ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ
И.Ю. Блясова
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы подготовки будущих педагогов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, дается понятие готовности педагога к работе с подростками, подчеркивается необходимость целенаправленной работы по приобщению студентов к этому важному направлению работы.
Ключевые слова: профилактика правонарушений, несовершеннолетний нарушитель, подготовка педагогов к работе с несовершеннолетними нарушителями.
Summary. The article deals with the problem of training future teachers to work with the under-age lawbreakers. It also defines the concept of readiness of teachers to work with the under-age and the necessity of purposeful work to involve students in this activity.
Keywords: prevention of offences, under-age lawbreaker, teachers training to work with under-age lawbreakers.
Поскольку проблема преступности несовершеннолетних является одной из актуальных проблем современного общества. Ее сложность проблемы обусловлена напряженной криминальной обстановкой в детской среде, недостаточно эффективной работой органов и учреждений, осуществляющих деятельность по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. В то же время состояние и тенденции развития преступности являются важными показателями нравственного состояния и положения подрастающего поколения в обществе. По данным уголовной статистики каждый пятый преступник в стране - подросток. Несмотря на некоторое снижение уровня подростковой преступности, ее показатели продолжают оставаться достаточно высокими. Претерпевает изме-
нения и мотивация преступности несовершеннолетних: увеличивается численность преступлений, в которых доминируют не ситуативные мотивы, а мотивы, носящие предумышленный характер, имеющие порой не детскую, а взрослую мотивацию: агрессию, жестокость, садизм и др.
Исходя из вышесказанного, выбор направления исследования был обусловлен, с одной стороны, обострением состояния подростковой преступности и возросшей потребностью общества в специалистах для работы с несовершеннолетними правонарушителями, а с другой - не в полной мере реализованными потенциальными возможностями высших учебных заведений в подготовке кадров, способных решать проблему профилактики преступности и безнадзорности несовершеннолетних.
89
3 / 2013
Преподаватель ^
90
Теоретические аспекты подготовки будущих педагогов к работе с трудными, педагогически запущенными подростками рассматриваются в работах С.И. Андреева, Р.У. Арифулина, Е.Н. Быкова, Н.А. Зинчук, И.А. Михеева, Н.В. Прозорова, В.А. Пятунина, В.Н. Рязанцева, P.M. Хмурич и др. Вместе с тем, конкретные проблемы готовности будущих специалистов для работы с несовершеннолетними правонарушителями исследованы явно недостаточно.
Так, на вопрос, адресованный работникам образования, является ли школа эффективным субъектом системы профилактики преступлений несовершеннолетних, только 18% опрошенных дали положительный ответ. Почти половина (49%) опрошенных учителей ответили, что в настоящее время школа не является эффективным субъектом профилактики. Примечательно и то, что сами учителя низко оценили эффективность педагогического контроля (18,2%) [2].
Опрос, проведенный среди педагогов образовательных учреждений школ города Шадринска и Шадринского района Курганской области, также подтвердил вывод о том, что успешность профилактической работы во многом зависит от уровня профессиональной подготовки осуществляющих ее специалистов и что работа в данном направлении нуждается в дальнейшем изучении и разработке эффективных путей ее решения.
Специфика работы в данном направлении состоит в том, что требует от специалистов комплекса психолого-педагогических, правовых, специальных знаний, умений и навыков, возможностей осуществлять межличностную коммуникацию, принимать решения в сложных жизненных ситуациях, в которых оказываются подростки, способствовать личностному росту обучаемых,
активизировать их возможности в самореализации и саморазвитии.
С целью выявления представлений будущих педагогов о причинном комплексе девиантного поведения подростков, основных направлений профилактической работы, путей ее проведения и желания ею заниматься был проведен опрос.
В опросе приняли участие 134 человека - студенты 1-5-го курсов, обучающихся по специальностям социальная педагогика, педагогика и психология, история и право. Анализ полученных данных показал, что студенты в целом ориентируются в теоретических аспектах отклоняющегося поведения. Исключение составляют студенты первого курса, что обусловлено особенностью учебного процесса и незначительным удельным весом специальных профессиональных дисциплин. Девиантное поведение студенты понимают как «поведение, не соответствующее установленным социальным нормам», «отклоняющееся от нормы», «отклоняющееся от нормы, вредное для общества и личности», «... в некоторых случаях преступное» и т.п., что недалеко от истины.
Отвечая на вопрос о причинах де-виантного поведения, в качестве наиболее значимых студенты указывают нарушение взаимоотношений с родителями и сверстниками, а именно - стиль воспитания в семье, невнимательность родителей по отношению к детям, их чрезмерная занятость, безразличие к ребенку, проживание в «асоциальной» семье, унижение со стороны взрослых и других подростков, неблагоприятный статус в коллективе, наследственность.
Что касается профилактических аспектов работы, то 31% опрошенных утверждают, что предупреждение девиант-ного поведения является основной задачей семьи (40% первокурсников, 33,3%
Преподаватель ^
3 / 2013
второкурсников, 35,3% третьекурсников, 38,7% студентов четвертого курса). К пятому курсу ситуация несколько изменяется - только 4,2% пятикурсников считают профилактику основной задачей семьи, 50% студентов пятого курса, участвующие в опросе, отмечают, что это заботы семьи и школы, а 37,5% отмечают необходимость комплексного решения данного вопроса. В целом ответственность за решение проблемы профилактики возлагается на семью и школу (22,8%) и совместную работу специалистов различных служб (29,4%). Кроме того, 27% опрошенных считают, что начинать данную работу следует с дошкольного возраста (6 лет и ранее), другие 31,6% - с поступления ребенка в школу (7 лет), 22,7% - с 10 лет, 17,6% - с 11-12 лет (начало подросткового возраста).
