воздушного бассейна в районе расположения промышленных предприятий проектные организации фактически всегда в рабочем порядке производят расчетное определение показателя допустимого выброса, целесообразно внедрить расширенную и несколько переработанную таблицу ПДВ как вспомогательную для использования ее в проектировании. В этом случае более правильно называть вспомогательную таблицу иначе (например, «лимитирующие показатели выбросов промышленных предприятий в атмосферный воздух»).
Окончательный расчет рассеяния промышленных выбросов по-прежнему должен производиться в соответствии с действующими методиками, а итоговые величины следует сопоставлять с единственным, в определенной мере «универсальным» научно обоснованным гигиеническим нормативом — ПДК. При этом принятые к расчету обоснованные данными эксплуатации показатели выброса каждого конкретного производства являются той конкретной величиной, обеспечение которой в период работы предприятия обязательно и должно подтверждаться систематическими лабораторными наблюдениями.
Учитывая современное состояние проектирования и эксплуатации предприятий с точки зрения санитарной охраны атмосферного воздуха, в районе расположения производств и промышленных комплексов целесообразно рекомендовать в санитарно-гигиеническом отношении таблицу лимитирующих показателей выбросов промышленных предприятий для использования как вспомогательный материал при расчетном определении вероятного загрязнения атмосферного воздуха населенных мест.
ЛИТЕРАТУРА. Андреев П. И. Рассеяние в воздухе газов, выбрасываемых промышленными предприятиями. М., 1952.—Гуринов Б. П., Янышева Н. Я. Гиг. и сан., 1960, № 12, с. 3.
Поступила 30/У 1972 г.
УДК 614.7:008
ПРОБЛЕМА ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
РЕВОЛЮЦИИ
Академик И. В. Петрянов, академик АМН Ф. Г. Кроткое, проф.
Е. Н. Теверовский, А. В. Терман (Москва)
Научно-техническая революция прежде всего характеризуется быстрым ростом продукции промышленного производства. В среднем каждые 10 лет выпуск ее удваивается, причем наибольший рост отмечается в социалистических странах. Рост промышленного производства и связанная с ним непрерывная интенсификация технологических процессов приводит в свою очередь к увеличению количества отходов, выбрасываемых в атмосферу, водоемы и почву. Для примера укажем, что сейчас тепловые электростанции выбрасывают в атмосферный воздух ежегодно 100—120 млн. пг золы и около 60 млн. ш сернистого ангидрида.
Учитывая, что к 2000 году мощность тепловых электростанций повысится не менее чем в 10 раз, можно полагать, что выбросы золы возрастут до 1,5 млрд. т и сернистого ангидрида до 450 млн. ш в год (Ю. А. Израэль и Е. Н. Теверовский). Это количество выбросов может создать в атмосфере над заселенной территорией Земли концентрацию золы и сернистого ангидрида, превышающую принятую предельно допустимую концентрацию (ПДК). Таким образом, применяемый сейчас способ снижения концентрации вредных веществ в приземном слое атмосферы путем использования высоких труб теряет смысл. Другой пример. Сейчас на Земле движутся около 200 млн. автомобилей, выбрасывающих в приземную атмосферу
ежегодно около 200 млн. т окиси углерода, 40 млн. т углеводородов и 20 млн. т окиси азота. Профессор метеорологии Калифорнийского университета Нейбергер, оценивая перспективу такого загрязнения, заключает, что если на Азиатском материке появится около миллиарда автомобилей с бензиновыми двигателями, то приходящий с Тихого океана в США чистый воздух окажется полностью загрязненным. Он пишет: «В конце концов, удушливый туман, пропитанный дымом и копотью, окутает всю Землю и цивилизация исчезнет. Она погибнет не в результате катаклизма, а из-за постоянного удушения собственными отходами» (Л. Баттан).
Известный английский физик-метеоролог О. Г. Сэттон пишет: «В XVII и XVIII столетиях удаление сточных вод в городах Европы осуществлялось способом, который теперь может показаться невероятным» (без канализации, прямо на улицу). «Вполне возможно, что наши потомки будут с таким же изумлением оглядываться на XIX век и часть XX столетия, когда люди выбрасывают ядовитые и дурно пахнущие вещества в атмосферу, почти не думая о их влиянии на здоровье и имущество».
