Научная статья на тему 'Проблема «Христианство и русская литература» в современной филологии'

Проблема «Христианство и русская литература» в современной филологии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1473
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Золотухина Олеся Юрьевна

Анализируются работы известных ученых, посвященные проблеме «Христианство и русская литература» в современном литературоведении; выявляются основные научные, методологические подходы. Материал по теме исследования был собран в Российской национальной библиотеке и Библиотеке Академии наук г. Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem «Christianity and russian literature» in modern philology

The article is devoted to the study of linguo-cognitive foundations which determine the formation of oppositional discourse in an informative type of radio. The main focus is on axiological vectors of discourse modeling.

Текст научной работы на тему «Проблема «Христианство и русская литература» в современной филологии»

О.Ю. Золотухина

ПРОБЛЕМА «ХРИСТИАНСТВО И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОЛОГИИ

Анализируются работы известных ученых, посвященные проблеме «Христианство и русская литература» в современном литературоведении; выявляются основные научные, методологические подходы. Материал по теме исследования был собран в Российской национальной библиотеке и Библиотеке Академии наук г. Санкт-Петербурга.

На сегодняшний день проблема связи христианства и русской литературы является очень значимой. По идеологическим причинам советское литературоведение не касалось данной темы, находя в творчестве русских писателей элементы классовой борьбы. Довольно часто это приводило к неверной интерпретации многих произведений. В связи с распадом Советского Союза в начале 90-х гг. ХХ в. к православному характеру русской литературы был проявлен большой интерес. Появились труды исследователей, посвященные проблеме связи всей русской литературы с христианством.

Одним из первых, кто открыто коснулся этой темы, был академик А.М. Панченко. С конца 1980-х гг. он пишет статьи, посвященные отдельным аспектам проблемы [1-5], в которых утверждает, что, несмотря на попытку обособления культуры от веры в XVII в., новая русская культура и новая русская литература все-таки имеют связь с православным мировоззрением, в этом их главное отличие от западной культуры и литературы.

В начале 1990-х гг. к проблеме христианских традиций русской литературы обращается другой известный литературовед Ю.М. Лотман. В 1991 г. он публикует статью «Русская литература послепетровской эпохи и христианская традиция» [6]. Исследователь отмечает, что долгое время считалось, что XVIII в. был веком рационализма, и христианская традиция была прервана. Ю. М. Лотман не согласен с этой версией. Он утверждает, что в русской литературе послепетровской эпохи не было разрыва с христианством, и аргументированно выделяет традиции, которые идут от средневековой русской культуры, генетически связанной с православием, чем подчеркивает принципиальное отличие русской литературы от западной. К основным христианским литературным традициям Ю. М. Лотман относит традицию видеть в писателях неких духовных учителей, а также предъявление особых требований к личности писателя.

В начале 1990-х гг. данную тему начинают разрабатывать отдельные научные центры, организующие научно-практические конференции. Основным серьезным научным центром, приступившим к академической разработке темы связи русской литературы с православием, стал ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом). Ученые Института В. А. Котельников, Ю.К. Герасимов, А.М. Любомудров разработали концепцию новой конференции, получившей название «Православие и русская культура». Конференция ежегодно проводилась в Пушкинском Доме в течение 10 лет (1994-2003). В 5-м сборнике «Христианство и русская литература» были опубликованы хроники всех конференций с тезисами наиболее значимых докладов [7], а также статья

А.М. Любомудрова, в которой исследователь подвел

итог 10-летней работы конференции [8]. Именно в рамках конференции «Православие и русская культура» ученые из ИРЛИ, а также других научных центров разрабатывали научные концепции по проблеме «Христианство и литература», между ними нередко возникала полемика. Среди множества ученых, участвовавших в конференции, можно выделить нескольких исследователей, внесших особый вклад в научную разработку данной проблемы.

Первым среди них, безусловно, следует назвать

В. А. Котельникова, одного из организаторов конференции, редактора сборников «Христианство и русская литература», автора многих основополагающих трудов по данной проблеме [9]. Выявляя в своих работах православные традиции русской литературы, заложенные еще в древнерусский период и сохранившиеся вопреки секуляризации, находя причины ее духовной глубины и особой значимости в религиозной позиции писателей, В.А. Котельников во многом был созвучен

А.М. Панченко и Ю.М. Лотману. Однако его исследования касались в основном только русской литературы XIX в. Перед современным литературоведением в начале 90-х гг. ХХ в. встал вопрос о разработке концепции православного характера всей русской литературы.

