднительно выделить лишь ее объективные составляющие: под поверхностью объективированного идеального располагаются не выраженные, но органически связанные со всей толщей культуры слои, субъективные, экзистенциальные состояния сознания.
Идеальное возникает в процессе эволюции, усложнения природы: от природной среды к суперсреде, включающей идеальные субъективные элементы, которые, в свою очередь, являются источником дальнейшего усложнения, развития, структурирования. Для описания этого процесса больше всего подходит категория субстанции-субъекта, и связь с философией Спинозы и Гегеля тут очевидна [2]. Развитие идеального сопровождает смысловую коэволюцию среды (субстанции) и субъекта. Элементы такой среды приобретают внутренние качества, индивидуальность и становятся личностями.
Уже первые живые организмы проявляют некоторую избирательность в отношении окружающей среды, меняют свое поведение, поднимаясь над «нулевой степенью идеальности» неживой природы. В процессе их совершенствования эти качества усложняются, появляется
зрение, животные приобретают способность вычленять объекты из среды-фона, у них появляются зачатки предметного мышления. Диалектико-эволюционный подход позволяет, с одной стороны, устранить резкую границу между животным и человеком, понять сознание как результат развития природы, с другой стороны, представить человека как качественно новую ступень совершенствования природы именно благодаря категории идеального [1].
Проникая в сущность вещей, человек преодолевает эмпирическую ограниченность животного «окружающей средой». Идеальное помогает увидеть сущностное взаимоопосредование вещей, увидеть «перспективу» каждой вещи и сквозь нее увидеть мир в целом. Более того, идеальное, как эссенция социального, позволяет подняться человеку над собой, представить себя как особую вещь среди и с помощью других людей в едином мире.
Природная среда, в которую непосредственно вовлечено животное, им же и образуется, в том числе через его естественную (инстинктивную) активность, примитивную способность вычленить внешние объекты. Человек приобретает способность не просто конституировать объекты, он выделяет себя из природы как объект, и одновременно природа становится объектом его преобразовательной деятельности.
Отношение человека и объективированной природы опосредует идеальное, воплощаемое в культуре. Природа становится «материальным телом» человека, орудием, позволяющим преобразовывать ее и одновременно себя, в субстанциальном смысле через человека она обретает идеальную составляющую, начинает мыслить [2].
Идеальное как опосредование сущностью приходит на смену непосредственному отношению животного к природе, при этом отношение опосредованное-непосредственное выходит на более высокий уровень: идеальный центр усложнившейся системы управляет теперь не только телом, но и другими объектами, включая и других людей. Этот управляющий центр находится не в теле животного или человека, идеальное - это отношение и пространство между субъектом и объектом, как внешними границами идеального: поэтому они одновременно и входят, и не входят в него. Идеальное не имеет расположения: его нет в человеческой голове и даже в самом человеке. Оно представляет собой функциональное свойство, атрибут материи, включающей в себя как необходимое составляющее мыслящего человека.
Идеальное, с точки зрения Э. В. Ильенкова, представляет собой форму деятельности [3], но локально проявляться оно может и в качестве специфической бездеятельности или деятельности «чистого» мышления. В философском дискурсе это выглядит как своеобразное «зависание», «суспендирование» деятельности, вершиной которого становится отказ от суждения (эпохе). Философия появилась как чистая мысль, избыток деятельности как вообще избыток, пустое пространство (ничто) между субъектом и объектом. Если же идеальное выступает как руководство к деятельности, оно необходимо становится идеологией (что отразилось и на судьбе марксизма).
Возникнув как новое, качественно более совершенное состояние среды, идеальное, прежде всего, воплотилось в мифологическом мировоззрении. В мифологии «идеально» представлено исходное медиальное состояние человечества - взаимоопосредованность природы и культуры. Не удивительно, что к этой первичной неразделенности с природой издревле обращаются мыслители вплоть до современной экологической философии.
Мифология представляла собой нерасчлененность материального и идеального опыта, действия (ритуала) и суждения (мифа).
