Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ'

ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
158
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Драчева Елена Леоновна, Мельцов Алексей Викторович

Цель работы. В статье рассматриваются проблемы государственного регулирования и контроля в сфере туризма, сложившиеся в Республике Крым. Метод или методология проведения работы. При проведении исследования использовались методы научного познания, обусловленные целью и задачами исследования при определении места и роли туристической деятельности в Республике Крым и выявлении ограничений в данной сфере. Результаты. В статье обосновано, что для Республики Крым туризм имеет важное значение как для обеспечения конституционного права граждан на отдых, так и для увеличения поступлений от туризма, уменьшение безработицы за счет увеличения занятости населения в этой сфере. Рассмотрены три модели государственного участия в регулировании этой важной составляющей региональной экономики, а также особенности и проблемы государственного регулирования и контроля туристической деятельности в Республике Крым. Сформулированы направления государственной поддержки туризма в рамках Евразийского экономического союза: облегчение таможенного пограничного контроля, повышение безопасности туристов и защита от недобросовестной рекламы, информирование о их социальных правах, оптимизация налоговой политики в странах-участницах, взаимное признание уровня квалификации и дипломов о прохождении обучения, оптимизация страхование туристов и их автомобильного транспорта, разделение периодов отдыха для снижения нагрузки на туристическую отрасль в пиковые сезоны, а также региональное развитие туризма с целью его продвижения на территориях, которые имеют туристический потенциал. Область применения результатов. Результаты, полученные в данном исследовании, могут быть использованы при разработке долгосрочных программ развития туризма на отраслевом и региональном уровнях. Выводы. Делается вывод, что необходимо заимствовать эффективный опыт развития туризма в рамках территориальных наднациональных объединений, таких, как Евразийский экономический союз, по примеру стран Евросоюза. Это поможет сосредоточить внимание на достижении сбалансированного развития туризма и определить приоритеты для совместной деятельности с целью увеличения въездного туризма в этих странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF STATE REGULATION AND CONTROL TOURISM ACTIVITIES IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

The purpose of the work. The article deals with the problems of state regulation and control in the field of tourism that have developed in the Republic of Crimea. The method or methodology of the work. During the research, the methods of scientific knowledge determined by the purpose and objectives of the study were used to determine the place and role of tourism activities in the Republic of Crimea and to identify restrictions in this area. Results. The article proves that for the Republic of Crimea, tourism is important both for ensuring the constitutional right of citizens to rest, and for increasing revenues from tourism, reducing unemployment by increasing employment in this area. Three models of state participation in the regulation of this important component of the regional economy are considered, as well as the features and problems of state regulation and control of tourism activities in the Republic of Crimea. The directions of state support for tourism within the framework of the Eurasian Economic Union are formulated: facilitating customs border control, improving the safety of tourists and protecting them from unfair advertising, informing about their social rights, optimizing tax policy in the participating countries, mutual recognition of the level of qualifications and diplomas of training, optimizing insurance of tourists and their motor transport, dividing rest periods to reduce the burden on the tourist industry during peak seasons, as well as the regional development of tourism in order to promote it in the territories that have tourist potential. The scope of the results. The results obtained in this study can be used in the development of long-term tourism development programs at the sectoral and regional levels. Conclusions. It is concluded that it is necessary to borrow effective experience of tourism development within the framework of territorial supranational associations, such as the Eurasian Economic Union, following the example of the EU countries. This will help to focus on achieving a balanced tourism development and identify priorities for joint activities to increase inbound tourism in these countries.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ»

Рекреация и туризм

УДК 348.48 ДРАЧЕВА ЕЛЕНА ЛЕОНОВНА

к.э.н., доцент, доцент кафедры туризма, Государственное Автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный институт физической культуры, спорта и туризма имени Ю.А. Сенкевича», e-mail: edel2004@mail.ru

МЕЛЬЦОВ АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ

к.ю.н., доцент кафедры туризма ГАОУ ВО «Московский государственный институт физической культуры, спорта и туризма имени Ю.А. Сенкевича», e-mail: meltsov_alexey@mail.ru

