Научная статья на тему 'Проблема готовности студентов педагогических вузов к созданию сценарных текстов'

Проблема готовности студентов педагогических вузов к созданию сценарных текстов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЦЕНАРИЙ / SCENARIO / РЕЧЕВОЙ ЖАНР / GENRE / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE / СТУДЕНТЫ БАКАЛАВРИАТА / BACCALAUREATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матехина Ольга Геннадьевна

Статья посвящена проблеме обучения созданию сценарных текстов в профессиональной подготовке студентов педагогических вузов. В работе дается характеристика жанру «предметный педагогический сценарий». Приводятся результаты исследования готовности студентов к созданию данного жанра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF READINESS OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES TO CREATE THE SCENARIO TEXTS

The article is devoted to the problem of teaching the creation of scenario texts in the professional training of students of pedagogical universities. The article characterizes the genre of «subject pedagogical scenario». The results of the study of students ' readiness to create this genre.

Текст научной работы на тему «Проблема готовности студентов педагогических вузов к созданию сценарных текстов»

простых, медленных движений и развивая к более быстрым и более сложным по мере роста уровня спортивной подготовленности юного спортсмена.

При этом необходимо учитывать полный структурный диапазон двигательных действий борца и их производительность в сочетании с другими факторами. Проявляемая мышечная сила спортсмена в гармоничном и обоснованном сочетании с индивидуальными особенностями спортсмена и сопряженными с ней качествами играет главную роль в достижение необходимого уровня эффективности соревновательного двигательного действия спортсмена.

Литература:

1. Заремба А.Н. Акробатическая подготовка как неотъемлемый компонент тренировочного процесса в спортивной борьбе [Текст] // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. Красноярск, 2012 - с. 23-28.

2. Осипов А.Ю., Шубин Д.А., Раковецкий, А.И. Развитие выносливости начинающих борцов как необходимое условие повышения их технического мастерства [Текст] // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2012 - с. 12-17.

3. Тимербаев О.М. Обучение тактическим действиям юных каратистов в спроектированных ситуациях соревновательного поединка [Текст] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. СПб, 2013 - №11 (95) - с. 153-157.

4. Ткаченко С.В. Факторный анализ наиболее информативных параметров, влияющих на эффективность занятий спортивной борьбой студентов факультетов физического воспитания [Текст] // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. Киев, 2013 -№4 - с. 65-72.

5. Умаров М.К. Формирование логических компонентов технико-тактических действий в единоборствах на основе самбо [Текст] // Лесной вестник / Forestry bulletin. М, 2014 - №4 - с. 241-242.

6. Федоров С.Л. Структура и модельные характеристики технико-тактической подготовленности спортсменов, занимающихся борьбой самбо [Текст] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. СПб, 2008 - №12(46) - с. 86-90.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук Матехина Ольга Геннадьевна

Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк)

ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К СОЗДАНИЮ

СЦЕНАРНЫХ ТЕКСТОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме обучения созданию сценарных текстов в профессиональной подготовке студентов педагогических вузов. В работе дается характеристика жанру «предметный педагогический сценарий». Приводятся результаты исследования готовности студентов к созданию данного жанра.

Ключевые слова: сценарий, речевой жанр, профессионально-коммуникативная компетентность, студенты бакалавриата.

Annotation. The article is devoted to the problem of teaching the creation of scenario texts in the professional training of students of pedagogical universities. The article characterizes the genre of «subject pedagogical scenario». The results of the study of students ' readiness to create this genre.

Keywords: scenario, genre, professional communicative competence, baccalaureate.

Введение. В системе обучения студентов педагогических вузов особое внимание уделяется профессионально-коммуникативной подготовке. Среди базовых компетенций, которыми должны овладеть выпускники педагогических вузов, можно отметить компетенцию ОК-5, которая определяется как «способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языке для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия». Однако надо признать, что необходимость формирования коммуникативной компетенции определяется не только требованиями повышения общей культуры педагога. Речь является основным инструментом деятельности педагога любого профиля, и от ее качества зависит успешность профессиональной педагогической деятельности.

С этой точки зрения чрезвычайно важной является задача обучения студентов созданию профессионально значимых текстов, к которым относятся и сценарные тексты (конспекты занятий, консультаций, сценарии внеклассных мероприятий и т.д.). Поскольку понятие сценарного текста в современной жанрологии трактуется широко [1, 2, 3, 4 и др.], мы считаем целесообразным определить сценарии, используемые в профессиональной педагогической деятельности с целью решения образовательных задач, как предметные педагогические сценарии. Под предметным сценарием мы понимаем речевой жанр предварительного характера, в котором дается подробное описание какого-либо педагогического мероприятия или занятия (урока, театрализованного праздника, консультации и т.д.) [3].