Однако развитие опосредования через совершенствование идеального требовало появления теоретических знаний о мире, системного мышления. Критицизм, порождаемый теорией, губителен для мифологии, и она стала распадаться, порождая более специальные формы идеального: религию, философию, науку. Под воздействием идеального медиальное пространство культуры постоянно усложняется, структурируется, в нем появляются смысловые и институциональные сгущения. В ментальном пространстве образуются системы понятий и категорий, в обществе - комплексы социальных институтов.
Диалектика животного (природного) и человеческого (социально-культурного) осуществляется и через проблему естественного-искусственного: быть культурным для человека становится естественным. Идеальное как сущность, природа человека постоянно вторгается в природу как окружающую среду. Все это порождает известные гносеологические и социальные проблемы. Это, прежде всего, проблема познания природы и общества, а значит, и различения естественных и гуманитарных объектов и наук. С этим же связана проблема природных и человеческих законов, впервые возникшая в античности. Человеческие законы естественны, так как следуют природе человека, являющегося органической частью природы-космоса. Эта проблема далее в новое время переросла в вопрос о естественных правах человека, следующих его природе. Здесь уже намечается пока туманное концептуальное противопоставление природы и культуры.
«С природой как таковой, - отмечал Э. В. Ильенков, - люди вообще имеют дело лишь в той мере, в какой она так или иначе вовлечена в процесс общественного труда, превращена в материал, в средство, в условие активной человеческой деятельности». Природа становится объектом (первоначально «предметом внимания»), когда она превращается в «"орудие" жизнедеятельности общественно-человеческого организма, в "орган" его тела» [3]. Идеальное как «всеобщие формы, закономерности природного материала действительно проступают, а потому и осознаются именно в той мере, в какой этот материал уже реально превращен в строительный материал "неорганического тела человека", "предметного тела" цивилизации, и потому всеобщие формы "вещей в себе" выступают для человека непосредственно как активные формы функционирования его "неорганического тела"» [3].
Идеальное выступает также и как институализированная среда социального опыта-культуры, состоящая из мелких, средних и крупных норм-институтов, «всеобщих норм той культуры, внутри которой просыпается к сознательной жизни отдельный индивид и требования которой он вынужден усваивать как обязательный для себя закон своей собственной жизнедеятельности. Это и нормы бытовой культуры, и грамматически-синтаксические нормы языка, на котором он учится говорить, и «законы государства», в котором он родился, и нормы мышления о вещах окружающего его с детства мира» [1].
Итак, идеальное у Э. В. Ильенкова представляется, прежде всего, опосредующим звеном между двумя крайними «материальными точками» системы мир-человек: исходной материальностью мира, материальной субстанцией и материальной формой выражения идеального содержания. Материальное и идеальное взаимодействуют и взаимопревращаются на элементарным уровне этой среды социального опыта-культуры.
Идеальное распространяет принцип опосредования на все составляющие отношения мир-человек, становясь «"субстанциальным содержанием эпохи", то бишь духовной формацией в ее существенной определенности». Идеальное опосредует человека и мир, человека и человека, сами вещи, наконец, «в теле которых осязаемо (чувственно-созерцательно. - Р. С) представлено нечто другое, нежели они сами» [1]. Таким образом, под идеальным Ильенков понимает «строго фиксируемое соотношение между, по крайней мере, двумя материальными объектами (вещами, процессами, событиями, состояниями), внутри которого один материальный объект, оставаясь самим собой, выступает в роли представителя другого объекта, а еще точнее - всеобщей природы этого другого объекта, всеобщей формы и закономерности этого другого объекта, остающейся инвариантной во всех его изменениях, во всех его эмпирически-очевидных вариациях» [1].