D0l:10.26726/1812-7096-2021 -1-135-141 ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Аннотация. Цель работы. В статье рассматриваются проблемы государственного регулирования и контроля в сфере туризма, сложившиеся в Республике Крым. Метод или методология проведения работы. При проведении исследования использовались методы научного познания, обусловленные целью и задачами исследования при определении места и роли туристической деятельности в Республике Крым и выявлении ограничений в данной сфере. Результаты. В статье обосновано, что для Республики Крым туризм имеет важное значение как для обеспечения конституционного права граждан на отдых, так и для увеличения поступлений от туризма, уменьшение безработицы за счет увеличения занятости населения в этой сфере. Рассмотрены три модели государственного участия в регулировании этой важной составляющей региональной экономики, а также особенности и проблемы государственного регулирования и контроля туристической деятельности в Республике Крым. Сформулированы направления государственной поддержки туризма в рамках Евразийского экономического союза: облегчение таможенного пограничного контроля, повышение безопасности туристов и защита от недобросовестной рекламы, информирование о их социальных правах, оптимизация налоговой политики в странах-участницах, взаимное признание уровня квалификации и дипломов о прохождении обучения, оптимизация страхование туристов и их автомобильного транспорта, разделение периодов отдыха для снижения нагрузки на туристическую отрасль в пиковые сезоны, а также региональное развитие туризма с целью его продвижения на территориях, которые имеют туристический потенциал. Область применения результатов. Результаты, полученные в данном исследовании, могут быть использованы при разработке долгосрочных программ развития туризма на отраслевом и региональном уровнях. Выводы. Делается вывод, что необходимо заимствовать эффективный опыт развития туризма в рамках территориальных наднациональных объединений, таких, как Евразийский экономический союз, по примеру стран Евросоюза. Это поможет сосредоточить внимание на достижении сбалансированного развития туризма и определить приоритеты для совместной деятельности с целью увеличения въездного туризма в этих странах.

Ключевые слова: туризм, туристический продукт, туристско-рекреационный кластер, государственная поддержка.

DRACHEVA ELENA LEONOVNA

Ph. D. in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Tourism, State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Moscow State Institute of Physical Culture, Sports and Tourism named after Yu. A. Senkevich", e-mail: edel2004@mail.ru

MELTSOVALEXEY VIKTOROVICH

Ph. D. in Law, Associate Professor of the Department of Tourism of the Moscow State Institute of Physical Culture, Sports and Tourism named after Yu. A. Senkevich, e-mail: meltsov_alexey@mail.ru

THE PROBLEM OF STATE REGULATION AND CONTROL TOURISM ACTIVITIES IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

Abstract. The purpose of the work. The article deals with the problems of state regulation and control in the field of tourism that have developed in the Republic of Crimea. The method or methodology of the work. During the research, the methods of scientific knowledge determined by the purpose and objectives of the study were used to determine the place and role of tourism activities in the Republic of Crimea and to identify restrictions in this area. Results. The article proves that for the Republic of Crimea, tourism is important both for ensuring the constitutional right of citizens to rest, and for increasing revenues from tourism, reducing unemployment by increasing employment in this area. Three models of state participation in the regulation of this important component of the regional economy are considered, as well as the features and problems of state regulation and control of tourism activities in the Republic of Crimea. The directions of state support for tourism within the framework of the Eurasian Economic Union are formulated: facilitating customs border control, improving the safety of tourists and protecting them from unfair advertising, informing about their social rights, optimizing tax policy in the participating countries, mutual recognition of the level of qualifications and diplomas of training, optimizing insurance of tourists and their motor transport, dividing rest periods to reduce the burden on the tourist industry during peak seasons, as well as the regional development of tourism in order to promote it in the territories that have tourist potential. The scope of the results. The results obtained in this study can be used in the development of long-term tourism development programs at the sectoral and regional levels. Conclusions. It is concluded that it is necessary to borrow effective experience of tourism development within the framework of territorial supranational associations, such as the Eurasian Economic Union, following the example of the EU countries. This will help to focus on achieving a balanced tourism development and identify priorities for joint activities to increase inbound tourism in these countries.

