Научная статья на тему 'Проблема готовности к школьному обучению в трудах психологов и педагогов'

Проблема готовности к школьному обучению в трудах психологов и педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3464
413
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОДГОТОВКА / ДОШКОЛЬНИКИ / ПСИХОЛОГИ И ПЕДАГОГИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киселева Ирина Александровна

Психологическая готовность к школьному обучению предусматривает не отдельные знания и умения, а развитие всех сторон личности ребенка. Под психологической готовностью к школьному обучению рассматривают достаточный и необходимый уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность дошкольника к школьному обучению является важным этапом психологического развития в период дошкольного детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Киселева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема готовности к школьному обучению в трудах психологов и педагогов»

ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ТРУДАХ ПСИХОЛОГОВ И ПЕДАГОГОВ Киселева И.А.

Киселева Ирина Александровна — магистрант, кафедра психолого—педагогических основ специального образования, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Московский городской педагогический университет Институт специального образования и комплексной реабилитации, г. Москва

Аннотация: психологическая готовность к школьному обучению предусматривает не отдельные знания и умения, а развитие всех сторон личности ребенка. Под психологической готовностью к школьному обучению рассматривают достаточный и необходимый уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность дошкольника к школьному обучению является важным этапом психологического развития в период дошкольного детства.

Ключевые слова: психологическая готовность, школьное обучение, подготовка, дошкольники, психологи и педагоги.

Проблема психологической готовности к школьному обучению детей старшего возраста в школе чрезвычайно актуальна. Показатели подготовки определяются путями формирования психики и зависят от определения содержания обучения и целей воспитания в дошкольных учреждениях и успешности обучения и последующего развития старших дошкольников в школе. Психологическая готовность к школьному обучению предусматривает не отдельные знания и умения, а развитие всех сторон личности ребенка.

Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях системы дошкольного образования и воспитания у дошкольников старшего возраста представлено в аспектах теоретических трудов и исследованиях различных отечественных и зарубежных психологов и педагогов, таких как Д.Б. Эльконина, JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, Р.В. Овчаровой, Л.И. Божович, М.М. Безруких, Н.Е. Вераксы, Н.И. Гуткиной, О.М. Дьяченко, A.A. Люблинской, B.C. Мухиной и других.

«Психологическая готовность к школьному обучению - это достаточный уровень психического развития дошкольника для освоения школьной учебной программы в условиях системы обучения в группе сверстников», - дает определение Н.И. Гуткина [4].

Психологическая готовность структуры в целом, развитие которой обусловлено количественными и качественными изменениями составляющих ее взаимосвязей и учебных качеств, представлена авторами Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадриковым [6].

Дается аналогичное определение Е.А. Грудненко [3]: готовность к школьному обучению - это состояние целостности психики ребенка, обеспечивающее принятие успешности системы требований, предъявляемых школой и учителем в целом, а также успешное овладение новой для ребенка деятельностью, и социально новыми ролями.

Понятие «школьная зрелость» в психолого-педагогических источниках определяется как достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, который помогает ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе.

Проблема психологической подготовки к школьному обучению в последнее столетие стала актуальной среди различных специальностей. Исследователи разных специальностей изучают и анализируют критерии готовности к школьному обучению, рассматривают возраст, с которого актуально начинать обучение детей в школе. Интерес к данной проблеме показывает то, что образно психологическую готовность

к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент — качества будущей постройки и залог надежности.

Изучая проблему психологической готовности к школе, можно сказать о двух ее аспектах: интеллектуальной и личностной готовности [2].

Важным показателем психологической готовности выступает новообразование «внутренняя позиция школьника», определяющее собой новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате потребности в общении со взрослым на новом уровне и сплава познавательной потребности.

Исследуя проблему подготовки дошкольников к школе, важным ставится сформированность овладения психологических предпосылок к учебной деятельности [8].

Данные предпосылки появляются из особенностей психического развития дошкольников в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту.

Предъявляемая современная действительность рассматривает высокие требования к взрослому человеку. Таким образом, требования растут и к современному ребенку -полноправному члену общества. Все это касается школьного образования.

