Научная статья на тему 'Проблема гражданского неповиновения в социальной доктрине русского православия'

Проблема гражданского неповиновения в социальной доктрине русского православия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
832
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ДОКТРИНА / ЦЕРКОВЬ / СЕКУЛЯРИЗМ / ПОСТСЕКУЛЯРИЗМ / CIVIL DISOBEDIENCE / SOCIAL DOCTRINE / THE CHURCH / SECULARISM / POST-SECULARISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Петрунин В. В.

В статье рассматривается проблема гражданского неповиновения в социальной доктрине русского православия. Московский Патриархат в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» прямо заявляет о своем праве призвать православных христиан к гражданскому неповиновению для отстаивания своих интересов в современном мировоззренчески плюралистическом обществе. Возможный конфликт Церкви и государства связан с опасениями, которые высказывает Церковь в связи с продолжающейся секуляризацией социально-политической жизни на своей канонической территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF CIVIL DISOBEDIENCE IN THE SOCIAL DOCTRINE OF THE RUSSIAN ORTHODOXY

The paper deals with the problem of civil disobedience in the social doctrine of the Russian Orthodoxy. In Basics of Social Concept of the Russian Orthodox Church the Moscow Patriarchate directly claims its right to call Orthodox Christians for social disobedience to uphold their interests in the contemporary pluralistic in terms of the world outlook society. The potential confl ict between the Church and the State is related to concerns expressed by the Church in regards to continuing secularization of social and political life on its canonic territory.

Текст научной работы на тему «Проблема гражданского неповиновения в социальной доктрине русского православия»

^р^|~УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

В.В. ПЕТРУНИН

кандидат философских наук, доцент, докторант Орловского государственного университета E-mail: petrunin@list.ru

ПРОБЛЕМА ГРАЖДАНСКОГО НЕПОВИНОВЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ДОКТРИНЕ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ

В статье рассматривается проблема гражданского неповиновения в социальной доктрине русского православия. Московский Патриархат в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» прямо заявляет о своем праве призвать православных христиан к гражданскому неповиновению для отстаивания своих интересов в современном мировоззренчески плюралистическом обществе. Возможный конфликт Церкви и государства связан с опасениями, которые высказывает Церковь в связи с продолжающейся секуляризацией социально-политической жизни на своей канонической территории.

Ключевые слова: гражданское неповиновение, социальная доктрина, Церковь, секуляризм, постсекуляризм.

В современном политическом дискурсе проблема гражданского неповиновения является одной из основных в процессе осуществления демократических прав и свобод гражданина. «Гражданское неповиновение представляется ... одним из средств, с помощью которых рядовые граждане могут оказывать влияние на членов политического общества и заставлять профессиональных политиков прислушиваться к общественному мнению» [3, 729]. Актуальность феномена гражданского неповиновения в условиях современных демократий делает его особым предметом научной рефлексии в современной политической науке.

Вместе с тем, сегодня часто забывают, что осуществление гражданами права на неповиновение возможно не только в рамках секулярного понимания политического процесса. Актуальность постсекуляризма в современном мире заставляет анализировать данную проблему не только как вопрос государственно-конфессиональных отношений, но и в контексте социально-политического взаимодействия неверующих граждан с верующими. Все это, соответственно, ведет к острой необходимости научного осмысления права граждан на неповиновение государственной власти, представленного в социальной этике традиционных конфессий.

Пределы государственной власти четко прописаны в авраамических религиях. Иудаизм, христианство и ислам имеют ясное представление о возможности осуществления верующим населением своего права на неповиновение государственной власти.

В России именно русское православие впервые четко определило свою позицию по данному вопросу, представленную в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых в 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Московского Патриархата [5]. Данный документ,

отражающий официальную позицию Московского Патриархата по важным вопросам современного диалога между Церковью и миром, положил начало формированию социальной доктрины русского православия.

В социальной концепции, в разделе III «Церковь и государство», говорится, что «Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах. Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению» [5, 20].