Keywords: tourism, tourist product, tourist and recreational cluster, state support.

Введение. Туризм имеет первостепенное значение для регионального развития, и в ближайшие годы ожидается, что туризм будет активно способствовать диверсификации экономики и расширению возможностей трудоустройства в России. Что касается регионального развития, связанного со стимулированием экономики в менее развитых регионах, Россия должна поддерживать деятельность, которая одновременно дает больше эффектов [1]. Туризм признан сектором с большим потенциалом в качестве генератора экономического роста, но также и в качестве создателя новых рабочих мест [19]. Среди приоритетных целей туристической политики в России проблема регионального распределения, в смысле продвижения в регионах туризма как фактора стимулирования развития слаборазвитых территорий, которые имеют потенциал для туризма [17]. В статье рассматриваются проблемы, ограничивающие туризм в Республике Крым, связанные с государственным контролем и регулированием.

Методы исследования. На современном этапе экономического развития во всем мире индустрия туризма - одна из самых быстрорастущих и перспективных отраслей [7]. По данным источника ЮНВТО, туризм занимает четвертое место в мировом экспорте товаров и услуг

(7,4%), уступая только экспорту автомобильной, химической и топливной продукции [20]. По прибыльности эта отрасль занимает третье место в мире после нефтяной и автомобильной промышленности [13]. Однако использование полезных ископаемых истощает энергетические ресурсы страны, а индустрия туризма в основном работает за счет возобновляемых ресурсов. Поэтому продажа сырья - это своего рода тупик с экономической точки зрения, а развитие туристической индустрии - очень долгая и экономически выгодная перспектива. Развитие туризма в Республике Крым оказывает прямое положительное влияние на экономику, поскольку рост числа посещений туристами имеет очень положительное влияние на увеличение производства регионального туристического продукта, привлечение денежных ресурсов туристов, построение эффективного потребительского рынка туристических услуг и приводит к повышению инвестиционной привлекательности туризма [9]. Въездной туризм также является более прибыльной формой продажи товаров и услуг, чем внешняя торговля, поскольку это экспорт, который осуществляется внутри страны [2].

Влияние туризма на экономическое развитие. Сопутствующая деятельность в сфере туризма часто может вызвать экономический рост для развития других секторов, а это может быть мотивом для выбора туризма, чтобы помочь региону избежать экономических дисбалансов. Регионы и местные власти играют ключевую роль в разработке политики, организации туризма и развитии. Развитие туризма открывает привлекательные возможности для большого числа производителей товаров и услуг, особенно в сельской местности [4, 10]. Кроме того, развитие туризма поддерживает развитие инфраструктуры, необходимой для экономического развития данного региона, и может создать отличительную черту, определенную идентичность области, от которой будет приносить пользу вся экономическая деятельность [8].

Для России туризм имеет важное значение как для обеспечения конституционного права граждан на отдых, так и для увеличения поступлений от туризма, уменьшение безработицы за счет увеличения занятости населения в этой сфере [3, 16]. Государство рассматривает туризм как важную составляющую экономики и социально-экономической сферы и придает его развитию особое значение. Накопленный определенный мировой опыт раскрывает роль государства в организации туристической деятельности.

Методы государственного регулирования и контроля. Условно можно говорить о трех моделях государственного участия в регулировании этой важной составляющей национальной экономики [5, 14, 18].

Первая модель предполагает отсутствие центрального государственного органа регулирования туризма, все вопросы решаются на местах с принципами рыночного саморегулирования. Такая модель применяется в странах, где туризм не играет большой роли для национальной экономики или же наоборот - туристическая отрасль достигла наивысшего развития, не требует государственного вмешательства. Примером страны, использующей данную модель, являются США.

