НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ
ББК 60.523 YAK 316.7
C.B. ЗАЯКИН
S.V. ZAYAKIN
ПРОБЛЕМА ГОСТЕПРИИМСТВА ВО ВЗГЛЯДАХ МОЛОДЁЖИ
PROBLEM OF HOSPITALITY IN YOUNG PEOPLE'S VIEWS
В статье актуализирована проблема изменения роли и места гостеприимства во взглядах молодёжи и представлены результаты пилотного исследования, являющегося первым этапом социологического исследования, посвящённого социокультурным особенностям взаимодействия социальных общностей гостей и хозяев в личном и коммерческом гостеприимстве. В работе дан анализ отношения молодёжи к гостеприимству, его личной и коммерческой формам, проблемам и перспективам его развития. На основе полученных данных показаны перспективы дальнейшего исследования обозначенной темы.
The problem of changing the role and place of hospitality in the views of young people is brought into focus in the article. The author presents the results of a pilot study, which is the first step of a sociological study devoted to the social and cultural characteristics of the interaction between guest and host social communities in personal and commercial hospitality. The youth's attitude to hospitality, its personal and commercial forms as well as the problems and prospects of its development are analyzed in the article. The prospects for further research of the subject have been indicated.
Ключевые слова: молодёжь, личное гостеприимство, коммерческое гостеприимство, культура обслуживания, культура потребления.
Key words: the youth, personal hospitality, commercial hospitality, culture of service, culture of consumption.
Гостеприимство является значимым социокультурным феноменом, охватывающим, на первый взгляд, такие разные стороны общественной жизни, как личное и коммерческое гостеприимство. Личное гостеприимство по природе своей не преследует корыстных целей, личностно заинтересовано, обусловлено характером существующих отношений между участниками, а также нормами и традициями гостеприимства, принятыми в рамках данной общности. Всем нам знакомы такие проявления личного гостеприимства, как семейный, дружеский, добрососедский приём гостей.
С другой стороны, в современном обществе всё большее распространение получает коммерческое гостеприимство. Мы можем сказать, что коммерческое гостеприимство - это устойчивая форма организации взаимодействия профессиональной общности сотрудников предприятий индустрии гостеприимства (отелей, ресторанов и т.д.) с аморфной и гетерогенной общностью гостей. Целью этого взаимодействия является удовлетворение материальных и духовных потребностей гостей путём оказания услуг (обслу-
живания). Как отмечает французский исследователь А. Монтандон, «произошла существенная историческая эволюция, в результате которой гостеприимство трансформировалось и по своему содержанию, и по форме. Создание приютов и гостиниц, развитие платного гостеприимства изменили саму идею гостеприимства незаинтересованного, индивидуального» [3, с. 14].
В современном обществе существует ряд тенденций, снижающих значение личного гостеприимства во взаимодействии индивидов и общностей. Так, американский футуролог Э. Тоффлер говорит о распаде дружеских, соседских, а часто и родственных связей, связанном с частыми сменами места проживания, и, как следствие, - о «гостеприимстве в спешке» - поверхностном и не ведущем к установлению длительных межличностных и межобщностных связей [4, с. 119-123]. Вместе с этим изменение образа жизни и рост мобильности населения, прежде всего молодёжи, ведёт к увеличению количества контактов (преимущественно с работниками сферы обслуживания). Таким образом, происходит смещение акцента с личного гостеприимства, долгое время игравшего роль одного из механизмов интеграции индивидов внутри группы и взаимодействия между социальными общностями, на коммерческое гостеприимство, преследующее, прежде всего, материальные интересы владельцев и сотрудников предприятий индустрии гостеприимства.
Мы посчитали, что одним из «индикаторов» данных изменений могут служить взгляды молодёжи на проблему гостеприимства. Для выявления места личного и коммерческого гостеприимства в жизни современной молодёжи в ноябре-декабре 2012 года нами было проведено пилотное исследование среди пользователей социальной сети «ВКонтакте» [5]. В опросе приняло участие 57 человек в возрасте от 18 до 30 лет обоих полов (34 мужчины и 23 женщины). Также было проведено 10 полуформализованных интервью с представителями этой же возрастной группы. Интервью подтвердили данные, полученные в ходе on-line анкетирования.