Значение данных текстов в деятельности педагога трудно переоценить. Поскольку сценарные тексты являются текстами предварительного характера, они позволяют продумать и определить структуру предстоящего действия, последовательность и все детали сюжетно-композиционной организации разрабатываемого занятия. Сценарный текст (конспект) является детальной инструкцией для педагога в ходе подготовки и реализации педагогического мероприятия. Таким образом, от качества подготовки сценарного текста во многом зависит качество и успешность предстоящего мероприятия.

В настоящее время, в связи в развитием информационных технологий и созданием виртуальных баз данных, для педагогов стали доступны готовые, созданные другими авторами предметные педагогические сценарии. На различных интернет-порталах (интернет-портал «Сценарии праздников» http://scenarii.ru/; «Конспекты уроков» https://xn—dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/ и др.) представлено большое количество сценарных текстов. Однако как показывает анализ опубликованных сценариев (нами было проанализировано

более 600 текстов), достаточно часто это тексты невысокого качества: в них встречаются методические, драматургические и лингвистические ошибки, нарушения структуры и содержания текста. В связи с этим даже в том случае, если педагог обращается к опубликованным сценариям, он вынужден их редактировать, изменять в соответствии с собственными задачами и особенностями учебно-коммуникативной ситуации.

Для того чтобы ответить на вопрос, насколько распространено созлание сценарных текстов в практике педагогов, мы опросили 73 учителя русского языка и литературы и 21 учителя-логопеда г. Новокузнецка Кемеровской области. В ходе опроса учителя отмечали, что в своей профессиональной педагогической практике используют тексты сценарного плана (91% используют конспекты или планы уроков, 34% сценарии внеклассных мероприятий и театрализованных праздников, 12% планы консультаций). 80% учителей создают данные тексты самостоятельно, используя материалы методических разработок и программ. Педагоги отмечали, что наибольшие сложности у них вызывает создание сценариев театрализованных мероприятий, поскольку при подготовке мероприятия они гораздо больше внимания уделяют постановочному этапу, нежели этапу сценарной деятельности. Учителя признаются, что это связано не с богатым сценарным опытом, а с отсутствием времени и непониманием влияния сценария на качество постановки. Вместе с тем учителя выразили сожаление по поводу того, что вузовская подготовка будущих педагогов не включает сведения о том, каковы жанровые особенности предметного педагогического сценария, приемы и способы его создания.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена тем, что предметные педагогические сценарии (конспекты занятий, консультаций, сценарии внеклассных мероприятий и т.д.) являются востребованными в профессиональной практике педагогов. Умение создавать качественные сценарные тексты является одним из условий успешной реализации педагогического мероприятия. Создание профессионально значимых текстов является задачей формирования профессиональной компетенции выпускников педагогических вузов. Однако остается актуальным вопрос, готовы ли будущие педагоги к созданию предметных педагогических сценариев.

Цель нашего исследования - выяснить готовность студентов, обучающихся на педагогических направлениях бакалавриата к созданию предметных педагогических сценариев.

Изложение основного материала статьи. Для того чтобы ответить на данный вопрос, мы провели анкетирование студентов педагогического вуза и проанализировали созданные ими в ходе педагогической практики тексты сценариев и конспектов занятий. Мы провели акетирование студентов 3 и 4 курса Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного униваерситета, обучающихся по направлениям бакалавриата 44.03.01 «Педагогическое образование» (175 человек), 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (25 человек), 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (83 человек). Всего в исследовании приняли участие 283 обучающихся по всем указанным направлениям подготовки бакалавриата. Анкетирование проводилось после прохождения студентами практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, в ходе которой обучающиеся проводили занятия в качестве учителей русского языка и литературы, логопедов, педагогов дошкольного образования, организовывали внеклассные мероприятия, консультировали родителей. Целью анкетирования было выяснить, какие трудности возникли у студентов в ходе прохождения практики. Проанализируем полученные резуллтаты.