Суть второй модели заключается в наличии государственного центрального органа регулирования отрасли туризма. Это может быть, например, министерство, осуществляющее контроль за деятельностью субъектов туристической деятельности страны. Такая модель требует значительных финансовых вложений в развитие туристической инфраструктуры, продвижение отечественного туристического продукта и т. д. Такую модель используют страны, для которых туризм является важной отраслью, приносит доходы в государственный бюджет. Это, например, Египет, Мексика, Тунис, Греция и др.

Третья, так называемая европейская модель, предусматривает функционирование специализированной структуры регулирования туризма в составе многоотраслевого министерства. Данную модель использует большинство европейских стран. По масштабам международного туризма и формам организации туристической отрасли для России наиболее приемлема именно третья модель управления. Однако для эффективного функционирования данной модели целесообразно получить необходимое государственное финансирование (не менее частичного) для участия страны в формировании и продвижении национального турпродукта, осуществления маркетинговых исследований, рекламно-информационной деятельности, организации и проведения международных туристических выставок, конференций, семинаров, развития туристической инфраструктуры.

Особенности государственного контроля в Республике Крым. Россия в целом и Республика Крым, в частности могут предлагать именно различные виды отдыха. Республика Крым имеет незагрязненную окружающую среду, чистый воздух, горы, море, различные архитектурные памятники и пр. Регион также может гордиться богатым фольклором и традициями. Такие черты присущи немногим другим регионам. Республика Крым удовлетворяет современные растущие потребности туриста. Это должно бы приводить к росту количества туристов. Туристическая отрасль в регионе занимает высокие позиции среди других секторов экономики, однако ее развитие тормозится по многим причинам: неразвитая нормативно-правовая база; ненадлежащее качество туристических продуктов и услуг; недостаточная популяризация внутреннего российского туристического отдыха; экономическая и политическая нестабильность; недостаточный контроль легитимности выполнения процедур сертификации, стандартизации в функционировании сферы гостеприимства; отсутствие четко сформированной стратегии развития туризма и др. Надлежащее функционирование и развитие туристической отрасли в Республике Крым может стать возможным благодаря внедрению эффективного государственного регулирования [11].

Нормативно-правовой базой функционирования туризма в Республике Крым являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-Ф3 об основах туристической деятельности в Российской Федерации, Закон Республики Крым от 14 августа 2014 года N 51-ЗРК о туристической деятельности в Республике Крым; Закон Республики Крым от 28 января 2015 года N 76-ЗРК/2015 о курортах, природных лечебных ресурсах и лечебно-оздоровительных местностях Республики Крым, другие законодательные акты, которые дополняют, международные договоры и соглашения, в которых принимает участие Россия. Была разработана и утверждена Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2024 г.», в рамках которой проводятся мероприятия по формированию туристско-рекреационных кластеров (ТРК):

- ТРК «Бахчисарайский»;

- ТРК в районе озера Чокракское;

- ТРК «Черноморский»;

- ТРК «Коктебель»;

- концепция развития туристического кластера г. Саки;

- концепция развития туристического кластера г. Евпатории;

- концепция развития туристического кластера г. Коктебель.

Объем финансирования программы составляет 588,2 млрд руб., при этом количество туристов должно увеличится до 7,5 миллионов.

Также в Республике введена в действие Государственная программа развития курортов и туризма в Республике Крым, согласно которой задачами государственного регулирования являются:

- комплексное развитие туристических территорий;

- диверсификация туристического продукта;

- повышение качества туристических услуг в соответствии с международными стандартами;

- популяризация туристических продуктов;

- мониторинг удовлетворенности туристов;

- продвижение туристического продукта на международном и внутреннем рынках.

Государственное регулирование в сфере туризма в Республике Крым формирует государственные и негосударственные организационные структуры, созданные на разных уровнях для реализации своих решений через рычаги влияния, относящиеся к их полномочиям, а именно, нормативно-правовое регулирование, налоговую политику, бюджетно-финансовую политику, информационно-маркетинговое обеспечение. Указанные рычаги могут быть эффективными и способствовать достижению основной цели организационно-управленческого механизма в случае четкого распределения полномочий на разных уровнях управления и с четким контролем соблюдения норм законодательства и определенных стратегических целей. Но в настоящее время существуют недостатки данного механизма: отсутствие интереса иностранных туристов, устаревшие основные фонды в туристической отрасли, неудовлетворительное

состояние инфраструктуры, неравномерность развития туристического потенциала, кадровый дефицит, высокий уровень «тенизации» рынка [6, 12].