Прежде всего, нас интересовало, что же молодые люди понимают под гостеприимством. На вопрос «что для вас гостеприимство?» 61,5% опрошенных ответили, что для это - «радушное отношение к гостям, их любезный приём», 23% отметили, что это «готовность принимать у себя дома родных, друзей, знакомых, коллег». С другой стороны, гостеприимство как «вид бизнеса, ориентированный на обслуживание людей, находящихся вне дома», рассматривают 7,7% респондентов. Ещё 5,8% опрошенных понимают интересующий нас феномен как «готовность помочь, дать кров и пищу страннику, незнакомому человеку» (это рождает новый, незаданный, вопрос: «готовы ли молодые люди, выбравшие этот вариант ответа, проявить подобное гостеприимство?»).
Как мы можем заключить, среди респондентов превалирует бытовое толкование феномена, которое мы также встречаем и у авторов толковых словарей русского языка [2]. Вид экономический деятельности, направленный на предоставление услуг людям, находящимся вне дома, у большинства опрошенных не ассоциируется с гостеприимством. Это подтверждают и данные устных интервью.
На вопрос о досуговых предпочтениях («как бы Вы предпочли провести своё свободное время?») наибольшее количество (21%) респондентов ответили, что предпочли бы пойти в кафе, ресторан, ночной клуб, то есть посетить предприятия индустрии гостеприимства. Второе место среди ответов занял вариант «погулять / сходить в кино» (15,8%). Третье место разделили между собой «посмотреть телевизор/фильм дома» и «почитать книгу / послушать музыку» (по 14%). Интересующие нас варианты проведения досуга «пригласить гостей» и «сходить в гости» набрали лишь по 8,8% ответов каждый (разделив 5-е место), уступив по частоте ответов варианту «заняться спортом / хобби» (10,5% и 4-е место). Личное гостеприимство оставило позади лишь общение в социальных сетях, ICQ и Skype (3,5%), компьютерные
игры (1,8%) и другие виды досуга (1,8%). Использование (потребление) услуг предприятий индустрии гостеприимства (коммерческое гостеприимство) занимает ведущее место среди видов деятельности, привлекающих молодых людей в свободное время, обойдя по популярности другие виды как домашнего, так и внедомашнего досуга.
Почти половина опрошенных (49%) предпочитают ходить в гости, а 23,5% - принимать гостей, оставшиеся 27,5% респондентов не смогли предпочесть один из вариантов (им одинаково нравится и посещать гостей, и принимать их).
При этом 28,8% респондентов принимают у себя гостей реже одного раза в месяц, 7,7% - 1 раз в месяц, 23% - 2-3 раза в месяц, 21,2% - 1 раз в неделю, а 19,2% принимают гостей несколько раз в неделю. С другой стороны, 32% опрошенных посещают гостей 2-3 раза в месяц, 29,8% - каждую неделю, 17% - один раз в месяц, 15% - реже одного раза в месяц, а 6,4% - наоборот, посещают гостей несколько раз в неделю. То есть молодые люди чаще сами ходят в гости, чем принимают гостей, что вполне согласуется с названными чуть ранее предпочтениями в области практик гостеприимства.
Цели приглашения в гости и посещения гостей совпадают. 71,2% молодых людей приглашает гостей, а 71,7% - посещает их для того, чтобы увидеться и пообщаться. Ещё 17,3% приглашают к себе в гости на семейные и дружеские торжества и праздники, а 19,6% посещают их. Чтобы обсудить с друзьями (родными, коллегами, знакомыми) важные дела, приглашают их к себе 3,8%, а посещают с этой целью 4,3% опрощенных. Оставшиеся респонденты приглашают к себе и посещают гостей с другими целями.