87% обучающихся отметили трудности, связанные с подготовкой сценарных текстов (конспектов уроков и сценариев внеклассных мероприятий). Среди основных трудностей студенты называли:

1. Трудности лингвистического характера отметили 73% студентов (т.е. трудности, которые связаны с категориальными признаками текста - информативностью, связностью, взаимообусловленностью частей, завершенностью, оформленностью текста). Студенты отмечали: «Не ясно, как оформлять текст», «Какие части должен содержать конспект», «Надо ли подробно писать слова учителя и ответы детей», «Что должно входить в сценарий внеклассного мероприятия» и т.д. Трудности лингвистического характера возникают у обучающихся не случайно. Разнообразие сценарных текстов приводит к тому, что в настоящее время само понятие сценарного текста трактуется очень широко. Также чрезвычайно размыто представление об оформлении сценарных текстов. Среди опубликованных сценариев можно встретить тексты, которые представлют собой краткий план, детализированное описание или сжатую табличную форму. Эти тексты содержат разные структурные компоненты, при этом остается не ясным, обязательны эти компоненты или факультативны. Все это вызывает вопросы при создании собственных текстов или редактировании опубликованных сценариев.

2. Трудности, связанные с презентативным фактором (методическим или драматургическим), отметили 62% студентов. Поскольку сценарий - это текст предварительного характера, он должен отражать специфику планируемого мероприятия. Так для подготовки урока студенты должны владеть знаниями и умениями по методике обучения школьным предметам, педагогике, дидактике. Для подготовки театрализованного внеклассного мероприятия студенты также должны владеть знаниями о драматургии и театре как виде искусства. Необходимость учитывать эти особенности при подготовке предметного сценария вызывала трудности у обучающихся. Студенты писали: «Трудно придумать такую идею (концепцию) для мероприятия, которая будет интересной и эффективной», «Не знали, как оформить мероприятие», «Какие методы и приемы обучения выбрать» и т.д. Необходимо отметить, что если знания и умения, связанные с методикой преподавания учебных предметов, студенты получают в ходе изучения соответствующих дисциплин (например, в программе подготовки бакалавров по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия» методика проведения логопедических занятий рассматривается в ходе изучения дисциплин «Логопедия», «Практикум по организации логопедичской работы»), то при подготовке театрализованных мероприятий (внеклассных мероприятий, тематических праздников в детском саду и т.д.) студенты вынуждены опираться на свои фоновые знания по драматургии и искусствоведению, а также имеющийся опыт сценарно-режиссерской деятельности, которым владеют далеко не все студенты.

3. Трудности коммуникативного характера (умение учитывать характер учебно-коммуникативной ситуации, психолого-педагогические особенности адресата) отметили 15% обучающихся. Студенты писали: «Даже если берешь готовые (размещенные в интернете) тексты сценариев, нет уверенности, что они подходят твоим ученикам», «Некоторые задания оказались черезчур легкими, как для детского сада, а какие-то наоборот слишком трудными». Зачастую доступность готовых сценарных текстов создает у обучающихся иллюзию легкости подготовки. Но, обращаясь к опубликованным текстам, студенты не учитывают, что

любой текст несет отпечаток личности автора и ориентирован на определенную речевую ситуацию, определенного адресата. Даже качественные с точки зрения методических, педагогических, лингвистических и драматургических критериев сценарии требовали адаптации к интересам и воможностям конкретного класса, к особенностям конкретной учебно-педагогической ситуации, к конкретным учебно-педагогическим задачам, которые ставились перед начинающим педагогам. К подобной адаптации и редактированию студенты зачастую оказывались не готовы.

Таким образом, анкетирование студентов педагогического вуза показало, что обучающие испытывают трудности при создании профессионально значимых жанров сценарного типа: конспектов уроков, сценариев внеклассных мероприятий, тематических праздников и т.д. Эти трудности связаны с разработной концепции мероприятия, лингвистическим оформлением текста, учетом особенностей конкретной учебно-педагогической ситуации.

Созданные студентами в ходе педагогической практики предметные сценарии и конспекты уроков отражали эти трудности. В частности, анализ сценариев внеклассных мероприятий, созданных студентами во время практики, показал следующие результаты:

• 12% студентов не справились с заданием и не смогли представить сценарий, 34% студентов взяли готовые опубликованные сценарии без их адаптации или переработки, только 54% студентов создали собственно-авторские сценарии или адаптировали опубликованные сценарии с учетом конкретной учебно-педагогической ситуации.

• 43% работ содержат информацию, недостаточную для полноценной постановки, и, по сути, не являются детализированными сценариями: 25% работ содержат краткое, а не детализированное описание действия, что затрудняет реализацию подобных текстов в процессе постановки (например: «Сцена украшена, звучит музыка. Выходят ведущие. Приветствуют зрителей, поздравляют их с этим замечательным днем»); 18% работ представляют собой монолог или диалог действующих лиц без описания места и обстоятельств действия, без указания самих действующих лиц (например, «Добрый день, друзья! Сегодня наш праздник посвящен Дню всех влюбленных. Наверное, все знают, откуда он пришел к нам»).