Идеальное, по Э. В. Ильенкову, - это сформулированный, обретший материальную форму деятельности, истории, культуры неопределенный внутренний психический процесс, начало которого лежит также в деятельности, истории, культуре. Но вещь, знак, текст, несущие смысл, не могут претендовать на окончательную его оформленность. Они тоже неопределенны, подлежат дальнейшей интерпретации, как и неоформленные обрывки смысла в среде нашего мышления в субстанциальной перспективе деятельности [4]. В результате идеальная культура предстает как бесконечно формирующаяся и нюансирующаяся идеально-материальная среда норм и смыслов. «Причем общие образы откристалли-зовываются в составе духовной культуры совершенно непреднамеренно и независимо от воли и сознания отдельных людей, хотя и посредством их деятельности. В созерцании же они выступают именно как формы вещей, созданных человеком, или как "печати", наложенные им на естественно-природный материал, как отчужденные во внешнем веществе формы целенаправленной воли» [3].
Идеальное понимается Э. В. Ильенковым как непосредственная форма деятельности общественного человека в системе всеобщего опосредования. При этом природный мир как его непосредственное тело выступает средством (опосредованием) осуществления его жизнедеятельности, его орудием и телом [3]. Кроме того, между человеком и природой существует «опоследующее звено» - практика, труд, производство. Поэтому «материальной системой, функцией и способом существования которой выступает идеальное... является только общественный человек в единстве с тем предметным миром, посредством которого он осуществляет свою специфически человеческую жизнедеятельность» [3].
Единая субстанция (материя) мыслит, человек мыслит, используя свое материальное тело-природу как орудие (орудия), преобразуя ее и одновременно себя [5]. Идеальное совершенствует, усложняет субстанцию-среду, образуя в ней смысловые сгустки - субъект и объект. Диалектика непосредственного-опосредованного, представленная в категории идеального, и есть это усложнение.
Список литературы
1. Ильенков Э. В. Диалектика идеального // Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991. - URL: http://caute.tk/ilyenkov/texts/phc/index.html (дата обращения: 12.11.2018).
2. Ильенков Э. В. Мышление как атрибут субстанции // Диалектическая логика. Очерки истории и теории. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1984. - URL: http: // psylib. org.ua/books/ilyen02/index.htm (дата обращения: 12.11.2018).
3. Ильенков Э. В. Материалистическое понимание мышления // Диалектическая логика. Очерки истории и теории. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1984. - URL: http:// psylib.org.ua/books/ilyen02/index.htm (дата обращения: 12.11.2018).
4. Ильенков Э. В. Соображения по вопросу об отношении мышления и языка // Философия и культура. - М.: Политиздат, 1984. - URL: http://caute.tk/ilyenkov/ texts/phc/index.html (дата обращения: 12.11.2018).
5. Ильенков Э. В. Субстанция // Философия и культура. - М.: Политиздат, 1984. -URL: http://caute.tk/ilyenkov/texts/phc/index.html (дата обращения: 12.11.2018).
References
1. Ilyenkov E. V. Dialektika idealnogo. In: Filosofiya i kultura. Moscow: Politizdat, 1991. Available at: http://caute.tk/ilyenkov/texts/phc/index.html (accessed: 12.11.2018).
2. Ilyenkov E. V. Materialisticheskoe ponimanie myshleniya. In: Dialekticheskaya logi-ka. Ocherki istorii i teorii. Moscow: Politizdat, 1984. Available at: http://psylib.org.ua/ books/ilyen02/index.htm (accessed: 12.11.2018).
3. Ilyenkov E. V. Myshlenie kak atribut substantsii. In: Dialekticheskaya logika. Ocherki istorii i teorii. Moscow: Politizdat, 1984. Available at: http://psylib.org.ua/books/ily-en02/index.htm (accessed: 12.11.2018).
4. Ilyenkov E. V. Soobrazheniya po voprosu ob otnoshenii myshleniya i yazyka. In: Filosofiya i kultura. Moscow: Politizdat, 1984. Available at: http://caute.tk/ilyenkov/ texts/phc/index.html (accessed: 12.11.2018).
5. Ilyenkov E. V. Substantsiya. In: Filosofiya i kultura. Moscow: Politizdat, 1984. Available at: http://caute.tk/ilyenkov/texts/phc/index.html (accessed: 12.11.2018).
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 3
Статья поступила в редакцию 26.04.2019 The article was received on 26.04.2019