Одним из ученых, плодотворно занимавшихся данной проблемой, стал И.А. Есаулов, профессор, доктор филологических наук из Москвы, постоянный участник конференции «Православие и русская культура». В 1995 г. выходит монография ученого «Категория соборности в русской литературе» [10]. В ней исследователь отмечает, что «постсоветская» история русской литературы переживает кризис, поэтому необходима новая концепция русской литературы. С точки зрения ученого, для русского типа культуры, русского типа ментальности характерна категория соборности - ведущая категория русского православного христианства. В связи с этим он предлагает новую теоретическую концепцию, глубинно связанную с доминантным для отечественной культуры типом христианской духовности. По мнению И.А. Есаулова, во многих произведениях русской литературы есть общий для русской словесности православный код, и без актуализации категории соборности в их поэтике упускается чрезвычайно существенная сторона, укореняющая их в определенном типе культуры.

Среди ученых, внесших особый вклад в изучение проблемы связи русской литературы с христианством и в разработку методологических аспектов данного вопроса, следует назвать П.Е. Бухаркина, профессора СПбГУ. Исследуя отношения православной церкви и светской литературы в новое время, П.Е. Бухаркин утверждает, что при изучении данной проблемы необхо-

димо разделять категории христианства и церковности [11, 12]. Ученый отмечает, что с христианством в культуре нередко связано то, что к церкви отношения не имеет. Смешение категорий христианства и церковности часто приводит филологов к принципиальным ошибкам. Для того чтобы разделить данные категории, исследователь приводит некоторые литературные темы, имеющие отношение к христианской традиции, однако не означающие воцерковленности писателей или героев. К одной из таких тем он относит тему аскетизма. Очевидно, что данная тема заложена в русской литературе христианской традицией. По мнению П.Е. Бухаркина, в XIX в. идеи аскетизма приобретают в этической атмосфере русской литературы особую значимость, но обнаруживаются у писателей, весьма далеких от церковного сознания. Данной темы касается

Н.А. Некрасов в стихотворении «Суров ты был»,

Н.Г. Чернышевский в образе Рахметова, А.М. Горький в образе Павла Власова, Н.А. Островский в образах героев произведения «Как закалялась сталь». П.Е. Бухар-кин утверждает, что «во всех этих случаях авторы обнаруживают в своем творчестве христианские по происхождению и смыслу темы, становясь тем самым причастными христианскому искусству. Но с Церковью никаких отношений у них нет, а если и есть, то чисто негативные» [11. С. 33]. Таким образом, исследователь обосновывает различие проблем «литература - церковь», «литература - христианство».

Говоря о диалоге церкви с литературой, П.Е. Бухар-кин приходит к выводу, что «литература <...> пользующаяся одним с Церковью художественным языком, не уходила далеко от церковных стен» [12. С. 167]. Исследователь утверждает, что, несмотря на секуляризацию, в русской литературе сохранились православные традиции, связанные с отражением православной соборности в произведениях и особым русским писательским типом, имевшим характерные свойства учительства, наставничества.

Наиболее значимым в разработке гипотезы христианского характера русской литературы явились работы доктора богословия, преподавателя Московской Духовной академии М.М. Дунаева, посвященные связи православия и русской литературы [13-15]. В данных исследованиях ученый исходит из концепции, что самое важное в русской литературе - это ее религиозное, православное миропонимание. При этом религиозность литературы проявляется не в простой связи с церковной жизнью и не в исключительном внимании к сюжетам Священного Писания, а в том, что «русские писатели смотрели на жизненные события, характеры, стремления людей, озаряя их светом евангельской истины, мыслили в категориях Православия» [13. С. 4]. Свое творчество, по мнению Дунаева, «писатели сознавали как служение пророческое (чего остальная, католическая и протестантская, Европа не знала), отношение к деятелям литературы как к духовным прорицателям сохранилось в русском сознании до сих пор» [13. С. 6]. Изначально, по мнению ученого, литература на Руси возникла как духовная, религиозная. «Новая (светская) литература созидалась на традициях предшествующих веков, традиции же эти были освящены идеалами Православия. Вот главная особенность вели-

кой русской литературы: это литература прежде всего ПРАВОСЛАВНАЯ» [13. С. 5].

