Международный научно-исследовательский журнал ■ № 8(39) ■ Сентябрь ■ Часть 5
Принцип полифонической активности выражен не только в лексическом материале, но и композиционном. Придерживаясь цели самовыражения каждого танцовщика, балетмейстер в современной хореографии расщепляет пространство на зоны действия. Так, танец приобретает огромную динамику, неуловимую зрительским взглядом с первого просмотра. Идея философской мысли, таким образом, воплощается в абстрактной многоплановой форме танца.
Форма пластического рисунка в полифоническом движении не осуществляет функции эстетически удовлетворить зрителя, она констатирует подлинное эмоциональное состояние человека, показывая как выглядела бы душа, облачённая в радость, скуку, обиду, испуг и т.д. «Искусство - это прежде всего состоянии души» - говорил живописец и график так называемой «парижской школы» Марк Шагал. [1] Этот тезис предоставляет балетмейстеру выстраивать визуальную форму движения под действием внутреннего подсознательного посыла, где такие траектории перемещения как линия, дуга, парабола, зигзаг и др. сменяют друг друга в сложно уловимом слиянии.
Таким образом, визуализация мысли в современной хореографии не имеет подчинения конкретной форме движения. Тело существует в данном случае благодаря внутреннему духовному состоянию, заданному в том или ином хореографическом произведении. Многовариантные сочетания геометрических линий движения и объёмных фигур создают неоднозначный образ, который требует глубокого осознания со стороны зрителя. Поэтому, как и современное искусство в целом, так и современный танец в частности необходимо учится понимать.
Литература
1. Гейзер. М. Я жизнь провёл в предощущеньи чуда. [Электронный ресурс] URL:
http://www.lechaim.ru/ARHIV/99/geyzer.htm (дата обращения 3.12.2014).
2. Краткий словарь по эстетике / под ред. Лебедевой М., - М.: Политиздат, 1964. - 543 с.
3. Кулка И. Психология искусства / Пер. с чешск. - Х.: Гуманитарный Центр / Олива И.В., 2014. - 560 с.
4. Сливинская С., Иванов М. Эксперимент «Жизели» Эка [Электронный ресурс] URL:
http://www.balletart.ru/rus/news/2010/0705.htm (дата обращения 3.12.2014).
5. Танцевальные практики: семиотика, психология, культура / Под общей редакцией А.М. Айламазян. - М.: Смысл, 2012. - 287 с.
References
1. Gejzer. M. Ja zhizn' provjol v predoshhushhen'i chuda. [Jelektronnyj resurs] URL:
http://www.lechaim.ru/ARHIV/99/geyzer.htm (data obrashhenija 3.12.2014).
2. Kratkij slovar' po jestetike / pod red. Lebedevoj M., - M.: Politizdat, 1964. - 543 s.
3. Kulka I. Psihologija iskusstva / Per. s cheshsk. - H.: Gumanitarnyj Centr / Oliva I.V., 2014. - 560 s.
4. Slivinskaja S., Ivanov M. Jeksperiment «Zhizeli» Jeka [Jelektronnyj resurs] URL:
http://www.balletart.ru/rus/news/2010/0705.htm (data obrashhenija 3.12.2014).
5. Tanceval'nye praktiki: semiotika, psihologija, kul'tura / Pod obshhej redakciej A.M. Ajlamazjan. - M.: Smysl, 2012. -287 s.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ / CULTURE STUDIES Мезенцев Е.А.
Кандидат философских наук, Омский государственный технический университет ПРОБЛЕМА ГРАНИЦ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Аннотация
Статья просвещена проблемам привития толерантности в современном российском обществе. Автор проводит сравнительный анализ терминов терпимость и толерантность, используя различные источники. Проблема толерантности рассматривается с позиции Окна возможностей (Окно Овертона).
Ключевые слова: Толерантность, интолерантность, Окно возможностей, дегуманизация, грех, табу, моральные нормы.
Mezentsev E.A.
Candidate of Philosophical Sciences, Omsk State Technical University THE PROBLEM OF LIMITS OF TOLERANCE
Abstract
Article is devoted to the problems of tolerance in modern Russian society. The author carries out the comparative analysis of terms liberality and tolerance, using various sources. The problem of tolerance is considered from a position of the Window of opportunities (Overton's Window).
Keywords: Tolerance, intolerance, Window of opportunities, dehumanization, sin, taboo, moral standards.
Проблема толерантности уже давно стала предметом обсуждения в современной науке, средствах массовой и нформации, политике. Воспитание толерантности у подрастающего поколения является важным направлением воспитательной работы в учебных заведениях всех уровней. Толерантность подаётся как однозначное благо и неотъемлемое социально значимое качество сформированной личности.
