ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
А. В. Бархота
ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В МАКРОДИНАМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Р. Ф. ХАРРОДА
В статье проводится анализ методов государственного регулирования экономической системы, предложенных видным британским экономистом Р. Ф. Харродом. Автором подробно рассматриваются такие категории макродина-мической теории, как противоциклическая политика и стабилизационный фонд.
Ключевые слова: противоциклическая политика, макроди-намическая теория Харрода, инерционность развития денежного рынка, концепция стабилизационного фонда.
Значительный вклад в разработку регулирующих начал рыночной экономики в ХХ в. внес последователь экономического учения Дж. М. Кейнса британский ученый Р. Ф. Харрод (1900-1978). Ему удалось не только разработать во многом первопроходческую кейнсиан-скую теорию экономического роста, но и развить принципы государственного регулирования хозяйственной системы в духе системы автоматических стабилизаторов на базе теоретико-методологических позиций экономической теории полной занятости.
Основная идея главной работы Р. Ф. Харрода «К теории экономической динамики» (1948), базируясь на постулатах «Общей теории занятости, процента и денег» Дж. М. Кейнса, состоит в необходимости использования государственных регулирующих механизмов в соответствии с текущей фазой промышленного цикла. Харрод обосновал невозможность длительного бескризисного развития экономической системы. По мнению ученого, это вызвано в первую очередь наиболее вероятным несовпадением реальных и ожидаемых результатов инвестиционной активности.
Иначе говоря, основу циклического развития экономики, по Хар-роду, составляет стихийность колебаний рынка в результате неоднородности ожиданий экономических агентов. «Так как общий размер выпуска продукции является результатом множества индивидуальных решений, значительная доля которых базируется на неопределенных данных, мы едва ли можем ожидать от него совпадения с уровнем, ко-
торого требует устойчивая линия развития»1, - так автор «К теории экономической динамики» формулирует предпосылки для макроэкономической нестабильности.
Р. Ф. Харрод полагал, что природа промышленного цикла тесно связана с инерционностью развития денежного рынка, которая обусловливает существование временных лагов между осуществлением государством денежно-кредитной политики и ее результатами. Ключевым элементом регулирования денежного рынка, по мнению ученого, является изменение нормы процента. В период возрастания вероятности экономического спада Харрод ратовал за постепенное снижение кредитных ставок. Согласно убеждению ученого, повышение доступности инвестиционных ресурсов вызывает краткосрочный эффект антикризисного характера.
Ядром противоциклической политики Р. Ф. Харрода является совокупность бюджетно-налоговых инструментов. По его мнению, увеличение государственных расходов на финансирование общественных работ способно оказать заметное антициклическое влияние. Рост занятости в отраслях, формирующих потребительский спрос, должен учитывать ряд конъюнктурных особенностей, в том числе и демографический фактор.
Примечательно, что идею развертывания масштабной программы общественных работ Р. Ф. Харрод развивал еще в 1932 г. в своем письме президенту Соединенных Штатов Америки Ф. Д. Рузвельту. В нем в связи с реализацией антикризисной экономической политики ученый писал: «Мы не без энтузиазма отмечаем признаки того, что политике экспансии уже удалось добиться успехов и что программа общественных работ играет важную роль в ней»2.
Альтернативным государственным расходам инструментом про-тивоциклической политики, по мнению Харрода, является снижение налогов. В наметившемся дефиците государственного бюджета он видел средство гибкого регулирования эффективного спроса. В этой связи ученый писал: «Гораздо лучше снизить налоги и предоставить гражданам самим использовать неожиданно выпавшие на их долю денежные средства»3. Таким образом, Харрод подчеркивал, что в послекризисный период уменьшение налогового бремени предпочтительнее увеличения государственных расходов. Это вызвано в первую очередь увеличением
1 Харрод Р. Ф. К теории экономической динамики. - М. : Гелиос АРВ, 1999. - С. 120.
2 The Collected Interwar Papers and Correspondence of Roy Harrod. - Vol. 3 / ed. by D. Besomi. -Cheltenham : Edward Elgar, 2003. - Р. 236.
3 Харрод Р. Ф. К теории экономической динамики. - С. 126.
эффективности использования личных располагаемых доходов граждан.
По Р. Ф. Харроду, в случае возникновения опасности кризиса перепроизводства необходимо целенаправленное создание буферных запасов готовой продукции, финансируемых правительством1. Тем самым изымается излишек товарного спроса без существенного снижения загруженности производственных мощностей. По мнению ученого, создание буферных запасов является самым мощным оружием в борьбе с нисходящей фазой промышленного цикла.
Автор «К теории экономической динамики» полагал, что основу буферных запасов, создаваемых в кризисный период, должна составлять продукция обрабатывающей промышленности. Таким образом, Харрод пришел к выводу, что падение производства в этом сегменте хозяйства неизменно повлечет за собой общее падение выпуска продукции в экономике, локомотивом которой выступают именно обрабатывающие отрасли.