Для решения выявленных проблем необходимо, чтобы развитие туризма было устойчивым при соблюдении принципов устойчивости [14, 15]:

1. Экологическая устойчивость делает развитие совместимым с сохранением биологических ресурсов и разнообразия.

2. Социальная и культурная устойчивость способствует развитию и защите культурной самобытности.

3. Экономическая устойчивость, обеспечиваемая развитием общества в условиях рационального управления ресурсами, извлекая текущие и будущие экономические выгоды.

После рассмотрения государственного регулирования в сфере туризма в Республике Крым были сделаны следующие выводы:

- наличие видения и тенденции развития туристических услуг в контексте потребительских предпочтений положительно сказывается на туристических услугах;

- Республика Крым (национальные традиции - ландшафт - досуг) хорошо вписывается в туристические услуги, которые в настоящее время предоставляются в регионе, и может стать конкурентоспособной на мировом туристическом рынке;

- туристические услуги являются катализатором социально-экономического развития и экономического роста в целом в развивающихся странах, а индустрия туризма является одним из основных источников дохода для развивающихся стран;

- постоянное повышение уровня жизни положительно скажется на дальнейшем увеличении туристического потока по различным направлениям, в т. ч. в Республике Крым.

Результаты. Также в республике необходимы правовые меры для стимулирования развития туристической инфраструктуры. Поэтому должны приниматься правовые решения, помогающие привлечь иностранные и внутренние инвестиции и займы, например, путем установления налоговых льгот.

Государственные меры по поддержке развития туризма:

1. Поддержка в предоставлении участков под застройку.

2. Поддержка в использовании маркетинговых исследований.

3. Отсрочка платежа, т. е. перенаправление убытков с начального этапа на период получения прибыли от проекта.

4. Возврат процентов по кредиту в случае капитальных вложений в туристическую инфраструктуру.

5. Содействие развитию инфраструктуры туристических проектов.

Поскольку не существует единой компании, предлагающей услуги для удовлетворения потребностей туристов, конкуренция за туристические направления во многом зависит от качества различных предлагаемых условий. Поскольку многие туристические мероприятия предлагаются государственными учреждениями, конкурентоспособность дестинации зависит от хороших результатов государственно-частного партнерства. Определенное направление также является лучшим способом создания сетей для сотрудничества между различными производителями туристического продукта.

Поддержка в области маркетинга туристического продукта означает более динамичный и лучший имидж. Общие усилия по вопросам маркетинга были предприняты. Однако для туризма характерно наличие нескольких так называемых «консорциумов или альянсов в туризме», которые могут иметь определенные преимущества с точки зрения конкурентоспособности за счет преимуществ, обеспечиваемых экономией и их силой на рынке.

Новые информационные технологии также играют важную роль в маркетинге. Примером в этом отношении является прямой маркетинг, который нацелен на онлайн-потребителей, иногда создавая проблемы для адаптации туристических агентств, которые тем самым осознают угрозу своему существованию как части цепочки распространения. Маркетинг туристических продуктов включает продукт «туристическое направление», и тесная связь между государственным и частным секторами является предпосылкой для эффективного маркетинга туристического направления.

Одним из ключевых факторов, которые может использовать туристический сектор Респуб-

лики Крым, является культурное наследие, которое распространено по всей республике. Вместе с сектором туризма культура становится сферой создания рабочих мест и экономического роста, поэтому с политической точки зрения эти два сектора часто пересекаются. Оперативные программы в сфере туризма, финансируемые из бюджета, часто поддерживают сферу строительства зданий, промышленных или сельских. Мероприятия могут варьироваться от

Литература

1. Аистов, А. В., Николаева, Т. П. Гипотеза о стимулирующем воздействии туризма на ВВП // Прикладная эконометрика. 2019. № 4 (56). С. 5-24.