Толерантность получила широкое развитие в западной культуре и теперь усиленно насаждается в современном российском обществе. Издаётся огромное количество литературы по проблемам толерантности и даже открывается Институт толерантности с филиалами по всей стране. Но так ли безобидно это явление? Следует тщательно разобраться, что же из себя представляет феномен толерантности и так ли уж нетолерантно российское общество? И главное - должны ли быть границы толерантности?
10
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 8(39) ■ Сентябрь ■ Часть 5
Чтобы лучше понять предмет обсуждения, следует уточнить значение этого слова.
Словарь методических терминов определяет толерантность как «терпимость человека к кому-либо или к чему-либо. В культурологии и социологии этот термин используется для обозначения понимания и уважения к другой культуре, к отличиям представителя другой культуры - этническим, национальным, расовым, религиозным, языковым» [1].
Большой энциклопедический словарь даёт несколько определений этому понятию, из которых чаще всего используются два: толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - это способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды; Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению [3].
Не менее интересным является и медицинское определение этого термина. Так, например, толерантность иммунологическая (immunological tolerance) означает неспособность организма отличать собственные, вырабатывающиеся в нем вещества, к которым он должен быть толерантен, от чужеродных веществ, против которых в нём должны вырабатываться антитела [2]. В этом случае полная толерантность приводит к гибели самого организма.
Термин толерантность - это изначально медицинский термин, введённый в 1953 году английским иммунологом П. Медаваром для обозначения «терпимости» иммунной системы организма к пересаженным инородным тканям, в дальнейшем он стал частью социальных наук.
Так или иначе, но термин толерантность везде определяется как терпимость.
Популярный интернет-ресурс «Википедия» проводит сопоставление толерантности и терпимости и предлагает нам такое сравнение: «Слово «толерантность», хотя и используется как синоним «терпимости», несёт в себе другие смыслы. «Толерантность» - это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно» [5]. Конечно, «Википедию» нельзя назвать авторитетным источником, но именно её, в начале списка, предлагают поисковые системы интернета.
Если в современных словарях терпимость определяется как добровольное, активное, сознательное поведение, то в Декларации принципов терпимости,_принятой резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, в п. 1.3. утверждается следующее: «Терпимость - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Терпимость - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека (курсив наш - Е.А.) [4].
Другими словами, Декларация предлагает считать нормой добровольный и сознательный отказ от каких-либо норм, кроме тех, которые установлены в международных правовых актах. Однако регулятивами социального поведения выступают не только нормы права. Существуют и другие регуляторы, присущие любой национальной культуре, такие как нормы морали, обычаи, традиции, ритуалы и т.д. Зигмунд Фрейд утверждал, что человеческая культура зарождается именно тогда, когда люди добровольно налагают запрет (табу) на некоторые деяния и поступки [7]. Область табу в христианской традиции называют грехом.
Нормы морали, нормы обычаев, нормы традиций и ритуалов всегда формируются продолжительное время и становятся таковыми только после их длительной проверки на состоятельность как регулятива. Ни одно нововведение в социальной жизни общества не приживается, если оно не признано и не одобрено большей частью этого общества. Норма становится нормой только тогда, когда она считается не только приемлемой, но и осознанно необходимой.
Нормы права принимаются небольшой группой людей и начинают действовать с момента их вступления в силу, а нормы морали, традиции, обычаи не закрепляются институционально и существуют на уровне бытийных представлений членов данного общества о добре и зле. Манипулировать социальными нормами на уровне права всегда гораздо проще, чем на уровне морали и нравственности.
В наше время использование заимствованных слов является достаточно частотным. Термин толерантность не избежал этой участи, однако следует определиться с тем, насколько необходимо частое его употребление. Использование заимствованных слов оправдано только тогда, когда в языке отсутствует аналог. Если толерантность переводится как терпимость, то, насколько оправдано его использование?
Толковый словарь С.И. Ожегова определяет терпимость как то, что можно терпеть, с чем можно мириться; уметь без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению [6].
Терпимость понимается как допустимость своего параллельного существования чужого, другого, иного, чем у нас, но в соответствии с нашей системой нравственных ценностей допустимого, без принятия этого нормой для себя, без приближения к себе и пропускания через себя. Терпимость не предполагает активного участия в утверждении чуждого.
Толерантность подразумевает принятие иного как своего, снятие границы между свое-чужое, допустимость не только существования иного, но и активное соучастие в жизни иного и, достаточно часто, отказ от своего в пользу иного.
Проведенный анализ, не претендующий на полноту рассмотрения проблемы, но позволяет сделать вывод о недопустимости равнозначной замены терминов толерантность и терпимость, да и целесообразность использование иностранного термина остаётся под большим вопросом.
Современный, так называемый «просвещённый», западный мир призывает нас толерантно относиться к различным извращённым проявлениям сексуальности, предлагает не только спокойно относиться к ним, но и активно содействовать их утверждению в качестве нормы.