К себе в гости молодые люди чаще всего приглашает друзей (84,3% опрошенных), да и посещать предпочитают тоже друзей (69,6%). Далее по убыванию в обоих случаях следуют родственники (13,7% и 26% соответственно), коллеги и знакомые (по 2%). Соседи не рассматриваются молодёжью как возможные гости или гостеприимные хозяева. Одной из причин этого может являться высокая мобильность молодёжи, не способствующая установлению близких отношений с соседями, отсутствие с ними общих интересов, «площадок» для общения. Высокая мобильность, а также стремление к независимости могут являться причиной столь невысокой доли родных в ответах респондентов.
Большинство респондентов (76,5%) специально готовятся к приходу гостей, а 52,2% ещё и к посещению гостей. При этом, идя в гости, что-либо (подарок, угощение, напитки) покупают хозяевам, даже если у них нет праздника, всегда 61,7%, иногда - 31,9% опрошенных. И лишь 6,4% никогда этого не делают. Получив приглашение в гости, 43,5% опрошенных обязательно пригласят хозяев к себе в гости в следующий раз, а 47,8% - возможно, пригласят (остальные затруднились ответить). Полученные данные демонстрируют норму взаимности обменов, существующую в личном гостеприимстве, которое мы можем рассматривать как проявление социального обмена.
Возникает вопрос, чем можно объяснить невысокий уровень интереса молодёжи к личному гостеприимству (приёму и посещению гостей)? Среди факторов, мешающих респондентам принимать гостей и самим посещать их, наиболее часто называемым является дефицит свободного времени (44% и 58,7% соответственно), который также косвенно находит своё выражение в недостатке времени для подготовки к приходу гостей (8%) и уборки после их ухода (10%), подготовке к посещению гостей (6,5%). Респонденты отметили среди факторов, препятствующих приёму гостей, отсутствие родственников, друзей и знакомых, которых можно пригласить в гости (4%) или к которым можно пойти в гости (8,7%). Приёму гостей также не способствует дефицит денежных средств (6%). Оставшиеся респонденты затруднились с ответом.
Стоит отметить готовность респондентов с радостью принимать нежданных гостей (57%), что можно объяснить открытостью молодёжи ко все-
му новому и относительной лёгкостью нравов, существующих в молодёжной среде. Остальные опрошенные принимают нежданных гостей либо вынуждено (36,8%), либо стараются их поскорее проводить (6,1%).
Перейдём от рассмотрения места личного гостеприимства в жизни молодёжи к анализу той роли, которую в ней играет коммерческое гостеприимство. Среди опрошенных молодых людей 87% на досуге посещают кафе, бары, рестораны, ночные клубы. При этом 71% молодых людей посещают эти заведения чаще одного раза в месяц. Наиболее часто данные заведения посещаются с целью общения (31,7%), развлечения (29,3%) и отдыха (22%). «Поесть и выпить» среди своих целей назвали 9,8% опрошенных, новые знакомства - 4,9%, посещение «за компанию» - 2,4%. Соответственно молодые люди предпочитают посещать кафе, рестораны и ночные клубы с друзьями (87,8%). Посещение членов семьи и коллег набрало в сумме всего 12,2% ответов респондентов.
Как и в случае с личным гостеприимством, в коммерческом гостеприимстве существует ряд факторов, негативно влияющих на посещение респондентами кафе, ресторанов и ночных клубов. Среди них наибольшее значение имеет ограниченность денежных средств (45,5%). Дефицит свободного времени назвали 29,5%, что ниже аналогичного показателя в случае с личным гостеприимством. Также отрицательное влияние оказывают такие факторы, как наличие семьи и детей (9,1%), неприязнь к названным предприятиям ввиду их многолюдности и шумности (4,5%), отсутствие людей, с которыми можно посетить данные заведения (4,5%), и иные причины.
Отдельный блок вопросов касался проблем культуры обслуживания и культуры потребления услуг предприятий индустрии гостеприимства, существующих в нашей стране.