2. Гук, О. А., Буркальцева, Д. Д. Развитие туристической индустрии Республики Крым // Сервис в России и за рубежом. 2019. № 2 (84). С.119-129.

3. Деточенко, Л. В. Анализ туристических связей России со странами постсоветского пространства // Региональные геосистемы. 2018. № 3. С. 346-357.

4. Зюляев, Н. А., Низова, Л. М., Сорокина, Е. Н. Внутренний туризм как вид экономической деятельности на мезоэкономическом уровне //Вестник НГИЭИ. 2018. № 6 (85). С. 72-85.

5. Каранатова, Л. Г., Евсюков, А. В. Отображение политики протекционизма в современной туристической отрасли // Управленческое консультирование. 2018. № 6 (114). С.102-110.

6. Карлова, А. И. Гостиничная анимация как фактор повышения конкурентоспособности гостиниц Республики Крым // Сервис в России и за рубежом. 2019. № 2 (84). С. 171-178.

7. Климова, Т. Б., Вишневская, Е. В., Аноприева, Е. В. The structure and dynamics of tourist flows: trends and determining factors // Сервис в России и за рубежом. 2017. № 5 (75). С. 6-18.

8. Курочкин, В. Н. Проблемы экономики туристических услуг и сервиса // Московский экономический журнал. 2018. № 5 (2). С.155-162.

9. Левицкая, Н. Е., Кохановская, И. И. Региональное управление развития туристической отрасли (на примере Республики Крым) // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2017. № 4 (23). С. 91-96.

10. Леонидова, Е. Г. Стратегический подход к развитию туризма в контексте моделирования структурных изменений экономики региона // Управленческое консультирование. 2019. №12 (132). С.133-141.

11. Мачалкин, С. Е., Морева, С. Н. Анализ динамики основных статистических показателей туристической отрасли в России // Социально-экономические явления и процессы. 2018. № 4. С.130-134.

12. Оборин, М. С., Сарян, А. А. Особенности динамики туристических потоков в России // Сервис в России и за рубежом. 2018. № 2 (80). С. 75-89.

13. Оборин, М. С., Шостак, М. А. Процессный подход к совершенствованию механизма управления предприятиями индустрии гостеприимства России и Республики Крым // Сервис +. 2018. № 2. С. 4253.

14. Плевако, Я. А. Государственная поддержка и регулирование развития предприятий сельского зеленого туризма // Экономический вестник университета : сб. научных трудов ученых и аспирантов. 2020. № 44. С. 30-35.

15. Стахно, Н. Д., Плугарь, Е. В. Факторы и динамика развития туристических потоков сферы гостеприимства в Республике Крым //Дискуссия. 2019. № 2 (93). С. 44-50.

16. Худякова, Т. А., Глинских, И. Е. Влияние колебаний валютного рынка на состояние российской туристической отрасли //Вестник НГИЭИ. 2018. № 5 (84). С. 76-86.

17. Шамахов, В. А., Каранатова, Л. Г., Балашов, А. И. Развитие внутреннего и въездного туризма в России как приоритетное стратегическое направление // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. № 4. С.143-154.

18. Яковенко, И. М., Страчкова, Н. В. Туристско-рекреационный комплекс Республики Крым : пять лет в составе России //Географическая среда и живые системы. 2019. № 2. С.101-114.

19. Ghosh, T., Mandal, S. Medical Tourism Experience : Conceptualization, Scale Development, and Validation // Journal of Travel Research. 2018. Р. 1-14.

20. International Tourism Highlights 2019 Edition. - URL : https://www.e-unwto.org/doi/ pdf/10.18111/9 789284421152.

References:

1. Aistov, A. V., Nikolaeva, T. P. Gipoteza o stimuliruyushchem vozdejstvii turizma na VVP // Prikladnaya ekonometrika. 2019. № 4 (56). S. 5-24.

2. Guk, O. A., Burkal'ceva, D. D. Razvitie turisticheskoj industrii Respubliki Krym // Servis v Rossii i za rubezhom. 2019. № 2 (84). S.119-129.