Не менее сложно обстоит дело с загрязнением водоемов. Реки и озера почти повсеместно загрязняются свыше допустимых норм. Проблема чистой питьевой воды становится первостепенной. Обсуждается даже транспортировка айсбергов из Арктики и Антарктиды для обеспечения населения водой. В ООН, в ряде стран мира созданы специальные советы или комиссии по водным ресурсам.
Однако неблагоприятное воздействие отходов на внешнюю среду и человечество не является неизбежным. При сознательном планировании производства можно сохранить здоровье людей и богатства природы, что прямо вытекает из Программы КПСС, в которой сказано: «Социалистическое государство — единственное государство, которое берет на себя заботу об охране и постоянном улучшении здоровья всего населения. Это обеспечивается системой социально-экономических и медицинских мероприятий»1. Принят ряд законов, призванных ограничить вредное воздействие загрязнения внешней среды на человека и живую природу. В их числе следует назвать «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении», «Основы водного и земельного законодательства», которыми установлены жесткие требования к ограничению загрязнения внешней среды.
Базой такого ограничения служат в настоящее время те параметры внешней среды, которые устанавливаются гигиенистами в качестве допустимых для населения в целом и отдельных его представителей. Вполне очевидно, что задачей гигиенического нормирования и является обоснование тех параметров загрязнения внешней среды, которые безусловно приемлемы для общества в целом. При этом максималистские позиции в гигиеническом нормировании, отрицающие допустимость любого загрязнения среды обитания человека, неприемлемы. Следовательно, разработка гигиенических нормативов должна прежде всего опираться на оценку риска воздействия нормируемого агента, т. е. на количественную оценку тех возможных последствий его влияния, которые могут быть признаны приемлемыми. Необходимо заметить, что концепция приемлемого риска оказывается правомерной независимо от того, по какому из наиболее жестких критериев — органолептическому, общетоксическому и т. п. — проводится нормирование. Пренебрежение этим требованием, отсутствие учета преимуществ, связанных прямо или косвенно с применением нормируемого агента, неизбежно приводит к ошибкам.
Известно, например, что воздействие ионизирующей радиации на человека в ряде случаев не безразлично для него, однако требовать отказа от рентгенологических исследований, связанных с диагностикой и ранним обнаружением ряда тяжелых заболезаний, заведомо нецелесообразно.
1 Программа КПСС, Госполитиздат, 1961.
Другими словами, риск, связанный с облучением от рентгенодиагностиче-ских процедур, пренебрежимо мал по сравнению с теми преимуществами, которые дают эти исследования. Точно также неоправданно отказываться, например, от использования электрической энергии из-за того, что эксплуатация тепловых электростанций связана с поступлением вредных отходов во внешнюю среду и в организм человека, поскольку преимущества применения электрической энергии во много раз превосходят потенциальную опасность, связанную с загрязнением внешней среды тепловыми электростанциями.
В связи с этим мы считаем возможным определить гигиенический норматив как научно обоснованный количественный показатель состояния какого-либо параметра внешней среды, систематическое, на протяжении всего периода жизни или работы воздействие которого не вызовет нежелательных изменений в состоянии здоровья населения и не будет сопровождаться генетическими последствиями 1. При обосновании норматива принимается во внимание и то, что статистически обнаруживаемые изменения в состоянии здоровья отдельных лиц, лежащие в пределах физиологических приспособительных реакций, должны компенсироваться теми преимуществами, которые дает использование того или иного фактора в народном хозяйстве. Подобное определение гигиенического норматива, базирующееся на концепции приемлемого риска, учитывает относительность наших знаний и распространяется не только на индивидуумов и популяцию, но и на последующие поколения.
Использование такого определения позволяет учитывать не только потенциальный вред, связанный с развитием производительных сил, но и ту пользу, которую приносит оно, это развитие, человечеству. Мы полагаем, что именно такой подход должен являться определяющим, особенно в условиях социалистического общества, интересы которого полностью совпадают с интересами каждого его члена.