Таким образом, обосновав в начале исследования данную концепцию, богослов М.М. Дунаев начинает рассматривать историю русской литературы с точки зрения православной догматики, что приводит ученого к весьма неординарным выводам. Обоснованная им концепция четко доказывается лишь при рассмотрении произведений тех писателей, творчество которых было действительно связано с христианством (Н. Гоголь, Ф. Достоевский, И. Шмелев, Б. Зайцев). Однако в ходе анализа творчества писателей, которые не были воцер-ковленными и не стремились к этому, становится очевидным явное противоречие между концепцией М.М. Дунаева, по которой вся русская литература якобы православная, и выводами, к которым он приходит. На это, анализируя в одной из своих работ труды исследователя, указал один из организаторов конференции «Православие и русская культура» А.М. Любомудров. Для подтверждения этого противоречия Любомудров привел ряд цитат из работы Дунаева, в которых православие писателей не просто не подтверждается, а опровергается с самой ортодоксальной точки зрения:

1. «В литературе одним из самых яростных врагов Церкви стал Антиох Дмитриевич Кантемир» [16.

С. 104].

2. «Для Тургенева молитва есть не более чем отвержение арифметической непреложности. А Благодати он явно предпочел разум» [16. С. 104].

3. «Лесков к концу жизни одержим ненавистью к Православию» [16. С. 105].

4. «Цель Андреева - унижение Христа и Апостолов» [16. С. 105].

5. Блок «был бесчувствен к подлинной религиозной, церковной жизни» [16. С. 105].

6. «Сознавал то Горький или нет, но совершал он <...> несомненное служение бесу» [16. С. 105].

Если сопоставить взгляды М. М. Дунаева и ученых, чьи концепции по проблеме связи христианства с русской литературой мы проанализировали ранее (свои исследования ученые вели практически параллельно), то становится очевидным совпадение многих идей. М.М. Дунаев, как и А.М. Панченко, Ю.М. Лотман,

В.А. Котельников, П.Е. Бухаркин, отмечает, что изначально русская литература появилась как религиозная и вопреки секуляризации сохранила многие христианские традиции, такие как пристальное внимание к духовным проблемам, к совести, осознание писателями своего служения как пророческого, особое отношение к писателям как к духовным прорицателям. На основе наличия данных традиций в литературе и присутствия их в творчестве писателей, даже видимо порвавших с верой, М. М. Дунаев и выстраивает свою концепцию. То есть, если воспользоваться методологией П.Е. Бу-харкина, он подчеркивает связь литературы с христианством. Однако очевидно, что при разборе творчества писателей М. М. Дунаев, прежде всего как богослов, оценивает их отношения с православной верой и отражение ее догматов в произведениях, т.е. анализирует проблему «литература - церковь». На наш взгляд, противоречие в его работах возникает именно из-за смешивания разных категорий. Концепцию он выводит на

основе наличия христианских традиций в произведениях русской литературы, а затем оценивает данные произведения с точки зрения православной догматики, считая православие единственным критерием истины и тщательно акцентируя любое отступление от него. Тем не менее по объему материала, по глубине разработки и по качеству поданной информации, касающейся именно религиозной сферы творчества русских классиков, работы М. М. Дунаева, безусловно, являются очень значимым вкладом в исследование проблемы «Православие и русская литература».

В начале 2000-х гг. А.М. Любомудров пишет работы, посвященные методологическим проблемам православного литературоведения [16, 17]. В них ученый утверждает, что изучение проблемы «Христианство и литература» требует выработки более тонкого методологического аппарата. В частности, «для адекватного анализа явлений культуры необходимо дифференцированно употреблять определения «религиозный», «христианский», «православный», «церковный» [16. С. 87]. По мнению исследователя, без уточнения понятия «христианский», вопрос, была ли христианской русская литература, лишен всякого смысла. А.М. Любомудров подчеркивает, что на сегодняшний день слова «христианство» и «христианский» охватывают очень широкий спектр явлений и оказываются лишены всякого сущностного смысла. «Сегодня словосочетания «христианская культура», «христианская эра», «христианская цивилизация», скорее, очерчивают временные, национальные, географические, культурные рамки, чем привязывают явления к определенному миросозерцанию» [16. С. 89]. Также, по мнению ученого, многовековую историю имеет традиция понимания христианства как набора моральных правил, при котором всякое проявление доброты и сочувствия можно назвать «христианским поступком». Таким образом, христианская догматика, со-териология остается вне поля зрения, христианство предстает практически не связанным с церковью. Для сознания христианина, по мнению А.М. Любомудрова, подобный разрыв невозможен, а для многих исследователей это стало почти нормой. Поэтому ученый призывает исследователей четко определять, что конкретно они имеют в виду под «христианским».