Отвечая на вопрос о том, как проводить профилактическую работу, респонденты высказывали предложения по изменению в содержании учебных дисциплин, в частности - увеличение количества часов по правоведению и предложения по включению школьника в значимую для него и социально приемлемую деятельность. К сожалению, таких ответов было не так уж много (около 5%).
Интересные, на наш взгляд, данные были получены при ответе на вопрос о значимости профилактической работы и желании самому заниматься ею. Испытуемые оценивали: 1) важность работы по профилактике девиантного поведения для себя лично по шкале от 1 до 9, где «1» означает, что «считаю, что данное направление в моей работе является абсолютно неважным»; «9» означает, что «данное направление в моей работе является одним из приоритетных»; 2) свое желание проводить профилактическую работу с несовершеннолетними по предупреждению девиантного поведения по
шкале от 1 до 9, где «1» означает полное отсутствие какого-либо желания; «9» -максимально выраженное желание вести данную работу. По первой шкале средний балл, который дали студенты первого курса - 7,4; студенты второго курса - 7,8; студенты третьего курса - 6,7; студенты четвертого курса - 6,7; студенты пятого курса - 7,7. В целом анализ анкет показал, что подавляющее большинство будущих специалистов осознает степень важности работы по профилактике отклонений в поведении подростков, чего нельзя сказать о желании действительно ею заниматься. Свое желание проводить профилактическую работу студенты первого курса оценили в 5,8 балла, второго курса - 6,6 балла, третьего курса - в 5 баллов, четвертого курса - в 5,7 балла и пятого курса - 5,7 балла. Дальнейший статистический анализ не выявил значимой корреляционной взаимосвязи между данными переменными. То есть понимание того, что профилактика в работе педагога и психолога важна, отнюдь не повышает автоматически желание действительно ее проводить. И это, на наш взгляд, может стать предметом для размышлений тех, кто занимается профессионально-педагогической подготовкой молодежи.
Конечно, проведенное исследование не позволяет дать исчерпывающий ответ на вопрос о готовности специалиста к профилактической работе в области девиантного поведения, но еще раз демонстрирует необходимость целенаправленной работы над формированием мотивационной основы деятельности и по оказанию помощи будущим специалистам в осознании ее социально-значимого смысла, для того чтобы приобщать студентов к этому важному направлению деятельности.
В современных условиях практическими задачами педагога становят-
91
3 / 2013
Преподаватель
92
ся выявление и развитие сущностных сил подростка, внушение ему сознания собственной неповторимости, побуждения его к самовоспитанию, к тому, чтобы стать творцом самого себя и своих обстоятельств. Для реализации указанных задач необходима соответствующая подготовка к педагогической деятельности.
Термины «подготовка» и «готовность» в литературе не рассматриваются как синонимы, хотя между собой они тесно связаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. Это объясняется тем, что готовность специалиста во многом определяется тем, какую подготовку он получил.
Под термином «подготовка» к педагогической деятельности понимается динамический процесс, конечной целью которого является готовность к этой деятельности.
В ходе последующего изложения остановимся на понятии профессиональной готовности педагога. В современной психолого-педагогической литературе проблема готовности специалистов к профессиональной деятельности, структура и компоненты готовности рассматриваются в работах М.Н. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, И.Б. Котова, В.А. Крутецкого, Н.Д. Левитова, А.И. Мищенко, К.К. Платонова, В. А. Сластени-на, Э.В Хачатрян и др.
В.А. Крутецкий, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др. определяют готовность как устойчивую характеристику личности, как психическое состояние, превращающееся в устойчивое качество личности в процессе деятельности, как предпосылку успешной деятельности, как необходимое слагаемое профессиональной готовности.
По мнению М.Н. Дьяченко, Л.А. Кан-дыбович, готовность представляет со-
бой «настрой», актуализацию и приспособление возможностей личности для успешных действий в данный момент, что обусловливает внутреннюю настроенность личности на определенное поведение при выполнении трудовых учебных задач, а также установку на активные и целесообразные действия [1].
Исходя из вышесказанного, под готовностью педагога к профилактике деви-антного поведения подростков автор понимает единство теоретической и практической подготовки специалиста, а также состояние его мотиваци-онно-потребностной сферы, необходимое для осуществления деятельности по социально-педагогической поддержке позитивных механизмов реализации субъектами образовательного процесса потребности быть успешными и способности противостоять негативным влияниям внешней среды.
При этом подготовка студентов вуза к работе с подростками правонарушителями должна носить организованный, целенаправленный характер, обеспечивающий комплексное получение необходимых научно-правовых и психолого-педагогических знаний, умений и навыков. Недостаточность готовности приводит к неадекватным реакциям, ошибкам, к конфликтным ситуациям и, в конечном счете, к разочарованию в профессии педагога.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Личность, образование, самообразование, профессия: Краткий психологический словарь. - Минск, 1988.
2. Иванова А.А. Педагогическая профилактика в системе предупреждения преступлений: Автореф. дис. ... канд. юр. наук. - Нижний Новгород, 2006. ■
Преподаватель
ЕК
3 / 2013