Непременным условием осуществления успешной противоцикли-ческой политики ученый считал поддержание стабильного уровня цен. По мнению Харрода, самое опасное последствие кризисных явлений в экономической системе - долговременное снижение стоимости факторов производства. Этот процесс сопровождается в равной степени как спадом деловой активности, так и дальнейшим усугублением кризисных явлений.
В целях стабилизации внутренней экономической конъюнктуры во время рецессии Р. Ф. Харрод предлагал ввести гарантированные цены на товары, которые должны составлять буферные запасы. Амплитуда изменения закупочных гарантированных цен при этом должна составлять около 3%. Для большей убедительности своей аргументации касательно закупочной политики в рамках государственной экспансии Харрод провел аналогию между регулированием товарного запаса и поддержанием золотого стандарта центральным банком.
Наращивание целевых государственных расходов, координация закупочной политики и контроль за уровнем производства и цен - традиционные кейнсианские элементы противоциклической политики, предложенной Р. Ф. Харродом. Ограниченность этих мер, как представляется, состоит в их исключительной ориентации на поддержание сектора производителей и относительной эффективности в краткосрочном периоде. В долгосрочной перспективе снижение процентных ставок ведет к стерилизации избыточных сбережений, которые, по мнению британского ученого, выступают монетарной предпосылкой кризисов.
1 См.: Харрод Р. Ф. К теории экономической динамики. - С. 126, 127.
Вслед за Харродом отрицание феномена нейтральности денег и существование избыточных сбережений развивают и другие ученые-экономисты, являющиеся последователями экономического учения Дж. М. Кейнса. В частности, видный американский экономист Элвин Хансен (1887-1975) поднимал проблему «нормальной нормы сбережения» в различные фазы цикла1. Как и Харрод, Хансен выделял среди причин цикличности развития хозяйственной системы несоответствие ожидаемых и действительных объемов сбережений. Другой крупнейший экономист-теоретик Дон Патинкин (1922-1995) отмечал влияние сбережения на равновесный объем производства, развивая проблему «вынужденных сбережений» в контексте макроэкономического равновесия в духе макродинамической теории Харрода2.
Встречаемое у Р. Ф. Харрода понятие «противоциклическая политика» позже трансформируется и усложняется. Так, в современной экономической литературе можно встретить термин «точная настройка». Под ним, в частности, понимаются «предпринимаемые государством меры фискального и кредитно-денежного регулирования, направленные на ликвидацию прогнозируемых или фактических отклонений совокупного спроса от некой целевой траектории экономического роста и соответствующей ему инфляции»3.
Представляется, что данная трактовка в полной мере соответствует концепции противоциклической политики Р. Ф. Харрода. Отметим, что современный акцент на инфляционные последствия государственной политики представляет собой частный случай макроэкономической динамики. Это связано с тем, что такие последствия возможны лишь в случае неполной занятости или недостаточной загруженности производственных мощностей в конъюнктурном контексте. У Харрода этот акцент отсутствует в связи с неактуальностью инфляционных компонентов монетарной политики в 40-50-х гг. прошлого столетия. Между тем проблема сглаживания нестабильности мировой хозяйственной системы и национальных экономик в отдельности носит сегодня крайне острый характер.
Развивая концепцию противоциклической политики, Р. Ф. Харрод нередко обращался и к ее социально-демографическим последствиям. Так, при анализе демографических изменений социально-экономической системы он проявлял себя в качестве последователя теории народонаселения Т. Р. Мальтуса (1798). Эту теорию Харрод называл классиче-
1 См.: Хансен Э. Денежная теория и финансовая политика. - М. : Дело, 2006. - С. 293-300.
2 См.: Патинкин Д. Деньги, процент и цены. Соединение теории денег и теории стоимости. -М. : Экономика, 2004. - С. 285, 286.
3 Бэйтор Ф. М. Точная настройка // Экономическая теория / под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгей-та, П. Ньюмена. - М. : Инфра-М, 2004. - С. 350.
ским анализом и отмечал, что «существуют громадные районы... где рост населения наталкивается на ограниченность средств существова-
ния»1.
Британский ученый отмечал, что в тех странах, где действует закон Мальтуса, невозможно решить проблему устойчивого экономического развития посредством механизма мультипликатора-акселератора. «Оплодотворите их новым капиталом - и это только приведет там к росту населения»2, - писал Харрод.
Таким образом, эффект от реализации противоциклической политики может быть сведен к нулю, если не решены первичные социально-демографические проблемы и отсутствует тенденция к увеличению производительности труда. Ученый приходит к выводу, что рост населения и опережающий рост производства губительны для перспектив устойчивого развития. Предпосылками для этого выступают стагнация размеров душевого дохода и обострение проблемы ограниченности потребляемых ресурсов.