В меньшей степени, по мнению А. М. Любомудрова, широким трактовкам подвергается понятие «православие». С внешней точки зрения, это одна из конфессий, для православного человека - это единственно правильное исповедание, которое дает возможность спасения. Ученый утверждает, что в разряд православных гораздо труднее зачислить явления гуманистического ряда, нецерковного мистицизма. «Православие - это комплекс догматических, канонических, вероисповедных истин. <... > Следует подчеркнуть, что это прежде всего вера, а не традиция» [16. С. 90].

Однако в литературоведении все же происходят попытки отъединить православие и от Христа, и от церкви. А.М. Любомудров для устранения погрешностей предлагает дополнить существующий спектр исследовательских направлений еще одним - категорией церковности.

Исследователь напоминает, что православие есть жизнь церкви и жизнь в церкви, и считает необходи-

мым называть православными те явления культуры, где так или иначе присутствует церковь. Исходя из этого, по мнению ученого, при изучении церковности художественных произведений необходимо установить, присутствует ли церковь в их художественном мире. «Православным произведением может считаться такое, художественная идея которого включает в себя необходимость воцерковления для спасения. Его герой либо во-церковлен, либо антицерковен, либо на этапе движения от одного состояния в другое, либо, наконец, равнодушен к Церкви. Но если нет этой соотнесенности с Церковью, <...> очевидно, говорить о православии неправомерно. <...> Конечно, художник при этом может тонко и проницательно воссоздать глубокие состояния человеческой души, “живописать страсти”, оправдывая, либо осуждая их. Но не следует применять к такому артефакту определение «православный» [16. С. 99]. Другая сторона проблемы, по мнению А.М. Любомудрова, - церковность самого автора, проявляющаяся как в художественном сознании писателя, так и в публицистике, дневниках, переписке, фактах биографии. При исследовании церковности художественного творчества данную информацию необходимо учитывать. А.М. Любомудров считает, что необходимо выделить в русской классике особый тип реализма, отображающий реальность церкви в мире -духовный реализм.

Труды А. М. Любомудрова еще более подчеркнули тот вклад, который внесли в разработку проблемы ученые из Пушкинского Дома, а также продемонстрировали продуктивность работы конференций «Православие и русская культура», проходивших в этом учреждении.

Анализ всех исследований, начиная с работ религиозных философов, приводит к выводам, что все ученые подчеркивают генетическую связь русской литературы с христианством, т.к. она появилась на Руси вследствие его принятия. В этом ее принципиальное отличие от западной литературы, возникшей еще в период античности. Секуляризация, по мнению многих ученых, не смогла окончательно отделить светскую литературу от церкви. В русской литературе сохранились христианские традиции, которые во многом и определяют ее глубину и значимость и обусловливают ее существенные отличия от западной литературы. К наиболее важным традициям следует отнести:

- внимание к духовным проблемам, нравственности, совести, поиск жизненной правды;

- учительство, дидактичность русской литературы, восприятие писателей как определенных духовников;

- пристальное внимание к личности писателей, к их нравственному облику;

- идея соборности, достаточно часто отражающаяся в русских произведениях.

Несомненно, что русская культура и русский менталитет во многом связаны с православной традицией. Поэтому часто русские писатели отражали христианские идеи в произведениях, но совершенно не связывали их с церковностью. На наш взгляд, разведение проблем «литература - церковь», «литература - христианство», сделанное П.Е. Бухаркиным, является принципиально значимым.

Критерий церковности, предложенный А. М. Любо-мудровым, и определение им православного произве-

дения как произведения, отражающего реальность церкви в мире, представляются нам наиболее удачными. Данный критерий, несомненно, призван помочь разграничить действительно православные произведения, отражающие идеи церковности, от произведений, несущих христианские традиции, связанные с ментальностью писателя, принадлежностью его к определенному типу культуры, но совершенно не доказывающие его воцерковленность.