Исследуемая проблема подготовки дошкольников к обучению в школе всегда была актуальна, она всегда была и будет в центре внимания психологов и педагогов с того момента, как появились общественные учебные заведения и будет актуальной в связи так как, от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения детей. Обращая внимание на тот момент, что решение этой проблемы изменяется в зависимости от новых изменений в самой системе образования, которые в свою очередь показывают изменения, происходящие в общественном сознании.

В отечественной и зарубежной психо лого-педагогической литературе проблема подготовки дошкольников к обучению в школе рассматривается в разных аспектах. Известными педагогами прошлого века было предложено немало интересных идей о том, что детям нужно развивать их активность, давать не только знания, но и развивать их самостоятельность, приучать к умственному труду (Т. Мор, Ф. Рабле, Э. Роттердамский, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо).

Большинство отечественных психологов и педагогов рассматривают готовность детей к школьному обучению с позиций формирования их интеллектуальной готовности к обучению, которая обеспечивает полноценную адаптацию детей к школе (Ю.В. Карпов, А.В. Запорожец, Т.С. Яковлева, Н.Н. Поддъяков, П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева), считая главным в данной интеллектуальной готовности.

На сегодняшний момент достаточного уровня подготовки к школьному обучению получают меньше половины детей старшего дошкольного возраста, что делает задачу подготовки детей к школе одной из важных психолого-педагогических задач и сохраняется одной из наиболее актуальных проблем, привлекающих внимание ученых-исследователей.

Переход в школу ребенка является переломным моментом в его жизни, особенно значимым в социально-психологическом статусе, так как ему приходится переходить к новым условиям деятельности, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками, новому положению в обществе.

Проблема готовности к школе изучалась и рассматривалась как за рубежом, так и у нас в стране.

Представители зарубежной психологической школы (С. Штрембел, Я. Йирасек, Г. Гетцер, А. Анастази, Й. Шванцара, А. Керн) изучали проблему в аспекте школьной зрелости.

У зарубежных авторов, рассматривающих школьную зрелость, нет четкого и однозначного определения этого понятия. Так, по мнению А. Анастази [1], школьная зрелость подразумевает собой овладение знаниями, способностями, умениями и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы.

По мнению Я. Йирасека [5], достижение школьной зрелости во всех компонентах психологической структуры влияет на соматическое и психическое развитие ребенка от факторов, которые оказывают воздействие на них.

Наиболее четко определяется школьная зрелость - как достижение такой степени в развитии, когда дошкольник «становится способным принимать участие в школьном обучении». В качестве компонентов готовности к обучению в школе выделяются: эмоциональные, умственные и социальные компоненты [7].

Так как, понятие «вводные навыки» предполагает взаимосвязь между успешностью обучения в школе уровнем обучаемости ребенка в дошкольном возрасте и его развитием.

Можно сказать, что под психологической готовностью к школьному обучению рассматривают достаточный и необходимый уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность дошкольника к школьному обучению -является важным этапом психологического развития в период дошкольного детства.

Анализируя рассмотренные ранее работы зарубежных психологов, видим, что дошкольник, подготовленный к школе, должен не только обладать достаточным для усвоения школьной программы набором умений и знаний, так и быть способным взаимодействовать в коллективе сверстников, подчиняться требованиям учителя и школьного распорядка. Так поступающий в школу дошкольник, по изучению психологов зарубежья, обладает достаточной интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелостью.

Список литературы

1. Анастази А. Психологическое тестирование. Книги 1, 2. М., 1982.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

3. Грудненко Е.А. Психологическая готовность ребенка к школе. [Текст]: пособие для психологов и педагогов ДОУ / Е.А. Грудненко. М.: Детство-Пресс, 2013. 176 с.

4. Гуткина Н. И. «Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. СПб.: Питер, 2009. 208 с.

5. Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости // Диагностика психического развития. Прага, 1978.

6. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д.Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2001.

7. Шванцара Й. и кол. Диагностика психического развития. Прага, 1978.

8. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.