Таким образом Московский Патриархат прямо заявляет о возможности использования права призвать верующее население к гражданскому неповиновению для отстаивания своих интересов в современном мировоззренчески плюралистическом обществе. Возможный конфликт связан с опасениями, которые высказывает Церковь в связи с продолжающейся секуляризацией социально-политической жизни на своей канонической тер-

© В.В. Петрунин

ритории, а также активным наступлением части гражданского общества на церковные институты.

Возвращаясь к принципу неповиновения, мы можем сказать, что здесь речь идет о двух возможных причинах осуществления Церковью своего права призвать верующее население к гражданскому неповиновению. Первая, чисто богословская: Церковь не приемлет вмешательства в свои дела со стороны государства (например, вероучительная область). Вторая - нравственная, обретающая в современном мире социально-политический контекст: Церковь не будет лояльно относиться к политике государства, основанной исключительно на секулярных принципах, «государство и политическая сфера, как и область гражданского общества, принадлежат не только тем, кто имеет "секуляри-зационные" или антиклерикальные взгляды, но и всем гражданам» [2, 92].

Нас больше интересует второй момент. Т.к. первая проблема формально снята сейчас, в силу конституционного устройства современных государств, составляющих каноническую территорию Московского Патриархата (1). Она была актуальна для православия в византийскую эпоху, в которой мы видим яркие примеры неповиновения Церкви государству в ответ на вмешательство последнего в духовную сферу (например, иконоборчество, унии с Римом). Прецедентов второго плана в Византии быть не могло, ибо никакой другой политики, кроме как ориентированной на христианскую социальную этику, государство проводить и не могло. Сегодня, напротив, важны именно причины второго плана. Современное государство зачастую проводит политику, основанную на принципах секуляризма, что создает конфликтную ситуацию с Церковью.

Гражданское неповиновение относит нас к проблеме соотнесения двух властей: 1) власти Бога и 2) власти государства. С одной стороны, христиане должны всегда помнить о том, что «всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28.18) принадлежит Богу, с другой - должны подчиняться властям, «ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13.1). Т.о. проблема гражданского неповиновения снимается, если политическая власть действует в соответствии с божественными законами. Другими словами, если государство проводит свою социальную политику, основываясь на социальной этике христианства. Именно об этом говорит православное учение о симфоническом взаимодействии власти духовной и светской.

Актуализация права на гражданское неповиновение наступает в том случае, если светская власть начинает руководствоваться в своих действиях принципами, несовместимыми с социальной эти-

кой христианства. Наступает момент, когда Церковь вправе призвать верующее население к гражданскому неповиновению.

Здесь можно наблюдать единство христианских конфессий. Примером такого единства может служить знаменитый документ под названием «Манхетэннская декларация: призыв к христианской совести» (The Manhattan Declaration: A Call of Christian Conscience), составленный христианами США (православными, евангельскими христианами, католиками) 20 октября 2009 г. и выпущенный в свет 20 ноября 2009 г. В этой декларации они заявляют о том, что «выступают против законов, принятых для того, чтобы заставить наши организации принимать участие в абортах, в исследованиях по расщеплению эмбриона, в самоубийствах с посторонней помощью и эвтаназии и любых других действиях, направленных против жизни. Мы также не подчинимся правилам, согласно которым мы должны сочетать безнравственные союзы, относиться к ним как к законным бракам или приравнивать их к браку, а также уклоняться от провозглашения истины, как мы ее понимаем, о нравственности и безнравственности, о браке и семье. В полной мере и безропотно мы воздадим кесарю кесарево. Но ни при каких обстоятельствах мы не отдадим кесарю Божье» [4]. Таким образом, секулярная политика современного американского государства создает необходимую платформу для христианского единства в социально-политической деятельности.

Говоря о гражданском неповиновении, Русская Православная Церковь подчеркивает мирный характер такого действия. Другие христианские конфессии (католичество, протестантизм) наряду с ненасильственным неповиновением допускают и насильственные действия в отношении государственной власти.