В связи с этим следует подчеркнуть, что нормирование потенциально опасных факторов внешней среды, могущих оказать воздействие на здоровье человека, должно учитывать возможность контроля за соблюдением установленных нормативов. При этом необходимо различать контролируемые и неконтролируемые источники загрязнения объектов внешней среды. В первом случае в любой момент можно знать, сколько и чего выброшено во внешнюю среду. Во втором случае можно получить последующую информацию о содержании нормируемых веществ во внешней среде или основываться на оценочных данных.
В настоящее время общепринята система нормирования, в основе которой лежит концепция ПДК, детально разработанная и обоснованная в первую очередь советскими гигиенистами. Вместе с тем ПДК, положенная в основу гигиенического нормирования, не позволяет оценить возможных флюктуаций нормируемых величин.
В связи с этим мы считаем, что в основе контроля за воздействием нормируемых факторов должны лежать 2 взаимосвязанные величины: во-первых, устанавливаемый гигиенистами допустимый уровень воздействия нормируемого агента на человека (в частном случае ПДК), во-вторых, величина, обеспечивающая соблюдение этого воздействия, которую можно определить как предельно допустимый выброс (ПДВ).
ПДВ можно определить как количество нормируемого вещества, поступление которого во внешнюю среду за определенный, заранее заданный интервал времени не приведет к превышению заданных ПДК при изменениях гидрометеорологических и других условий. Следует отметить, что ПДВ широко используется при проектировании сброса сточных вод в водоемы (С. Н. Черкинский), однако в практике ограничения выбросов в ат-
1 В СССР при нормировании, кроме сказанного, принимается во внимание и влия ние на условия жизни человека. — Ред.
мосферу расчет ПДВ не нашел еще достаточного применения Очевидно, широкое использование такого критерия контроля за выбросами будет способствовать существенному ограничению загрязнения внешней среды.
Проектные организации, тем более разного подчинения, практически не всегда располагают надежными данными о фоновом загрязнении; в связи с этим они проектируют очистку газов и водных сбросов независимо от уже имеющихся, подбирая лишь высоту трубы для газов или разбавление примеси для водных сбросов. Таким образом, проектировщики часто не учитывают выбросы от других предприятий. Это ведет к тому, что очень быстро все проектные наметки остаются позади и выбросы становятся недопустимыми, приводящими к концентрациям, многократно превышающими установленные ПДК. Следовательно, будет полезен критерий, доступный контролю промышленности и обеспечивающий соблюдение гигиенических требований к внешней среде.
ПДВ определяется на основе учета 2 параметров: ПДК и метеорологического или гидрологического коэффициента разбавления (Р). Коэффициент гидрометеорологического разбавления примеси в атмосфере и водоемах (Р) показывает, в каком объеме воздуха или воды нужно разбавить выбрасываемую примесь до ПДК. Коэффициент разбавления определяется по отношению величины выброса примеси к создаваемой им концентрации. В случае выброса примесей в атмосферу из труб коэффициент разбавления имеет минимум в точке, где создается максимальная концентрация. Коэффициент разбавления существенно зависит от времени осреднения концентрации.
ПДВ отходов во внешнюю среду является техническим параметром, поддающимся контролю по измерениям концентрации в трубах и каналах до выброса и разбавления отходов. ПДВ должен устанавливаться для предприятия в целом, а для загазованных районов и центров, создающих большие сбросы в атмосферу и водоемы, для всего района с распределением по предприятиям, цехам и всем отдельным источникам сброса отходов. ПДВ должен обеспечивать соблюдение ПДК в любой точке вокруг предприятий, он должен утверждаться как предел выброса, т. е. строго лимитироваться при любом расширении производства, новом строительстве или реконструкции. При расчете этой величины необходимо принимать минимальный коэффициент гидрометеорологического разбавления (Р).
Для каждого конкретного случая коэффициенты разбавления могут быть рассчитаны с достаточной точностью. Мы полагаем, что коэффициенты разбавления должны определяться и ПДВ должны устанавливаться организациями Главного управления гидрометеослужбы при Совете Министров СССР, которые уже в течение ряда лет ведут контроль за промышленным загрязнением внешней среды, а также за вариациями фонового естественного загрязнения среды химическими и радиоактивными веществами. Одновременно совместно с организациями государственного санитарного надзора проводится паспортизация источников выброса в промышленных центрах. Таким образом, есть все возможности установить научно обоснованные нормы ПДВ в промышленных городах нашей страны.