В рамках концепции противоциклической политики Харрод рассматривал также и весьма полемичные вопросы социального обеспечения бедствующих. Ученый выразил «мальтузианские сомнения» по поводу реализации плана распределения товарных излишков среди нуждающихся. По мнению Харрода, эффект от подобного распределения ничтожен по сравнению с реализацией самого мощного инструмента противоциклической политики - созданием буферных запасов. Его аргументация состоит в том, что накопление буферных запасов воздействует не только на распределение, но и на их производство и потребление. Тем самым осуществляется регулирование как перманентного благосостояния граждан, так и потенциальных объемов потребления, инвестирования и национального дохода. Таким образом, позиция Р. Ф. Харрода в какой-то степени дистанцируется от принципа адресной социальной помощи и тяготеет к сохранению текущего характера распределения товарных и денежных активов в различные фазы цикла. Изложенная им точка зрения не только обладает политической нейтральностью, но и способствует развитию принципов разумного государственного регулирования хозяйственных процессов вместо упрощенного выравнивания общественного благосостояния, носящего нередко социалистический характер3.
Развивая проблематику фискальных инструментов, используемых в текущей фазе промышленного цикла, Харрод пристальное внимание
1 Харрод Р. Ф. К теории экономической динамики. - С. 118.
2 Там же.
3 Там же. - С. 127, 128, 160.
уделял совершенствованию бюджетного планирования. По мнению ученого, «идея десятилетнего бюджета предполагает, что перерасходы плохих лет уравновешиваются избыточными поступлениями хороших лет»1. Тем самым последователь экономического учения Дж. М. Кейнса ратует за расширение горизонтов планирования бюджетных параметров, приведя в соответствие рост либо сокращение отдельных статей государственных доходов или расходов в конкретной фазе промышленного цикла.
Идеи об использовании стабилизационного фонда как особого инструмента макроэкономического регулирования были призваны дополнить традиционный набор мер государственной экспансии, как то: увеличение государственных расходов на поддержание полной занятости, долговременное понижение процентной ставки с целью удешевления кредитных и инвестиционных ресурсов и др.
Харрод рассматривал функционирование стабилизационного фонда, во-первых, как средство противоциклической политики государства, а во-вторых, как рычаг антикризисного управления. По его мнению, формирование фонда должно способствовать достижению целей фискальной политики. Вместе с тем аккумулирование, возможное распределение и использование средств стабилизационного фонда являются также элементами монетарных мер, проводимых государством.
Р. Ф. Харрод полагал, что объектами воздействия средств фонда выступают занятость и «покупательная сила», с которой ученый ассоциировал эффективный спрос. Ключевым моментом в идейной эволюции британского ученого в части воздействия средств фонда на экономику является положение о направлении использования ресурсов стабилизационного фонда.
Доходы фонда, по Харроду, должны быть использованы для снижения налогов, финансирования общественных работ, покрытия бюджетного дефицита, а также для реализации целей денежно-кредитной политики, в частности, выпуска денег и их эквивалентов в оборот с целью понижения процентной ставки и расширения совокупного спроса в условиях неполной занятости. Поэтому Харрод вслед за Кейнсом выступал за понижение процентной ставки и стабилизацию покупательной способности денег2. При этом он развивал идею о том, что эти средства должны иметь гарантию товарной стоимости, которая может быть обеспечена механизмом выпуска денег в соответствии со спросом на товары, образующие буферные запасы3.
1 Харрод Р. Ф. К теории экономической динамики. - С. 138.
2 Там же. - С. 143-147.
3 Там же. - С. 145-148.
Одним из центральных пунктов теоретико-методологических позиций Харрода является тезис о том, что операции, производимые стабилизационным фондом, должны иметь гибкий характер, адекватный современным тенденциям в хозяйственной системе, что требует точного учета факторов текущей фазы экономического цикла. Данное положение характерно для многих экономистов, которые развивали свои идеи в духе экономического учения Кейнса. В свете вышеизложенного использование стабилизационного фонда можно рассматривать как образование сбережений государства, направляемых на инвестиционные нужды в периоды спада деловой активности.
Концепция стабилизационного фонда в рамках кейнсианской парадигмы противоциклической политики может быть применена в современных условиях развития национальных экономик, для большинства которых характерна серьезная зависимость государственного регулирования хозяйственных процессов от политической воли и конъюнктуры внешних рынков.
Таким образом, проблема государственного регулирования экономики занимает центральное место в макродинамической теории Р. Ф. Харрода. Уходя корнями в экономическую теорию полной занятости, концепции противоциклической политики и стабилизационного фонда представляют собой те инструменты денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, которые и по сей день остаются востребованными в практике хозяйствования многих стран.
В свете обострения нестабильности развития мирового хозяйства аргументация Р. Ф. Харрода в отношении необходимости осуществления превентивной антикризисной государственной экспансии представляется весьма актуальной и обоснованной.
Список литературы
1. Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. - М. : «Журнал «Вопросы экономики», 2004.
2. Бэйтор Ф. М. Точная настройка // Экономическая теория / под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена. - М. : Инфра-М, 2004.
3. Патинкин Д. Деньги, процент и цены. Соединение теории денег и теории стоимости. - М. : Экономика, 2004.
4. Харрод Р. Ф. К теории экономической динамики. - М. : Гелиос АРВ, 1999.