Современное католическое социальное учение говорит о пассивном и активном гражданском сопротивлении. «Безупречным с точки зрения нравственности средством отпора является пассивное сопротивление: люди не исполняют преступных законов, а действуют исключительно против тенденций несправедливых государственных мероприятий». Активное сопротивление может включать в себя как «публичный протест против преступных действий правительства», так и «свержение преступного правительства», что не является преступлением, а благом [7, 273-276].

Евангельские христиане-баптисты, осмысливая проблему подчинения гражданским законам, указывают на то, что «когда правитель становится настолько коррумпированным, что он уже не способен придерживаться принципов подлинного права и вечной справедливости, то христианин может

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

счесть необходимым противостоять его авторитету и даже восстать против него и стать на сторону партии, которая будет бороться за установление новой власти» [1, 686].

Общим для всего христианства является признание серьезной ответственности Церкви, определяющей вероучительные и нравственные ориентиры общины верующих в деле провозглашения принципа неповиновения. Обращение к данному принципу должно сопровождаться тщательным анализом конкретной социально-политической ситуации, создающей опасность для безоговорочного послушания христиан Богу.

В истории Византии мы можем наблюдать целый ряд примеров осуществления неповиновения государству в лице императорской власти, со стороны Церкви и православных верующих. Византийская эпоха была временем, когда принцип неповиновения выступал в качестве последнего аргумента в конфликтных ситуациях между государством и Церковью.

В секулярную эпоху, когда причины возможного

осуществления гражданами своего права на неповиновение государственной власти рассматривались исключительно в нерелигиозных категориях, легитимация христианского понимания гражданского неповиновения не могла быть принята на Западе идеологией политического либерализма, на Востоке - коммунизма.

В современной постсекулярной ситуации, когда «мировоззренческая нейтральность государственной власти ... несовместима с политическим распространением секуляристского мировоззрения на всех людей», а «нерелигиозные граждане . не должны принципиально отказывать религиозному видению мира в потенциале истинности и не должны отнимать у верующих сограждан права вносить с помощью религиозных понятий свой вклад в общественную дискуссию» [6, 75], принцип гражданского неповиновения продолжает оставаться не только основным фактором государственно-церковных отношений, но и становится важным регулятором взаимоотношений Церкви с современным гражданским обществом.

Примечания

(1) Современная каноническая территория Московского Патриархата включает в себя Россию, Украину, Белоруссию, Молдавию, Азербайджан, Казахстан, Киргизию, Латвию, Литву, Таджикистан, Туркмению, Узбекистан и Эстонию. Конституции данных государств содержат положение об отделении Церкви от государства, что отвергает вмешательство государства в деятельность религиозных объединений и их управление.

Библиографический список

1. Баракман X Флойд. Практическая христианская теология. Всестороннее исследование основ христианского вероучения. М.: Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ, 2002.

2. Венизелос Е. Отношения государства и церкви: взгляд через призму конституции. М.: Новое издательство, 2008.

3. Коэн Д.Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М.: Издательство «Весь Мир», 2003.

4. Манхэтеннская декларация: призыв к христианской совести. URL: www.manhattandeclaration.org (дата обращения 10. 10. 2012)

5. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. 2000. № 8. С. 5-105.

6. Хабермас Ю. Дополитические основы демократического правового государства? // Хабермас Ю., Ратцингер Й. (Бенедикт XVI). Диалектика секуляризации. О разуме и религии. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. - С. 39-75.

7. Хёффнер Й. Христианское социальное учение. М.: Культурный центр «Духовная Библиотека», 2001.

V.V. PETRUNIN

THE PROBLEM OF CIVIL DISOBEDIENCE IN THE SOCIAL DOCTRINE OF THE RUSSIAN ORTHODOXY

The paper deals with the problem of civil disobedience in the social doctrine of the Russian Orthodoxy. In "Basics of Social Concept of the Russian Orthodox Church" the Moscow Patriarchate directly claims its right to call Orthodox Christians for social disobedience to uphold their interests in the contemporary pluralistic in terms of the world outlook society. The potential conflict between the Church and the State is related to concerns expressed by the Church in regards to continuing secularization of social and political life on its canonic territory.

Key words: civil disobedience, social doctrine, the Church, secularism, post-secularism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.