Опыт введения ПДВ в некоторых отраслях промышленности показал эффективность этой меры для существенного снижения загрязнения внешней среды. Работники предприятий отлично поняли требование соблюдать лимит выброса из труб, особенно когда за его превышение с них стали взыскивать. Имея лимит выброса для всего предприятия, его руководители стали требовать от цехов строгого соблюдения этой величины. Оказалось, что при этом начали быстро изыскиваться возможности, средства и резервы улучшения очистки выбросов и существенного снижения их величины,
{ 1 В 1967 г. вышло в свет утвержденное Госстроем «Указание по расчетам выбросов в атмосферу...», которым предусматривается обязательный расчет ПДВ с учетом фонового загрязнения атмосферы. — Ред.
а тем самым — снижения загрязнения внешней среды. Естественно, что введению ограничений выброса должна сопутствовать организация непрерывного контроля за его величиной.
Мы полагаем, что обязательное определение ПДВ для каждого объекта применительно к местным условиям приведет к дальнейшему улучшению состояния внешней среды и существенному снижению промышленного загрязнения атмосферного воздуха, водоемов и почвы. Изложенные взгляды на контроль за гигиеническим нормированием выбросов отходов во внешнюю среду соответствуют высказыванию Л. И. Брежнева, который отмечал: «Хозяйское, рачительное использование естественных ресурсов, забота о земле, о лесе, о реках и чистом воздухе, о растительном и животном мире — все это наше кровное коммунистическое дело».
ЛИТЕРАТУРА. Израэль Ю. А., Теверовский Е. Н. Атомная энергия, 1971, т. 34, с. 423. — Баттан Л. Дж. Загрязненное небо. М., 1967. — С э т -тон О. Г. Вызов атмосферы. М. — Л., 1965. — Черкинский С. Н. Санитарные условия спуска сточных вод в водоемы. М., 1971.
Поступила 26/1V 1972 г.
УДК 613.634-615.91:616-006.6-092-1-616-006.6-02 :[б! 3.63 + 615.9
О КОКАНЦЕРОГЕННОМ ДЕЙСТВИИ ТОКСИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ МАЛОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ
Доктор мед. наук Б. А. Курляндский, канд. мед. наук А. Г. Медведовский,
Ф. Д. Машбиц
Московская городская санэпидстанция
Наряду с выявлением различных бластомогенных факторов (физических, химических, биологических), способных вызывать у человека и животных злокачественные новообразования, важное значение имеет выяснение условий, способствующих более выраженному их действию. Это относится в равной степени к длительному действию на организм токсических веществ в малых концентрациях, одной из основных особенностей которого является способность вызывать фазовые изменения уровня общей реактивности организма.
Актуальность исследований сочетанного действия канцерогенных и токсических веществ обусловлена тем, что совместное пребывание их во внешней среде наблюдается весьма часто и может представлять реальную опасность для человека.
Опыты проводили на беспородных белых крысах-самцах. Поставлено 10 серий экспериментов. В 8 сериях в опыт было взято 75 животных, в 2 сериях— 25. Подопытные животные подвергались ежедневному (по 4г/2 часа) 5-месячному воздействию паров бензола (СвНв) и четыреххлористого углерода (СС14) в концентрации 20 мг/м
Подбор веществ обусловлен опытом их широкого промышленного применения, а также литературными данными о их выраженном специфическом и неспецифическом действии. Учитывался и тот немаловажный факт, что ни бензол, ни (XI4 не вызывают опухолей у беспородных крыс. Опухоли у животных, затравленных парами СвНв и СС14, индуцировали имплантацией под кожу парафиновых пилюль с бенз(а) пиреном (БП) в дозе 5 мг. В выборе сроков для имплантации БП мы исходили из концепции о фазовом развитии хронической интоксикации при действии химического фактора малой интенсивности (Б. А. Курляндский). Поэтому на вершине каждой из фаз, соответственно через 1, 3 и 5 месяцев от момента начала затравки, животным вводили подкожно БП. По количеству образовавшихся опухолей, по величине латентных периодов их развития и гистоструктуре судили о влиянии СвНв и СС14 на канцерогенез. Статистическую обработку