На вопрос «на Ваш взгляд, есть ли в российских гостиницах, кафе, ресторанах, ночных клубах сложившаяся культура обслуживания гостей?» 11,4% ответили утвердительно, такое же число респондентов дало отрицательный ответ. Большинство респондентов (77,3%) отметило, что в настоящее время сложившейся культуры обслуживания в нашей стране нет, она ещё находится в стадии формирования. Данному процессу, по мнению опрошенных молодых людей, способствуют усвоение западных традиций обслуживания (40,5%), высокий уровень культуры, образования и воспитания сотрудников предприятий сферы гостеприимства (33,3%), наличие традиций, норм обслуживания (14,3%). Вместе с тем в список факторов, препятствующих становлению культуры обслуживания на отечественных предприятиях индустрии гостеприимства, респондентами были внесены несоответствующий уровень образования и культуры сотрудников предприятий сферы гостеприимства (61%), копирование западных традиций обслуживания (26,8%) и отсутствие традиций, норм обслуживания (9,8%).
Что касается наличия в российском обществе сформировавшейся культуры потребления услуг кафе, ресторанов, гостиниц, ночных клубов, то 22,7% опрошенных дали утвердительный ответ, а 15,9% - отрицательный. Большинство же (61,4%), как и в случае с культурой обслуживания, указали на то, что культура потребления находится в процессе становления. «Усвоение западных образцов потребительского поведения» (48,8%), «наличие традиций, норм, ритуалов потребления услуг» (16,3%), «высокий уровень культуры, образования и воспитания россиян» и «умеренность в потреблении, традиционно присущая нашей культуре» (набрали по 11,6% ответов) оказывают положительное влияние на развитие культуры потребления в нашей стране. Сдерживают же этот процесс такие факторы, как снижение уровня культуры россиян (34,9%), отсутствие чётко оформленных потребностей, их неосознанность (27,9%), «слепое» копирование западных образцов потребительского поведения (11,6%), отсутствие традиций, норм, ритуалов потребления услуг (9,3%) и чрезмерное потребление услуг (7%). Оба вопроса вызвали затруднения с ответом у части респондентов.
Обозначенную тенденцию снижения роли личного гостеприимства и роста значения коммерческого гостеприимства в жизни молодёжи демонстрирует и исследование, проведённое сотрудниками «Левада-центра» в 2007 году. Так, среди респондентов, отвечавших на вопрос «что Вы делали в течение последних 24 часов?», доля ответивших «были в ресторане» выросла на 0,1% по сравнению с 2005 годом и составила 0,8% респондентов [1, с. 471-472]. Среди молодёжи этот показатель составил 1,5% [1, с. 475]. Такие варианты, как «посещение гостей» или «приглашение гостей», вообще не встречались среди ответов респондентов, хотя, по данным того же опроса, приём гостей доставляет удовольствие 47% опрошенных в возрасте 18-24 лет и 43% в возрасте 25-39 лет [1, с. 477].
На протяжении долгого времени гостеприимство выступало в роли одного из механизмов установления и поддержания связей между индивидами и социальными общностями. На современном этапе развития общества, а мы можем говорить, с одной стороны, об атомизации общества, а с другой, - о глобализации общественных процессов, происходит трансформация гостеприимства, оно теряет свою значимость традиционного механизма интеграции по мере перехода к постиндустриальной фазе развития общества. Мы говорим не об исчезновении личного гостеприимства, а о смещении акцента гостеприимства на его коммерциализированные формы, что подтверждают полученные нами данные. Обозначенные изменения, а также повлиявшие на них явления представляют интерес для изучения в рамках социологической науки.
Литература
1. Гудков, Л.Д. Российская повседневность [Текст] / Л.Д. Гудков // Абортивная модернизация. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 2011. - С. 459-490.
2. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка ; Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка ; Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка ; Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.classes.ru/all-russian.
3. Монтандон, А. Гостеприимство: этнографическая мечта? [Текст] / А. Мон-тандон // Традиционные и современные модели гостеприимства / сост. : А. Монтандон, С.Н. Зенкин. - М. : РГГУ, 2004. - С. 9-26.
4. Тоффлер, Э. Шок будущего [Текст] / Э. Тоффле / пер. с англ. - М. : ООО «Издательство ACT», 2002. - 557 с.
5. Социальная сеть «ВКонтакте» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://rn.vk.com/opros123454546567.