• Стуктура 100% сценариев не соответствует структуре данного жанра и не содержит всех необходимых компонентов: во всех сценариях отсутствует заголовочный комплекс, список действующих лиц, во многих отсутствует постановочная ремарка, внутритектовые ремарки.

• Многие студенты в своих работах не учли презентативный фактор, работы содержат нарушения сценарной драматургии: 51% сценариев не содержат драматургического конфликта, 63% сценариев не имеют развивающегося драматургического действия.

• В 43% сценариев присутствуют нарушения единства учебной темы и содержания: представленные задания и игры не соответствуют заявленной учебной теме, при их введении в единое сюжетное действие не соблюдаются методические принципы и требования (например, включенные в действие дидактические игры не соответствуют тематике праздника и не предваряются установочным словом, что впоследствии вызвало затруднения в их организации).

Таким образом, анализ работ показал, что у студентов не сформированы необходимые умения для создания качественных сценариев. Многие не справились с предложенным заданием. Те же, кто создал собственно-авторские сценарии, не учли требования - лингвистические, коммуникативные, презентативные -которым должен соответствовать текст сценария для его последующей успешной реализации. Недостатки созданных студентами сценариев повлияли на качество проведенных мероприятий: отмечалось отсутствие интереса у детей, неорганизованность, прерывистость действия, нарушение связности и правильности речи ведущих.

Значимым является тот факт, что сами анкетируемые осознают недостаток знаний и умений по данной теме и необходимость более глубокого изучения жанра сценария в рамках профессиональной подготовки будущих педагогов. На вопрос анкеты «Нужно ли обучать студентов педагогических вузов созданию сценарных текстов?» утвердительно ответили 99% опрошенных. Из них 89% пояснили, почему считают эти знания необходимыми:

• 68% студентов уверены, что знания о сценарии пригодятся им в будущей профессиональной педагогической деятельности при подготовке занятий, тематических праздников и внеклассных мероприятий. Студенты писали: «Учить нужно обязательно, потому что педагог постоянно создает такие тексты. Для каждого занятия требуется создание конспекта, а конспект - это сценарий урока», «Я считаю, что обучать этому жанру нужно, особенно тех, кто пойдет работать в школу. Ведь в школе проводится очень много праздников. Также это умение понадобится при проведении внеклассных мероприятий, классных часов и т.п.», «Обучать сценарию необходимо, потому что, на мой взгляд, учитель перед детьми - как актер перед зрителями. Учитель на каждый урок создает свою, особенную пьесу».

• 8% считают, что изучение сценариев позволит им развить творческие способности: «Обучать данному речевому жанру нужно, а студентов педагогических вузов - особенно, так как в будущем им придется работать с детьми, в школе, где творческие способности будут очень востребованы».

• 6% уверены, что эти знания помогут им расширить кругозор, повысить уровень эрудированности, в том числе лингвистическую образованность: «Нужно, чтобы студенты имели представление о самых разнообразных речевых жанрах».

• 4% студентов считают, что умение создавать сценарии «пригодится в жизни».

Выводы. Таким образом, проведенное исследование показало, что у студентов не сформированы умения, необходимые для создания предметных педагогических сценариев. Созданные обучающимися во время профессиональной деятельности сценарные тексты содержат нарушения жанровых признаков, текстообразующих категорий, методических и драматургических критериев, что влияет на качество проводимых на основе данных текстов мероприятий. Также анкетирование показало сформированность у студентов педагогических вузов мотивации на изучение данного жанра. Студенты педагогических вузов осознают востребованность сценарных текстов в повседневной и, что особенно важно, в профессиональной деятельности.

Однако остается открытым вопрос о том, в рамках каких дисциплин должно вестись обучение студентов педагогических вузов созданию сценарных текстов. Анализ доступных нам образовательных программ, осуществляющих подготовку бакалавров по педагогическим направлениям, показал, что изучение жанровых признаков сценариев ведется только на некоторых профилях направления 44.03.01 «Педагогическое

образование» («Русский язык», «Русский язык и литература») согласно рабочей программе обязательной дисциплины «Педагогическая риторика» и дисциплины по выбору «Теория речевых жанров». При изучении конспектов уроков в рамках обязательных методических дисциплин основное внимание уделяется методическуим вопросам, а не текстообразующим и жанрообразующим признакам конспекта. Все это говорит о недостаточной разработанности данного вопроса в программе подготовки бакалавров педагогических вузов.

Литература:

1. Вайсфельд И.В. У истоков теории сценария: Учебное пособие [Текст] / И.В. Вайсфельд. - М., 1965. - 21 с.

2. Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство: Методич. пособие для редакторов и методистов НМЦ [Текст] / Г.Д. Литвинцева. - М.: Всерос. НМЦ народ. творчества и культурно-просветительской работы им. Крупской Н.К., 1989. - 108 с.

3. Маркина О.Г. Сценарий как жанровая разновидность первично-вторичных жанров [Текст] / О. Матехина // Актуальные проблемы социокультурного знания: сб. науч. тр. кафедры философии МПГУ. -Вып. XXI. - М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2003. - С. 122-129.

4. Фрумкин Г.М. Школа начинающего сценариста. Учебное пособие [Текст] / Г.М. Фрумкин. - М.: Институт истории и социальных проблем телевидения, 1997. - 60 с.

Педагогика

УДК: 37.037

кандидат педагогических наук Медведев Игорь Владимирович

Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул); кандидат технических наук Семёнов Вадим Владимирович Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул); старший преподаватель Андрианов Александр Сергеевич

Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул)

ПОДГОТОВКА ПОЛИЦЕЙСКИХ К ПРИМЕНЕНИЮ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ В УСЛОВИЯХ СИЛОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье рассматриваются методические вопросы обучения полицейских в области огневой подготовки.

Ключевые слова: огнестрельное оружие, грубая и тонкая моторика, тренировочный стресс.

Annotation. The article deals with methodological issues of police training in the field of fire training.

Keywords: firearms, gross and fine motor skills, the training stress.

Введение. Анализ ежегодной статистики применения огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов показывает определенную закономерность сокращения дистанции и изменение условий его применения [1]. Если еще десять лет назад огнестрельное оружие применялось в большинстве случаях в ситуациях связанных с преследованием правонарушителей, либо в плановых мероприятиях по задержанию вооруженных преступников, или преступников застигнутых на месте преступления, то в последнее время растет число чрезвычайных происшествий связанных с нападениями на сотрудников полиции, применению по отношению к ним физического воздействия и оружия различного типа. В некоторых случаях эти нападения внезапные и немотивированные. Дистанция, на которой происходит большинство указанных столкновений, сокращается до дистанции рукопашного боя, а условия, в которых оказываются сотрудники полиции в момент нападения, явно не в их пользу, или же они к ним попросту не готовы. Данные условия имеют ряд особенностей связанных с несением службы в населенных пунктах, для которых характерны ограниченность пространства, наличие большого числа естественных укрытий позволяющих правонарушителям в минимальное время появляться на линии огня и нападать практически с любого направления. Кроме того сотрудники полиции оказываются не готовы применять огнестрельное оружие в ситуациях непосредственного силового контакта с хорошо подготовленным и физически сильным противником, так как условия их подготовки связанные с огневой выучкой попросту не соответствуют данным ситуациям. Чтобы понять, о чем речь, необходимо обратиться к организации огневой подготовки в подразделениях полиции.

Формулировка цели статьи. Разработка стрелковых методик обучения в области, где приемы и правила классической огневой подготовки недостаточно эффективны.

Изложение основного материала статьи. Классическая огневая подготовка в органах внутренних дел ориентирована прежде всего на действительную дальность стрельбы и на малую зону поражения цели. На больших дистанциях от 20 метров и более величины отклонений средней точки попадания при неточностях в наводке соразмерны с габаритами мишени, в связи с этим годами в полиции существовала и совершенствовалась определенная модель наводки оружия, грубая наводка за счет положения стрелка в пространстве и тонкая, задействовавшая микродвижения рук с оружием и тонких ощущений спускового крючка. Для улучшения устойчивости системы стрелок-оружие рекомендуется жесткая фиксация в суставах, убирая все степени свободы. Вместе с тем, визуальный контроль с помощью прицельных приспособлений требует фокусирования зрительного аппарата на мушке. Действия, связанные с прицеливанием предполагают настройку зрения на четкое видение прицельных приспособлений и размытое видение цели. В этот момент сектор наблюдения уменьшается до 25 - 15 градусов и охватывает не более одной цели. И если скорость стрельбы при усиленных тренировках можно значительно улучшить, то устранить сужение сектора наблюдения практически невозможно. Кроме того, периодичность стрелковых тренировок у среднестатистического сотрудника полиции в лучшем случае составляет одну тренировку в неделю при минимуме расхода боеприпасов и ограниченного содержания занятия (ничего, кроме выполнения одного максимум двух контрольных упражнений) [3].

Справедливости ради стоит отметить, что современные тенденции развития огневой подготовки в органах внутренних дел все же учитывают вышеперечисленные факторы. Значительно сократилась

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.