Принимая во внимание все вышеизложенное, можно выделить три основных подхода к изучению христианского аспекта творчества какого-либо автора:

1. Выявление христианских традиций в произведениях писателя.

2. Исследование отношений писателя с церковью как на уровне произведений, так и на уровне биографии.

3. Изучение христианских образов и мотивов на текстовом уровне. Анализируя христианские образы, реминисценции и т.п., необходимо четко определить их функцию в тексте того или иного произведения.

Очевидно, что при исследовании религиозного аспекта творчества писателя, ученый должен обладать определенными знаниями о религии, а также придерживаться принципа объективности. Цель филолога -анализировать факты, а не давать им оценку с той или иной точки зрения. Не следует забывать, что русские писатели не являлись церковными деятелями и не ставили перед собой принципиальную задачу утверждать православные истины. Проблема веры есть проблема личная, интимная. Задача исследователя - лишь отражать факты, при этом не смешивая понятия и не выдавая одно явление за другое.

ЛИТЕРАТУРА

1. Панченко А.М. Петр I и веротерпимость / А.М. Панченко // Приложение к газете «Литератор». - 1990. - № 1. - С. 21-32.

2. Панченко А.М. Пушкин и русское православие / А.М. Панченко // Русская литература. - 1990. - № 2. - С. 32-43.

3. Панченко А.М. Ранний Пушкин и русское православие / А.М. Панченко // О русской истории и культуре. - СПб.: Азбука, 2000. - С. 281-302.

4. Панченко А.М. Русский поэт или мирская совесть как религиозно-культурная проблема / А.М. Панченко // О русской истории и культуре. -

СПб.: Азбука, 2000. - С. 303-318.

5. Панченко А.М. Эстетические аспекты христианизации Руси / А.М. Панченко // Русская литература. - 1988. - № 1. - С. 50-59.

6. Лотман Ю.М. Русская литература послепетровской эпохи и христианская традиция / Ю.М. Лотман // Избранные статьи: В 3 т. - Таллинн:

Александра, 1993. - Т. 3. - С. 127-137.

7. Хроники международных научных конференций «Православие и русская культура (1994-2003) // Христианство и русская литература: Сб. ст.

/ Отв. ред. В.А. Котельников, О.Л. Фетисенко. - СПб.: Наука, 2006. - С. 598-718.

8. Любомудров А.М. Десять лет конференции «Православие и русская культура» в Пушкинском доме (1994-2003) / А.М. Любомудров // Хри-

стианство и русская литература: Сб. ст. / Отв. ред. В.А. Котельников, О.Л. Фетисенко. - СПб.: Наука, 2006. - С. 592-597.

9. Котельников В.А. Православие в творчестве русских писателей XIX в.: Дис. ... д-ра филол. наук / В.А. Котельников. - СПб., 1994. - 40 с.

10. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе / И.А. Есаулов. - Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. ун-та, 1995. - 288 с.

11. Бухаркин П.Е. Православная Церковь и светская литература в новое время: основные аспекты проблемы / П.Е. Бухаркин // Христианство и русская литература: Сб. ст. / Отв. ред. В.А. Котельников. - СПб.: Наука, 1996. - С. 32-60.

12. Бухаркин П.Е. Православная Церковь и русская литература в ХУШ-ХГХ веках: Проблемы культурного диалога / П.Е. Бухаркин. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1996. - 172 с.

13. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в ХУІІ-ХХ вв. / М.М. Дунаев. - М.: Издательский Совет Рус. Правосл. Церкви, 2002. - Т. 1. - 1056 с.

14. Дунаев М.М. Православие и русская литература: Учеб. пособие: В 6 ч. / М.М. Дунаев. - М.: Христианская литература, 1996. - Ч. 1. - 320 с.

15. Дунаев М.М. Православные основы русской литературы ХІХ в.: Дис. ... д-ра филол. наук / М.М. Дунаев. - М., 1999. - 49 с.

16. Любомудров А.М. Церковность как критерий культуры / А.М. Любомудров // Христианство и русская литература: Сб. ст. / Отв. ред.

В.А. Котельников. - СПб.: Наука, 2002. - С. 87-109.

17. Любомудров А.М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б.К. Зайцев, И.С. Шмелев / А.М. Любомудров. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. - 272 с.

Статья представлена научной редакцией «Филология» 8 мая 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.