3. Detochenko, L. V. Analiz turisticheskih svyazej Rossii so stranami postsovetskogo prostranstva // Region-al'nye geosistemy. 2018. № 3. S. 346-357.

4. Zyulyaev, N. A., Nizova, L. M., Sorokina, E. N. Vnutrennij turizm kak vid ekonomicheskoj deyatel'nosti na mezoekonomicheskom urovne // Vestnik NGIEI. 2018. № 6 (85). S. 72-85.

5. Karanatova, L. G., Evsyukov, A. V. Otobrazhenie politiki protekcionizma v sovremennoj turisticheskoj ot-rasli // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2018. № 6 (114). S.102-110.

6. Karlova, A. I. Gostinichnaya animaciya kak faktor povysheniya konkurentosposobnosti gostinic Respubliki Krym // Servis v Rossii i za rubezhom. 2019. № 2 (84). S. 171-178.

7. Klimova, T. B., Vishnevskaya, E. V., Anoprieva, E. V. The structure and dynamics of tourist flows: trends and determining factors // Servis v Rossii i za rubezhom. 2017. № 5 (75). S. 6-18.

8. Kurochkin, V. N. Problemy ekonomiki turisticheskih uslug i servisa // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2018. № 5 (2). S.155—162.

9. Levickaya, N. E., Kohanovskaya, I. I. Regional'noe upravlenie razvitiya turisticheskoj otrasli (na primere Respubliki Krym) // Vestnik Moskovskogo universiteta imeni S.YU. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. 2017. № 4 (23). S. 91-96.

10. Leonidova, E. G. Strategicheskij podhod k razvitiyu turizma v kontekste modelirovaniya strukturnyh iz-menenij ekonomiki regiona // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2019. №12 (132). S.133-141.

11. Machalkin, S. E., Moreva, S. N. Analiz dinamiki osnovnyh statisticheskih pokazatelej turisticheskoj otrasli v Rossii //Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. 2018. № 4. S.130-134.

12. Oborin, M. S., Saryan, A. A. Osobennosti dinamiki turisticheskih potokov v Rossii // Servis v Rossii i za rubezhom. 2018. № 2 (80). S. 75-89.

13. Oborin, M. S., SHostak, M. A. Processnyj podhod k sovershenstvovaniyu mekhanizma upravleniya predpri-yatiyami industrii gostepriimstva Rossii i Respubliki Krym // Servis +. 2018. № 2. S. 42-53.

14. Plevako, YA. A. Gosudarstvennaya podderzhka i regulirovanie razvitiya predpriyatij sel'skogo zelenogo turizma //Ekonomicheskij vestnik universiteta : sb. nauchnyh trudov uchenyh i aspirantov. 2020. № 44. S. 3035.

15. Stahno, N. D., Plugar', E. V. Faktory i dinamika razvitiya turisticheskih potokov sfery gostepriimstva v Respublike Krym //Diskussiya. 2019. № 2 (93). S. 44-50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Hudyakova, T. A., Glinskih, I. E. Vliyanie kolebanij valyutnogo rynka na sostoyanie rossijskoj turisticheskoj otrasli // Vestnik NGIEI. 2018. № 5 (84). S. 76-86.

17. SHamahov, V. A., Karanatova, L. G., Balashov, A. I. Razvitie vnutrennego i vëzdnogo turizma v Rossii kak prioritetnoe strategicheskoe napravlenie // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. 2017. № 4. S. 143-154.

18. YAkovenko, I. M., Strachkova, N. V. Turistsko-rekreacionnyj kompleks Respubliki Krym : pyat' let v sostave Rossii // Geograficheskaya sreda i zhivye sistemy. 2019. № 2. S.101-114.

19. Ghosh, T., Mandal, S. Medical Tourism Experience : Conceptualization, Scale Development, and Validation // Journal of Travel Research. 2018. R. 1-14.

20. International Tourism Highlights 2019 Edition. - URL : https://www.e-unwto.org/doi/ pdf/10.18111/9 789284421152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.