Если раньше нас пытались «приучить» толерантно воспринимать публичные проявления гомо- и гетеро сексуальности, то практика полового воспитания в скандинавских странах и изменения в законодательствах стран Западной Европы вводит в социальный и политический дискурс толерантное отношение к педо -, зоо-, некро- и прочим сексуальным предпочтениям.
Возникают закономерные вопросы: Есть ли пределы толерантности? А если есть, то где эти пределы должны проходить?
11
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 8(39) ■ Сентябрь ■ Часть 5
Интернет-ресурсы на перебой твердят, что так называемые ЛГБТ, БДСМ и прочие - это норма и к ним нужно относится толерантно? И если человек не готов к такого рода толерированию, то он гомофоб, педофоб и т.д.
Совершенно непонятно, почему предел терпимости должен пройти за этими сексуальными ориентациями, а не перед ними. Почему то, что с точки зрения традиционной русской культуры основанной на православии, является откровенным извращением, предлагают вносить в пределы допустимого? Почему то, что является откровенным грехом, мы обязаны толерировать, а правильнее сказать терпеть? Да и вообще, насколько уместно учить терпению один из самых терпеливых народов мира?
Если уж мы толерантно относимся к западному обществу с его системой ценностей, в которой сексуальные извращения считаются нормой, следовательно, и Запад должен относиться толерантно к российскому обществу, в котором подобные явления недопустимы.
Проблему толерантности в современном обществе, на наш взгляд, следует рассматривать с позиции теории Дж. Овертона (окно Овертона) как технологии расчеловечивания.
Эта технология, позволяющая путём определённых информационных манипуляций изменять отношение общества к вопросам, ранее находящимся под запретам (табу). Сильно распиаренная проблема толерантности есть ни что иное, как попытка расширения области дозволенного и сужение области запрещённого (табу, греха). Практика западного общества показывает, что по истечению времени при целенаправленном воздействии, ранее строго табуированное становится не только нормальным, но и желанным.
Терпимость должна иметь свои пределы и подразумевает привязку к системе базовых жизненных ценностей, а введение термина толерантность эту привязку размывает, так как несет в себе некую семиотическую неопределённость как заимствованное слово.
Безграничная толерантность - чрезвычайно опасное социальное явление. Отсутствие культурных запретов или сознательный отказ от них, превращает человеческое общество в стадо животных. Отсутствие пределов толерантности - явный путь к дегуманизации, растлению, расчеловечиванию общества. Не может быть беспредельной толерантности, как и безграничной свободы. Безграничная свобода ведет к вседозволенности и, как следствие, к беспределу.
Литература
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Электронный ресурс] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин // Справочно-информационный портал «ГРАМОТА.РУ». - Режим доступа: http://www.gramota.ru/slovari/dic/?az=x&word=%F2%EE%EB%E5%F0%E0%ED%F2%ED%EE%F1%F2%FC
2. Большой толковый медицинский словарь [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. medslv. ru/html/t/tolerantnost5 -mmunologi4eska8. html
3. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vedu.ru/bigencdic/63149/
4. Декларация принципов терпимости [Электронный ресурс] // Организация объединённых наций [Офиц. сайт] -Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml
5. Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%
B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C#
6. Толковый словарь русского языка Ожегова С. И. Онлайн-версия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ozhegov.org/words/35729.shtml
7. Фрейд, З. Тотем и табу / З. Фрейд; пер. с нем. - М.: Изд-во Академический проспект, 2007. - 160 с.
References
1. Azimov, Je. G. Novyj slovar' metodiceskih terminov i ponjatij (teorija i praktika obuchenija jazykam) [Jelektronnyj
resurs] / Je.G. Azimov, A.N. Schukin // Spravochno-informacionnyj portal «GRAMOTA.RU». - Rezhim dostupa: URL: http://www.gramota.ru/slovari/dic/?az=x&word=%F2%EE%EB%E5%F0%E0%ED%F2%ED%EE%F1%F2%FC (data
obrashhenija 05.05.2015)
2. Bolschoj tolkovyj medicinskij slovar' [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL:
http://www.medslv.ru/html/t/tolerantnost5-mmunologi4eska8.html (data obrashhenija 07.05.2015)
3. Bolschoj jenciklopedicheskij slovar' [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://www.vedu.ru/bigencdic/63149/ (data obrashhenija 05.05.2015)
4. Deklaracija principov terpimosti [Jelektronnyj resurs] // Organizacija ob*edinjonnyh nacij [Ofic. sajt] - Rezhim dostupa: URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml (data obrashhenija 06.05.2015)
5. Svobodnaja jenciklopedija Vikipedija [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%B5%
D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C# (data obrashhenija 05.05.2015)
6. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka Ozhegova S. I. Onlajn-versija [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://www.ozhegov.org/words/35729.shtml (data obrashhenija 05.05.2015)
7. Frejd, Z. Totem i tabu / Z. Frejd; per. s nem. - M.: Izd-vo Akademicheskij prospekt, 2007. - 160 s.
12